|
|
|
Статистический анализ
Ахметов Е.К. Научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан
Предметом настоящего исследования выступает Закон Республики Казахстан «О потребительском кооперативе» от 8 мая 2001 года № 197 (далее - Закон). Анализ включает основные выводы о динамике внесения изменений в указанный Закон, а также определение его стабильности в соответствии с выработанной методикой. Ррезультаты статистического анализа могут быть использованы в ходе дальнейших правовых исследований в целях совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан.
В рамках статистического анализа Закона было выявлено, что с момента его принятия в мае 2001 года по август 2018 года (за 17 лет и 2 месяца или 206 месяцев) в Закон были внесены изменения и дополнения 8 законами [1]. Таблица 1 и Диаграмма 1 отражают количество законов о внесении изменений и дополнений в анализируемый Закон в разбивке по годам.
Таблица 1
Диаграмма 1
Представленные данные свидетельствуют о том, что частым изменениям и дополнениям Закон не подвергался. С 2002 по 2005 год, а также в период с 2008-2011гг., в 2013 году и с 2016 по 2018 год (по состоянию на 1 августа) изменения и дополнения в Закон не вносились. В 2006, 2012 и 2014 годах поправки вносились по 2 раза в год, в 2007 и 2015 годах - по 1 разу в год [1]. В Диаграмме 2 указаны значения и количество периодов стабильности Закона.
Диаграмма 2
Как показывают данные Диаграммы 2, преобладающая часть периодов стабильности Закона (33,3%) находится в значении более 2 лет, то есть период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения и дополнения в Закон, составляет более 2 лет. Из них 22,2% периодов стабильности находятся в значении от 0 до 3 месяцев, 11,1% - от 6 до 9 месяцев, 11,1% - от 9 месяцев до 1 года, 22,2% - от 1 года до 2 лет. Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 61 день, в максимальном - 4 года 11 месяцев 27 дней. Значение периода стабильности Закона равное 0 означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения и дополнения в Закон, составляет менее 24 часов. То есть, за 1 день двумя и более законами были внесены поправки в нормы Закона. Максимальный период стабильности в 4 года 11 месяцев 27 дней означает, что наибольший период времени между двумя изменениями и дополнениями в Закон равен 4 годам 11 месяцам 27 дням. Так, редакция Закона в минимальном значении 61 день обновлялась в 2006 году. Максимальное значение периода стабильности Закона в 4 года 11 месяцев 27 дней имело место в 2001-2006гг. Необходимо отметить, что из 8 законов 1 (12,5%) посвящен государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, 1 (12,5%) - вопросам сельскохозяйственных кооперативов, 1 (12,5%) - взаимного страхования, 1 (12,5%) - аудиторской деятельности, 1 (12,5%) - разрешительной системе, 1 (12,5%) - регулированию труда, 1 (12,5%) вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения и 1 (12,5%) вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений (Таблица 2).
Таблица 2
Наиболее значимым с точки зрения качественных и количественных показателей изменений и дополнений, вносимых в Закон, является Закон Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 60-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
За период действия Закона из 40 статей поправки вносились в 11 статей (27,5%). Наибольшим изменениям подвергались две статьи, в каждую из них поправки вносились 2 законами, в семь статей - 1 законом, не подвергались изменениям и дополнениям - 29 статей (72,5) (Таблица 3).
Таблица 3
Представленная в Таблице 1 информация свидетельствует о том, что основные статьи, подвергшиеся изменениям и дополнениям, касаются вопросов государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, сельскохозяйственных кооперативов, взаимного страхования, разрешительной системы, регулирования труда, аудиторской деятельности и др. Данные поправки связаны с проводимыми в Казахстане правовыми реформами, связанными с исполнением поручений Главы государства Н.А. Назарбаева, реализацией положений государственных программ и иных стратегических документов (послания народу Казахстана, Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и др.).
В рамках исследования для законов был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения (Таблица 4). Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, (Т) на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле:
Кстаб.=Т/А Таблица 4
Таким образом, среднее значение стабильности Закона [2] составляет 25,75. Это означает, что изменения в Закон принимались в среднем каждые 2 года.
Нестабильность законодательства Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения (Таблица 5). Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся Закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия Закона в месяцах (T), определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле:
Кнестаб. = А/Т Таблица 5
При этом представляется целесообразным определение значений коэффициентов нестабильности на отдельные периоды действия Закона: с момента принятия до января 2010 года, с января 2010 года по август 2018 года (Таблица 6).
Таблица 6
Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз выросла либо уменьшилась интенсивность изменения Закона. Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.) определяется как соотношение: - коэффициента нестабильности на январь 2010 года (Кнестаб.2010) к коэффициенту нестабильности на август 2018 года (Кнестаб. 2018);
Кизм. = Кнестаб. 2018/ Кнестаб. 2010
Таблица 7
Расчет коэффициента нестабильности привел к выводу о существовании тенденции увеличения роста коэффициента нестабильности Закона. Полученный результат означает, что Закон стал меняться чаще, чем в более ранний период (Таблица 7).
Выводы:
Показатели свидетельствуют о том, что анализируемый Закон является достаточно стабильным. Законодательная политика в отношении Закона является политикой изменений. Динамика внесения изменений и дополнений в Закон обусловлена общей активностью принятия законов и политикой развития гражданского законодательства в Казахстане, проводимой в соответствии со стратегическими направлениями развития Казахстана (Стратегии «Казахстан-2030», «Казахстан-2050», Плана нации - 100 конкретных шагов по пяти институциональным реформам, Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и др.).
[1] Статистический анализ проведен на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» по состоянию на май 2018 года. [2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |