|
|
|
Бурибаев Ермек Абильтаевич, д.ю.н., профессор, член Правления нотариальной палаты г.Алматы индивидуальный член Международного союза нотариата (UINL)
К 20-летию образования частного нотариата Казахстана
О модели развития казахстанского нотариата
В эти дни частный нотариат Казахстана отмечает свое 20-летие. Являясь важной частью правовой системы страны, нотариат прошел за эти годы сложный путь становления и реформ. Два десятка лет назад отечественный нотариат выбрал для себя латинскую модель существования, соответствующую исторически сложившейся в Казахстане романо-германской правовой системе. Нотариат латинского типа организован и действует, основываясь на принципах, выработанных Международным союзом нотариата. Вместе с тем сегодня нотариат стоит на распутье: налицо разнонаправленное развитие законодательства. С одной стороны, происходит планомерное снижение видов нотариальных действий, с другой - законодатель возвращает ранее упраздненную исполнительную надпись, налагает на нотариат новую обязанность по выполнению роли некоего посредника при передаче документов о регистрации прав на недвижимое имущество между собственником и уполномоченным органом. На мой взгляд, приведенные и иные процессы правового обеспечения нотариальной деятельности нуждаются в осмыслении в части определения реальных потребностей общества по использованию потенциала нотариата. С этой точки зрения законодательный процесс носил изначально несовершенный характер, поскольку от внимания разработчиков проектов нормативных правовых актов постоянно ускользают концептуальные вопросы: каковы направления правовой политики в этой области общественных отношений, соответствует ли ей разрабатываемые нормы, какова траектория изменений общественные отношения, каковы будут последствия разрабатываемых законопроектов. В целом, следует отметить отсутствие четко определенного направления развития государственной политики в сфере нотариата, что является важнейшим фактором, замедляющим его становление и функционирование. Являются заученными тезисы о том, что «нотариат обеспечивает юридическую безопасность гражданского оборота», «нотариат - часть правовой инфраструктуры государства», «институт нотариата обеспечивает конституционное право каждого на квалифицированную юридическую помощь». Однако каким образом, в какой степени нотариат способен гарантировать безопасность, стабильность общественных отношений, экономических действий, не уточняется. Каковы его реальные гарантии, интересна ли обществу нотариальная деятельность? Думается, что эти вопросы должны стать отправной точкой при определении путей развития модели нотариата в современном Казахстане. Сформированный тип отечественного нотариата фактически ограничен выполнением лишь удостоверительной функции, что определенно препятствует раскрытию потенциала нотариата, вызывает его некоторое отторжение у общества и госструктур, как лишнего бюрократического института, создающего препятствия в гражданском обороте, и который должен рано или поздно исчезнуть с развитием технологий, переводом всего документооборота в электронный формат. Однако международный опыт самых развитых стран мира, в организацию которых, ОЭСР, стремиться попасть Казахстан, свидетельствует об обратном. Во всех государствах Организации экономического сотрудничества и развития функционирует институт нотариата, несмотря на то, что нотариусы работают в различных правовых системах: романо-германской или англосаксонской, их деятельность направлена на оказание квалифицированной юридической помощи на основе принципов законности, независимости и беспристрастности. Из 35 государств-членов ОЭСР, в которых функционируют различные правовые системы и модели нотариата, в 23 странах ОЭСР национальный нотариат - латинского типа, на основе данной модели осуществляют свою деятельность также нотариусы Лондона, канадского Квебека, латинский нотариат действует в отдельных штатах США: Луизиана, Пуэрто-Рико, Флорида, Алабама. То есть модель латинского нотариата является обязательной и важной частью правовых систем в передовых государствах [1]. Видится целесообразным сохранение этой роли нотариата и в Казахстане. Вместе с тем, востребован пересмотр форм нотариальной помощи в целях ее соответствия уровню экономического развития государства, перспективам дальнейшего роста. На мой взгляд, простое нотариальное удостоверение фактов, сделок никого сегодня устраивать не может. При наличии у каждого субъекта электронной цифровой подписи резонна постановка вопроса об отсутствии необходимости в нотариальном удостоверении подписи, договора, поскольку документы могут скрепляться индивидуальной ЭЦП. В данном направлении нотариат должен стремиться навстречу общественным запросам по комплексному оказанию квалифицированной юридической помощи, разъяснять и показывать преимущества нотариальной формы, четко формулировать и обеспечивать гарантии нотариального удостоверения. Переход к активной модели нотариата подразумевает: освобождение граждан и организаций от необходимости обращения к органам власти за сбором документов; создание безопасных, прозрачных условий по расчету сторон сделки; обеспечение выполнения налоговых обязательств, вытекающих из удостоверяемых сделок. Система конкретного набора услуг, составляющая квалифицированную юридическую помощь, оказываемую нотариатом представляет собой, полагаю, следующие действия: консультирование, разъяснение содержания нормативных правовых актов и последствий, сущности, смысла юридически значимых действий; создание аутентичных актов, обладающих презумпциями законности и достоверности; выявление и закрепление воли обратившихся лиц в нотариальном акте; информирование государственных органов о пороговых и подозрительных сделках; правовое сопровождение гражданских отношений под риск материальной ответственности нотариуса. Последний тезис предполагает при активной модели нотариата участие нотариуса на всех стадиях развития соответствующих общественных отношений: при подготовке и истребовании необходимых документов; разработке проекта нотариального акта, согласовании его содержания и воли сторон; обеспечение нотариусом безопасных платежей по сделке; выполнение нотариусом функций по государственной регистрации удостоверенных актов; передача сведений о состоявшейся сделке в налоговые органы, удержание вытекающих из существа сделки налогов и сборов; создание для юрисдикционных органов особых доказательств - нотариальных актов; полное возмещение причиненного ущерба в результате неправомерного нотариального действия, гарантируемое системой обязательного страхования; обеспечение архивирования и хранения сведений о совершенном нотариальном действии. Важнейшей гарантией использования нотариальной формы является создание аутентичного акта, обладающего особой исполнительной и доказательственной силой. Если первое свойство нотариальных документов обеспечивается возможностью совершения исполнительной надписи нотариуса, то второе - не реализовано практикой правого регулирования в Казахстане, являясь весомым препятствием для преобладания нотариальной формы сделок. Закрепление особой доказательственной силы нотариального акта предполагает введение нормы об освобождении от доказывания тех обстоятельств и фактов, которые изложены в нотариально удостоверенных (засвидетельствованных) документах, если эти обстоятельства и (или) данное нотариальное действие нотариуса не подлежат оспариванию или обжалованию при рассмотрении гражданского дела. Публичный характер деятельности нотариуса определяется передачей ему части государственных функций: по удостоверению прав и обязанностей, сделок, фактов, по наделению субъектов общественных отношений правами и обязанностями, удостоверению их волеизъявления и др. Документы, исходящие от нотариуса, обладают повышенной юридической, доказательственной силой, которая должна быть обеспечена в законодательстве: нуждается в регулировании нормативное определение указанного качества; установление требования о признании доказательственной силы нотариального документа всеми органами, организациями и лицами; должно быть закреплено освобождение от доказывания фактов и обстоятельств, изложенных в нотариальном акте [2]. Обеспечение рассматриваемого свойства нотариального акта является важнейшим условием значимости и полезности института нотариата в экономических и правоохранительных отношениях. Дальнейшее развитие нотариата в данном направлении должно опираться на ответ на вопрос: для какими преимуществами обладает нотариальная форма сделок? При активной модели нотариата стороны сделки вправе ожидать такие преимущества ее нотариального удостоверения, как подтверждение собственности на имущество путем установления правомерности приобретения прав собственности; соблюдение принципа «единого окна», при котором нотариус является практически единственным экспертом и лицом, сопровождающим процесс перехода гражданских прав; придание договору силы нотариального акта: доказательной, исполнительной силы; правовую безопасность. На мой взгляд востребованная трансформация модели нотариата позволит существенно упростить взаимодействие граждан и государственных органов, освободить первых от бюрократических процедур, снизить расходы на правовое обеспечение гражданского оборота, упростить его административное сопровождение. В этом направлении квалифицированная юридическая помощь, оказываемая нотариусами стает фактически таковой, предполагающей комплекс правовых нотариальных услуг, а не сегодняшнее формальное удостоверение фактов и сделок. Современное законодательное закрепление понятия, значения нотариата в Законе «О нотариате», Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, как части правовой инфраструктуры, по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц, носит ограниченный характер, требует уточнения. Выбор модели развития нотариата должен основываться на создании правовых условий по исполнению казахстанским нотариатом следующих функций: обеспечению гарантий юридической безопасности общественных отношений; действенного механизма защиты прав в сфере гражданского оборота; создания нотариальных актов повышенной доказательственной и исполнительной силы; правоохранительной функции, в том числе области, связанной с оборотом недвижимости. Кроме того, потенциал нотариата раскрывается через его функцию обеспечения социального мира. Нотариальная форма предполагает строгое следование букве закона поведения участников общественных отношений. Нотариус, являясь беспристрастным профессионалом, осуществляет публичную функцию контроля за законностью. Использование нотариальной формы значительно снижает спорность отношений, упреждая не возникновение разногласий, нарушения прав и интересов. В функционировании института нотариата заинтересовано общество и государство исходя из его правозащитной и превентивной функции. В качестве заключения хочу обратить внимание на следующее. Требует упразднения разделение на частных и государственных нотариусов, с проведением реформы по доступу к профессии, в Казахстане уже несколько лет не существует должности государственного нотариуса. Сохранение законодательной регламентации этой должности не соответствует развитию общественных отношений, динамике реформирования организации нотариальной помощи. Все нотариусы в Казахстане должны иметь единый статус - нотариус. С юбилеем отечественного нотариата, уважаемые нотариусы Казахстана!
Ссылки: 1. Бурибаев Е.А., Хамзина Ж.А. и др. Организация нотариата и нотариальной деятельности: опыт государств-участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): монография. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. - 428 с. 2. Бурибаев Е.А. Конституционно-правовые основы нотариата Республики Казахстан: проблемы теории и практики. Монография. - Астана: 2010. - 404 с.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |