|
|
|
Примерный образец досудебного доклада Служб пробации
Саламатов Е.А., национальный эксперт по пенитенциарным вопросам, кандидат юридических наук, доцент
Законом Республики Казахстан «О пробации» от 30 декабря 2016 года введены четыре вида пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная. В соответствии со статьей 9 Закона на Службы пробации уголовно-исполнительной системы возложена обязанность подготовки досудебных докладов в отношении подозреваемых и обвиняемых. Однако, анализ деятельности Служб пробации показал, что на практике существуют проблемы подготовки данных докладов. Утвержденная приказом МВД РК № 90 от 4 февраля 2017 года Методика подготовки досудебного доклада, как показал опрос сотрудников пробации, носит поверхностный характер и не предусматривает примерного образца. В этой связи, в рамках проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» подготовлен образец досудебного доклада. Данный образец основывается на Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года № 45/110, где сказано: «Если существует возможность составления докладов о социальном обследовании, судебный орган может воспользоваться докладом, подготовленным компетентным, уполномоченным должностным лицом или учреждением. Доклад должен содержать социальную информацию о правонарушителе, которая имеет отношение к характеру правонарушений, совершавшихся данным лицом, и к его нынешним правонарушениям. Он должен также содержать информацию и рекомендации, которые имеют отношение к процедуре вынесения приговора. Доклад составляется на основе фактического, объективного и беспристрастного материала, а мнения формулируются в четких выражениях». Из этого следует, что досудебные доклады должны раскрывать социально-психологическую сторону правонарушения и личности правонарушителя, поэтому целесообразно, чтобы они составлялись специалистами из числа психологов, социальных работников, педагогов (если правонарушитель - несовершеннолетний). Доклады не должны раскрывать юридические аспекты, так как этим занимаются орган уголовного преследования и защита. Представленный образец доклада является авторской версией и может послужить ориентиром при составлении досудебных докладов Службой пробации УИС для использования в судах.
образец
ДОСУДЕБНЫЙ ДОКЛАД
1. ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9 и статьи 14 Закона РК «О пробации» Специализированному межрайонному суду по делам несовершеннолетних Карагандинской области предоставляется досудебный доклад о психосоциальной оценке личности несовершеннолетнего Тамырова Арсена Тайбекулы. Тамыров А.Т. - житель г.Темиртау, ул.Восточная 47 кв.74. Родился 2 мая 2003 года в г.Темиртау. Привлекается к уголовной ответственности по ст.188 ч.2 п.3 УК РК, ранее не судим. В отношении несовершеннолетнего Тамырова А.Т. органом уголовного преследования применена мера пресечения - подписка о невыезде и надлежащем поведении. Инициатор досудебного доклада - Служба пробации г.Темиртау Департамента УИС по Карагандинской обл. Досудебный доклад подготовлен инспектором Службы пробации г.Темиртау Департамента УИС по Карагандинской обл. Болашаковым А.А. с 1 по 10 июня 2018 года.
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Досудебный доклад составлен на основе следующих источников: - материалы уголовного дела в отношении Тамырова А.Т.; - контакт со следователем УВД г.Темиртау ДВД Карагандинской обл. капитаном полиции Бахытовым С.К.; - интервью с несовершеннолетним Тамыровым А.Т.; - беседа с матерью несовершеннолетнего Тамыровой М.К.; - беседа с отчимом несовершеннолетнего Шахаровым Б.А.; - контакт с участковым инспектором УВД г.Темиртау ДВД Карагандинской обл. лейтенантом полиции Мылтыкбаевым Т.М.; - контакты с директором средней школы г.Темиртау Каламовым Д.К. и учителями данной школы; - беседа с соседями несовершеннолетнего Ахметовой Г.И. (г.Темиртау, ул.Восточная 47 кв.73) и Петровой М.С. (г. Темиртау, ул.Восточная 47 кв.75); - контакт с работником органа опеки и попечительства Отдела образования акимата г.Темиртау Хакимовой Т.Л.; - беседа с бабушкой несовершеннолетнего Кумисовой Р.Ж.; - беседа с родной сестрой несовершеннолетнего Тамыровой Р.Т.
3. ИНФОРМАЦИЯ О ПРАВОНАРУШЕНИИ
20 мая 2018 года несовершеннолетний Тамыров А.Т., 02.05.2003 г.р., в 20:35 находясь на территории автостоянки возле торгового-развлекательного центра «Темиртау» по ул.Горняк г.Темиртау, путем взлома окна задней двери автомобиля Тойота «Авенсис», принадлежащего гражданке Нугмановой М.Д., похитил оставленный ею на переднем пассажирском сиденье ноутбук марки «НР», стоимостью 200 тыс. тенге. В тот же вечер благодаря записям камер видеонаблюдения несовершеннолетний Тамыров А.Т. был установлен и задержан. Ноутбук без повреждений был возвращен потерпевшей. Материальный ущерб от разбитого автомобильного окна возмещен родителями Тамырова А.Т. потерпевшей в денежном эквиваленте.
4. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Семейное положение и обстановка внутри семьи. Несовершеннолетний Тамыров А.Т. проживает в семье, которую можно охарактеризовать как полную. Семья состоит из 7 человек: - несовершеннолетний Тамыров Арсен Тайбекулы 02.05.2003 г.р.; - его мать - Тамырова Майгуль Капашевна 1978 г.р.; - отчим - Шахаров Бурынбай Актасович 1974 г.р.; - бабушка по линии матери - Кумисова Райымгуль Толеповна 1946 г.р.; - старшая сестра - Тамырова Роза Тайбеккызы 2000 г.р.; - младшая сестра - Шахарова Карина 2010 г.р.; - младший брат - Шахаров Серик 2013 г.р. В многодетной семье функции разделены: финансово-материальное обеспечение семьи выполняет мать и отчим Арсена, хозяйственно-бытовую часть - бабушка и дочь Роза, двое несовершеннолетних детей Арсен и Карина обучаются в средней школе г.Темиртау, младший сын Серик (5 лет) из-за материальных проблем больше находится дома на воспитании бабушки. Мать несовершеннолетнего - Тамырова М.К. работает техничкой в торгово-развлекательном центре «Темиртау», заработная плата 80 тыс. тенге в месяц. Считает размер своей заработной платы недостаточной, но работает так как выбора нет. Работа отнимает много времени, поэтому осознает, что недостаточно уделяет время детям. При этом, в воспитании детей полагается на свою престарелую мать. Переживает за натянутые отношения между нынешним мужем и сыном от первого брака Арсеном. Отчим несовершеннолетнего - Шахаров Б.А. ранее судим, отбывал лишение свободы с 2004 по 2008 годы за грабеж. Работает в частной компании разнорабочим, заработки не стабильные от 70 тыс. до 120 тыс. в месяц. Со слов соседей иногда употребляет спиртные напитки. Отчим признает, что отношения с несовершеннолетним Арсеном натянутые и не доверительные, но причину видит в неправильном его воспитании со стороны матери и бабушки, которые «изнежили его как девчонку, а он хочет из него сделать настоящего мужчину». Бабушка несовершеннолетнего - Кумисова Р.Т. получает минимальную пенсию. Часто болеет, но лекарства покупает редко, почти все деньги тратит на нужды внуков. Всех внуков любит одинаково, но больше переживает за Арсена, в том числе из-за его частых конфликтов с отчимом. Сестра несовершеннолетнего - Тамырова Р.Т. заканчивает обучение в средней школе г.Темиртау, сдает выпускные экзамены, мечтает обучиться на дизайнера и открыть свой бизнес. Сильно переживает за брата Арсена, считает, что отчим чрезмерно строго относится к нему и придирается из-за мелочей. Из-за этого неоднократно вступала в конфликт как с отчимом, так и со своей матерью. Духовная и досуговая функция в семье выполняется слабо. Родителями не прививаются духовные ценности и семейные традиции. Со стороны главы семьи прослеживается разделение детей на две группы, больше уделяет внимания своим родным детям Карине и Серику, что заметно даже соседям. В семье не практикуется совместный досуг, родители больше заняты материальными проблемами и очень редко организовывают детям отдых с посещением культурно-развлекательных мест. В тоже время существуют праздники, которые объединяют членов семьи за семейным столом: Новый год, Наурыз, День Победы и дни рождения детей. На дни рождения принято дарить подарки имениннику, родители говорят пожелания, выпивается спиртное. Объединительную функцию в семье выполняет бабушка (72 года), которая старается воспитывать внуков в духе единства и не деления по признаку отцовства. Бабушка является верующей, ходит в Мечеть, старается прививать детям духовные ценности, но не навязывает их. Семья больше придерживается закрытого образа жизни, но с соседями поддерживают дружеские отношения, жалоб с их стороны не наблюдается. Иногда обращаются к соседям с просьбой занять в долг деньги, соседи по мере возможности не отказывают и помогают им, видя их тяжелое материальное положение. Долги зачастую возвращает бабушка из своей пенсии. Мать Арсена планировала на период летних каникул устроить его на работу на автомойку, чтобы он сам заработал себе деньги на школьную форму и зимнюю одежду на следующий учебный год. Несовершеннолетний Тамыров А. в употреблении спиртных напитков замечен не был. Однако, со слов директора школы был неоднократно уличен в курении сигарет, о чем было сообщено его родителям. Сам Арсен не отрицает курения, но не считает себя зависимым от табака. Мечтает получить высшее образование и работать чиновником, иметь отдельный дом, дорогую машину и забрать к себе жить бабушку, сестер и братишку.
Условия проживания. Семья проживает в 2-х комнатной квартире общей площадью 55 кв. м. в многоквартирном доме 1968 года постройки. В квартире имеется не дорогая мебель и бытовая техника (купленная либо в кредит, либо из рук). В одной комнате (спальня) спят родители и младший 5-ти летний сын, в другой комнате (зал) спят бабушка с 3-мя внуками. При этом, Арсен спит на полу ближе к окну и на ночь разделяется от остальных ширмой (материя на веревке, натянутая между двумя стенами). В этой же комнате находятся вещи бабушки, одежда детей, телевизор, игрушки и общий письменный стол, за которым дети делают уроки. Кухня не вмещает одновременно всю семью, поэтому питаются по очереди. Семья не голодает, но фрукты и овощи позволяют себе не всегда, в основном летом. Санитарная гигиена в квартире соблюдена, за порядком и чистотой больше следит старшая дочь. Дом находится в изношенном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. Семья относится к социально-уязвимой категории граждан.
Школьная обстановка. Арсен закончил 8 классов. Со слов директора школы и классного руководителя по характеру замкнутый, в успеваемости посредственный, на уроках редко проявляет инициативу. Зимой часто пропускал уроки из-за отсутствия теплой одежды, данная проблема была решена через материальную помощь от акимата. Вне уроков, в общении с одноклассниками более активен, не конфликтный, но при ссоре со сверстниками за себя постоять умеет. Из занятий больше всего любит физкультуру и историю. Среди педагогов более близкие и доверительные отношения сложились с учителем физкультуры Каскеновым Т.А., который ведет секцию по боксу и учитывая тяжелое материальное положение семьи Арсена тренирует его бесплатно. Со слов Каскенова Т.А. он чувствует, как Арсен тянется к нему и проявляет покорность, поэтому иногда дает ему и жизненные советы, поддерживает его морально.
Отношения с друзьями и знакомыми. Со слов учителей Тамыров А. не поддерживает с одноклассниками тесной дружбы. При этом предполагают, что это из-за социальной разницы и внутренних комплексов у него по этому поводу. Однако, сам Арсен утверждает, что у него есть близкие друзья, с которыми он тесно общается по интернету. Назвать имена таких друзей отказался, говорит, что предпочитает общаться с ними виртуально, так как личные встречи требуют финансовых расходов. В беседе учителя рассказали прошлогодний случай, когда Арсен заступился за новенького ученика в параллельном классе, с которым подружился и теперь часто ходит к нему домой играть на компьютере.
5. ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Преступное прошлое. Ранее не судим. По информации участкового инспектора полиции приводов в полицию не имел, на учете не состоит.
Поведение до совершения преступления. Несовершеннолетний Тамыров Арсен отличался среди сверстников замкнутостью, но в тоже время повышенной импульсивностью. Если вступал в конфликт, то очень быстро возбуждался и входил в состояние агрессии. Неоднократно высказывал обиды и претензии своей матери за то, что она не может купить ему дорогой сотовый телефон и компьютер, как это делают другие родители своим детям. С отчимом находился больше в натянутых отношениях, считает его неудачником, потому что он мало зарабатывает. Когда отчим выпивал спиртное Арсен уходил из дома и ночевал у дальних родственников по линии бабушки. В последнее время Арсен несколько раз вступал в открытый конфликт с отчимом и пригрозил, что когда-нибудь побьет его. Из-за того, что родители много времени проводят на работе и не уделяют детям должного внимания, Арсен в последние годы вел самостоятельный образ жизни. Иногда по несколько дней не ходил в школу и отсутствовал дома. Удовольствие от общения больше получает по интернету в социальных сетях. Из членов семьи Арсен больше всех привязан к бабушке, но не посвящает ее в свои дела и проблемы. Из-за смерти своего биологического отца в автомобильной аварии в 2005 году, когда ему было всего 2 года, Арсен считает мир жестоким и не справедливым.
Поведение после совершения преступления. Несовершеннолетний Тамыров Арсен сожалеет о том, что поддался соблазну и совершил хищение чужого имущества. Утверждает, что специально не готовился к преступлению, просто проходил возле машины и увидел на переднем сиденье ноутбук и тут же решил совершить кражу. Не может объяснить, почему в этот момент ему в голову пришла такая идея. Говорит, что в будущем больше никогда так не поступит. Больше всего его задели слова бабушки, которая сказала, что его отцу «на том свете стыдно за сына». При этом, перспектива лишиться свободы и отправиться в воспитательную колонию его не сильно пугает (о жизни в колонии не имеет представления), больше переживает из-за того, что возникло много проблем: допросы его и родителей, опросы соседей и учителей, вызовы в полицию, встреча с потерпевшей, которой ему стыдно смотреть в глаза. Желает, чтобы быстрее все это закончилась.
6. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ ИЛИ МОГУЩИЕ ПОВЛИЯТЬ НА ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Позитивные факторы: - данный возраст позволяет изменить поведение и характер несовершеннолетнего; - личное желание несовершеннолетнего изменить свою жизнь в лучшую сторону и стать социально успешным гражданином; - совершение преступления впервые, отсутствие ранее приводов в полицию; - совершение преступления тайным, а не открытым способом, что говорит об отсутствии в его поведении пренебрежения к окружающим; - сожаление о совершенном преступлении, ярко выраженное чувство стыда перед членами семьи, соседями и учителями; - наличие у несовершеннолетнего позитивных авторитетов в лице бабушки и учителя физкультуры; - готовность при личной встрече принести извинение потерпевшей от преступления.
Негативные факторы: - социально-уязвимое положение семьи; - отсутствие духовного и морального единства всех членов семьи, - сложные отношения с родителями, особенно с отчимом; - наличие у отчима преступного прошлого (ранее судим); - обиды на мать из-за недостаточного внимания и заботы с ее стороны; - замкнутость и импульсивность в характере; - отсутствие личных финансов, что не позволяет удовлетворять несовершеннолетнему простые мелкие потребности.
7. ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РЕЦИДИВА И РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВА
В процессе подготовки данного досудебного доклада относительно психосоциальной оценки личности несовершеннолетнего Тамырова А.Т. установлено, что риск рецидива минимальный. Также со стороны несовершеннолетнего Тамырова А.Т. отсутствует какая-либо угроза для общества. Данные выводы основываются на анализе позитивных факторов, изложенных в пункте 6 доклада и их соотношении с факторами негативными. В тоже время риск рецидива может увеличиться если указанными факторами не управлять и пустить ситуацию на самотек.
8. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ И РЕИНТЕГРАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ОБЩЕСТВО
Для уменьшения риска рецидива и успешной реинтеграции несовершеннолетнего Тамырова А.Т. в обществе целесообразно проведение следующих мероприятий: - сотрудничество с семьей несовершеннолетнего Тамырова А.Т.; - оказание несовершеннолетнему Тамырову А.Т. окружающими (члены семьи, соседи, школьные учителя) морально-психологической поддержки для преодоления кризисной ситуации, связанной с привлечением его к уголовной ответственности; - контакты с отчимом несовершеннолетнего Шахаровым Б.А. с целью изменения его отношения к несовершеннолетнему Тамырову А.Т., в случае не достижения данной цели перевести общение с отчимом в формат профилактических мероприятий; - более тщательный контроль родителей над несовершеннолетним сыном; - активное участие родителей в решении проблем и нужд несовершеннолетнего сына; - поддержание дружеских связей учителя физкультуры Каскенова Т.А. с Тамыровым А.Т. и оказание позитивного влияния на несовершеннолетнего; - повышение роли школы в жизни несовершеннолетнего через вовлечение его в различные творческие кружки и спортивные секции во внеурочное время, направление в летний лагерь отдыха и т.п.; - оказание помощи несовершеннолетнему Тамырову А.Т. в выявлении в себе индивидуальных позитивных склонностей и оказание ему помощи в их развитии.
Служба пробации на основе психосоциального исследования личности несовершеннолетнего Тамырова А.Т., анализе позитивных и негативных факторов, влияющих на его поведение, низком уровне риска рецидива и отсутствии угрозы для общества, полагает возможным назначить ему наказание, не связанное с изоляцией от общества.
Ознакомлены: _подпись__________Тамыров А.Т.
_подпись___________ФИО законного представителя
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |