|
|
|
Соблюдение налоговой тайны, обязанность каждого работника налоговой службы Байгараев Б.Р., юрист
Анализ ныне действующего законодательства Республики Казахстан свидетельствует о том, что в вопросах соблюдения налоговой тайны должностными лицами налоговых органов и их предоставления другим лицам имеются противоречия и неясности. Не разглашение должностными лицами налоговых органов налоговой тайны является составной частью защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и простых граждан, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, но при этом являются налогоплательщиками. Законодатель действующим налоговым законодательством Республики Казахстан отнёс любые сведения, полученные органом налоговой службы, к налоговой тайне, и запретил их разглашение без письменного согласия самого налогоплательщика, за исключением тех сведений, предоставление которых не является разглашением налоговой тайной, а также если они переданы с согласия самого налогоплательщика и/или переданы государственным органам, в том числе налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями)[i]. Далее хочу остановится, какие именно субъекты налоговых правоотношений имеют право получать сведения от должностных лиц налоговых органов, составляющих налоговую тайну. Необходимо сразу отметить, что сведения, составляющие налоговую тайну могут предоставляться самими налоговыми органами, и они также могут быть предоставлены по запросу заинтересованных органов в пределах их компетенции, в том числе правоохранительными органами. Если налоговые органы, в результате налоговой проверки обнаружит признаки преступления, то тогда материалы проверки передаются правоохранительным органам. В частности, такие материалы передаются органам финансовой полиции, так как выявленные по результатам проверки налоговые преступления и их расследование (дознание), такие как уклонение от уплаты налогов физическими лицами и организациями, лжепредпринимательство, незаконная предпринимательская деятельность, ложное и преднамеренное банкротство, подведомственны органам финансовой полиции[ii] Понятие «налоговая тайна», её содержание, разглашение предусмотрены действующим налоговым законодательством РК. Органы налоговой службы представляют сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента) правоохранительным органам в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, по запросам об исполнении лицами, совершающими налоговые правонарушения и преступления, налогового обязательства, обязанности налогового агента в порядке, установленном Налоговым кодексом, в целях преследования их по закону[iii]. Из этого усматривается, что органы налоговой службы имеют право без получения письменного разрешения, по соответствующим запросам об исполнении налогового обязательства, обязанности налогового агента, разглашать правоохранительному органу сведения, которая является налоговой тайной, только в случае если налогоплательщик совершает налоговые правонарушения и преступления. Осуществлять уголовное преследование или привлекать к административной ответственности лиц, совершающих налоговые правонарушения и преступления имеют право в пределах компетенции органы финансовой полиции и прокуратуры. Органы финансовой полиции Республики Казахстан являются правоохранительным органом, осуществляющим деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности[iv]. А органы прокуратуры принимают меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование[v]. Тем самым, законодатель определил субъектов (финансовая полиция и прокуратура), их компетенцию, которые имеют право преследовать лиц, совершающих налоговые правонарушения и преступления. При этом, законодатель не определил понятие налоговое правонарушение и преступление. Поэтому, при исполнении запросов не только органов финансовой полиции и/или прокуратуры, но и других правоохранительных органов, не возможно отнести то или иное правонарушение или преступление к категории налоговых. В этой связи возникает необходимость определения понятия «налоговое правонарушение» и «налоговое преступление», т.е. каким образом отличить налоговые правонарушение и преступление от других видов правонарушений и преступлений при исполнении запросов правоохранительных органов. В правоприменительной практике также встречаются противоречии в законодательстве, регулирующих порядок предоставления и получения сведений, являющиеся налоговой тайной. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, предоставить необходимые материалы и сведения[vi] Органы финансовой полиции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе по имеющимся в производстве материалам и уголовным делам иметь доступ к документам, материалам, статистической информации и иным сведениям, а также требовать их представления от руководителей и других должностных лиц организаций, физических лиц, снимать с них копии, получать объяснения[vii] Законодатель их (прокуратура и финансовая полиция) определил, как органов, имеющих право получать сведений: органов прокуратуры, как надзорного органа в соответствии с основным законом страны с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а органа финансовой полиции - на основании санкций прокуратуры, если сведения, касающиеся субъектов частного предпринимательства, запрашивается в ходе оперативно - розыскной деятельности до возбуждения уголовного дела или же на основании постановления о возбуждении уголовного дела[viii]. Правовая коллизия между Налоговым кодексом РК и Законом РК «О борьбе с коррупцией» имеет место в применении нормы ст.9 Закона РК «О борьбе с коррупцией», где в пункте 10 данной статьи указано, что поступающие в налоговые органы сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, а также судебном порядке, установленном законом. То есть законодатель, через Закон РК «О борьбе с коррупцией», позволяет, органам прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, таможенной службы, финансовой и военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и государственному органу по борьбе с коррупцией, образованный Президентом Республики Казахстан получать из органов налоговой службы сведения, составляющие служебную тайну. Тем самым, законодатель отнес сведений, указанные в декларации по индивидуальному подоходному налогу и имуществу (форма 230.00) и к служебной тайне, согласно Закону РК «О борьбе с коррупцией» и одновременно налоговой тайне, согласно налоговому кодексу РК, так как указанная декларация должна представляться субъектами коррупционных правонарушений в соответствии с Законом РК «О борьбе с коррупцией», а порядок, срок представления и содержание декларации устанавливаются налоговым законодательством[ix]. Органы прокуратуры и финансовой полиции, как указано было выше, в целях преследования по закону лиц, совершающих налоговые правонарушения и/или преступления, таможенные органы, в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 557 Налогового кодекса РК, имеют право в соответствии с указанными нормативными правовыми актами получать эти сведения, а органы национальной безопасности, внутренних дел, военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и государственный орган по борьбе с коррупцией, образованный Президентом Республики Казахстан, по-моему мнению, не имеют право получать сведений, составляющих налоговую тайну, так как, во первых, эти органы в соответствии с их специальными законами не имеют право преследовать лиц, совершающих налоговые правонарушения и преступления, во-вторых, сведений, указанные физическим лицом, являются не только служебной тайной, но эти сведения, согласно налоговому законодательству РК, являются и налоговой тайной. Поэтому полагается, что должностные лица органов налоговой службы, во избегания ответственности, при рассмотрении запросов органов национальной безопасности, внутренних дел, военной полиции, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и государственного органа по борьбе с коррупцией, образованного Президентом Республики Казахстан, о предоставлении до возбуждения уголовного дела сведений, составляющих налоговую тайну, несмотря на наличие санкций органов прокуратуры, выданных в соответствии с законодательством о частном предпринимательстве, должны руководствоваться нормами ст.557 Налогового кодекса РК и отказывать этим органам в удовлетворении их запросов, так как при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня[x].
Вывод: 1. Необходимо законодательно в действующем налоговом законодательстве закрепить понятий «налоговое правонарушение» и «налоговое преступление» следующего содержания: «Налоговое правонарушение - правонарушение, совершенное налогоплательщиком, в результате которого государству причиняется ущерб в виде неуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и за совершение которого органами налоговой службы либо судом налагаются административные взыскания в соответствии с действующим административным законодательством; «Налоговое преступление - преступление, совершенное налогоплательщиком, в результате которого государству причиняется значительный или крупный ущерб в виде неуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с уголовным законодательством»; 2. Устранить противоречие между ст.557 Налогового кодекса РК и ст.9 п.10 Закона РК «О борьбе с коррупцией», ст.11 п.9 Закона РК «О частном предпринимательстве», в части предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, в том числе при наличии санкций прокуратуры, так как согласно п.3 ст.4 Закона РК «О нормативных правовых актах», каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
___________________________________________________________ [i] Ст.557 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК [ii] Ст.ст.192 ч.3, 285 ч.3 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан» от 13 декабря 1997 года № 206-I, ст.20 п.2 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК [iii] Ст.557 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК; [iv] Закон РК «Об органах финансовой полиции» от 04 июля 2002 года № 336; [v] Ст.83 Конституции РК, Закон РК «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709; [vi] Ст.6 Закона РК «О прокуратуре» от 21 декабря 1995 года № 2709 [vii] Ст.9 Закона РК «Об органах финансовой полиции» от 04 июля 2002 года № 336; [viii] Ст.11 Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III ЗРК [ix] Ст.185 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 г. № 99-IV ЗРК, Правила составления налоговой отчётности (декларации) по индивидуальному подоходному налогу и имуществу (форма 230.00), утверждённый приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2013 года № 558; [x] Ст.6 Закона РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |