|
|
|
Последствия Алматы Содержание:
Амангельды Шорманбаева Эксперт ОФ «Международная Правовая Инициатива»
Последствия
1. Обзор действующего правового (законодательного) регулирования финансирования неправительственных организаций в Республике Казахстан.
За годы независимости в Республике Казахстан было зарегистрировано по разным подсчетам, около 27 тысяч некоммерческих организаций (далее НКО). Одним из самых главных факторов, влияющих на развитие сектора неправительственных организаций (далее НПО), является возможность получения финансирования проектов и программ из различных источников - как национальных, так и международных. На сегодняшний день НПО могут получать финансирование в форме пожертвований, грантов международных и казахстанских фондов, а также международных организаций. Однако недавние законодательные инициативы могут практически ликвидировать сложившуюся модель финансирования казахстанских НПО из независимых источников. Поэтому для начала дадим краткий обзор действующей системы законодательного регулирования и практики финансирования в форме грантов неправительственных организаций в Республике Казахстан. Основным законом, регулирующим деятельность НПО, является Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях»[2] (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.). В частности, в статье 35 этого закона указаны основные источники финансирования некоммерческой организации: Статья 35. Источники формирования имущества некоммерческой организации 1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются: 1) поступления от учредителей (участников, членов); 2) добровольные имущественные взносы и пожертвования; 3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях; 4) дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам); 5) другие не запрещенные законом поступления. 2. Законодательными актами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. 3. Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. …… Как известно, НКО могут получать финансирование также и в форме грантов. На данный момент получение грантов не запрещено ни одним законом Республики Казахстан, поэтому это одни из основных способов финансирования НКО. При этом, Налоговый кодекс Казахстана[3] дает следующее понятие гранта в целях предоставления налоговых льгот: Статья 12. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе для целей налогообложения: п.п. 11) грант - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе для достижения определенных целей (задач): государствами, правительствами государств - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам; международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими неправительственными общественными организациями и фондами, чья деятельность носит благотворительный и (или) международный характер и не противоречит Конституции Республики Казахстан, включенными в перечень, устанавливаемый Правительством Республики Казахстан по заключению государственных органов, - Республике Казахстан, Правительству Республики Казахстан, физическим, а также юридическим лицам; иностранцами и лицами без гражданства - Республике Казахстан и Правительству Республики Казахстан. Для целей настоящего Кодекса грантом также признается имущество, полученное на безвозмездной основе казахстанскими неправительственными общественными фондами в рамках межправительственного соглашения, участником которого является Республика Казахстан, направленного на поддержку (оказание помощи) малообеспеченным гражданам в Республике Казахстан, для достижения целей (задач), определенных таким соглашением;
Не все виды некоммерческих организаций имеют налоговые льготы по полученным грантам, а только те, которые указаны в статье 134 НК РК: Статья 134. Налогообложение некоммерческих организаций 1. Для целей настоящего Кодекса некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме установленной гражданским законодательством Республики Казахстан для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: 1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового; 2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.
Также для того, чтобы грант, предоставляемый донором, получил налоговые льготы, необходимо, чтобы организация-донор была включена в специальный перечень[4], составляемый Правительством Казахстана, как это указано пункте 1 подпункте 11) статьи 12 Налогового кодекса Казахстана.
2. Обзор предлагаемых изменений в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций».
2.1. Расширение сферы действия закона о государственном социальном заказе
Предлагаемый проект закона в первую очередь, вносит изменения в Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе». Теперь этот закон предлагается называть как Закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан». Данным законом расширяется сфера действия закона «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан». В частности теперь этот закон регулирует - «…общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и премий неправительственным организациям в Республике Казахстан». Таким образом, в результате поправок появится ранее не существовавший в таком виде специализированный «рамочный» закон, регулирующий порядок предоставления финансирования НПО.
2.2. Расширение полномочий уполномоченного государственного органа (в данном случае Министерства культуры и спорта, далее - МКИС) по вопросам грантового финансирования НПО из любых источников
Расширяются полномочия уполномоченного государственного органа (в данном случае Министерства культуры и спорта, далее - МКИС).
Если раньше он занимался только координацией государственных органов в сфере государственного социального заказа, то теперь он будет еще руководить и проводить мониторинг по вопросам выделения грантов и их реализации со стороны НПО -
П.п. 3-2 статьи 1 - «уполномоченный орган в сфере неправительственных организаций (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области государственного социального заказа; предоставления премий; выделения грантов, их реализации и мониторинга»; П.п.5-1) статьи 1 - «мониторинг реализации государственного социального заказа, грантов - сбор, обработка и анализ информации о реализации государственного социального заказа, грантов». Также, согласно п.п. 2-1) статьи 4-1 Проекта закона, МКИС получит полномочия по утверждению правил предоставления грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за их реализацией.
Таким образом, МКИС получит следующие полномочия: - будет определять порядок предоставления грантов на территории Республики Казахстан; - проводить мониторинг выделения и реализации грантов НПО. - будет собирать, обрабатывать и анализировать информацию о реализации государственного социального заказа, грантов (Это означает, что НПО будут обязаны предоставлять любую информацию по своим грантам).
2.3. Введение нового понятия «грант» и «премия»
Вводится понятие «гранта» и «премии», ранее не использовавшееся как в данном законе, так и в других законодательных актах - П.п. 2-1 статьи 1 - «грант для неправительственных организаций (далее - грант) - средства, предоставляемые неправительственным организациям оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций, в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы». П.п. 2-2 статьи 1 - «премия для неправительственных организаций (далее - премия) - бюджетные средства, предоставляемые неправительственным организациям за внесенный вклад в решении социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней»; «Статья 6-1. Гранты 1. Гранты делятся на государственные, предоставляемые за счет бюджетных средств, и негосударственные, предоставляемые из внебюджетных источников на добровольной основе, в том числе и международными, иностранными организациями. 2. Гранты предоставляются на основе конкурсного отбора неправительственным организациям Республики Казахстан, включенным в реестр поставщиков государственного социального заказа, за исключением неправительственных организаций, находящихся в процессе ликвидации, признанных несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и (или) экономическая деятельность которых приостановлена. 3. Гранты неправительственным организациям на территории Республики Казахстан предоставляются оператором, в порядке, установленном уполномоченным органом. 4. Гранты предоставляются на реализацию социальных программ, социальных проектов, разработанных неправительственными организациями в порядке, определенном уполномоченным органом. 5. Неправительственные организации, получившие государственный грант, могут использовать на материально-техническое обеспечение часть полученных средств, но не более десяти процентов.
2.4. Создание специального субъекта по выдаче грантов в Казахстане для НПО
Еще одним серьезным изменением является учреждение нового субъекта в сфере грантового финансирования НПО - «Оператора»:
«оператор в сфере грантового финансирования неправительственных организаций (далее - оператор) - некоммерческая организация в форме акционерного общества, определяемая Правительством Республики Казахстан, для выделения грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за их реализацией». «Статья 6-2. Оператор 1. Оператор осуществляет следующие функции: предоставление государственных и негосударственных грантов в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы, за исключением случаев, предусмотренных в налоговом законодательстве; осуществление мониторинга реализации грантов в соответствии с Правилами предоставления грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за реализацией грантов и внесение предложения по совершенствованию механизмов предоставления грантов в уполномоченный орган; размещение информации о реализации грантов на официальном интернет-ресурсе оператора; составление ежегодного отчета о результатах своей деятельности и предоставление его в уполномоченный орган. 2. Оператор вправе привлекать экспертов для мониторинга реализации грантов в целях развития общественного контроля».
2.5. Регулирование сфер деятельности НПО, получающих гранты из любых источников
Проект закона предусматривает, что гранты предоставляются для реализации проектов и программ по направлениям, которые строго определены в проекте Закона:
Статья 5. Сферы реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий 1. Реализация государственного социального заказа, предоставление грантов и присуждение премий осуществляются по следующим направлениям: 1) достижение целей в области образования, науки, информации, физической культуры и спорта; 2) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; 3) охрана окружающей среды; 4) поддержка молодежной политики и детских инициатив; 5) решение проблем демографии; 6) решение гендерных проблем; 7) поддержка социально уязвимых слоев населения; 8) помощь детям-сиротам, детям из неполных и многодетных семей; 9) содействие в трудоустройстве граждан; 10) защита прав, законных интересов граждан и организаций; 11) развитие культуры и искусства; 12) охрана историко-культурного наследия; 13) укрепление общественного согласия и национального единства; 13-1) содействие службам пробации уголовно-исполнительной инспекции при оказании социально-правовой помощи лицам, состоящим на их учете; 13-2) проведение общественного мониторинга качества оказания государственных услуг; «2. Государственный социальный заказ осуществляется также в целях оказания помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, и по иным социально значимым направлениям, не противоречащим законодательству Республики Казахстан.».
Даже поверхностный анализ данной статьи говорит о том, что из сферы предоставления грантов «выпадают» многие вопросы, связанные с гражданскими и политическими правами человека. Само по себе регулирование сфер предоставления грантов ранее не существовало и применялось только для государственного социального заказа. Теперь вне зависимости от того, будут ли доноры предоставлять гранты напрямую или через создаваемого «Оператора», они не смогут самостоятельно определять приоритеты для своих грантов и должны будут смотреть на перечень в статье 5 проекта Закона, чтобы не выходить за рамки сфер деятельности указанной в нем. В противном случае, это будет нарушением закона и может повлечь ответственность.
2.6. Усложнение отчетности НПО
Проектом предлагается внести изменения в Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях» и ввести обязанность НПО публиковать ежегодно свою фиансовую отчетность не просто в «официальных», а в том числе «республиканских периодических» изданиях.
3. Последствия принятия предлагаемых изменений в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций».
3.1. Последствия принятия проекта закона в таком виде:
Появление не существовавшего в таком виде ранее, специализированного «рамочного» закона, регулирующего вопросы порядка предоставления грантов НПО из любых источников. Расширение полномочий уполномоченного государственного органа (в данном случае, Министерства культуры и спорта). Если раньше он занимался только координацией государственных органов в сфере государственного социального заказа, то теперь он будет определять порядок предоставления грантов на территории Республики Казахстан, проводить мониторинг выделения и реализации грантов НПО, а также будет собирать, обрабатывать и анализировать информацию о реализации государственного социального заказа и грантов (вне зависимости от источника финансирования). Введение в закон ранее не существовавшего в таком виде термина «грант», который сужает сферу предоставления грантов (вне зависимости от источника финансирования) до поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития только социальной сферы. Создание ранее не существовавшего единого «Оператора» по грантовому финансирования НПО в Казахстане. Предлагаемые в проекте полномочия Оператора позволяют юридически монополизировать предоставление грантов в Казахстане с момента принятия Закона в предложенном виде. Внедрение в закон норм, устанавливающих ограниченный перечень сфер деятельности, на которые могут выдаваться гранты в Казахстане любыми донорами. Само по себе регулирование сфер предоставления грантов ранее не существовало и применялось только для государственного социального заказа. Теперь, вне зависимости от того, будут ли доноры предоставлять гранты напрямую или через создаваемого «Оператора», они не смогут самостоятельно определять приоритеты для своих грантов и должны будут смотреть на перечень в статье 5 Закона чтобы не выходить за рамки сфер деятельности указанной в нем. В противном случае, это будет нарушением закона и может повлечь ответственность. Даже поверхностный анализ статьи 5 Проекта закона (Сферы реализации государственного социального заказа, предоставления грантов и присуждения премий) говорит о том, что из сферы предоставления грантов «выпадают» многие вопросы, связанные с гражданскими и политическими правами человека. Свертывание программ и проектов международных доноров, которые не захотят отдавать свои средства государственному Оператору. Это повлечет существенное сокращение источников финансирования НПО в форме грантов.
Выводы
В случае принятия проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций», в имеющейся на данный момент редакции, будут созданы правовые условия, для ограничения права на объединение граждан в части возможности поиска и получения независимого от государства финансирования в виде грантов, а также будет существенным образом ограничено возможность международных организаций, Правительств иностранных государств и международных НПО предоставлять напрямую гранты казахстанским НПО. Проектом закона о финансировании НПО в имеющейся на данный момент редакции будут созданы правовые условия для создания контролируемой государством системы финансирования НПО через единого «Оператора». При этом НПО могут в любой момент потерять возможность напрямую искать и получать финансирование, в том числе в форме грантов, потому что формулировки Проекта закона об НПО достаточно широки и позволяют государственному «Оператору» стать монопольным субъектом по предоставлению грантов для НПО в Казахстане. Это, в свою очередь, может привести к тому, что все доноры предоставляющие гранты в Казахстане смогут финансировать НПО только через посредника в виде Оператора. Широта формулировок предлагаемого проекта закона об НПО и возможность их двоякого толкования позволяет параллельно существовать какое-то время имеющейся в данный момент системе финансирования НПО как от независимых источников (в том числе международных организаций), так и со стороны государства по государственному социальному заказу. Однако резкое изменение статус-кво может произойти в любой момент и для этого достаточно лишь политического решения, так как заложенные в проекте Закона правовые условия позволяют это сделать в любой момент.
Рекомендации
Ограничить сферу действия предлагаемого Закона Республики Казахстан только государственными грантами. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций». Для этого достаточно внести предлагаемые нами изменения и дополнения всего лишь в несколько статей Проекта в целях ограничения действия Закона до регулирования только государственных грантов, предоставляемых Оператором за счет средств бюджета. Отдельной детальной разработки требует правовой механизм получения Оператором на договорной основе грантов от международных организаций и иных доноров в целях реализации собственных проектов и программ. Наши предложения в Проекта Закона можно посмотреть в Приложении 1 к данному Анализу. Они выделены красным цветом.
Алматы, 26 марта 2015 г.
К Анализу последствий принятия Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций»
Проект ЗАКОН
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года «О государственном социальном заказе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 6, ст. 8; 2011 г., № 21, ст. 171; 2012 г., № 5, ст. 35; 2013 г., № 5-6, ст. 30; 2014 г., № 3, ст. 21): 1) заголовок изложить в следующей редакции: «О государственном социальном заказе, государственных грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан»; 2) преамбулу изложить в следующей редакции: «Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного социального заказа, предоставления государственных грантов и премий неправительственным организациям в Республике Казахстан.»; 3) в статье 1: подпункт 2) изложить в следующей редакции: «2) государственный социальный заказ - форма реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, обеспеченная за счет бюджетных средств, предоставляемых государственными органами неправительственным организациям;»; дополнить подпунктами 2-1), 2-2) следующего содержания: «2-1) государственный грант для неправительственных организаций (далее - государственный грант) - средства, предоставляемые неправительственным организациям оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций, в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы; 2-2) премия для неправительственных организаций (далее - премия) - бюджетные средства, предоставляемые неправительственным организациям за внесенный вклад в решении социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней;»; подпункт 3-2) изложить в следующей редакции: «3-2) уполномоченный орган в сфере неправительственных организаций (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области государственного социального заказа; предоставления премий; выделения государственных грантов, их реализации и мониторинга;»; подпункт 5-1) изложить в следующей редакции: «5-1) мониторинг реализации государственного социального заказа, государственных грантов - сбор, обработка и анализ информации о реализации государственного социального заказа, грантов;» дополнить подпунктами 8-1) и 8-2) следующего содержания: «8-1) Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при уполномоченном органе (далее - Координационный совет) - консультативно-совещательный орган, создаваемый уполномоченным органом, для координации работы по обеспечению взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций; 8-2) оператор в сфере грантового финансирования неправительственных организаций (далее - оператор) - некоммерческая организация в форме акционерного общества, определяемая Правительством Республики Казахстан, для выделения государственных грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за их реализацией;»; 4) подпункт 2) в статье 4 исключить. 5) в статье 4-1: дополнить подпунктами 2-1), 2-2) и 2-3) следующего содержания: «2-1) утверждает правила предоставления государственных грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за их реализацией; 2-2) утверждает правила присуждения премий для неправительственных организаций и осуществляет их присуждение; 2-3) создает Координационный совет, утверждает его положение и состав;»; подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) осуществляет мониторинг реализации государственного социального заказа и утверждает порядок его проведения;»; дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания: «7-1) рассматривает отчеты оператора о результатах его деятельности и утверждает его форму;»; 6) в статье 5: заголовок изложить в следующей редакции: «Сферы реализации государственного социального заказа, предоставления государственных грантов и присуждения премий»; абзац первый изложить в следующей редакции: «1. Реализация государственного социального заказа, предоставление государственных грантов и присуждение премий осуществляются по следующим направлениям:»; подпункт 14) исключить; дополнить пунктом 2 следующего содержания: «2. Государственный социальный заказ осуществляется и по иным социально значимым направлениям, не противоречащим законодательству Республики Казахстан.»; 7) дополнить статьями 6-1, 6-2 и 6-3 следующего содержания: «Статья 6-1. Гранты 1. Гранты делятся на государственные, предоставляемые за счет бюджетных средств, и негосударственные, предоставляемые из внебюджетных источников на добровольной основе, в том числе и международными, иностранными организациями. 2. Государственные гранты предоставляются на основе конкурсного отбора неправительственным организациям Республики Казахстан, включенным в реестр поставщиков государственного социального заказа, за исключением неправительственных организаций, находящихся в процессе ликвидации, признанных несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и (или) экономическая деятельность которых приостановлена. 3. Государственные гранты неправительственным организациям на территории Республики Казахстан предоставляются оператором, в порядке, установленном уполномоченным органом. 4. Государственные гранты предоставляются на реализацию социальных программ, социальных проектов, разработанных неправительственными организациями в порядке, определенном уполномоченным органом. 5. Неправительственные организации, получившие государственный грант, могут использовать на материально-техническое обеспечение часть полученных средств, но не более десяти процентов. Статья 6-2. Оператор 1. Оператор осуществляет следующие функции: предоставление государственных и негосударственных грантов в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы, за исключением случаев, предусмотренных в налоговом законодательстве; осуществление мониторинга реализации государственных грантов в соответствии с Правилами предоставления государственных грантов неправительственным организациям и осуществления мониторинга за их реализацией и внесение предложения по совершенствованию механизмов предоставления государственных грантов в уполномоченный орган; размещение информации о реализации грантов на официальном интернет-ресурсе оператора; составление ежегодного отчета о результатах своей деятельности и предоставление его в уполномоченный орган. 2. Оператор вправе привлекать экспертов для мониторинга реализации выдаваемых им грантов в целях развития общественного контроля. Статья 6-3. Премии 1. Премии неправительственным организациям Республики Казахстан присуждаются Правительством Республики Казахстан на основании решения Координационного совета. Заявки о выдвижении неправительственных организаций на соискание премии подаются неправительственными организациями и государственными органами в уполномоченный орган ежегодно до 1 сентября. Правила присуждения премий для неправительственных организаций устанавливается уполномоченным органом. 2. На соискание премии выдвигаются неправительственные организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан. Не допускается повторное выдвижение на соискание премии одних и тех же неправительственных организаций в течение 3 лет. Одна и та же неправительственная организация не может выдвигаться на соискание Премии более чем по одной номинации. 3. Минимальный размер премии составляет 2000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленный законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. 4. Премии могут присуждаться одному или одновременно нескольким соискателям, в этом случае ее денежная часть делится поровну между ними.». 2. В Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 1, ст. 8; № 24, ст. 338; 2003 г., № 11, ст. 56; 2004 г., № 5, ст. 30; № 10, ст. 56; 2005 г., № 13, ст. 53; 2006 г., № 8, ст. 45; № 15, ст. 95; 2007 г., № 2, ст. 18; № 9, ст. 67; № 17, ст. 141; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; 2011 г., № 2, ст. 21; № 5, ст. 43; № 17, ст. 136; № 23, ст. 179; № 24, ст. 196; 2012 г., № 2, ст. 13; № 8, ст. 64; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 10-11, ст. 56; № 15, ст. 81; 2014 г., № 11, ст. 63, 67): пункт 7 статьи 12 вместо слова «официальных» дополнить словами «на официальном интернет-ресурсе оператора по государственному грантовому финансированию неправительственных организаций в Республике Казахстан». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
[1] Настоящий анализ подготовлен для Общественного фонда «Международная Правовая Инициатива» в рамках проекта «Общественная кампания по продвижению свободы объединения в проекте закона о финансировании НПО» при поддержке Консорциума Лайфлайн (Фридом Хаус). Мнение автора не обязательно совпадает с мнением Консорциума Лайфлайн и Фридом Хаус. [2] Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях»[2] (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.). Опубликован: «Казахстанская правда» от 27 января 2001 г. № 23-24 (23371-23372); «Егемен Казакстан» № 16 от 26 января 2001 г.; Ведомости Парламента РК, 2001 г., № 1, ст. 8 [3] Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.). Опубликован: «Казахстанская правда» от 13 декабря 2008 г. № 275-277 (25722-25724); от 19 декабря 2008 г. № 280-283 (25727-25730). [4] Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2009 года № 376 «Об утверждении перечня международных и государственных организаций, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты» (с дополнениями по состоянию на 20.11.2014 г.). Опубликовано: «Казахстанская правда» от 28 марта 2009 г. № 88-89 (25832-25833); САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 17, ст. 139
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |