|
|
|
КАЗАХСТАН: НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Ерболат Еркебуланов Советник Юридическая фирма GRATA e-mail: yyerkebulanov@gratanet.com
1. Вступление Как известно, на 27-м заседании Совета иностранных инвесторов, состоявшемся 12 июня 2014 года, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев объявил о создании одностороннего безвизового режима для граждан 10 стран, которые показали наибольшую инвестиционную активность в Казахстане, в частности, для граждан Великобритании, Германии, Италии, Малайзии, Нидерландов, ОАЭ, Республики Корея, США, Франции и Японии[1]. В тот же день Президент подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата» (далее - «Закон»), который вступил в силу с 24 июня 2014 года[2]. Закон внес значительные изменения и дополнения в Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года (далее - «Закон об инвестициях») и Налоговый кодекс РК от 10 декабря 2008 года (далее - «Налоговый кодекс»). Незначительные поправки были также внесены в Законы РК «О занятости населения», «О концессиях», «О миграции населения» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках».
2. Зеленый свет для инвестиционных приоритетных проектов 2.1. Преференции Казахстан установил наиболее благоприятные условия для инвестиционных проектов, признаваемых в качестве «инвестиционных приоритетных проектов» (далее - «Проект(ы)»). Основным условием для Проекта является осуществление инвестиций на сумму не менее чем 2 млн. МРП (около 20 млн. долларов США) в одну из сфер деятельности, определенных Правительством. Инвестор, который заключил с уполномоченным органом (в настоящее время - Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий (далее - «Комитет по инвестициям»)) инвестиционный контракт в рамках Проекта, может воспользоваться следующими преимуществами (которые отдельно прописываются в инвестиционном контракте): 1) освобождение от корпоративного подоходного налога на срок до 10 лет; 2) освобождение от уплаты земельного налога на срок до 10 лет; 3) освобождение от налога на имущество на срок до 8 лет со дня введения в эксплуатацию фиксированных активов (например, завод). Данное положение действует только в отношении тех активов, которые были введены в эксплуатацию впервые; 4) возмещение до 30 процентов от фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования (так называемая - «Инвестиционная субсидия»[3]) после полного ввода такого объекта в эксплуатацию на основании подтверждающих документов. Чтобы подать заявку на инвестиционную субсидию, заявитель должен также представить заключение государственной экспертизы. Правила по предоставлению инвестиционной субсидии утверждаются Правительством; 5) отсутствие необходимости в получении разрешения на работу для иностранных работников юридического лица, владеющего инвестиционным контрактом, его подрядчиков и субподрядчиков в сфере изыскательной и проектной деятельности, инжиниринговых услуг и строительных работ. Такое освобождение действует до истечения 1 года с момента ввода объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию. Перечень профессий и количество привлеченных сотрудников устанавливаются в инвестиционном контракте; 6) стабильность в отношении (i) вышеуказанных налоговых льгот и (ii) режима, не требующего оформления разрешений на привлечение иностранной рабочей силы[4]; 7) взаимодействие с Комитетом по инвестициям по принципу «одного окна». Инвестор лишь подает заявку в Комитет по инвестициям с соответствующими документами и, при ее удовлетворении, далее обсуждает условия инвестиционного контракта; 8) упрощенная процедура получения земельных участков для Проекта; 9) оказание содействия Комитетом по инвестициям в обеспечении гарантированного заказа(-ов) со стороны национальных компаний; 10) (этот вид преференций существовал ранее и остается в силе) освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования и запасных частей на период инвестиционного контракта, но не более 5 лет.
2.2. Условия, которым должен отвечать инвестор 2.2.1. Статус вновь созданного юридического лица Республики Казахстан Инвестиционный контракт в рамках Проекта может быть заключен только с юридическим лицом, которое имеет статус «вновь созданного юридического лица Республики Казахстан», то есть: 1) его государственная регистрация была осуществлена не ранее 1 года до дня подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций; 2) оно осуществляет деятельность, предусмотренную в перечне приоритетных видов деятельности, определенных для реализации Проектов (далее - «Список видов деятельности»); 3) реализация Проекта осуществляется только в рамках одного инвестиционного контракта. Список видов деятельности определяется Правительством и может быть пересмотрен не более одного раза в год. Следующие отрасли не могут быть включены в Список видов деятельности: (i) игорный бизнес, (ii) недропользование и (iii) изготовление подакцизных товаров (за исключением моторных транспортных средств с объемом двигателя более 3000 куб. см, кроме микроавтобусов, автобусов и троллейбусов). 2.2.2. Инвестиционные преференции для Проекта предоставляются при соблюдении следующих условий: 1) вновь созданное юридическое лицо Республики Казахстан должно осуществлять инвестиции в размере более чем 2 млн. МРП (около 20 млн. ДСША). Такое юр. лицо не имеет право: (а) осуществлять деятельность на территории специальных экономических зон; (б) быть компанией, акции (доли участия) которой принадлежат государству и (или) организации с участием государства в уставном капитале; или (в) являться автономной организацией образования. 2) для реализации Проекта в качестве источника или гарантии финансирования не должны привлекаться бюджетные средства; 3) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора концессии; 4) имеется решение Правительства Республики Казахстан по каждому Проекту о предоставлении инвестиционной субсидии (на наш взгляд, этот пункт применим только, если инвестор желает получить инвестиционную субсидию).
2.2.3. Условия по Налоговому кодексу Чтобы получить налоговые преференции, о которых говорится выше, предприятие-владелец инвестиционного контракта по Проекту должно получать не менее 90 процентов совокупного годового дохода от осуществления деятельности по реализации Проекта. Кроме того, если налоговое законодательство изменится и ставки налогов и сборов увеличатся, то по отношению к владельцу инвестиционного контракта по Проекту применяются ставки налогов и сборов (кроме НДС и акцизов), которые действовали на момент заключения инвестиционного контракта.
3. Инвестиционный омбудсмен Законом также введена должность инвестиционного омбудсмена. Он назначается Правительством и должен оказывать помощь в защите прав и законных интересов инвесторов. В обязанности Инвестиционного омбудсмена входит: 1) рассмотрение обращений инвесторов и вынесение рекомендаций для их разрешения, в том числе путем взаимодействия с государственными органами; 2) помощь инвесторам в разрешении спорных вопросов во внесудебном и досудебном порядках; 3) разработка и внесение в Правительство рекомендаций по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.
4. Порядок подачи заявки Потенциальный заявитель должен представить в Комитет по инвестициям документы, указанные в Законе об инвестициях[5]. В соответствии с действующими правилами[6], Комитет по инвестициям рассматривает заявление с соответствующими документами в течении 20 рабочих дней. В случае положительного решения Комитет готовит проект инвестиционного контракта в течении 10 рабочих дней с даты такого решения. Такой контракт составляется с учетом положений типового инвестиционного контракта, утвержденного Правительством[7]. Стороны могут вести переговоры относительно более подробного содержания инвестиционного контракта.
____________________________________________________________ [1] Этот режим действует с 15 июля 2014 по 15 июля 2015 года с возможным продлением. Граждане этих стран могут пересекать границу Казахстана без визы и находиться на территории страны до 15 календарных дней с момента прибытия в Казахстан. [2] Положения о налоговых льготах и инвестиционной субсидии вводятся в действие с 1 января 2015 г. [3] Новая статья 18-5 (Инвестиционная субсидия) Закона об инвестициях [4] Новая статья 18-3 (Гарантии стабильности при изменении законодательства Республики Казахстан) Закона об инвестициях [5]Статья 19 (Требования к заявке на предоставление инвестиционных преференций) Закона об инвестициях [6]Правила приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставления инвестиционных преференций, утвержденные приказом Министра МИНТ от 1 июня 2012 года № 183. [7]Постановление Правительства от 8 мая 2003 г. № 436, с изменениями и дополнениями.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |