|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект Закона РК (5 ноября 2012 года) 2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 5 ноября 2012 года № 20/П-1173 к проекту Закона РК 4. Финансово-экономический расчет по проекту Закона РК 5. Заключение научной правовой экспертизы 7. Закон РК от 11 февраля 2013 года № 76-V
ЗАКОН
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 5 ноября 2012 года № 1399
Ратифицировать Соглашение о займе (Обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход города Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития, совершенное 19 июня 2012 года в Астане.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 5 ноября 2012 года № 20/П-1173 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о займе (Обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход города Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития»
Соглашение о займе (Обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход города Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] (далее - Соглашение о займе) подписано 19 июня 2012 года в городе Астане. Реализация Проекта (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход города Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] (далее - Проект) обеспечит развитие транспортного потенциала страны, значительно повысит интенсивность движения по казахстанской части международного коридора и соответственно возрастет грузооборот транзитных грузов, что позволит значительно увеличить доходную часть бюджетов всех уровней Республики Казахстан. Транзит повлечет за собой мультипликативный эффект, выраженный в развитии внутренней и внешней торговли, снижении себестоимости товаров и услуг, роста агропромышленного, машиностроительного, добывающего сектора и многих других аспектов развития автодорожной отрасли. Увеличится средняя скорость передвижения по реконструируемым участкам в рамках данного Проекта, значительно улучшится качество дороги и соответственно повысится уровень безопасности на дорогах. В рамках Соглашения о займе предусмотрен следующий компонент Проекта: реконструкция существующего участка дороги протяженностью 7,7 км II технической категории с двухполосным движением с переводом в I-б техническую категорию с цементобетонным покрытием и четырехполосным движением, а также строительство нового участка обхода города Тараз протяженностью 57,4 км II технической категории с асфальтобетонным покрытием и двухполосным движением в рамках Транспортного коридора ЦАРЭС 1. Заем в сумме 95 млн. долларов США предоставляется Республике Казахстан из обычных капитальных ресурсов (ОКР) Азиатского Банка Развития. Срок погашения займа - 20 лет, включая 4-летний льготный период. Процентная ставка равна LIBOR + 0,4% на каждый период начисления процента. Комиссия за обязательство взимается по ставке 0,15% в год. Софинансирование Правительства Республики Казахстан не превысит 17 млн. долл. США. Средства республиканского бюджета будут направлены на софинансирование строительных работ, а также оплату налогов. Обслуживание и погашение привлекаемого займа будет осуществляться Министерством финансов Республики Казахстан за счет средств республиканского бюджета в соответствии с финансовыми условиями, установленными в Соглашении о займе. Проект планируется завершить 31 декабря 2014 года. Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан проведена экономическая экспертиза Проекта от 24 июля 2008 года № 16-03/3695. Имеется заключение государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан от 7 марта 2008 года № 03-1-1-10/1846. Технико-экономическое обоснование имеет положительное заключение РГП «Госэкспертиза» от 21 марта 2008 года № 2-78/08. Ратификация Соглашения о займе не предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан. В связи с вышеизложенным, а также в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о займе (Обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход города Тараз] Проект) [международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития».
Прогноз возможных экономических, социальных, правовых последствий
В результате реализации проекта, появляются прямые и косвенные выгоды, такие как: 1. Стимулирование экономического развития Республики Казахстан, в том числе регионов, через которые будет проходить транзитный коридор; 2. Развитие сопутствующих производств, в период строительства (реконструкции) транзитного коридора, необходимых для реализации данного проекта (например, развитие производства битума и других строительных материалов); 3. Улучшение экологической обстановки. 4. Развитие внешнеэкономической деятельности в результате роста экспортно-импортных грузоперевозок. На сегодняшний день в Казахстане центр и регионы развиваются неравномерно. В связи с тем, что оценивается влияние проекта «Международный транзитный коридор Западная Европа - Западный Китай» на развитие регионов, то основным показателем, отражающим количественную оценку влияния проекта на экономическое развитие регионов (областей), будет являться такой показатель, как ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения. В соответствии с технико-экономическим обоснованием вклад реконструируемого транзитного коридора в денежном выражении в ВРП каждой области выражен в таблице ниже.
Заем в сумме 95 млн. долларов США предоставляется Республике Казахстан из обычных капитальных ресурсов Азиатского Банка Развития, Срок погашения займа - 20 лет, включая 4-летний льготный период. Процентная ставка равна LIBOR + 0,4% на каждый период начисления процента. Комиссия за обязательство взимается по ставке 0,15% в год. Софинансирование Правительства Республики Казахстан не превысит 17 млн. долл. США. Средства республиканского бюджета будут направлены на софинансирование строительных работ, а также оплату налогов. Обслуживание и погашение привлекаемого займа будет осуществляться Министерством финансов Республики Казахстан за счет средств республиканского бюджета в соответствии с финансовыми условиями, установленными в Соглашении о займе.
Финансово-экономический расчет по проекту Закона Республики
В рамках Соглашения о займе предусмотрен компонент Проекта: 1. реконструкция существующего участка дороги протяженностью 7,7 км II технической категории с двухполосным движением с переводом в I-б техническую категорию с цементобетонным покрытием и четырехполосным движением, а также строительство нового участка обхода города Тараз протяженностью 57,4 км II технической категории с асфальтобетонным покрытием и двухполосным движением в рамках Транспортного коридора ЦАРЭС 1. Общая сумма затрат по проекту не превысит 112 млн. долл. США, из них сумма займа - 95 млн. долларов США, а также софинансирование займа из республиканского бюджета - 17 млн. долларов США. Ниже в таблице приведена общая стоимость затрат в рамках проекта:
(млн. долл. США)
Заем в сумме 95 млн. долларов США предоставляется Республике Казахстан из обычных капитальных ресурсов Азиатского Банка Развития. Срок погашения займа - 20 лет, включая 4-летний льготный период. Процентная ставка равна LIBOR + 0,4% на каждый период начисления процента. Комиссия за обязательство взимается по ставке 0,15% в год. Софинансирование Правительства Республики Казахстан не превысит 17 млн. долл. США. Средства республиканского бюджета будут направлены на софинансирование строительных работ, а также оплату налогов. Обслуживание и погашение привлекаемого займа будет осуществляться Министерством финансов Республики Казахстан за счет средств республиканского бюджета в соответствии с финансовыми условиями, установленными в Соглашении о займе.
Товарищество с ограниченной ответственностью «КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «БОЛАШАК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация, проводившая научную экспертизу, - товарищество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Болашак».
Организатор экспертизы - Министерство юстиции Республики Казахстан.
Наименование международного договора - Соглашение о займе (обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход г. Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским банком развития
Отрасли науки, затрагиваемые проектом международного Соглашения, - международное финансовое право.
Документы, представленные для проведения научной экспертизы
Сроки проведения научной экспертизы
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
1. Оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре
Оценка своевременности и обоснованности
Согласно Соглашению о займе (обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 (Обход г. Тараз) Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским банком развития (далее - Соглашение) Азиатский банк развития (далее - АБР) предоставляет Республике Казахстан заем на сумму девяносто пять миллионов долларов США ($95 000 000) в целях повышения эффективности транспортной сети в Жамбылской области на участке обхода г. Тараза Коридора ЦАРЭС 1 (Международного Транзитного Коридора Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика): реконструкция участка дороги протяженностью примерно 7,7 км, а также строительство обхода г. Тараза протяженностью примерно 57,4 км в рамках Транспортного коридора ЦАРЭС 1. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, ежегодный товарооборот между Азией и Европой составляет 600 млрд. долларов, и к 2010 году он возрастет в полтора раза, по этой причине идет поиск транспортных коридоров, позволяющих наращивать грузопоток. По оценкам отдельных экспертов в области транспорта, именно Центрально-Азиатский регион станет важнейшим транспортным участком для связи между собой районов Западного Китая и Западной Европы. Потому геополитическое положение Казахстана позволяет говорить о перспективах его превращения в один из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на пути из Китая в страны Западной Европы. Это связано с такими основными положительными показателями Международного транзитного коридора Западный Китай - Западная Европа по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) как его протяженность и время нахождения в пути. По данным причинам строительство транзитного коридора Западный Китай - Западная Европа согласуется со стратегическими целями страны, одной из важнейших среди которых является развитие транспортного потенциала страны. Это обусловлено требованиями торгово-экономического развития страны, о чем отмечено в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года (февраль 2010 года): «Внутриконтинентальное расположение страны и отсутствие выхода к морю усиливают роль транспорта в доставке казахстанских товаров на внешние рынки сбыта, ввозе импортной продукции, развитии торговых связей с Россией и Китаем, а также в доступе к портам Персидского залива через Туркменистан и Иран». И далее: «транзитный потенциал страны будет повышен через целевые инвестиции в транспортную инфраструктуру» (раздел III, ключевое направление «Ускорение диверсификации экономики», подраздел «Транспорт и телекоммуникации»). Тем самым получение Казахстаном кредита от АБР на строительство ЦАРЭС 1 способствует развитию торговли, экономики страны в целом. Учитывая цели и основные условия Соглашения, оно является обоснованным и своевременным для государства, способствует экономическому развитию и достижению стратегических целей страны. Уровень обоснованности и своевременности Соглашения: Н-ден (1) (++++) - высокий
Оценка качества.
Данное Соглашение соотносится с иными соглашениям в сфере международного финансового права. Требования законодательной техники в нем в целом выдержаны. Однако имеют место быть отдельные недостатки, которые рекомендуется устранить. Согласно нижеприведенной таблице общее количество существенных замечаний и предложений не превышает 15 процентов от количества пунктов международного договора, то это в принципе соответствует оценке Сапа (5) - высокое качество. Общее количество несущественных замечаний не превышает 30 процентов от количества пунктов международного договора, что соответствует рейтингу Сапа (5) - высокое качество.
Рекомендации по улучшению международного договора:
Оценка правомерности заключения международного договора
В Соглашении выдержаны требования действующей Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Негативно на соблюдении прав и свобод человека, гарантированных статьями 10-39 Конституции РК она не отразится, так как содержит в себе ряд гарантий их соблюдения. Соглашение соответствует общеобязательным принципам международного права, а также положениям международного финансового права. Ранее заключенным международным договорам РК Соглашение не противоречит. Требования Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года в Соглашении соблюдены. Министерство финансов Республики Казахстан внесло предложение о заключении настоящего договора в рамках своих полномочий.
2. Соблюдение в международном договоре гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина. Соглашение подвергнуто анализу на соблюдение в ней прав и свобод человека и гражданина, гарантированных статьями 10-39 Конституции страны, национальными законами РК, на наличие ограничений прав человека и гражданина, более чем предусмотрено Конституцией и законами, либо предоставление прав больше (шире), чем предусмотрено Конституцией и национальными законами, а также допустимость таких ограничений и дополнительных гарантий.
Соблюдение в Соглашении прав и свобод человека, гарантированных статьями 10-39 Конституции РК и законами РК
Исходя из вышеизложенной таблицы, права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией и законами страны, в Соглашении соблюдены. Расширений или ограничений прав и свобод человека, гарантированных Соглашением, по сравнению с национальными Основным и иным законами РК, не выявлены.
3. Определение возможной эффективности международного договора.
Подписание Соглашения способствует реализации мегапроекта строительства международного транспортного коридора Западный Китай - Западная Европа. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай - Казахстан, Китай - Центральная Азия, Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа. Огромное значение проект имеет в плане развития регионов: строительство транзитного коридора проходит по территории 5 областей. В целом реализация проекта позитивно отразится на социально-экономическом развитии страны. Реализация проекта позволит создать новые рабочие места, стимулирует развитие торговли. Значительный импульс будет дан развитию малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма и другим секторами экономики Казахстана.
4. Выявление возможных отрицательных последствий заключения международного договора.
Правовые ограничения для Республики Казахстан в виде отказа от суверенных прав в данном договоре не выявлены. Принятие дополнительных обязательств, влекущих ограничение юрисдикции республики, Правительства или государственных органов не обнаружено. Негативное последствие заключение данного Соглашения и реализации проекта, на что нацелен настоящий договор, может выявиться в следующем. Строительство искомого транспортного коридора может оказать негативное воздействие на окружающую среду: атмосферный воздух, почвы и земельные ресурсы. В этой связи при строительстве транзитного коридора крайне важно соблюсти все требования экологического законодательства и предусмотреть меры для предотвращения тех негативных последствий для окружающей природной среды, к которым может привести реализация настоящего Соглашения. В результате этих мер природная среда сохранит способность к самовосстановлению. В целом при соблюдении всех требований экологического законодательства и мер предотвращения негативных последствий для окружающей среды, что предусмотрено в самом Соглашении, не будет нарушать положений Закона Республики Казахстан от 26 июня 1998 года № 233-I «О национальной безопасности Республики Казахстан» и не представит угрозы национальной безопасности Республики Казахстан.
5. Оценка соответствия законодательства Республики Казахстан международному договору. Имплементация положений договора в национальное законодательство
Выявление и указание разночтений между нормами международного договора и нормами законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов (указы, постановления, приказы и др.)
Оценка юридического содержания оговорок к международному договору и необходимость их применения.
В Соглашении отсутствует статья об оговорках. Ввиду того, что данный договор является двусторонним, оговорок к нему не требуется.
Обоснование необходимости либо утверждения, либо присоединения, либо ратификации Казахстаном международного договора.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона Республики Казахстана «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года ратификации подлежат договоры о государственных займах. Поэтому экспортируемое Соглашение подлежит ратификации.
Вывод: Соглашение о займе (обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход г. Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским банком развития своевременно и обоснованно для Казахстана, способствует достижению стратегических целей страны. Оно соответствует требованиям Конституции, законов и международных договоров республики, не нарушает прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Основным законом. Скрытых или явных угроз для Казахстана оно не содержит и не окажет негативного влияния на безопасность страны. Основываясь на таких доводах, эксперты рекомендуют данное Соглашение к ратификации Парламентом Республики Казахстан.
Заключение научной лингвистической экспертизы в части
1. Основание научной лингвистической экспертизы: Проект «Соглашения о займе (Обычные операции) (транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Обход г. Тараз] Проект) [Международный транзитный коридор Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика] между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития» (далее - проект Соглашения) направленный Министерством финансов Республики Казахстан исходящим письмом № ДГЗ-1/8569 от 8 мая 2012 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |