|
|
|
Статистический анализ
Предметом настоящего исследования выступает Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года № 268-XIII. Анализ включает основные выводы о динамике внесения изменений в указанный Кодекс, а также определение его стабильности в соответствии с выработанной методикой. Результаты статистического анализа могут быть использованы в ходе дальнейших правовых исследований в целях совершенствования гражданского законодательства РК.
1. Общие положения
В рамках статистического анализа Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) (далее - Кодекс) было выявлено, что с момента его принятия в декабре 1994 года по май 2018 года (за 23 года и 4 месяца или 280 месяцев) в Кодекс были внесены изменения и дополнения 112 законами [1]. Таблица 1 и Диаграмма 1 отражают количество законов о внесении изменений и дополнений в анализируемый Кодекс в разбивке по годам.
Таблица 1
Диаграмма 1
Представленные данные свидетельствуют о том, что наиболее частым изменениям и дополнениям Кодекс подвергался в 2015 году - 13 раз и в 2012 году - 10 раз. В 1995 году поправки были внесены 1 раз, в 1996, 2000 и 2002 годах - по 2 раза в год, в 1999, 2004, 2005, 2013, 2016 и 2017 годах - по 3 раза, в 1997, 2001, 2008 и 2010 годах - по 4 раза, в 1998, 2003 и 2006 годах - по 6 раз, в 2007 и 2014 годах - по 7 раз, в 2009 и 2011 годах - по 8 раз в год. И лишь в 2018 году анализируемый Кодекс еще не подвергался изменениям [1]. В Диаграмме 2 указаны значения и количество периодов стабильности Кодекса.
Диаграмма 2
Как показывают данные Диаграммы 2, преобладающая часть периодов стабильности Кодекса (90,1%) находится в значении до 6 месяцев, то есть период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения и дополнения в Кодекс, составляет менее 6 месяцев. Из них 23,2% периодов стабильности находятся в значении от 0 до 10 дней, 20,5% - от 10 дней до 1 месяца, 22,3% - от 1 до 3 месяцев, 24,1% - от 3 до 6 месяцев. Период стабильности Кодекса в минимальном значении составляет 0 дней, в максимальном - 1 год и 4 дня. Значение периода стабильности Кодекса равное 0 означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения и дополнения в Кодекс, составляет менее 24 часов. То есть, за 1 день двумя и более законами были внесены поправки в нормы Кодекса. Максимальный период стабильности в 1 год и 4 дня означает, что наибольший период времени между двумя изменениями и дополнениями в Кодекс равен 1 году и 4 дням. Так, редакция Кодекса в минимальном значении 0 дней обновилась дважды за день в 1998, 1999, 2012, 2014, 2015 годах, трижды за день - в 2007 году. При этом в 2015 году минимальное значение стабильности Кодекса равное 0 имело место трижды. В максимальном значении периода стабильности в 1 год и 4 дня Кодекс был обновлен в 2000 году. Необходимо отметить, что из 112 законов 13 (11,6%) посвящены правовому регулированию юридических лиц, 9 (8%) - деятельности банков и иных финансовых организаций, а также платежных систем, 8 (7%) - вопросам имущества, в том числе государственного, а также деятельности государственных юридических лиц, 7 (6,25%) - банкротства и реабилитации, по 6 (5,35%) - предпринимательства, таможенного регулирования и налогообложения, страхования соответственно, 9 (8%) - иным вопросам гражданского законодательства (Таблица 2). Таблица 2
Наиболее значимыми с точки зрения качественных и количественных показателей изменений и дополнений, вносимых в Кодекс, являются Законы РК: 1) от 11 июля 1997 г. № 154 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности»; 2) от 2 марта 1998 г. № 211 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) и в Постановление Верховного Совета Республики Казахстан «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть)»; 3) от 16 мая 2003 года № 416 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ»; 4) от 12 января 2007 года № 225 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная части)»; 5) от 1 марта 2011 года № 414-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества»; 6) от 25 марта 2011 года № 421-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства»; 7) от 7 марта 2014 года № 177-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения»; 8) от 24 ноября 2015 года № 422-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан»; 9) от 27 февраля 2017 года № 49-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности».
2. Постатейный анализ
В ходе статистического анализа Кодекса были выявлены статьи, которые наиболее часто подвергались поправкам. Соответствующие данные приведены в Таблице 3. В целом из 413 фактически действующих на сегодняшний день статей Кодекса поправки вносились в 228 статей (55,2%), включены в Кодекс - 13 статей (3,15%), не подвергались изменениям и дополнениям - 172 статьи (41,65%). При этом за время действия Кодекса из него было исключено 8 статей.
Таблица 3
Представленная в Таблице 1 информация свидетельствует о том, что основные статьи, подвергшиеся изменениям и дополнениям, касаются вопросов ликвидации и реорганизации юридических лиц, их учредительных документов, уставного капитала, ответственности юридических лиц, их регистрации и перерегистрации, отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, государственной собственности, прав предпринимателей и потребителей, денежных обязательств, сделок и др. Указанные поправки связаны с проводимыми в Казахстане правовыми реформами, связанными с исполнением поручений Главы государства Н.А. Назарбаева, реализацией положений государственных программ и иных стратегических документов (послания народу Казахстана, Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года и др.).
3. Стабильность Закона
В рамках исследования для Кодекса был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения (Таблица 4). Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия Кодекса в месяцах (Т) на общее количество законов, которые вносили в него изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле:
Кстаб.=Т/А
Таблица 4
Таким образом, среднее значение стабильности Кодекса [2] составляет 2,5. Это означает, что изменения в Кодекс принимались в среднем каждые 2,5 месяца.
Нестабильность законодательства Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения (Таблица 5). Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся Кодекс. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия Кодекса в месяцах (T), определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:
Кнестаб. = А/Т
Таблица 5
Необходимо отметить частый характер и большое количество периодов стабильности Кодекса в минимальном значении от 0 до 10 дней (26) (см. Диаграмму 2), что имело место в 1997, 1998, 1999, 2003, 2007, 2008, 2009, 2011, 2012, 2014, 2015 годах. В этой связи представляется целесообразным определение значений коэффициентов нестабильности на отдельные периоды действия Кодекса: с момента принятия до января 2000 года, с января 2000 года по январь 2010 года, с января 2010 года по май 2018 года (Таблица 6).
Таблица 6
Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз выросла либо уменьшилась интенсивность изменения Кодекса. Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.) определяется как соотношение: - коэффициента нестабильности на январь 2000 года (Кнестаб.2000) к коэффициенту нестабильности на январь 2010 года (Кнестаб. 2010); - коэффициента нестабильности на январь 2010 года (Кнестаб.2010) к коэффициенту нестабильности на май 2018 года (Кнестаб. 2018); - коэффициента нестабильности на январь 2000 года (Кнестаб.2000) к коэффициенту нестабильности на май 2018 года (Кнестаб. 2018);
Кизм. = Кнестаб. 2010/ Кнестаб. 2000 Кизм. = Кнестаб. 2018/ Кнестаб. 2010 Кизм. = Кнестаб. 2018/ Кнестаб. 2000
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
Расчет коэффициента нестабильности привел к выводу о существовании тенденции увеличения роста коэффициента нестабильности Кодекса. Полученный результат означает, что Кодекс стал меняться чаще, чем в более ранний период (Таблицы 7, 8, 9).
Выводы:
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что анализируемый Кодекс является нестабильным. Законодательная политика в отношении Кодекса является политикой изменений. Динамика внесения изменений и дополнений в Кодекс обусловлена общей активностью принятия законов и политикой развития гражданского законодательства в Казахстане, проводимой в соответствии со стратегическими направлениями развития Казахстана (Стратегии «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», План нации - 100 конкретных шагов по пяти институциональным реформам и др.). Данные реформы предусматривали изменения в различных отраслях законодательства, таких как банковское, страховое, таможенное, налоговое, пенсионное, жилищное, гражданско-процессуальное законодательство, а также законодательство в сфере арбитража и медиации, науки и образования, инноваций, разрешений и уведомлений, государственного управления и местного самоуправления, информатизации и др.
[1] Статистический анализ проведен на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» по состоянию на май 2018 года. [2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |