|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 декабря 2014 года № 1271
В соответствии со статьей 40 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан 28 ноября 2005 года, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый второй периодический доклад о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах. 2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан в установленном порядке направить Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций второй периодический доклад о выполнении Республикой Казахстан Международного пакта о гражданских и политических правах. 3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания. См.: Заключительные замечания по второму периодическому докладу Казахстана Комитета по правам человека ООН от 11 июля 2016 года № CCPR/C/KAZ/CO/2
постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 декабря 2014 года № 1271
Второй периодический доклад
1. Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 40 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - Пакт). 2. К подготовке доклада были привлечены все заинтересованные государственные органы Республики Казахстан, в том числе: 1) Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан; 2) Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан; 3) Центральная избирательная комиссия; 4) Верховный суд Республики Казахстан; 5) Генеральная прокуратура Республики Казахстан; 6) Министерство внутренних дел Республики Казахстан; 7) Министерство юстиции Республики Казахстан; 8) Министерство иностранных дел Республики Казахстан; 9) Министерство культуры и спорта Республики Казахстан; 10) Министерство национальной экономики Республики Казахстан; 11) Министерство энергетики Республики Казахстан; 12) Министерство образования и науки Республики Казахстан. Для составления доклада были использованы: 1) законодательство Республики Казахстан; 2) материалы и информация государственных органов и неправительственных организаций; 3) Национальный план действий в области прав человека на 2009 - 2012 годы; 4) предварительный доклад неправительственных правозащитных организаций Казахстана о выполнении Республикой Казахстан Пакта. 3. Для подготовки доклада в 2013 году создана межведомственная рабочая группа. 4. Для обсуждения проекта доклада и предложений к нему проведены региональные встречи с участием представителей государственных органов и общественности в течение 2013 года в городах Алматы, Атырау и Усть-Каменогорске.
1. Исполнение рекомендаций, представленных Комитетом
Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека (далее - Комитет) настоятельно призывает государство-участник предоставить всеобъемлющую информацию о конституционных рамках, в которых гарантируются признаваемые в Пакте права. В этой связи Комитет предлагает государству-участнику представить базовый документ в соответствии с согласованными руководящими принципами представления докладов согласно международным договорам о правах человека (HRI/GEN/2/Rev.6, глава I), которые были приняты на межкомитетском совещании договорных органов по правам человека. 5. Республика Казахстан представила общий базовый документ 11 июня 2012 года (www.adilet.gov.kz). Государству-участнику следует принять все необходимые меры для обеспечения правовой ясности в вопросе о статусе и применимости Пакта и других международных договоров по правам человека, которые были ратифицированы государством-участником. Государству-участнику следует также принять соответствующие меры по повышению уровня осведомленности о Пакте среди судей, адвокатов и прокуроров в целях обеспечения того, чтобы его положения принимались во внимание национальными судами. 6. В целях обеспечения правильного и единообразного применения норм международных договоров Республики Казахстан Верховным Судом Республики Казахстан принято нормативное постановление от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан», что также способствует применению международных договоров. 7. Верховным Судом Республики Казахстан совместно с областными и приравненными к ним судами на постоянной основе организуются и проводятся образовательные и информационно-разъяснительные мероприятия по применению судами Пакта и других международных договоров по правам человека. 8. В целях повышения квалификации судей по применению международных соглашений в гражданском и уголовном судопроизводстве в учебные планы Института правосудия при Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан для действующих судей включены лекции по вопросам изучения международных стандартов в области прав человека, процедур и средств борьбы с нарушениями прав человека, в том числе по вопросам торговли людьми, бытового насилия, ликвидации дискриминации в отношении женщин, защиты прав беженцев и лиц без гражданства. 9. В судебных актах местных судов имеются ссылки на международные акты, в том числе и нормы Пакта. Такие ссылки имеют место в постановлениях судов о санкционировании ареста, судебных актах о торговле людьми, несовершеннолетними и ряде других. 10. В рамках учебных центров областных и приравненных к ним судов, Института Правосудия при Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан предусмотрены темы занятий по изучению международных актов. 11. В Верховном Суде Республики Казахстан проводятся систематические обучающие семинары для повышения уровня осведомленности судей и аппарата судов. 12. В 2011 году Верховным Судом Республики Казахстан проведено обобщение судебной практики по применению судами конституционного принципа приоритета ратифицированных международных договоров Республики Казахстан над ее законами по гражданским, уголовным делам, которое показало отсутствие проблем в применении норм международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. 13. Реализуется Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014 - 2020 годы. Отдельным направлением данной Программы является повышение качества кадрового обеспечения, включая его обучение и повышение уровня информированности сотрудников правоохранительных органов, в том числе в части обеспечения прав человека. Государству-участнику следует активизировать свои усилия по обеспечению того, чтобы Уполномоченный по правам человека пользовался полной независимостью. В этой связи государству-участнику следует также предоставить ему достаточные финансовые и кадровые ресурсы в соответствии с парижскими принципами (резолюция 48/134 Генеральной Ассамблеи, приложение). Комитет далее рекомендует Уполномоченному по правам человека обратиться с ходатайством об аккредитации в Подкомитет по аккредитации Международного координационного комитета национальных учреждений по поощрению и защите прав человека. Также при создании национального превентивного механизма, предусмотренного в Факультативном протоколе к Конвенции против пыток, государству-участнику следует обеспечить, чтобы это не препятствовало, а способствовало более эффективному выполнению его ключевых функций в качестве национального правозащитного учреждения в соответствии с парижскими принципами. 14. В 2012 году Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан (далее - УПЧ) получил статус «В» (неполное соответствие) в Международном координационном комитете национальных правозащитных учреждений. В целом, деятельность УПЧ в полной мере соответствует ряду парижских принципов. В частности, УПЧ: 1) утверждается Президентом по согласованию с палатами Парламента. В руководящем документе перечислен исчерпывающий перечень оснований освобождения УПЧ от должности; 2) наделен компетенцией запрашивать от должностных лиц любую информацию, касающуюся прав и свобод человека, посещать учреждения, в том числе закрытые, с целью проведения мониторинга, в случаях, имеющих большое общественное значение, обращаться к Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан; 3) получает и рассматривает обращения из всех территориальных единиц, в том числе посредством своего интернет-ресурса. В настоящее время ведется проработка вопроса учреждения региональных представительств УПЧ; 4) направляет рекомендации государственным органам. Кроме того, в ежегодном отчете о деятельности, направляемом Президенту Республики Казахстан, находят отражение все обращения и рекомендации, направляемые УПЧ, что гарантирует контроль над их реализацией; 5) активно сотрудничает по самому широкому спектру вопросов как с институтами гражданского общества, так и с международными организациями; 6) его деятельность публична и широко освещается в средствах массовой информации (далее - СМИ) и на страницах официального сайта (www.ombudsman.kz); 7) участвует в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере прав человека на уровне разработки и принятия Парламентом Республики Казахстан; 8) рассматривает индивидуальные жалобы на нарушения прав человека; 9) инициирует рассмотрение случаев нарушений прав человека; 10) в своей деятельности независим и не находится в подчинении ни одного органа законодательной, судебной и исполнительной власти, не входит в их состав и не относится к их структурам; 11) его ежегодный отчет публикуется в печатном виде и находится в свободном доступе на сайте. 15. Республика Казахстан придерживается мнения о необходимости расширения финансовых и кадровых ресурсов УПЧ в перспективе. Вместе с тем, придерживаясь мнения о том, что такое усиление должно проводиться эволюционным способом и быть надлежащим способом обсуждено и подготовлено, в том числе в контексте подготовки соответствующих кадров, нормативной и институциональной базы. Данный вопрос уже прорабатывается и был поддержан Правительством и Парламентом Республики Казахстан. Необходимая сумма потребности средств для расширения штатной численности и образования региональных представительств УПЧ в областях и городах Астане, Алматы и Байконуре уже была включена в проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2009 - 2011 годы» по программе 106 «Услуги по соблюдению прав и свобод человека» в сумме 130 млн. тенге. В феврале 2009 года были разработаны необходимые дополнения в нормативные акты, регулирующие деятельность УПЧ. Однако впоследствии, в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и секвестированием республиканского бюджета, решение данного вопроса было отложено на перспективу. 16. В 2013 году был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Данным Законом превентивный механизм был внедрен в: 1) уголовный процесс; 2) уголовно-исполнительную систему; 3) систему здравоохранения; 4) систему адаптации и образования несовершеннолетних; 5) систему временной изоляции лиц от общества. Кроме того, были приняты поправки в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за воспрепятствование законной деятельности участников превентивного механизма. 17. Во исполнение пункта 2 распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 15 августа 2013 года № 139-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 2 июля 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» Национальным центром по правам человека разработаны и утверждены распоряжением УПЧ следующие правовые акты: 1) Положение о Комиссии по избранию членов Координационного совета при УПЧ; 2) Положение о Координационном совете при УПЧ; 3) Правила отбора участников национального превентивного механизма; 4) Правила формирования групп из участников национального превентивного механизма для превентивных посещений; 5) Правила подготовки ежегодного консолидированного доклада по итогам превентивных посещений. 18. Приняты постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил возмещения расходов участников национального превентивного механизма по превентивным посещениям» и «Об утверждении Правил превентивных посещений участниками национального превентивного механизма». 19. Приняты Методические рекомендации по превентивным посещениям, которые находятся на согласовании с экспертами Подкомитета Организации Объединенных Наций (далее - ООН) против пыток и PRI (Международная Тюремная Реформа). Государству-участнику следует принять меры для обеспечения того, чтобы сотрудники правоохранительных органов не делали отдельных лиц объектом своей борьбы с терроризмом исключительно на основании их статуса или религиозных убеждений и проявлений. Кроме того, государству-участнику следует обеспечить совместимость любых мер по борьбе с терроризмом с Международным пактом о гражданских и политических правах. В этой связи государству-участнику следует собрать полные данные, которые должны быть включены в его следующий периодический доклад о выполнении антитеррористических законов и их влиянии на осуществление прав, признаваемых в Пакте. 20. За период с 2011 по 2012 годы и 9 месяцев 2013 года следственными подразделениями Комитета национальной безопасности Республики Казахстан расследовалось 48 преступлений экстремистской направленности. Из них в 2011 году - 11 преступлений, в 2012 году - 16 преступлений, в 2013 году - 21 преступление. По указанным преступлениям вынесены 15 обвинительных приговоров, 4 преступления рассматриваются судебными органами. 21. Во втором полугодии 2013 года Верховным Судом Республики Казахстан проведено обобщение судебной практики по рассмотрению уголовных дел, связанных с экстремизмом и терроризмом. В результате было установлено, что судебные разбирательства, в том числе в отношении лиц, подозреваемых в террористической деятельности, проводятся в соответствии с международными нормами справедливого судопроизводства. 22. Указом Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года № 648 утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2013 года утвержден План мероприятий по реализации этой Программы. В соответствии с Планом мероприятий в целях улучшения религиозной обстановки в стране и реализации комплексных и системных мер, направленных, прежде всего, на профилактику и недопущение радикальных проявлений в религиозной среде, в системном порядке планируется повысить уровень подготовленности сотрудников правоохранительных органов, задействованных в работе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Государству-участнику следует принять меры для того, чтобы как в законодательном порядке, так и на практике обеспечить независимость судебной системы и ее роль в качестве единственной инстанции, отправляющей правосудие, и гарантировать компетентность, независимость и несменяемость судей. Государству-участнику следует, в частности, принимать меры по искоренению любых форм вмешательства в деятельность судебных органов и обеспечивать оперативное проведение тщательных, независимых и беспристрастных расследований всех утверждений о вмешательстве, в том числе посредством коррупции, а также по привлечению к ответственности и наказанию виновных, включая судей которые могут быть в этом замешаны. Государству-участнику следует пересмотреть полномочия Прокуратуры/Генеральной прокуратуры, чтобы действия этого органа не подрывали независимость судебной власти. 23. Согласно опубликованному рейтингу Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2013 - 2014 годы Казахстан по показателю «Судебная независимость» занял 88 место, тогда как в 2012 - 2013 годах занимал 94 место. Для улучшения показателя «Независимость судов», являющегося одним из ключевых показателей институционального развития страны в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума, утвержден План мероприятий (Дорожная карта) по повышению индекса независимости судебной власти в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности. 24. Необходимо отметить, что существующий порядок назначения и освобождения судей в Республике Казахстан полностью отвечает принципу обеспечения независимости судов. 25. В настоящее время вопросы отбора судейских кадров находятся в ведении коллегиального органа - Высшего Судебного Совета, обеспечивающего гарантии независимости и неприкосновенности судей. 26. Процедура отбора судейских кадров, заложенная в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее - Конституционный закон), имеет множество положительных качеств, позволяющих осуществлять честный отбор кандидатов, таких как принцип недискриминации (пункт 1 статьи 30) и процедура отбора кандидатов путем сдачи квалификационного экзамена (пункт 1 статьи 29). В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Конституционного закона Высший Судебный Совет осуществляет отбор кандидатов, удовлетворяющих требованиям, на конкурсной основе, а затем рекомендует их на должности судей. Окончательное решение о назначении на должности судей Верховного Суда принимает Сенат, а на все остальные судейские должности - Президент Республики Казахстан. 27. 16 февраля 2012 года приняты разработанные Верховным Судом Республики Казахстан изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» и Конституционный закон, направленные на усиление роли Высшего Судебного Совета, деятельность которого связана с обеспечением формирования судов, и дальнейшее совершенствование судебной системы, повышение роли местных судов, усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей республики. Также данным Законом реализован принцип автономности судебной системы, упорядоченности и демократизации процесса отбора кадров. В частности, судьям предоставлена возможность через пленарное заседание самим принимать участие в отборе кандидатов на судебную должность. В случае обнаружения на пленарном заседании каких-либо негативных или компрометирующих сведений по кандидату, принимающему участие в конкурсе как на должность судьи районного суда, так и на должность судьи областного суда, областные суды сообщают об этом в Верховный Суд. 28. Кандидатуры на вакантные должности председателей судебных коллегий областных судов, Верховного Суда вносятся Председателем Верховного Суда на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда на альтернативной основе. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда. Пленарное заседание Верховного Суда обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов и Верховного Суда и выносит соответствующие заключения. На основании решения пленарного заседания Верховного Суда Председатель Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет кандидатуры на должности председателей судебных коллегий областных судов, Верховного Суда. Высший Судебный Совет рассматривает представленные кандидатуры и рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей судебных коллегий областных судов, Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. 29. Для повышения открытости и гласности отбора кандидатур на судейские должности Верховным Судом практикуется опубликование в местных официальных периодических печатных изданиях и интернет-ресурсах областных судов сведений о кандидатах-стажерах на должность судьи, проходящих стажировку в судах, а также кандидатах на должность судьи, подавших заявление на участие в конкурсе на вакантную должность судьи районного суда. 30. Начиная с 2011 года публикуются сведения о кандидатурах, представляемых на занятие должности председателей и председателей коллегий местных судов в республиканских официальных изданиях периодической печати, на веб-сайте Верховного Суда для предоставления всеми желающими каких-либо сведений, мнений, отзывов о кандидатах в адрес Верховного Суда. 31. Прямое участие общественности, в том числе неправительственных организаций (далее - НПО), профессиональных ассоциаций, имеющих отношение к деятельности судов, в ходе отбора кандидатов на судейские должности способствует объективному, всестороннему изучению качеств, характеризующих личность кандидата на должность судьи. 32. Основанием для рассмотрения Высшим Судебным Советом вопроса об освобождении судьи от должности является представление Председателя Верховного Суда. Представление об освобождении судьи от должности за совершение им дисциплинарных проступков, в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения Судебного жюри. 33. Согласно Конституции Республики Казахстан судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае, установленном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 34. В целях дальнейшего укрепления и совершенствования независимой судебной власти Верховным Судом в 2013 году разработаны и внесены в Мажилис Парламента Республики Казахстан следующие законопроекты: 1) проект Конституционного закона о внесении изменений в Конституционный закон Республики Казахстан о судебной системе, который направлен на совершенствование процедуры конкурсного отбора кандидатов на судейские должности; усиление роли общественности при отборе кандидатов в судьи; повышение роли кадрового резерва на руководящие судейские должности; 2) проект Закона о внесении изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур. В проекте устанавливаются требования к представителям по гражданским делам, в качестве которых будут допускаться лица с высшим юридическим образованием, также решаются вопросы расширения сферы применения информационных технологий в судебном процессе. 35. На борьбу с коррупцией в судебной системе направлены организационные и функциональные меры, которые сводятся к улучшению материально-технической оснащенности местных судов, материального и социального обеспечения судей, повышению их ответственности, неукоснительному соблюдению норм судейской этики и созданию условий для транспарентности деятельности судов. Все суды Республики Казахстан технически оснащены и размещаются в зданиях, отвечающих современным стандартам отправления правосудия. 36. В Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией» были внесены изменения и дополнения касательно обеспечения государством социальной и правовой защиты государственных служащих, возможности применения в отношении лиц, претендующих на занятие государственной должности с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, специальной проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства. 37. В октябре 2012 года создан Судебный совет при Верховном Суде Республики Казахстан по противодействию коррупции. 38. Разрабатывается проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции». Особенностью данного законопроекта является его ориентированность на сферу формирования и реализации антикоррупционной политики, как важнейшей части государственной политики, включающей меры, направленные на решение следующих задач: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за них; влияние на мотивы поведения должностного лица; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях. 39. Для достижения этих целей законопроект включает решение на законодательном уровне следующих задач: 1) повышение эффективности обеспечения защиты от коррупции прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также общества в целом; 2) обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности по вопросам коррупции; 3) формирование антикоррупционного мировоззрения, атмосферы общественного неприятия коррупции, правовой культуры во всех сферах жизнедеятельности общества; 4) внедрение международных стандартов в национальное законодательство по противодействию коррупции; 5) функционирование эффективного механизма предупреждения коррупции, включая совершенствование государственного управления и повышение роли институтов гражданского общества и населения по противодействию коррупции; 6) усиление контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления; 7) предупреждение коррупции и возникновения коллизии интересов в частной сфере, поощрение добросовестной коммерческой практики; 8) расширение и активизация международного сотрудничества по обмену опытом в сфере законодательства и практики противодействия коррупции. 40. Следует отметить, что процессуальные законы, принятые в постсоветский период, значительно сузили перечень должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных приостанавливать решение судов, оставив данное право только за Генеральным Прокурором (ст. 396 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан). Кроме того, необходимо учитывать, что данное право реализуется им только исключительно в целях пересмотра дела в порядке надзора. Генеральный прокурор вправе приостановить исполнение принятых по делу судебных актов для проверки их в порядке надзора только в том случае, если по поступившему ходатайству из соответствующего суда истребовано гражданское дело (пункт 33 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 20 марта 2003 года № 2 «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства»). Приостановление Генеральным прокурором исполнения судебного акта является ограниченным во времени (не более трех месяцев). 41. На фоне вынесенных судами решений, доля приостановленных Генеральной прокуратурой судебных актов незначительна. Основанием для приостановления исполнения судебных актов являются доводы сторон по делу, обратившихся с ходатайствами о незаконном выселении из жилища, необоснованном взыскании значительных денежных сумм, в том числе и с государства, наличие в действиях налогоплательщиков признаков попытки избежать уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и другое. 42. Полномочия органов прокуратуры закреплены и в статье 83 Конституции Республики Казахстан, где определено, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики Казахстан. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. 43. В силу существующих норм Конституции и процессуального закона, деятельность органов прокуратуры нельзя расценивать как необоснованное вмешательство в деятельность судебной системы и доминирование по отношению к суду. Государству-участнику следует провести исследование с целью установления причины столь малого количества оправдательных приговоров по уголовным делам для обеспечения того, чтобы права обвиняемых гарантировались и защищались в соответствии с Пактом в ходе всего судебного процесса. Кроме того, государству-участнику следует обеспечить принятие мер, которые гарантировали бы недопустимость в рамках судебной системы доказательств, полученных под пытками. 44. В части уголовного судопроизводства за 2013 год вынесено оправдательных приговоров в отношении 507 лиц, что составляет 1,8% от количества дел, рассмотренных с вынесением приговоров. За 2012 год было оправдано 400 лиц или 1,7%. Указанные данные свидетельствуют о том, что количество лиц оправданных судами, растет из года в год. 45. В новом Уголовно-процессуальном кодексе предполагается исключить институт возвращения уголовного дела для дополнительного расследования, что соответственно повысит процент оправдательных приговоров. 46. В части недопустимости доказательств, полученных под пытками, следует отметить, что в ряде нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан имеются разъяснения о том, как следует оценивать предъявляемые органами обвинения доказательства, если они получены под пытками. 47. 28 декабря 2009 года Верховным Судом Республики Казахстан принято нормативное постановление № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство обращениям или наказаниям». 48. В новом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан Верховным Судом Республики Казахстан предложен конкретный механизм расследования обвинений в применении пыток, а также отдельные положения, связанные с оценкой показаний, полученных под давлением или пытками. Государству-участнику следует активизировать свои усилия по расширению участия женщин в государственном и частном секторах и, в случае необходимости, принять соответствующие временные специальные меры для выполнения положений Пакта. Государству-участнику следует принимать необходимые меры по ликвидации распространенных негативных стереотипов в отношении женщин, а также обеспечивать, чтобы представленность женщин в обоих секторах отражала прогресс, достигнутый в повышении уровня их образования. 49. На 1 января 2013 года численность женщин на государственной службе составляет 48378 человек (55,7%) (общая численность 91077 единиц). Доля женщин среди политических государственных служащих составляет 10%, из них в Правительстве Казахстана из 19 министров 3 женщины (15%), они возглавляют такие ключевые ведомства, как Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство здравоохранения, Министерство по делам экономической интеграции. Отмечен рост количества женщин-депутатов в Парламенте Республики Казахстан. В 2010 году доля мест, занимаемых в Парламенте Республики Казахстан, составила 13,6%, в 2011 году - 13,7%. На сегодня в Мажилисе Парламента 28 женщин, что составляет 26,1% от общего числа депутатов (до выборов 2012 года - 19 женщин). Среди судей Верховного суда Республики Казахстан женщины составляют 33,3%; а среди судей областных судов женщин - более половины (51%). 50. На должности акимов из числа женщин в 2013 году было избрано 280 человек (11,4%), что на 32 человека больше, чем было ранее. 51. Государство проводит активную политику по стимулированию активности женщин в частном секторе. В 2013 году были приняты поправки в «Дорожную карту бизнеса 2020», которые выделили женщин в отдельную категорию предпринимателей, которым оказывается финансовое содействие со стороны государства. 52. В 2012 году Ассоциация деловых женщин Казахстана вступила во Всемирную ассоциацию женщин предпринимателей, стала членом FCEM. 53. В целях обеспечения гендерного равенства в Республике Казахстан на постоянной основе принимаются соответствующие акты. 54. Действует Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы. Стратегия принята с целью реализации принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества. 55. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 января 2012 года № 24 утвержден План мероприятий на 2012 - 2016 годы по реализации Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы. 56. В 2012 году Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями». 57. В 2013 году Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» были внесены изменения, касающиеся пенсионных накоплений, оплаты отпуска по беременности и родам, обязательного социального страхования. Государству-участнику следует принять комплексный подход к профилактике насилия и бытового насилия в отношении женщин во всех его формах и проявлениях и борьбе с ним, в том числе путем повышения уровня осведомленности о его пагубных последствиях. В этой связи государству-участнику следует пересмотреть Закон «О профилактике бытового насилия» в целях обеспечения того, чтобы он поощрял жертв насилия в отношении женщин к уведомлению правоохранительных органов о любых случаях такого насилия. Государству-участнику следует обеспечивать, чтобы дела о насилии в отношении женщин тщательно расследовались, виновные привлекались к ответственности и, в случае осуждения, подвергались соответствующему наказанию, а жертвы получали адекватное возмещение. 58. Благодаря принимаемым мерам за последние 8 лет (с 2005 по 2012 годы) достигнута устойчивая тенденция снижения преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Количество преступлений за указанный период снизилось больше чем наполовину (с 1610 до 780), убийств в два раза (с 578 до 285). 59. Одной из практических мер в профилактике и пресечении бытового насилия и реализации гендерной политики являются подразделения органов внутренних дел по защите женщин от насилия. Сегодня в нем работают 133 сотрудника полиции. 60. В 2012 - 2013 годы для целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, совершившего бытовое насилие, вынесено 93 тысячи защитных предписаний. К административной ответственности привлечено более 2137 лиц. 61. В 2014 году был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия бытовому насилию», который предусматривает комплекс дополнительных правовых мер по противодействию фактам бытового насилия и оказанию содействия лицам, являющимися жертвами бытового насилия. В частности, был увеличен срок защитного предписания с 10 до 30 суток, а также принята норма, запрещающая лицу, совершившему бытовое насилие проживать в жилище с потерпевшим, в случае установления наличия у него возможности обеспечить себя жильем, была ужесточена ответственность за преступления в сфере семейно-бытовых отношений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |