|
|
|
Правовая база для финансовой устойчивости НКО в странах Центральной Азии
Международный Центр Некоммерческого Права
Настоящая публикация стала возможной благодаря поддержке американского народа через Агентство по международному развитию США (USAID). Авторы несут ответственность за содержание этой публикации, которая не обязательно отражает взгляды USAID или правительства США.
Оглавление
В настоящем обзоре рассматриваются вопросы законодательного регулирования[1] различных источников доходов для некоммерческих организаций (НКО)[2] в пяти странах Центральной Азии: Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Туркменистане и Республике Узбекистан. Среди источников финансовой устойчивости: государственное финансирование и помощь из частных источников (местных и иностранных), доходы из внутренних ресурсов НКО (такие, как членские и вступительные взносы и доходы от предпринимательской деятельности), благоприятное регулирование налогообложения НКО и их доноров, а также волонтерской деятельности. Доступ НКО к различным источникам доходов - основа для их финансовой устойчивости[3]. В свою очередь, доступ зависит от того, насколько благоприятно законодательство, обеспечивающее этот доступ, и насколько хорошо НКО знают свои права и обязанности и могут воспользоваться этим доступом. Авторы настоящего обзора надеются, что он откроет для читателей новые возможные источники доходов, ознакомит с опытом их коллег из других стран Центральной Азии, и, возможно, приведет к практическим действиям по получению доходов из новых для них источников и по совершенствованию законодательства, способствующего доступу к доходам. Авторы надеются, что обзор будет полезен специалистам, представителям НКО и государственных органов, парламентариям, которые стремятся усовершенствовать законодательство для НКО в своих странах. Обзор предоставляет возможность сравнить законодательство страны-читателя с законодательством других стран, ознакомиться с опытом других стран и использовать этот опыт в своей практике. Для облегчения проведения сравнительного анализа обзор законодательства каждой из пяти стран построен по единой структуре. Вопрос финансовой устойчивости очень остро стоит перед многими НКО в Центральной Азии. Прежде чем перейти к обзорам по странам, авторы предлагают короткую историю, которая важна для понимания ситуации с финансовой устойчивостью в Центральной Азии. После обретения независимости странами Центральной Азии в начале 90-х годов, основным источником финансирования НКО в данном регионе являлась помощь иностранных доноров. Международные организации выдавали гранты НКО на различные проекты, а также уделяли большое внимание обучению представителей НКО необходимым навыкам деятельности, управления и фандрайзинга. В те времена законодательство стран Центральной Азии, в целом, поощряло и способствовало росту объемов иностранного финансирования путем благоприятного регулирования и отсутствия административных барьеров для получения иностранной помощи местными организациями. Кроме иностранного финансирования, в 90-х годах ряд крупных организаций национального уровня получали прямое финансирование из государственного бюджета. В начале 2000-х, ряд государств, осознав важность привлечения НКО к решению социальных вопросов, также ввел механизмы государственного финансирования НКО на конкурсной основе. Например, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане были приняты законы о государственном социальном заказе. В Узбекистане распределением грантов и социального заказа был уполномочен заниматься специальный орган - Общественный фонд по поддержке НКО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан. Данные механизмы финансирования НКО предполагают конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и исполнителей социальных проектов среди НКО. Государственное финансирование стало играть все более важную роль как источник финансовой устойчивости для большего количества НКО. Однако и в прошлом, и в настоящее время государственное финансирование во всех странах носит ограниченный характер и само по себе не может обеспечить финансовой устойчивости НКО. В то же время, такие традиционные источники доходов НКО, которые являются существенным в других странах, как доходы от предпринимательской деятельности и пожертвования от местных доноров, существенной роли не играли и пока не играют для большинства НКО в Центральной Азии. С начала 2000-х годов, в ряде государств Центральной Азии стали предприниматься усилия по ограничению доступа НКО к иностранному финансированию. Многие НКО, для которых иностранное финансирование являлось основным, оказались в сложном финансовом положении. В настоящее время для НКО достаточно сложно получить иностранный грант в Узбекистане и в Туркменистане. В Казахстане и Таджикистане введены требования уведомления о получении иностранной помощи и требования отчетности о ее использовании. Были попытки принять аналогичное законодательство и в Кыргызстане, которые, местным НКО удалось предупредить. К сожалению, тенденция законодательного ограничения доступа НКО к иностранному финансированию продолжается. Законодательство, регулирующее иностранную помощь, становится все сложнее и для НКО важно понимать свои права и обязанности в связи с этим законодательством, а также проявлять активность в продвижении реформ, которые бы упрощали доступ к иностранной помощи и предупреждали новые ограничения и запреты. Законодательство, регулирующее государственное финансирование, также быстро меняется. Новые законы были приняты в Казахстане, где ввели новый механизм гранта, в дополнение к ранее существовавшему механизму государственного социального заказа (на основе механизма государственных закупок). Кыргызстан принял второе поколение Закона о государственном социальном заказе, который устранил многие пробелы из предыдущего закона. НКО важно следить за такими изменениями, чтобы в полной мере пользоваться новыми возможностями по получению государственного финансирования. НКО также важно знать и пользоваться опытом соседних государств в продвижении реформ в собственных государствах. Авторы обзора надеются, что он поможет читателям в решении всех стоящих перед ними задач по улучшению правовой среды, которая бы способствовала финансовой устойчивости НКО. Обзор подготовлен совместными усилиями правовых консультантов МЦНП из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и партнерами в Узбекистане.
Общий обзор
Основными источниками финансирования для казахстанских некоммерческих организаций (далее - НКО) являются государственный социальный заказ (далее - ГСЗ), гранты иностранных и местных доноров, корпоративная благотворительная и спонсорская помощь, членские взносы, пожертвования от частных лиц, доходы от предпринимательской деятельности, реализуемой путем оказания платных услуг, а также государственные гранты и премии. К сожалению, мы не имеем статистической информации о том, какой процент в доходе НКО составляет каждый из вышеперечисленных источников.
ГСЗ является важным источником финансирования НКО. Ежегодно из государственного бюджета на осуществление ГСЗ выделяется порядка 6-7 млрд. тенге. Согласно данным, Министерства культуры и спорта (далее − МКС), например, в 2015 году было реализовано 1 743 проекта на общую сумму 7 373 294 тенге,[4] в том числе 1 233 959 тенге центральными государственными органами и 6 139 335 тенге местными исполнительными органами.[5] С 2016 года в Казахстане впервые начали выдаваться государственные гранты через специально созданного оператора. По итогам конкурса, завершившегося в сентябре 2016 г., 11 НКО получили гранты на общую сумму более 200 млн. тенге.[6] Кроме того, небольшие гранты выдаются и некоторыми местными фондами с государственным участием. Например, Фонд Первого Президента РК с 2008 года проводит ежегодную Ярмарку социальных идей и проектов, где любая НКО может представить свой проект на конкурс. Данный фонд ежегодно финансирует около 20 проектов НКО в размере от одного до трех миллионов тенге.[7] Государственный фонд развития предпринимательства «Даму» создал специальную программу «Даму-Комек», нацеленную на оказание поддержки предпринимателям с ограниченными возможностями, а также НКО инвалидов. Из недавних примеров деятельности данного фонда можно отметить профинансированный проект Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» по обучению предпринимательским навыкам женщин с ограниченными возможностями.[8] Значительную долю в доходе НКО по-прежнему составляют доходы из иностранных источников, получаемые в виде грантов и пожертвований. 165 международных и иностранных организаций имеют право выдавать гранты НКО в Республике Казахстан[9] (РК). Организации, не имеющие права выдавать гранты, могут оказывать помощь казахстанским НКО в форме пожертвований и иных формах, которые мы рассмотрим ниже. Казахстанским НКО не требуется получения предварительного разрешения на получение средств из иностранных источников, однако в определенных законом случаях они должны уведомлять государственные органы о получении таких средств и отчитываться об их использовании. Местные коммерческие организации оказывают помощь НКО путем выделения грантов и пожертвований. Однако наиболее распространенной формой поддержки, по мнению авторов, является помощь в виде услуг и товаров. Кроме того, в Казахстане в последние годы активизировали свою деятельность по поддержке НКО большие корпорации, такие как Тенгизшевройл,[10] Казкоммерцбанк,[11] Рахат,[12] создавшие для этого специальные благотворительные фонды. Другими видами местного финансирования являются индивидуальные пожертвования, членские взносы и вклады, а также доходы от предпринимательской деятельности. РК предоставляет также ряд налоговых льгот для НКО и их доноров. Далее мы рассмотрим правовое регулирование различных источников финансирования НКО в порядке их приоритетности для большинства НКО в РК, а также законодательство о налогообложении НКО и их доноров: 1. Государственное финансирование 2. Иностранное финансирование 3. Доходы из местных источников 4. Доход от предпринимательской деятельности 5. Волонтеры 6. Налоговые льготы для НКО и их доноров
1. Государственное финансирование
В Казахстане государство финансирует деятельность НПО[13] за счет бюджетных средств (республиканских и местных) через механизм ГСЗ, направленный на решение задач в социальной сфере,[14] a также путем предоставления государственных грантов и премий.[15]
1. ГСЗ ГСЗ регулируется Законом «О государственном социальном заказе» (далее - Закон о ГСЗ), который определяет специфику участия НПО в государственных закупках социальных услуг, и общим законодательством о государственных закупках товаров, работ и услуг. Закупка услуг, предусмотренных ГСЗ, проводится в соответствии с Законом «О государственных закупках». Правила осуществления государственных закупок[16] (далее - Правила госзакупок) содержат необходимые инструкции по порядку проведения государственных закупок товаров, работ, услуг, содержат особые условия для закупок определенных товаров, устанавливают квалификационные требования[17], а также регламентируют процедуры и сроки проведения государственных закупок.[18]
Порядок проведения конкурса на получение ГСЗ подробно описан в исследовании «Отдельные вопросы правового регулирования деятельности НКО в странах Центральной Азии» (МЦНП, 2016,[19]) и существенно не изменился со времени выпуска вышеназванного исследования. Ниже представлен только общий обзор механизма ГСЗ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РК[20], ГСЗ финансируется по бюджетным программам, направленным на оказание государственных услуг.[21] Бюджетная программа разрабатывается на плановый период ежегодно на скользящей основе администратором бюджетных программ и содержит объемы планируемых бюджетных средств на плановый период. Бюджетные программы разрабатываются исходя из принципов необходимости и достаточности средств для достижения целей, задач и показателей результатов, определенных в стратегическом плане или программе развития территории, или для выполнения полномочий, определенных в положении государственного органа.[22]
В настоящее время, помимо Министерства по делам религий и гражданского общества Казахстана,[23] которое осуществляет координацию деятельности государственных органов по реализации ГСЗ, более 20 государственных органов РК размещают ГСЗ на республиканском и местном уровнях.
«До наступления следующего календарного года, все заказчики-государственные органы должны заложить в своем бюджете суммы на [ГСЗ], и после утверждения общего бюджета составить годовой план закупки товаров и услуг. Также заранее формируется тематика лотов для ГСЗ, в формировании которых могут участвовать НПО, предоставляя свои предложения на заседаниях Советов по взаимодействию и сотрудничеству с НПО.»[24]
Поставщиками ГСЗ могут выступать только НПО, осуществляющие деятельность в соответствии с уставными целями в сферах, предусмотренных законом, кроме политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений.[25] Закон определяет 15 сфер реализации ГСЗ, в том числе достижение целей в области образования, науки, информации, физической культуры и спорта; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; охрана окружающей среды; и т.п.[26]
2. Гранты Закон о ГСЗ определяет, что гранты предоставляются на реализацию социальных программ, социальных проектов, разработанных НПО, оператором в сфере грантового финансирования НПО (далее - оператор) в соответствии с договором на предоставление гранта. Государство предоставляет грант в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы.[27]
Гранты предоставляются на основе конкурсного отбора НПО. Не могут участвовать в конкурсе на получение гранта НПО, находящиеся в процессе ликвидации, признанные несостоятельными (банкротами), на имущество которых наложен арест и (или) экономическая деятельность которых приостановлена. Процедура предоставления грантов регулируется в Правилах предоставления грантов для НПО и осуществления мониторинга за их реализацией (далее - Правила предоставления грантов),[28] которую мы рассмотрим ниже.
Оператором является некоммерческое юридическое лицо в форме акционерного общества, созданное Правительством РК и имеющее право на предоставление государственных и иных грантов в соответствии с Законом о ГСЗ.[29] Постановлением Правительства РК от 31.12.2015 г. было создано некоммерческое акционерное общество «Центр поддержки гражданских инициатив» со 100%-ным участием государства в его уставном капитале, которое было определено «Оператором».[30] Оператор имеет право предоставлять государственные (выделенные оператору уполномоченным государственным органом из государственного бюджета) и негосударственные (предоставленные ему физическим или юридическим лицом на добровольной основе) гранты НПО, а также привлекать экспертов для мониторинга реализации грантов. Оператор обязан осуществлять мониторинг за реализацией грантов, вносить предложения по совершенствованию механизмов предоставления грантов, размещать информацию о реализации грантов на своем интернет-ресурсе и предоставлять ежегодный отчет о результатах своей деятельности.[31]
Порядок проведения конкурса на получение государственных грантов регулируется в Законе о ГСЗ и в Правилах предоставления грантов.
Гранты предоставляются в рамках направлений, определенных в законе о ГСЗ[32] для финансирования следующих социальных проектов/социальных программ: 1. создание и (или) организационное сопровождение деятельности социальных служб; 2. создание и (или) организационное сопровождение деятельности центров реабилитации, адаптации, трудоустройства; 3. создание и (или) организационное сопровождение деятельности постоянно действующих информационных и (или) консультационных, образовательных служб (центров); 4. проведение комплексных исследований в рамках приоритетных направлений реализации грантов с целью выявления проблемы, мониторинга ее динамики и выработки путей решения.[33]
Гранты предоставляются на конкурсной основе путем независимой экспертизы заявок НПО, проводимой экспертной комиссией, создаваемой оператором и состоящей из казахстанских и зарубежных экспертов, представителей НПО.[34]
Процедура предоставления грантов состоит из следующих этапов:
· утверждение плана предоставления грантов и проведение конкурса; · опубликование объявления о конкурсе и прием документов; · рассмотрение и проведение независимой экспертизы предоставленных документов; · принятие решения оператором; · подписание договора.[35]
План предоставления грантов утверждается Министерством по делам религий и гражданского общества РК с учетом консультаций с общественностью и НПО в течение 20 рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета. Он размещается на сайте Министерства в течение 5 дней со дня утверждения плана. План содержит следующие сведения:
· наименование задач общественной важности, на которые будут предоставляться гранты; · их общее описание; · место реализации социальных проектов/социальных программ и средства, выделенные на их реализацию.[36]
Затем в течение 5 дней объявление размещается на сайте оператора и/или в периодических изданиях. Закон предусматривает обязательное одержание объявления.[37] Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы, представленные по установленной законодательством форме: 1) заявление на получение гранта; 2) анкету заявителя; 3) паспорт социального проекта/социальной программы; 4) проект календарного плана реализации социального проекта/социальной программы; 5) смета расходов по реализации социального проекта/социальной программы, включая суммы расходов на материально-техническое обеспечение, т.е. расходы на закупку товаров, работ и услуг, напрямую не связанных с реализацией гранта и направленных на развитие организации; 6) копию документа о назначении/избрании первого руководителя, заверенного печатью юридического лица; 7) доверенность, наделяющую лицо правами на подачу документов оператору, подписание договора о предоставлении гранта и иных документов, связанных с таким поручением; 8) копии грамот, сертификатов, благодарственных писем (при наличии); 9) дату заполнения, подпись.[38]
В случае соответствия всех документов необходимым требованиям, оператор направляет их экспертной комиссии. После изучения документов, член экспертной комиссии оценивает документы по 10-балльной шкале по следующим критериям: 1) направленность прелагаемого проекта/программы на достижение поставленых целей с изложением результатов; 2) эффективность проекта и наличие индикаторов оценки эфективности; 3) охват населения и вовлеченность основной адресной группы проекта; 4) объем средств на реализацию; 5) соответствие стратегическим целям и задачам государства и влияние мероприятий проекта на их достижение; 6) инновационность и конкурентоспособность предлагаемых методов.[39]
Экспертная комиссия состоит из 7-9 членов, формируемая из представителей НПО, имеющих опыт работы не менее двух лет в области реализации гранта. При этом 30 % от общего количества членов экспертной комиссии представителей, предлагается оператором, а 70% - НПО. Члены комиссии проводят экспертизу и дают свое заключение о целесообразности или нецелесообразности предоставления гранта оператору. После этого оператор принимает решение о предоставлении или не предоставлении грантов с указанием обоснования. Решение публикуется на сайте.[40]
Финальным этапом процедуры предоставления гранта является подписание договора. Обязательными условиями договора являются сроки реализации проекта/программы, порядок и сроки предоставления отчетов, использование средств по назначению и согласно смете, возврат оператору неиспользованной суммы.[41]
3. Премии Премии НПО присуждаются Министерством по делам религий и гражданского общества РК после получения рекомендаций Координационного совета по взаимодействию с неправительственными организациями при уполномоченном органе. Заявки о выдвижении НПО на соискание премии подаются НПО и государственными органами в указанное министерство ежегодно до 1 сентября.[42] К заявке представляются следующие документы: 1) представление на официальном бланке НПО, государственного органа, подписанное первым руководителем либо лицом, исполняющим его обязанности; 2) справка о деятельности НПО, опыте работы, социальном вкладе в развитие гражданского общества региона и/или страны; 3) краткая характеристика о достижениях в деятельности НПО за последний год; 4) рекомендации (не менее двух) представителей общественности (других НПО) на деятельность НПО.[43]
Не допускается повторное выдвижение на соискание премии одних и тех же НПО в течение трех лет подряд. Одна и та же НПО не может выдвигаться на соискание премии более чем по одной номинации. Минимальный размер премии составляет 2000-кратный размер МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Премия по одной номинации может присуждаться одному или одновременно нескольким соискателям. В этом случае премия делится поровну между ними.[44]
2. Иностранное финансирование
1. Гранты Определение «гранта» содержится в ряде законов РК: в НК РК[45], в Законе о ГСЗ и в Законе о благотворительности: Основное понятие «грант» для целей налогообложения дается в НК РК. Грантом «признается имущество, предоставляемое на безвозмездной основе для достижения определенных целей (задач)»: государствами, правительствами государств - РК, Правительству РК, физическим, а также юридическим лицам; международными и государственными организациями, зарубежными и казахстанскими НКО, включенными в - РК, Правительству РК, физическим, а также юридическим лицам; иностранцами и лицами без гражданства - РК и Правительству РК.[46] Важно отметить, что иностранцы и лица без гражданства могут выступать грантодателями только для РК и Правительства РК, но не для НКО.
Для того, чтобы НКО имело право на налоговые льготы, предоставляемые для получателей грантов, грантодатель должен соответствовать ряду условий:
1) Грантодатель должен быть «общественной» организацией (при этом казахстанское законодательство не определяет понятия «общественный», но на практике, как правило, под «общественными» понимаются большинство форм НКО; 2) Грантодатель должен быть «неправительственной» организацией (при этом казахстанское законодательство не дает общего определения понятия «неправительственная», а определяет его только для целей Закона о ГСЗ); 3) деятельность грантодателя должна носить благотворительный и (или) международный характер (в Законе О благотворительности дается определение «благотворительности» как социально-полезной деятельности, основанной на оказании благотворительной помощи и удовлетворении гуманных потребностей, осуществляемой добровольно, безвозмездно либо на льготных условиях в виде филантропической, спонсорской и меценатской деятельности. Казахстанское законодательство не дает определения термина «международный характер»; 4) деятельность грантодателя не должна противоречить Конституции РК; 5) грантодатель должен быть включены в Перечень грантодателей, утвержденный Правительством РК.
На практике, требование 5) является основным. В настоящее время в Перечне грантодателей, утвержденном Правительством РК, присутствуют 165 организаций. Процедура включения в данный Перечень, а также исключения из него нигде подробно не регламентирована. Лишь в Перечне грантодателей, утвержденном Правительством РК[47] указано, что уполномоченный орган[48], осуществляющий координацию работ по привлечению и использованию грантов, после проведения мероприятий по определению соответствия деятельности организаций, предлагаемых заинтересованными государственными органами к включению в перечень, требованиям НК РК, в случае целесообразности вносит в Правительство РК до 20 февраля ежегодно проект соответствующего решения о внесении дополнений в перечень.[49] Единственной возможностью для иностранной организации, желающей предоставить грант для НКО, быть включенной в Перечень, является информирование и лоббирование казахстанского государственного органа для того, чтобы этот орган внес на рассмотрение Правительства решение о ее включении в Перечень.
Кроме определения «грант» в НК РК, определение «грант» дается в Законе о ГСЗ[50]: «грант для НПО» определяется как средства, предоставляемые НПО оператором в сфере грантового финансирования НПО, в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы.[51] Закон о ГСЗ, в основном, регулирует государственные гранты. Однако гранты, полученные из негосударственных источников, т.е. от физических и юридических лиц, в том числе от международных и иностранных организаций, также могут быть предметом регулирования данного закона в части предоставления таких грантов Оператору.[52] Закон о ГСЗ не ограничивает возможность для иностранных грантодателей предоставлять гранты напрямую НКО без посредничества оператора. Вместе с тем, для целей освобождения гранта от налогов, необходимо, чтобы он соответствовал требованиям в НК РК.
Кроме того, определение «благотворительного гранта» дается в Законе о благотворительности: «деньги, выделяемые для финансовой помощи пользователю, целевое использование которых подтверждается отчетом».[53] Однако определение в этом законе не имеет значения для вопроса налогообложения или права грантодателя выдавать гранты. Использование благотворительного гранта осуществляется пользователем в соответствии с договором, заключенным с благотворителем.[54] На практике пока не ясно, какова особенность правового регулирования благотворительного гранта, по сравнению с уже существующими определениями гранта.
2. Иные доходы из иностранных источников
Казахстанские НКО имеют право получать средства из иностранных источников, в разных формах. Кроме грантов, НКО могут получать средства из иностранных источников в следующих формах: гуманитарная помощь, безвозмездная техническая помощь, в виде иных доходов, полученных на безвозмездной основе на уставные цели (пожертвования, и иные). При этом, правовое регулирование иных доходов, полученных на безвозмездной основе из иностранных источников, не имеет специфики по сравнению с такими доходами, полученными из местных источников, за исключением требований уведомления государственного органа об их получении, и отчетности о порядке их расходования, в установленных законом случаях. Особенности по уведомлению и отчетности, связанные с получением средств из иностранных источников, будут рассмотрены ниже. Иные вопросы правового регулирования доходов, полученных на безвозмездной основе, будут рассмотрены в Разделе «Доходы из местных источников». Ограничения на получение и использование средств из иностранных источников В законодательстве РК есть определенные ограничения на получение и использование средств из иностранных источников для НКО. В частности запрещается использование средств, полученных из иностранных источников на организацию и проведение собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций, а также призывы к участию в них, если их целью являются разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности, насильственное свержение конституционного строя, посягательство на территориальную целостность республики, а также нарушение других положений Конституции, законов и иных нормативно правовых актов РК, либо их проведение угрожает общественному порядку и безопасности граждан.[55] Законодательство запрещает финансирование политических партий и профессиональных союзов в РК иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями[56]. Кроме этого, политические партии не могу получать средства от юридических лиц с иностранным участием; государственных органов и государственных организаций; религиозных объединений и благотворительных организаций; анонимных жертвователей; от граждан или негосударственных организаций РК, получающих гранты и иные средства от международных или иностранных неправительственных организаций.[57]
Безвозмездная техническая помощь
В соответствии с определением, данным в Бюджетном кодексе РК, «безвозмездная техническая помощь — это осуществление или организация донорами поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг государственным организациям Республики Казахстан».[58] При этом под донорами подразумеваются иностранные государства, их правительства и агентства, международные и зарубежные государственные организации, зарубежные неправительственные общественные организации и фонды, чья деятельность не противоречит Конституции РК.[59] НКО прямыми получателями безвозмездной технической помощи не являются.
Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь определена в НК РК, как имущество, предоставляемое безвозмездно РК в виде продовольствия, товаров народного потребления, техники, снаряжения, оборудования, медицинских средств и медикаментов, иного имущества, направленных из зарубежных стран и международных организаций для улучшения условий жизни и быта населения, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, экологического, природного и техногенного характера, распределяемое Правительством РК через уполномоченные организации.[60] Донорами гуманитарной помощи выступают иностранные государства и их правительства, а получателем- Республика Казахстан.
Порядок ввоза гуманитарной помощи регулируется Положением о порядке ввоза товаров в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию РК из-за рубежа.[61] На практике практически вся гуманитарная помощь поступает в РК и распределяется Правительством РК через уполномоченные организации. НКО не получают гуманитарную помощь напрямую.[62]
3. Особенности отчетности при получении доходов из иностранных источников[63] НК РК[64] обязует все юридические и физические лица, в том числе НКО, в порядке, по форме и в сроки, установленные Комитетом Государственных Доходов МФ РК[65] (Комитет), уведомлять налоговые органы о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства (далее - иностранные средства) в размере свыше 1 тенге в случае, когда деятельность получателя иностранных средств направлена на: · оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование; · изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, проводимых в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов; · сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.[66] Налоговые органы должны быть проинформированы не только о получении, но и о расходовании иностранных средств.[67] Сведения о получателях средств и о лицах, предоставляющих эти средства, а также информация о сумме полученных средств и другая информация, будут включаться в базу данных, которую будет вести Комитет. Данный Комитет разрабатывает правила, которые содержат порядок, сроки и формы уведомления о получении таких средств и отчетности по их использованию. В процессе разработки находятся правила, которые будут регулировать порядок ведения базы данных получателей средств из иностранных источников. Помимо вышеперечисленных требований, информация и материалы, публикуемые, распространяемые и (или) размещаемые юридическими лицами и (или) их подразделениями за счет иностранных средств, должны содержать сведения о лицах, сделавших заказ, указание об изготовлении, распространении и (или) размещении информации и материалов за счет этих средств.[68] Закон о платежах также вносит изменения в Кодекс об Административных Правонарушениях РК (КоАП РК) которые вводят административные наказания за несоблюдение вышеперечисленных требований. В частности, НКО будут теперь нести административную ответственность за следующие правонарушения: · неуведомление в установленные сроки, а также непредставление или несвоевременное представление сведений о получении и расходовании денег и (или) иного имущества из иностранных источников - влечет штраф в размере 100 МРП[69] (примерно 600 долл. США); · представление недостоверных или заведомо ложных сведений о получении и расходования денег и (или) иного имущества из иностранных источников - влечет штраф в размере 200 МРП (примерно 1200 долл. США); · повторное нарушение одного из вышеперечисленных нарушений, совершенное в течение года после наложения первого административного взыскания - влечет штраф в размере 250 МРП (примерно 1500 долл. США); и · не указание в публикации сведений об источнике иностранного финансирования, а также отсутствие указания о том, что публикация была произведена за счет иностранных источников - влечет предупреждение за первое нарушение; штраф в размере 25 МРП (примерно 150 долл. США) за повторное нарушение в течение года после вынесения предупреждения (примечание: данное наказание применяется одинаково ко всем лицам). Кроме того, все НКО ежегодно до 31 марта должны предоставить в Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан «сведения о своей деятельности, в том числе о своих учредителях (участниках), составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денег»,[70] в том числе и об имуществе, полученном из иностранных источников. Размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе имущества НКО, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО не могут быть предметом коммерческой тайны.[71] Это означает, что вся информация о структуре и размере доходов НКО, включая информацию о полученном иностранном финансировании, должна быть доступна заинтересованным лицам и предъявлена по первому требованию.[72]
3. Доходы из местных источников
Кроме грантов, НКО могут получать следующие доходы на безвозмездной основе на осуществление своей уставной деятельности: вступительные и членские взносы, благотворительная помощь, безвозмездно полученное имущество, отчисления и пожертвования на безвозмездной основе. Эти виды доходов признаются для НКО освобожденными от обложения корпоративным подоходным налогом (КПН). При этом на данные виды доходов не распространяются некоторые из льгот, предусмотренных НК РК в отношении грантов (по социальному налогу, индивидуальному подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, а также таможенным платежам).[73] Более подробно о налоговых льготах мы будем говорить в разделе 5 «Налогообложение НКО и их доноров».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |