|
|
|
Статистический анализ
Центр правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан
В целях выявления динамики изменения и уровня стабильности закона было проведено исследование на основе анализа статистических данных[1]. Предметом исследования выступил Закон Республики Казахстан «О безопасности машин и оборудования». Закон регулирует общественные отношения по определению, установлению, применению и исполнению требований к машинам и оборудованию, процессам их жизненного цикла и устанавливает правовые основы обеспечения безопасности для гарантирования защиты жизни, здоровья человека и окружающей среды. Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений Закона с описанием их эффекта и анализ его стабильности.
1. Общие данные Начиная с 2007 года, в период 139 месяцев, в Закон внесены изменения и дополнения 11 законами. При этом наибольшее количество поправок вносилось в период 2014 года (Таблица 1).
Таблица 1
Анализ изменений Закона в разрезе по годам показал, что наибольшее количество поправок вносилось в 2014 году следующими законами: 1) Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 189-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты»; 2) Закон Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления»; 3) Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан». Таблица 2
Период стабильности по Закону в минимальном значении составляет 3 месяца, в максимальном - свыше 2лет. Значение периода стабильности Закона равное 3 месяца, означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения в данный правовой акт, менее 93 дней. Максимальный период стабильности в 30 месяцев 25 дней означает, что наибольший период времени между двумя изменениями в Закон равен 2 годам и 7 месяцам. Период стабильности Закона до 6 месяцев является наиболее критичным и включает в себя 4 законов из 11 (36,3%), которыми были внесены изменения в Закон (Диаграмма 1 и Таблица 3).
Диаграмма 1 по определению периода стабильности
Таблица 3
Необходимо отметить, что с 2007 по 2018 годы в рассматриваемый Закон были внесены изменения и дополнения 11 законами, данные законы в основном были посвящены вопросам государственного контроля и надзора, частного предпринимательства, сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов. Следовательно, законы, которыми были внесены поправки в анализируемый закон, не были прямо связаны со сферой безопасности машин и оборудования (строка 3 Таблицы 4).
Таблица 4
Как показывает статистический анализ, представленный в Таблице 4, законы, направленные на совершенствование вопросов безопасности машин и оборудования, не принимались.
2. Постатейный анализ За период действия Закона наибольшим изменениям подвергались три статьи, в них поправки вносились 2,4 и 8 законами (Таблица 5).
Таблица 5
При этом наибольшее количество изменений и дополнений внесены в статью 6, определяющую компетенцию уполномоченных органов, обеспечивающих безопасность машин и оборудования. В нее были внесены 8 поправок 8 законами.
3. Анализ стабильности и нестабильности Закона Для Закона был исчислен «период стабильности», под которым понимается длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения (Таблица 6). Таким образом, среднее значение периода стабильности (Кстаб.) определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах,(Т) на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения (А), и выражается в следующей формуле: Кстаб.=Т/А
Таблица 6
Таким образом, среднее значение стабильности Закона составляет 12,63 означает, что изменения в Закон принимались каждые 2 года 7 месяцев.
Нестабильность Закона Понятие «коэффициент нестабильности» означает величину, определяемую как результат деления количества нормативных правовых актов, вносивших в него изменения, на количество месяцев, прошедших от момента принятия акта до момента измерения. Чем выше коэффициент нестабильности, тем чаще менялся закон. Значение коэффициента нестабильности (Кнестаб.) находится в зависимости от двух параметров: количества законов, вносящих изменения (А) и периода действия закона, в месяцах, (T) и определяется как соотношение их числовых величин и выражается в следующей формуле: Кнестаб. = А/Т В Таблице 7 представлен расчет Коэффициента нестабильности на 31 декабря 2012 года, а в Таблице 9 - Коэффициент нестабильности на 21 февраля 2019 года.
Таблица 7
Таблица 8
Сравнение значений коэффициентов нестабильности, полученных в разное время, дает представление о том, во сколько раз возросла либо уменьшилась интенсивность изменения Закона. Изменение коэффициента нестабильности (Кизм.)определяется как соотношение коэффициента нестабильности на 21 февраля 2019 года (Кнестаб. на 18.04.2019) к коэффициенту нестабильности на 31 декабря 2012 года (Кнестаб. на 31.12.2005) и выражается в следующей формуле (Таблица 9):К изм= Кнестаб. на 18.09.2017 / Кнестаб. на 31.12.2005
Таблица 9
Полученный результат показывает, что динамика изменений в Закон характеризуется одинаковыми показателями.
4. Основные выводы 1. За период действия Закона с июля 2007 года (139 месяцев) изменения и дополнения были внесены 11 законами. Максимальное количество поправок было внесено в 2014 году. 2. В целом, Закон является относительно стабильным. Динамика изменений Закона показала стабильность частоты изменений (коэффициент нестабильности равен 1). Период стабильности Закона «до 6 месяцев» является наиболее критичным. Так, с промежутком изменений менее 6 месяцев в Закон были внесены поправки 4 законами. Среднее значение стабильности составляет 12,63 (изменения в Закон вносились каждые 2 года и 7 мес.). 3. Анализ изменений в рассмотренный период показал, что поправки в Закон были внесены преимущественно в целях приведения Закона с нормами принимаемых иных законодательных актов. Поправки, непосредственно касающиеся вопросам государственного контроля и надзора, частного предпринимательства, сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов.
[1] Подготовлено с использованием результатов статистического обзора законов РГП «Республиканский центр правовой информации» по состоянию на 21.02.2019 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |