|
|
|
Комментарий
Айсин Сайкен Бакытович доцент кафедры юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, кандидат юридических наук
В комментарии дается доктринальное толкование статей 24 (Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта), 25 (Ссылки и воспроизведения в нормативных правовых актах), 26 (Оформление нормативных правовых актов о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты), 27 (Оформление нормативных правовых актов о признании нормативных правовых актов утратившими силу), 28 (Оформление приложений к нормативным правовым актам) и 29 (Внесение проекта законодательного акта в Мажилис Парламента Республики Казахстан и его отзыв) нового Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года.
СТАТЬЯ 24. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТИЛЮ ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1. Компетенция, функции и задачи государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в нормативных правовых актах в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных процедурах с четким разграничением по уровню государственного управления. Методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов принимаются Правительством Республики Казахстан. 2. Текст нормативного правового акта должен быть напечатан единым шрифтом. 3. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений слов. Норма права, изложенная в структурном элементе нормативного правового акта, не излагается повторно в других структурных элементах этого же акта. Тексты нормативных правовых актов на казахском и русском языках должны быть аутентичны. 4. В законодательном акте могут быть установлены основные принципы правового регулирования, основные понятия, используемые в его тексте, порядок и условия применения иных нормативных правовых актов после вступления законодательного акта в силу. В переходных положениях законодательного акта отражается порядок регулирования отношений до его введения в действие, устанавливаются сроки и способы перехода к новым нормам права. В заключительных положениях законодательного акта закрепляются нормы о введении в действие данного акта, о признании утратившим силу, об отмене ранее изданного акта. С целью исполнения и развития этого акта устанавливаются при необходимости требования об издании актов другими государственными органами. Требования, установленные настоящим пунктом, не распространяются на постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат. 5. Поручения в нормативных правовых актах должны адресоваться государственным органам либо, при необходимости, их руководителям. По отношению к государственным органам, не подчиненным лицу, дающему поручение, поручения в нормативных правовых актах должны излагаться в рекомендательной форме либо по согласованию с ними. В последнем случае после наименования государственного органа указывается пометка «(по согласованию)». 6. В тексте нормативного правового акта наименования государственных органов и иных организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно по всему тексту. В целях обеспечения простоты и лаконичности текста нормативного правового акта допускается сокращение наименований государственных органов и иных организаций с расшифровкой значения сокращения либо аббревиатуры в самом тексте нормативного правового акта. 7. В тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение абзацев тире или иными знаками, выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний.
1. В Законе Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 107 «Об административных процедурах» даются определения следующим понятиям: 1) под компетенцией государственного органа понимается совокупность установленных полномочий государственного органа, определяющих предмет его деятельности; 2) под функциями государственного органа понимается осуществление государственным органом деятельности в пределах своей компетенции; 3) под задачами государственного органа понимаются основные направления деятельности государственного органа; 4) под административными процедурами понимается: - порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и должностных полномочий и их оформление, в том числе в электронной форме; - процедура организации работы государственного аппарата; - процедуры рассмотрения обращений граждан по реализации их прав, а также процедуры административной защиты прав и законных интересов граждан; - основные начала процедур принятия решений в области экономики. При решении вопросов установления функций государственных органов на законодательном и подзаконном уровнях необходимо руководствоваться положениями пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, согласно которым законы должны регулировать важнейшие общественные отношения, устанавливающие основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 2) режима собственности и иных вещных прав; 3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; 4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5) республиканского бюджета; 6) вопросов судоустройства и судопроизводства; 7) образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8) приватизации предприятий и их имущества; 9) охраны окружающей среды; 10) административно-территориального устройства Республики Казахстан; 11) обеспечения обороны и безопасности государства. Все иные отношения регулируются подзаконными актами. Об этом Конституционный Совет в своем нормативном постановлении «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления», постановляет, что из содержания норм статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан следует, что компетенция государственных органов устанавливается не только Конституцией, конституционными законами и законами Республики Казахстан, но и подзаконными актами. Также из этого Нормативного постановления следует, что содержание и объем понятий «государственная функция» и «государственная услуга» не являются тождественными. Так, государственная функция осуществляется государственным органом в соответствии со своей компетенцией, имеет публично-правовой характер, распространяется на неограниченное число субъектов, может быть основана на государственном принуждении. В дополнительном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан «Об истолковании нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года № 8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления», Конституционный Совет прояснил, что под «основами организации и деятельности государственных органов», установленными в подпункте 3) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, следует понимать основополагающие принципы и нормы, определяющие основные подходы к содержанию правового статуса (сферы руководства, миссии, основные задачи, функции и полномочия), порядку образования, упразднения, реорганизации и организации деятельности государственных органов. В законах устанавливаются функции государственных органов, составляющие основу их организации и деятельности, а также функции, реализация которых затрагивает важнейшие общественные отношения, указанные в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Это касается, в том числе, вопросов правосубъектности физических и юридических лиц, меры правоограничительного характера, а также взаимоотношений государственных органов с негосударственными организациями и физическими лицами, включая установление правоохранительных, контрольно-надзорных функций и разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности. На подзаконном уровне устанавливаются функции, осуществление которых не затрагивает общественные отношения, перечисленные в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Это может касаться определения механизма реализации закрепленных в законе функций, внутренней организации и деятельности государственных органов, принятия (издания) технических и технологических норм. На подзаконном уровне функции государственных органов устанавливаются только в пределах полномочий субъекта, издающего соответствующий подзаконный акт. Кроме того, для применения в нормотворческой деятельности при решении вопросов установления функций государственных органов на законодательном и подзаконном уровнях, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 489 Методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов. В названных рекомендациях определяется, что в законах должны содержаться нормы, устанавливающие основные задачи, функции государственного органа, предоставленные ему в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций, прежде всего, касающихся взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами и организациями. Функции, обеспечивающие реализацию основных задач, а также функции, связанные с «внутренними» процедурами деятельности госорганов, их взаимодействия между собой, как правило, должны определяться подзаконными актами. При этом функции государственного органа на подзаконном уровне должны устанавливаться в нормативных правовых актах, принимаемых Президентом и Правительством. Таким образом, компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему. 2. Шрифт (писать) - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка [1]. Шрифт должен полностью соответствовать внутренним закономерностям теста нормативного правового акта, быть его внешним выразителем. Заголовок нормативного правового акта, названия разделов, нумерация статей, их название, оглавление таблиц, приложений и др. набирается соответствующим одним шрифтом. Недопустимо в официальном источнике еле заметным шрифтом набрать название законодательного акта, его заголовок, а название дополнительных элементов (таблиц, перечней и т.п.) несоразмерно выделить. При этом, проекты нормативных правовых актов оформляются, как правило, с учетом следующих параметров [2] (с применением текстового редактора «WORD for WINDOWS» версии от 6.0 и выше): 1) поля слева - 2,5 см, поля справа - 1,5 см, колонтитулы - 2,5 см; 2) шрифт - «Times New Roman» размером № 14 (в приложениях может быть использован шрифт меньшего размера, но не менее № 10); 3) межстрочный интервал - одинарный; 4) абзацный отступ (отступ первой строки) - 1,25 см. Тексты нормативных правовых актов должны быть четко сформулированы и напечатаны единым шрифтом, без помарок и исправлений, орфографических и грамматических ошибок. 3. Юридическая терминология - это совокупность устоявшихся юридических терминов, используемых правотворческой практикой; это система общепринятых, упорядоченных, единообразных и надлежащее оформленных, унифицированных юридических терминов [3]. Юридическая терминология является средством юридической техники, с помощью которой конкретные понятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. Являясь первичным материалом для создания правовых норм, юридические термины имеют сквозное значение в юридической технике. Используя юридические термины, государство в лице своих органов власти говорит на языке права и выражает свою волю, т.е. устанавливает всевозможные запреты, возлагает на юридических и физических лиц и их объединения определенные обязанности, предоставляет возможности для реализации прав и законных интересов. Важное требование к использованию юридической терминологии - ее стабильность, отказ от модных, не прошедших общественную апробацию терминов и иных языковых нововведений (неологизмов). Разработчик при подготовке проектов нормативных актов использует также технические термины, которые отражают область специальных знаний машиностроения, энергетики и т.д. Технические термины широко применяются в таких документах, как правила техники безопасности, правила взрывных и горных работ, правила проведения экспертизы технических решений и т.п. Граждане Казахстана, иностранные граждане, физические лица как субъекты права всегда обозначаются в законе существительными мужского рода (продавец, военнослужащий, пенсионер, студент и т.д.). Это необходимо для унификации языковых средств выражения законодательной мысли. Только в том случае, когда правовое предписание касается лишь особ женского пола (например, используемый в законе термин «заключенная в состоянии беременности», «потерпевшая» в делах об изнасиловании), уместно использовать в тексте закона женский род. Используемые в основном тексте закона цифры обычно даются в буквенном выражении, если же они употребляются в таблицах, в приложениях, при обозначении номеров статей, пунктов, то даны в цифровом написании. Цифрами следует обозначать также дни и годы в датах, а месяцы приводятся в буквенном выражении (например, 12 декабря 1993 г., 10 февраля 1998 г. и т.п.). Количественные показатели веса, расстояния, длины, объема, температуры следует давать в основном тексте закона в буквенном написании, а в приложениях, таблицах, схемах можно использовать и цифровое. Используемые в законе дробные числа уместно обозначать с помощью букв. Юридическая техника - совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативных правовых актов для обеспечения их совершенства [4]. Понятие «юридическая техника» довольно сложное и объемное. Оно состоит из ряда других понятий, в число которых входят: законодательная техника, техника подготовки проектов законов, ведомственных актов, актов применения права и т.д. Следовательно, понятие «юридическая техника» включает в себя не только совокупность приемов, правил и средств, направленных на подготовку и принятие совершенных по форме, структуре и содержанию законов и подзаконных актов, но и актов толкования права, и актов применения права. Важное значение в изложении нормативного материала играет стиль. Исходя из правил, вытекающих из общей теории права, стиль оформления нормативных предписаний должен быть безличным, единообразным. Разрабатывая проекты нормативных актов, юристы пользуются четким, конкретным набором слов. При этом должна отсутствовать индивидуальная манера изложения нормативного материала, присущая тому или иному (автору). Закон не должен иметь авторства, точнее - его автор обобщенно обезличен, это - государственный орган, наделенный законодательными полномочиями. В тексте закона не место общим рассуждениям, теоретическим положениям, сравнениям, призывам, общим декларациям, историческим справкам, пожеланиям, советам и т.п. Все это не приемлемо для закона, предписания которого имеют цель урегулировать конкретные отношения между людьми, деятельность других субъектов права, определять и обеспечивать их права и обязанности. При выражении мысли законодателя не следует использовать экспрессивные и образные средства языка. Необходимо добиваться логической стройности, глубины и последовательности изложения, смысловой завершенности, употребления однозначных терминов, однотипных формулировок, максимальной четкости, ясности и непротиворечивости текста. В таком тексте не должно быть ничего лишнего, искусственного, неоправданного яркого и недостаточно точного. Сдержанность тона, отказ от приемов риторического усиления - характерная черта стиля закона. В нем не допустимы политические лозунги, высокопарные и митинговые фразы. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений слов. При этом, норма права, изложенная в структурном элементе нормативного правового акта, не излагается повторно в других структурных элементах этого же акта. В целях избегания повторов указывается отсылка на необходимую статью, что первоначально используется в положениях нормативного правового акта. При подготовке законопроектов следует по возможности избегать сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами. Аутенти́чный текст (др.-греч. αὐθεντικός — подлинный) — текст официального документа, который по смыслу соответствует тексту на другом языке и обладает одинаковой с ним юридической силой, ибо разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. В юриспруденции термин «аутентичный текст» применяют в тех случаях, когда текст документа был выработан, согласован и принят на одном языке, в данном случае на казахском языке, но для удобства применения текст данного документа изложен на двух или более языках. В этом случае, согласно общему правилу, текст документа на каждом из языков считается одинаково подлинным и имеющим равную силу, то есть равно аутентичным. При этом в документе может быть прямо указано текст, на каком языке (или языках) будет обладать преимущественной силой в случае разногласий при толковании данного документа [5]. 4. В нормативном правовом акте допускается в отдельных статьях предусмотреть принципы регулирования общественных отношений, на которые распространяется тот или иной законодательный акт. При необходимости могут даваться определения словам, используемым в нормативном акте, а также оговорить условия применения некоторых нормативных правовых актов в связи с принятием акта. В случае если имеются специальные условия вступления в силу как нормативного правового акта в целом, так и отдельных его норм, то отдельной статьей оговариваются порядок регулирования до введения в действие новых норм права. Необходимо отметить, что вышеуказанные требования не распространяются на постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат. 5. Каждый нормативный правовой акт содержит в себе круг действий, выполнение которых обязательно для государственного органа, которые в свою очередь дают право государственному органу, требовать определенного поведения (действий или воздержания от совершения действий) от другого лица (других лиц). Поэтому нормативный правовой акт должен быть адресован конкретным государственным органам либо непосредственно их руководителям. В случае если в нормативном правовом акте дается какое-либо поручение государственному органу, а этот государственный орган в свою очередь должен исполнить это поручение совместно с другими государственными органами или организациями не подчиненными ему, то данные поручения даются в рекомендательной форме, либо после согласования с ними. После согласования поручения с государственным органом или организацией в тексте нормативного правового акта после наименования государственного органа или организации ставится пометка «(по согласованию)». 6. Наименования государственных органов (организаций), употребляемые в нормативных правовых актах, указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями, предусмотренными их уставами и положениями, решениями об их создании, наименовании и переименовании и другими актами. Употребление сокращенных наименований государственных органов (организаций) допускается, когда сокращенные наименования являются официальными, лишь в технических нормативных правовых актах, ненормативных правовых актах, а также в стенограммах, протоколах, служебных письмах, документах справочного характера и нетекстовых приложениях к правовым актам. Обобщенные понятия (слова, словосочетания), обозначающие государственные органы (организации), используются в нормативных правовых актах только в тех случаях, когда имеется в виду любой из государственных органов (организаций), на которые распространяется соответствующее обобщенное понятие. Если в тексте нормативного правового акта требуется неоднократно указать наименование государственного органа (организации), а равно если неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое несколькими словами, то наименование этого государственного органа (организации) или понятия дается полностью в нормативном положении, где оно использовано первый раз, при этом в скобках указывается сокращение (условное обозначение), которым оно обозначается в последующих положениях. 7. Абзацы в тексте нормативного правового акта не обозначаются дефисами (дефис (от лат. divisio - (раз)деление) - это соединительный знак, знак деления [6]), и другими знаками, однако при этом абзацы можно обозначать цифрами, но обязательно применив скобку. В нормативных правовых актах запрещается использовать не только подчеркивание, но и курсивы и петиты (Курсив (через нем. Kursiv из лат. cursiva littera «беглый почерк») - это печатный шрифт с наклоном основных штрихов приблизительно в 15° и скругленными формами штрихов и их соединений, несколько напоминающий рукописный; используется большей частью как вид выделительного начертания для письменностей, в которых основные штрихи ориентированы преимущественно вертикально. Петит (от фр. petit - маленький) - типографский шрифт, кегль которого равен 8 пунктам [7]), так как в тексте нормативного правового акта все одинаково важно, и поэтому с помощью подчеркиваний, петитов и курсивов выделять особо значимые нормативные положения не уместно.
СТАТЬЯ 25. ССЫЛКИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ
1. При необходимости в нормативных правовых актах могут быть приведены ссылки на структурные элементы нормативных правовых актов вышестоящих уровней, а также воспроизведены отдельные нормы права из нормативных правовых актов вышестоящего уровня со ссылкой на такие акты. 2. Ссылки в структурных элементах нормативного правового акта на другие его структурные элементы допускаются только в случаях, когда необходимо показать взаимную связь норм права либо избежать повторений. 3. При ссылке на строки и предложения их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью). 4. В тексте нормативного правового акта ссылка на структурный элемент приводится с указанием его порядкового номера прописью или цифрами (для их обозначения не допускается использование прилагательных). 5. При ссылке на нормативный правовой акт указываются в следующей последовательности его форма, дата принятия, регистрационный номер и заголовок этого нормативного правового акта. При ссылке на нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов. При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, не требуется. 6. Если в тексте нормативного правового акта приводятся две и более последовательные ссылки на один и тот же нормативный правовой акт, то полный заголовок данного нормативного правового акта указывается один раз (при первом упоминании в тексте) с последующей ссылкой на него. 7. Если в нормативном правовом акте имеются ссылки на приложения, то указываются номера приложений, присваиваемые в порядке их упоминания в тексте нормативного правового акта, за исключением случаев, когда к нормативному правовому акту имеется одно приложение.
1. Ссылки - это запись, которая идентифицирует документ или его часть. Ссылки могут использоваться как средство указания на источник приводимой информации [8]. Ссылки нормативного правового акта - это специальный прием юридической техники. Они различны по своей форме. Это ссылки на статьи и отдельные их части самого закона, на его главы, разделы и иные структурные части, а также на иные законы или их комплекс, отдельные структурные подразделения и статьи (части статей). Обычно помещаются ссылки на акты высшей или равной юридической силы. Ссылки же на нормативные правовые акты низшей юридической силы или же их отдельные статьи (пункты), например в законе на постановление Правительства Республики Казахстан, в принципе представляются недопустимыми. В ряде законов используется особая форма ссылок - в целом на комплекс норм, установленных в законах. Например, о признании и гарантированности всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, международными договорами Казахстана и другими ратифицированными международно-правовыми актами. Это достаточно удобный способ оформления ссылок, способствующий краткости и компактности изложения текста. Воспроизведение нормативных положений - это специфический способ изложения нормативного материала. Только если возникает настоятельная потребность повторить определенное нормативное положение, то в большинстве случаев это сделать лучше всего с помощью ссылки либо обобщающих понятий. В частности, в законах часто делаются длинные перечисления, которые затем повторяются. Во избежание длинных перечислений, более удобно в таком случае после того, как перечисление приводится в первый раз, дать в скобках такое общее понятие, а затем при следующей необходимости употребления длинных перечислений, применить данное к ним общее понятие. Как правило, предписания из актов вышестоящей юридической силы нецелесообразно включать в качестве самостоятельных частей или приложений к готовящемуся акту. Четкость структуры закона, удобство пользования им требуют, чтобы такие предписания органически вливались во внутреннюю структуру акта и располагались там, где этого требует логика изложения нормативного материала. Воспроизведение и развитие положений актов вышестоящей юридической силы - один из универсальных способов построения и совершенствования законодательства, дающих возможность комплексно обозреть праворегулирующий материал. Очень важно во избежание двойного толкования и неправильного понимания воспроизводить нормы чрезвычайно тщательно и точно, максимально приближаясь к тексту акта, откуда нормативные предписания взяты, не вырывая их из общего контекста. Перефразировка текста нормы, произвольные добавления к ней, а тем более ее неточное воспроизведение представляются недопустимыми. 2. Ссылки создают большую компактность закона, ликвидируют ненужные и удлиняющие текст повторения. Тем самым достигается разумная вполне оправданная краткость, экономия в изложении нормативного материала. Кроме того, с помощью ссылок более четко видна связь между собой правовых норм и их взаимообусловленность. Они не только указывают на необходимость использовать другие предписания для толкования и применения юридической нормы, на то, что ее следует понимать с учетом содержания иных норм, но и являются непосредственным отражением различных взаимосвязей и зависимостей, существующих между правовыми нормами. Однако при всем при этом ссылки имеют ряд недостатков. В случае использования для понимания и применения закона нужно обращаться к другим актам, что усложняет понимание правовых норм исполнителем, кроме того, статья акта, на которую дается ссылка, может быть отменена или изменена, что создает дополнительные трудности, чрезмерное увеличение такими ссылками нецелесообразно. Использовать ссылки следует весьма осторожно, когда без них невозможно понять и использовать соответствующий закон. Приводя ссылки на другие акты, следует приводить полностью все наименование такого акта. 3. В отдельных случаях в нормативных правовых актах необходимо использовать ссылки на отдельные строки или предложения. Ссылаясь в нормативном правовом акте, на какие-либо строки или предложения их нумерация производится по порядку не цифрами, а обязательно прописью. 4. При ссылке на структурные элементы нормативного правового акта указываются их порядковые номера. В отличие от нумерации строк и предложений разрешается нумеровать не только прописью, но цифрами. Если нумерация производится прописью, то недопустимо при нумерации использовать прилагательные, применяются только порядковые числительные. 5. Если в тексте необходимо сослаться на весь нормативный правовой акт, то реквизиты этого акта упоминаются в следующей последовательности - форма, дата принятия, номер под которым он зарегистрирован и в последнюю очередь название самого акта. Ссылаясь на законодательные акты, их регистрационные данные указывать не обязательно. Так как законодательные акты не могут повторяться в наименованиях. Комментируемый пункт устанавливает исключение, при котором необходимо указывать регистрационные номера законодательных актов, как указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона. Таким образом, ссылаясь на указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, в обязательном порядке указывается его номер. Это необходимо для идентификации указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона. Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан представляет собой единую систему государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащую реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах. Ведение Государственного реестра осуществляет Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан» [9]. Включению в Государственный реестр подлежат следующие нормативные правовые акты: Конституция, конституционные законы, кодексы, законы; - указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан; - нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат; - нормативные постановления Правительства Республики Казахстан; - нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; - нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов; - нормативные правовые постановления центральных государственных органов; - нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. Включению в Государственный реестр подлежат нормативные правовые акты с грифом «для служебного пользования», «без опубликования в печати», «не для печати». Не подлежат включению в Государственный реестр нормативные правовые акты с грифом «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». [9]. 6. Комментируемый пункт определяет, когда на один и тот же нормативный правовой акт неоднократно ссылаются в тексте, то при первом его упоминании дается полное его наименование, при последующих упоминаниях указывается лишь его заголовок. В нормативном правовом акте могут иметься несколько отсылочных норм на один и тот же нормативный правовой акт. Когда в отсылочной норме употребляется наименование нормативного правового акта первый раз, то пишется полный заголовок данного нормативного правового акта, после чего пишется краткое обозначение. В последующем в одном и том же нормативном правовом акте употреблении отсылочной нормы на определенный нормативный правовой акт, пишется его краткое обозначение. 7. Нормативный правовой акт может содержать приложения. Если в нормативном правовом акте содержатся несколько приложений, то в соответствующих структурных элементах, в которых отсылаются на них, сами приложения нумеруются арабскими цифрами в порядке их упоминания в тексте нормативного правового акта (к примеру, в основном тексте упоминается «... согласно, … указано,... в приложении 1», в конце основного текста излагается само приложение в порядковом номере, «Приложение 1,... Приложение 2»). А сами приложения излагаются в конце основного текста нормативного правового акта, в той же очередности, как было упомянуто в тексте нормативного правового акта. В случае, если нормативный правовой акт имеет лишь одно приложение, то номер данному приложению не присваивается и в конце основного текста нормативного правового акта приложение излагается словом «приложение» без нумерации.
СТАТЬЯ 26. ОФОРМЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. В заголовке нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, должна содержаться ссылка на форму, дату принятия, регистрационный номер и заголовок акта, за исключением законов. В заголовке нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт или нормативные правовые акты, в первую очередь указывается слово «изменений» или «изменения». 2. В тексте проекта законодательного акта о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты указываются заголовок, дата принятия указанных законодательных актов, а также в скобках - год, номер и статья их первоначального опубликования, а в случае внесения в них изменений и (или) дополнений - год, номер и статья опубликования соответствующих законодательных актов в сборнике «Ведомости Парламента Республики Казахстан» либо ином источнике официального опубликования в соответствии с настоящим Законом, если законодательный акт не опубликован в указанном сборнике. В тексте проекта иного нормативного правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты указываются заголовок, дата принятия, регистрационный номер указанных нормативных правовых актов, а также в скобках - год, номер и статья их опубликования в сборнике «Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан» либо дата первого официального опубликования и название иного источника официального опубликования в соответствии с настоящим Законом, если нормативный правовой акт подлежал официальному опубликованию. В тексте нормативного правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, прошедшего государственную регистрацию, дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов. 3. В случае внесения изменений и дополнений в норму права, принятую нормативным правовым актом о внесении изменений и дополнений, но не введенную в действие, изменения и дополнения вносятся в нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |