|
|
|
Письмо Арбитражной палаты Казахстана от 21 июня 2017 года № 4/1/ЖТ-1
Ассоциированному профессору Высшей школы права «Әділет» аспийского университета, к.ю.н. Нестеровой Е.В.
Профессору Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева, к.ю.н. Жайлину Г.А.
Арбитражная палата Казахстана (далее - Арбитражная палата), рассмотрев Ваше обращение по вопросам, связанным с толкованием и применением Закона РК «Об арбитраже» (далее - Закон), сообщает следующее. Арбитражная палата не имеет полномочий по рассмотрению и даче разъяснений по конкретным арбитражным делам по существу, а также не может вмешиваться в профессиональную деятельность ее членов по разрешению переданных им споров. При этом Арбитражная палата, представляя свое мнение, консультации, экспертные заключения и любые рекомендации, подчеркивает, что таковые являются выражением мнения специалистов Арбитражной палаты, основанном на толковании действующего законодательства. Мнение Арбитражной палаты может не совпадать с точкой зрения представителей органов государственной власти и судебных органов или иных специалистов в области права. По вопросу 1 обращения 1. В какой момент считается принятым решение состава арбитража и когда оно вступает в силу? В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Закона арбитражное решение считается принятым в месте арбитражного разбирательства и вступает в силу в день, когда оно подписано арбитром (арбитрами). По вопросам 2, 3, 4 обращения 2. Считается ли арбитражное решение принятым, если оно подписано только двумя арбитрами? 3. Какое правовое значение имеет решение, подписанное одним из трех арбитров, входящих в состав арбитража, сформированного для разрешения спора? 4. Оказывает ли правовое влияние на процесс вступления в силу арбитражного решения, принятого большинством арбитров, факт необеспечения секретариатом арбитража и (или) арбитром, не согласным с решением большинства членов арбитража, приложения к решению особого мнения несогласного арбитра? В Законе предусмотрено, что решение принимается большинством голосов арбитров, входящих в состав арбитража (пункт 1 статьи 45), который в случае коллегиального рассмотрения спора может состоять из трех и более арбитров. Число арбитров определяется самими сторонами и должно быть нечетным (пункт 2 статьи 14). Аналогичные требования к форме и содержанию арбитражного соглашения содержатся и в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г. (далее - Типовой закон), согласно положениям которого арбитражное решение выносится в письменной форме и подписывается арбитром или арбитрами. При проведении арбитражного разбирательства более чем одним арбитром любое решение арбитражного суда, если стороны не договорились об ином, выносится большинством всех членов арбитражного суда. Необходимо отметить, что в силу части второй пункта 1 статьи 47 Закона в случае отсутствия в решении подписи какого-либо арбитра; - указывается причина ее отсутствия либо - к решению должно прилагаться особое мнение арбитра, несогласного с решением большинства членов арбитража, которое излагается им в письменной форме. В Типовом законе также указано, что при арбитражном разбирательстве, проводимом более чем одним арбитром, достаточно наличия подписей большинства всех членов арбитражного суда при условии указания причины отсутствия любой подписи. Следует отметить, что в Типовом законе при этом не содержится каких-либо требований или ограничений в отношении «особых мнений». Таким образом, при отсутствии особого мнения арбитра, изложенного в письменной форме, арбитражное решение, подписанное большинством арбитров состава арбитража, может быть признано не соответствующим требованиям Закона о его форме и содержании. По вопросу 5 обращения 5. Соответствует ли Закону РК «Об арбитраже» пункт 5.2.1 Регламента Международного арбитража «IUS», согласно которому: «5.2.1. Решение по делу принимает Состав арбитража, рассматривавший спор, при условии полной оплаты сторонами арбитражных расходов и сборов. Решение является вынесенным в окончательной форме и вступившим в законную силу с момента подписания его арбитрами и утверждения Арбитражем. Свидетельством утверждения решения Арбитражем является регистрация решения Арбитражем.»? Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3 статьи 45 Закона арбитражное решение считается принятым в месте арбитражного разбирательства и вступает в силу в день, когда оно подписано арбитром (арбитрами). Между тем, Закон не содержит требований о какой-либо регистрации постоянно действующим арбитражем принятого арбитражного решения. По вопросу 6 обращения 6. Соответствует ли Закону РК «Об арбитраже» пункт 7.2. Регламента Международного арбитража «IUS», согласно которому: «7.2. Совет Арбитража имеет право дать рекомендации Составу арбитража. В исключительных случаях Совет Арбитража по собственной инициативе может принять постановление о признании решения Арбитража не имеющим юридической силы и не подлежащим исполнению. При необходимости Совет Арбитража вправе своим определением прекратить производство по делу либо для дальнейшего рассмотрения спора назначить новый Состав арбитража, либо поручить сторонам сформировать новый Состав арбитража.»? Принятое составом арбитража (единоличным арбитром) арбитражное решение вступает в силу в день, когда оно подписано арбитром (арбитрами), и может быть отменено только государственным судом по ходатайству одной из сторон разбирательства. Пункт 2 статьи 34 Типового закона также гласит, что арбитражное решение может быть отменено только судом. Также согласно Закону арбитр может прекратить рассмотрение спора лишь в случае отвода либо самоотвода в соответствии с положениями статьи 17 Закона. При этом в силу указанной статьи об отводе арбитра может быть заявлено только сторонами и только в случае его несоответствия арбитра требованиям Закона или наличия обстоятельств, вызывающих сомнение в его беспристрастности и (или) компетентности, о чем сторонам стало известно после формирования состава арбитража. Кроме того, согласно статье 19 Закона в случае прекращения полномочий арбитра другой арбитр избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого арбитра. Аналогичные положения содержатся в статьях 12-15 Типового закона и в статье V Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года (далее - Европейская конвенция). По вопросам 7, 8 обращения 7. При условии внесения в Регламент арбитражного института изменений и дополнений, в какой редакции регламент должен применяться Арбитрами и Арбитражем при рассмотрении конкретных дел? 8. Распространяются ли изменения, внесенные в Регламент Международного арбитража «IUS» по решению Совета Международного арбитража «IUS» от 12 мая 2017 года, на проведение арбитражного разбирательства по делу № 16/121-ОФ с учетом следующих фактических обстоятельств: - компетенция Международного арбитража «IUS» по рассмотрению возникшего спора вытекает из арбитражных оговорок, включенных в договоры в декабре 2010 года; - исковое заявление было подано в июле 2016 года; - арбитражное соглашение между сторонами спора о том, что возникший между ними спор будет разрешаться коллегиально в количестве трех арбитров, было совершено в августе 2016 года. В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий арбитраж регламент постоянно действующего арбитража рассматривается в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение по своей сути является гражданско-правовым договором, на который распространяются общие нормы Гражданского кодекса РК о договорах. По вопросам 9, 10 обращения 9. Соответствует ли Закону РК «Об арбитраже» прекращение полномочий Состава арбитража на основании Определения Совета Международного арбитража «IUS» исх. № 549/17 от 23 мая 2017 г.? 10. Соответствует ли Закону РК «Об арбитраже» формирование нового Состава арбитража в количестве одного арбитра для дальнейшего рассмотрения дела на основании Определения Совета Международного арбитража «IUS» исх. № 549/17 от 23 мая 2017 г. с учетом, в частности того фактического обстоятельства, что сторонами по делу было достигнуто арбитражное соглашение о том, что возникший между ними спор будет разрешаться коллегиально в количестве трех арбитров? Необходимо отметить, что арбитр может прекратить рассмотрение спора лишь в случае его отвода, осуществляемого только по заявлению самих сторон, либо самоотвода в соответствии с положениями статьи 17 Закона. При этом в силу статьи 19 Закона в случае прекращения полномочий арбитра другой арбитр избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого арбитра. Аналогичные положения содержатся в статьях 12-15 Типового закона и в статье V Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года (далее - Европейская конвенция). По вопросу 11 обращения 11. Каково правовое содержание принципа независимости арбитров при разрешении переданных им споров, закрепленного подп. 3) ст. 5 Закона РК «Об арбитраже»? В подпункте 3) статьи 5 Закона установлен принцип независимости, означающий, что арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них. Таким образом, недопустимо какое-либо вмешательство в процесс арбитражного разбирательства и деятельность арбитров, который рассматривает спор и принимает решение, основываясь на своем внутреннем убеждении и руководствуясь только нормами применимого по соглашению сторон права. По вопросу 12 обращения 12. Вправе ли Председатель Совета Международного арбитража «IUS» давать Составу арбитража научно-практическое заключение (рекомендации) по вопросам, возникшим при рассмотрении дела, на основании запроса и.о. Председателя Международного арбитража «IUS»? В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 34 Закона предусмотрено право состава арбитража, если стороны, участвующие в арбитражном разбирательстве, не договорились об ином, назначить одного или нескольких экспертов для представления ему заключения по конкретным вопросам, которые определяются данным составом. Аналогичное право арбитражного суда закреплено в пункте 1 статьи 26 Типового закона. Вместе с тем обращаем внимание, что согласно Закону основополагающим принципом арбитражного разбирательства является принцип независимости, означающий, что арбитры и арбитражи при разрешении переданных им споров независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |