|
|
|
Некоторые актуальные вопросы правового обеспечения сделок, к порядку совершения которых установлены особые условия законодательством Республики Казахстан
Нефтегазовая отрасль национальной экономики Республики Казахстан, включающая в себя нефегазодобывающую, нефтегазоконденсатную, нефтегазотранспортную, нефтегазоперерабатывающую и нефтесервисную отрасли промышленности нашей республики, на протяжении уже более чем 25 лет в истории независимого Казахстана играет роль локомотива национальной экономики. Поэтому в нефтегазовых компаниях нашего государства должны быть предприняты все необходимые меры по достижению и поддерживанию высокого уровня правового обеспечения при совершении сделок и надлежащего оформления, в особенности сделок, к совершению которых законодательством Республики Казахстан установлены особые условия. В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы правоприменительной практики нефтегазовых компаний Республики Казахстан, имеющие место при исполнении сделок (т.е. при заключении и вступлении в силу договоров, контрактов, соглашений и дополнительных соглашений к ним), к совершению которых по требованию норм гражданского законодательства Республики Казахстан установлены особые условия. Обобщены и сформулированы определенные методические и методологические основы проведения правовой работы в нефтегазовой компании в РК при заключении сделок, совершаемых с особыми условиями. Даны некоторые комментарии, рекомендации и характеристики реализации механизмов осуществления и реализации компанией заинтересованных и крупных сделок и иных сделок, совершаемых с особыми условиями. Рассмотрен вопрос о необходимости защиты инсайдерской информации для обеспечения законности, открытости и толерантности совершения сделок с ценными бумагами эмитентов, являющихся предприятиями нефтегазового сектора экономики.
Введение Предварительные аналитические исследования и анализ статистических данных государственных органов в сфере статистики Республики Казахстан за 2010-2014 гг. показывают, что нефтегазовые компании Республики Казахстан являются одними из лидеров среди предприятий налогоплательщиков республики и признаны научными экспертами, бизнес-сообществом, компаниями - лидерами по размеру оборота и выпуска промышленной продукции, следовательно, и по размеру вклада предприятий нефтегазовой отрасли в объем валового внутреннего продукта (ВВП) Республики Казахстан среди предприятий реального сектора экономики. Это вызвано, в определенной степени, не только достаточно высоким уровнем налогообложения нефтяных компаний как недропользователей, но и некоторыми иными параметрами: например, значительно больший, по сравнению со среднестатистическим уровнем, размер валюты баланса (т.е. денежное выражение стоимости всех активов, принятых на баланс юридического лица), что означает, чем больше оборот компании, тем выше уровень налогообложения. С другой стороны, финансовая устойчивость и значительный объем выручки обеспечиваются и поддерживаются почти стопроцентной экспортоориентированностью нефтегазовых предприятий Казахстана, практически все из которых являются экспортерами или экспедиторами экспортеров нефти, газа, нефтегазового конденсата и нефтепродуктов (или продуктов переработки газа) и одними из крупнейших зарегистрированных участников внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан, а следовательно, крупнейшими в стране получателями валютной выручки. Целесообразно, чтобы производственная и финансовая устойчивость предприятий нефтегазового сектора была обеспечена созданием и внедрением в компании стабильно действующей системы управления рисками предприятия и достижением надежных параметров минимизации и нейтрализации рисков правового характера предприятия. В этой части в нефтегазовых компаниях нашего государства должны быть предприняты все необходимые меры по достижению и поддерживанию высокого уровня правового обеспечения при совершении сделок и надлежащего их оформления, в особенности сделок, к совершению которых законодательством Республики Казахстан установлены особые условия. Также отдельным параграфом исследования выделена тема о необходимости защиты инсайдерской информации для обеспечения законности, открытости и толерантности совершения сделок с ценными бумагами эмитентов, являющихся предприятиями нефтегазового сектора экономики. В особенности это актуально для публичных нефтегазовых компаний, т.е. компаний, разместивших свои ценные бумаги и обязательства среди широкого круга инвесторов, в том числе на международных финансовых рынках. Таким образом, при том, что в основной своей массе законодательные и подзаконные нормативные акты гражданского законодательства Республики Казахстан носят диспозитивный характер, в ряде случаев законодательство РК регулирует правоотношения по поводу совершения некоторых сделок субъектами права императивным методом, т.е. путем детального регулирования поведения, исполнения действий и актов (сделок) участниками гражданско-правовых сделок и актов в случае совершения сделок, в которых имеется заинтересованность, в частности, при совершении крупных сделок, сделок с аффилированными лицами и сделок, заключаемых (договорами) по итогам проведения закупочных процедур. В настоящей статье обобщены и сформулированы основы проведения правовой работы в нефтегазовой компании в РК при заключении сделок, совершаемых с особыми условиями, и даны некоторые характеристики реализации механизмов осуществления и реализации компанией заинтересованных и крупных сделок и иных сделок, совершаемых с особыми условиями. 1. Определение, значение и роль крупных и заинтересованных сделок в структуре всех сделок, совершаемых нефтегазовыми компаниями в Республике Казахстан Общепризнанным является тот факт, что нефтегазовая отрасль национальной экономики Республики Казахстан, включающая в себя нефегазодобывающую, нефтегазоконденсатную, нефтегазотранспортную, нефтегазоперерабатывающую и нефтесервисную отрасли промышленности нашей республики, на протяжении уже более чем 25 лет в истории независимого Казахстана играет роль локомотива национальной экономики. Удельный вес нефтегазовой отрасли в общем объеме продукции, выпускаемой в промышленном производстве, и валовом внутреннем продукте Республики Казахстан, по оценке независимых экспертов, основанной на данных органов государственной статистики, стабильно удерживается на уровне более половины национального ВВП. Настоящее исследование посвящено основным особенностям и проблемам правового характера, на которые следует обращать внимание специалистам по управлению активами, финансистам и иным аналитикам нефтегазовых компаний и, конечно же, в первую очередь, корпоративным юристам, ответственным за правовое обеспечение деятельности нефтегазовых компаний. В особенности в сфере заключения и оформления сделок, к порядку совершения которых гражданским и административным законодательством Республики Казахстан установлены особые, отличные от обычного порядка условия [1]. Данное исследование затрагивает аспекты работы по основным крупным блокам сделок, совершаемых юридическими лицами, являющимися нефтегазовыми корпорациями в РК, которые далее по тексту могут сокращенно именоваться как «заинтересованные», «крупные сделки», «сделки с аффилированными лицами» и иные виды сделок, к совершению которых законодательством Республики Казахстан установлены особые условия [2]. К указанным выше сделкам относятся: 1) крупные сделки; 2) заинтересованные сделки; 3) сделки по закупу товаров (работ, услуг), совершаемые по итогам проведения закупочных процедур (тендеры, конкурсы, закупки из одного источника и т.д.; 4) сделки с аффилированными лицами (т.е. с лицами, связанными с юридическим лицом особым статусом владельца акций (или долей участия) или являющимися членами высших органов управления (советы директоров и наблюдательные советы, члены правлений и иных исполнительных органов и руководители органов контроля). Рассмотрим сущность указанных сделок с особыми условиями: · так называемые «заинтересованные» сделки — это сделки, в совершении которых имеется заинтересованность лиц, являющихся уполномоченными должностными лицами юридических лиц, являющихся сторонами и/или иными участниками сделки и/или связанных с участниками сделки особыми отношениями; · крупные сделки — это, как правило, имущественные сделки, предмет которых имеет суммовое выражение (причем вся сделка должна иметь конкретное денежное выражение) в случаях, когда такое суммовое выражение предмета сделки превышает предельный размер суммы сделки, определенный в нормах законодательства Республики Казахстан или в нормах внутреннего нормативного акта юридического лица, утвержденного в установленном порядке; · так называемые «аффилированные» сделки — сделки с аффилированными юридическим и физическими лицами, как правило, являющимися учредителями, акционерами, участниками, или пайщиками сторон сделки или участников сделки (для юридических лиц), или, дополнительно к указанному, должностными лицами, входящими в состав органов управления и контроля юридического лица (это необходимое условие для должностных и физических лиц) [3]; · и наконец, сделки по закупу товаров (работ и услуг — ТРУ) — это сделки, совершенные после и при условии соблюдения специальных правовых процедур порядка совершения сделок и заключения договоров на закуп товаров (работ или услуг), как правило, с победителями конкурсного отбора, определенными путем проведения формализованных закупочных процедур, в том числе в электронном формате, в форме открытых и закрытых, простых и многоэтапных тендеров и конкурсов либо осуществления закупок путем заключения прямого договора, в том числе с применением принципа приоритета внутрихолдинговой кооперации, и/или способом из одного источника. В настоящей работе обобщены и сформулированы определенные методические и методологические основы проведения правовой работы в нефтегазовой компании в РК при заключении сделок, совершаемых с особыми условиями, даны некоторые комментарии, рекомендации и характеристики реализации механизмов осуществления и реализации компанией заинтересованных и крупных сделок и иных сделок, совершаемых с особыми условиями. Анализ финансовой стороны деятельности нефтегазовых компаний, как одних из самых активных отечественных участников внешнеэкономической деятельности, выявляет следующую закономерность. Нефтегазовые компании Казахстана, помимо достаточно высокого уровня уплаты налоговых платежей, социальных, пенсионных и экологических отчислений, уплачивают достаточно весомые таможенные налоги и сборы, что, помимо прямых налогов, увеличивает объем налоговых платежей и иных платежей в бюджет, уплачиваемых нефтяными компаниями в государственные бюджеты разных уровней в Республике Казахстан, а также влечет открытость и декларативность информации, представляемой предприятиями нефтегазового сектора по облагаемым оборотам, в том числе по внешнеэкономическим сделкам [4]. Помимо этого, как правило, практически все нефтегазовые, нефтегазотранспортные и нефтегазоперерабатывающие компании Казахстана отличаются такой специфической производственно-технической и статистической характеристикой, как достаточно большое количество персонала предприятия. К примеру, крупнейшие дочерние организации АО «РД «КазМунайГаз» и АО «ОзенМунайГаз» имеют численность персонала, без учета дочерних и вспомогательных структур, около 10 000 работников, а АО «ЭмбаМунайГаз» — свыше 3000 работников. Даже на относительно небольших по размеру персонала предприятиях, таких как ТОО СП «Казгермунай», численность работников составляет около 1000 человек. Таким образом, нефтегазовые компании имеют значительные затраты на выплату заработной платы персоналу предприятия в абсолютном выражении и осуществляют достаточно большой размер выплат в бюджеты и в единый накопительный пенсионный фонд, в бюджетные и иные фонды социальных и пенсионных отчислений. Таким образом, крупные, средние и малые нефтегазовые компании Республики Казахстан работают в своих специфических условиях. Эти условия отличаются следующими, присущими нефтегазовому сектору экономики Казахстана показателями: высокий уровень валюты баланса, связанный со значительным размером производственной деятельности предприятий и ориентацией на экспорт, и, соответственно, высоким уровнем выручки от реализации продукции, в том числе высоким уровнем валютной выручки; значительность размеров балансовой стоимости активов, принятых на баланс, что означает высокую стоимость активов предприятий, и в особенности высокая и затратная стоимость в содержании, обслуживании и налогообложении производственных помещений и земельных участков, так как для осуществления деятельности по нефтегазодобыче объективно необходимы основные и оборотные средства в размере, значительно превышающем такие размеры в других отраслях экономики; высокий уровень уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет; высокий уровень уплаты предприятием пенсионных и социальных отчислений; высокая степень открытости в предоставлении налоговой и иной отчетности, иной обязательной информации в налоговые [5], таможенные органы и органы Министерства энергетики Республики Казахстан [6] (в виде соответствующих квот на экспорт нефти и нефтепродуктов, обязательств по поставкам нефти и газа, нефтепродуктов на внутренний рынок и т. д.) [7]. Резюмируя изложенное выше, можно утверждать, что нефтегазовые компании Казахстана, по сравнению с другими предприятиями иных секторов экономики нашего государства, в целом отличает значительно специфический и достаточно высокий уровень рисков при осуществлении основной уставной недропользовательской деятельности предприятий в целом, поскольку все они являются недропользователями и субъектами крупного бизнеса. В сфере правового обеспечения деятельности предприятия при совершении сделок, в частности, несут описанные выше риски, носящие системный характер [8]. На наш взгляд, в этом аспекте перманентно важными и актуальными в долгосрочном и стратегическом плане принципами работы нефтегазовых предприятий [9] и иных компаний Казахстана [10] являются: · строгое соблюдение нефтегазовыми компаниями как недропользователями всех законодательно и корпоративно установленных правовых норм и правил совершения заинтересованных, крупных и аффилированных сделок [11, 12]; · наличие и неукоснительное соблюдение всех документированных процедур и, в особенности, нормативных актов, посвященных порядку совершения и утверждения указанных сделок, совершаемых с особыми условиями [13; 71]; · наличие в аппарате управления компаний квалифицированных и опытных менеджеров с юридическим образованием и специалистов в сфере управления активами и финансовых аналитиков, обладающих надлежащими квалификационными знаниями и умениями в сфере оформления указанных выше сделок [14]. 2. Понятие, признаки и особенности совершения крупных сделок в деятельности предприятий нефтегазового сектора экономики Республики Казахстан Крупными сделками по законодательству РК признаются сделка или ряд любых письменных или вербальных взаимосвязанных сделок, общая сумма предмета договора которых (сумма всех ТМЦ по сделке) в денежном выражении превышает уровень или размер, определенный в нормах: А) специально отраслевого законодательства РК о тех или иных видах юридических лиц или Б) учредительных или иных внутренних нормативных актов самой компании, утвержденных в установленном порядке [15]. При этом под такими сделками понимаются все виды совершаемых предприятиями сделок: договоры, контракты, соглашения, предварительные договоры, обязывающие меморандумы, дополнительные соглашения к договорам, предварительным договорам, контрактам и соглашениям, принятые и одобренные офферты, выставленные, акцептованные и оплаченные инвойсы и иные счета, фактически принятые на баланс товарно-материальные ценности (ТМЦ) и используемые с согласия всех сторон, вовлеченных в сделку, и т. д. В указанном выше случае Б) речь идет о тех сделках, когда сумма сделки превышает предел лимита по общей сумме (размеру) сделки, установленной акционерами, участниками, учредителями или уполномоченными лицами в основных внутренних документах компании, в основном — в учредительных документах (Устав, Учредительный договор, Соглашение о партнерстве) или в отдельных внутренних нормативных актах и документах самого юридического лица, в установленном порядке утвержденных его акционерами или участниками. Классическим и общепринятым примером законодательного определения понятий «крупная сделка» и «взаимосвязанные сделки» являются определения, данные этим терминам в ст. 68 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) [16]. Согласно отмеченной выше статье указанного основного законодательного акта казахстанского гражданского законодательства (т.е. согласно нормам Закона РК «Об акционерных обществах»), детально определившей рассматриваемое нами понятие «крупная сделка», в сделке участвуют предприятия с организационно-правовой формой в виде акционерного общества. Сделка относится к категории крупных при наличии хотя бы одного из трех основных квалифицирующих признаков: Первый признак — это приобретение или иная форма отчуждения (дарение, мена, уступка требования (цессия), зачет долга, безвозмездная передача имущества, пожертвование и т.д.), в результате чего может быть приобретено или отчуждено имущество, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов от общего размера балансовой стоимости активов общества. Таким образом, имеет значение размер балансовой стоимости активов предприятия, указанный в балансе предприятия на последнюю отчетную дату, утвержденный в установленном порядке и подписанный уполномоченными лицами. Стоимость, как правило, отражается или в национальной валюте, или в международных признанных валютах. Оценка имущества компании, в особенности позиционирующей себя публичной или стремящейся к такому статусу, должна быть проведена и подтверждена актом лицензированного и публично признанного оценщика, имеющего надлежащий опыт, статус и признание в сфере оценки имущества в Казахстане и среди предприятий нефтегазовой отрасли. Второй признак — это приобретение или иная форма отчуждения (дарение, мена, уступка требования (цессия), зачет долга, безвозмездная передача имущества, пожертвование и т.д.), в результате него могут быть приобретены или отчуждены размещенные ценные бумаги юридического лица или проданы выкупленные им ценные бумаги в количестве двадцати пяти и более процентов от общего количества размещенных ценных бумаг одного вида. При определении этого признака важной является информация из надлежащим образом составленного и утвержденного отчета юридического лица о проспекте эмиссии ценных бумаг эмитента на последнюю отчетную дату, подтвержденного лицензионным и уполномоченным регистратором ценных бумаг юридического лица. Третий признак — это приобретение или иная форма отчуждения (дарение, мена, уступка требования (цессия), зачет долга, безвозмездная передача имущества, пожертвование и т.д. или любая иная сделка или ряд сделок, причем даже сделка, носящая неимущественный характер), признаваемая уставом юридического лица в качестве крупной сделки. Понятие и трактовка крупной сделки, которые шире понятия, установленного Законом об АО, могут быть рассмотрены и утверждены общим собранием акционеров и прямо прописаны в тексте Устава. В этом случае они становятся равнозначными понятиям, установленным законодательными нормами. Квалифицирующими признаками, определяющими взаимосвязанность ряда сделок (т.е. сделок с числом выше одного (две и более сделки) и связанных между собой по предмету, цели договора, сторонам договора и т.д.), являются следующие (исходя из норм указанной выше статьи Закона об АО): 1) совершение нескольких сделок с одним и тем же лицом или с одной и той же группой лиц в отношении одного и того же имущества, пусть даже оформленных отдельными и разными договорами, с числом более одного, при этом не имеет значения совершение сделок однотипными или разными видами письменных и вербальных сделок; 2) несколько сделок, оформленных одним договором (одним контрактом, одним соглашением, одним дополнительным соглашением к договору или контракту, меморандумом или предварительным договором, либо одним инвойсом, одной акцептованной офертой, когда в одном документе предусмотрено совершение ряда сделок, так называемое «текущее совершение» нескольких сделок и актов, оформленных одним документом); 3) иные любые виды сделок или одна сделка, признаваемые как взаимосвязанные между собой уставом или решением общего собрания акционеров. 3. Некоторые особенности совершения и оформления крупных сделок предприятиями нефтегазовой отрасли. Комментарии Помимо требований, указанных в ст. 68 Закона об АО, учредительные документы юридического лица могут содержать, а зачастую на практике и содержат, некоторые ограничения (лимиты) в компетенции органа, принимающего финальное решение о совершении или утверждении сделки, в особенности в части принятия решений или утверждения сделок (договоров, контрактов или иных соглашений) либо проведения разовых актов закупок ТРУ или иных сделок по отчуждению имущества или решения о выплате бонусов топ-менеджменту (членам советов директоров, наблюдательных советов, исполнительных органов или персоналу предприятия и т.д.). Эти ограничения устанавливаются для разного уровня управлений юридического лица, за исключением высших органов управления Общих собраний акционеров акционерного общества (Общих собраний участников — для товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью). Таким образом, лимиты принятия решений о совершении сделок или утверждения таких решений устанавливаются для разных типов органов управления юридического лица: для коллегиальных наблюдательных органов управления (советы директоров, наблюдательные советы), для коллегиальных исполнительных органов (правление, дирекция и т.д.) или для единоличных исполнительных органов (генеральный директор, директор, президент, главный управляющий и т.д.). Пределы ответственности (лимиты полномочий) устанавливаются решениями акционеров или участников юридического лица и, как правило, определяются в Уставе или в Положении об органах управления по общему максимальному размеру сумм совершаемых сделок или принимаемых решений об отчуждении имущества и/или при выплате сумм. Такие ограничения и лимиты по принимаемым решениям содержатся в Уставах и в иных внутренних нормативных актах многих компаний, являющихся дочерними и зависимыми организациями (далее — ДЗО) в системе предприятий АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (далее — КМГ). К примеру, такие положения имеются в Уставе ТОО «АктауОйлМаш» (далее — АОМ), являющегося совместно контролируемой организацией стопроцентной дочерней организации АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Актаунефтесервис», а также в Уставе и Регламенте, Положениях о Правлении и наблюдательном совете одной из самых крупных дочерних совместно контролируемых организаций АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» — ТОО «СП «КазГерМунай» (далее — КГМ). Нормами статей Уставов и некоторых внутренних нормативных положений указанных выше нефтегазовых компаний установлены строго определенные ограничения по принятию решений о совершении сделок (так называемые «лимиты полномочий»). Таким образом, на основании норм внутренних нормативных актов указанных нефтегазовых компаний установлены обязательные к исполнению всеми органами и должностными лицами компании нормы, регламентирующие, что решение о совершении сделок суммой до 100 миллионов тенге принимается исполнительным органом (Правлением Товарищества), а суммой свыше 100 миллионов до 1 миллиарда тенге (АОМ) и 5 миллиардов тенге (КГМ) — высшим органом управления указанных ТОО — Внеочередными общими собраниями участников (далее — ОСУ или ВОСУ). Обязанность соблюдения всех установленных ограничений и «лимитов компетенции», согласно нормам ГК РК, Закону РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее — Закон о ТОО) и Закону об АО, лежит на исполнительном органе юридического лица. Злостное или грубое нарушение правил, установленных нормами статей Устава, влечет персональную дисциплинарную и материальную ответственность первого руководителя (председателя Правления, генерального директора ТОО) перед акционерами (участниками) юридического лица, вплоть до инициирования участниками на внеочередном ОСУ (или Совете директоров — для АО) вопросов о расторжении трудового договора с виновным лицом, взыскании убытков в судебном порядке и о передаче материалов в сферу уголовного судопроизводства. Статьи 69 и 70 Закона об АО (далее — Закон) устанавливают критерии определения стоимости имущества, по которым сделки относят к категории крупных, а также общие принципы и нормы, предъявляемые Законом к соблюдаемым процедурам и вынесенным решениям при совершении крупной сделки. Так, пункт 1 статьи 69 Закона в настоящее время изложен в редакции Закона РК от 10.02.2011 г. № 406-IV (далее — Закон). В соответствии с требованиями указанной статьи Закона решение о заключении крупной сделки, в результате которой приобретается либо отчуждается имущество на сумму десять и более процентов от размера активов юридического лица, должно приниматься с учетом рыночной стоимости данного имущества, определенной оценщиком в соответствии с нормами законодательного акта Республики Казахстан об оценочной деятельности, т.е. в соответствии с нормами нормативных актов, регулирующих проведение оценки имущества в Казахстане. (Имеются в виду нормы Закона РК «Об оценке и оценочной деятельности».) В случае, если предметом крупной сделки являются деньги и (или) выпускаемые (размещаемые) на первичном рынке ценные бумаги, то необходимости в проведении оценки не имеется и оценка денег и ценных бумаг не производится. Комментарий. Если имуществом, рыночную стоимость которого необходимо определить, являются ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (отечественные фондовые биржи KASE и т.д. либо международные и иностранные фондовые площадки — Лондонская (LSE), Нью-Йоркская (NYMEX), Токийская, Гонконгская и иные фондовые биржи), то при определении их рыночной стоимости учитываются сложившиеся на таком рынке цены сделок с такими ценными бумагами или цены спроса и предложения на такие ценные бумаги и котировки ценных бумаг, определяемые этими признанными международными фондовыми площадками. Если имуществом, рыночную стоимость которого необходимо определить, являются акции самого общества (юридического лица), то при определении их рыночной стоимости также учитываются размер собственного капитала компании, перспективы его изменения в соответствии с планами развития предприятия и иные факторы, которые сочтет важными лицо, определяющее рыночную стоимость. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 22.04.15 г. № 308-V. Указанные статьи Закона особо акцентируют следующий момент, связанный с крупными сделками, совершаемыми публичными компаниями (к примеру, АО «РД «КазМунайГаз», АО «КазТрансОйл»). Публичным компаниям запрещается взаимное владение более десятью процентами находящихся в обращении акций (см.: Письмо Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 ноября 2004 г. № 03-0214/4084). Статья 70 Закона оговаривает процедурные вопросы совершения юридическим лицом (т.е. акционерным обществом) крупной сделки. Наш комментарий относится к редакции данной статьи Закона в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 72-III, в которую внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 г. В частности, в указанной статье Закона оговорено: «…Решение о заключении обществом крупной сделки принимается уполномоченным органом, в случае АО — советом директоров. В целях информирования кредиторов, общественности и акционеров юридическое лицо, совершающее крупную сделку (то есть общество), обязано в течение трех рабочих дней после принятия советом директоров решения о заключении крупной сделки опубликовать в средствах массовой информации сообщение о сделке на казахском и русском языках. Уставом общества может быть определен перечень крупных сделок, решения о заключении которых принимаются общим собранием акционеров, а также порядок их совершения. В случае несогласия с решением общества о заключении крупной сделки, принятым в порядке, установленном настоящим Законом и уставом общества, акционер вправе требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций в порядке, установленном настоящим Законом….». 4. Понятие и специфика заинтересованных сделок в деятельности предприятий нефтегазового сектора экономики Республики Казахстан. Комментарии Понятие и содержание сущности заинтересованной сделки определены в ст.ст. 71, 72, 73, 74 Закона об АО (далее — Закон). Так, в статье 71 Закона «Заинтересованность в совершении обществом сделки» следующим образом раскрывается понятие заинтересованности. (В пункт 1 указанной статьи Закона внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 72-III.): «1. Лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки (далее — заинтересованными лицами), признаются аффилированные лица общества, если они: 1) являются стороной сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника; 2) являются аффилированными лицами юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника». Комментарий. Исходя из смысла части первой указанной статьи субъектами заинтересованных сделок всегда являются аффилированные лица юридического лица в тех случаях, когда они сами являются сторонами сделки, либо имеют полномочия представителя интересов в виде надлежаще оформленных письменных доверенностей на совершение сделки от имени хотя бы одной стороны сделки, либо имеют неотмененный договор поручения, комиссии от любой стороны сделки, либо когда все указанные выше признаки имеет аффилированное лицо юридического лица общества. Еще один — третий вариант развития событий — это когда аффилированные лица юридического лица действуют в чужом интересе с ведома третьих лиц, с последующим одобрением третьего лица, никем не оспоренным, в особенности в судебном порядке. Специфика содержания и заключения заинтересованных сделок в деятельности предприятий нефтегазового сектора. «…2. Не является сделкой, в совершении которой обществом имеется заинтересованность: 1) сделка по приобретению акционером акций или других ценных бумаг общества, а также выкупу обществом своих размещенных акций». Комментарий. Этой нормой права обеспечивается экстерриториальный и международный признанный принцип свободы совершения сделок с ценными бумагами акционерами и самим юридическим лицом, без которого не могут существовать акционерные общества; «2) сделка по принятию обязательств о неразглашении сведений, содержащих банковскую, коммерческую или охраняемые законом тайны». Комментарий. Это требования норм законодательства РК, которые обязательны к исполнению всеми субъектами права; «3) реорганизация общества, осуществляемая в соответствии с требованиями статей Закона». Комментарий аналогичен комментарию по подпункту 2); «4) сделка общества со своим аффилированным лицом, совершаемая в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках». Комментарий. Это важная и существенная оговорка, в формулировании которой и в обосновании внесения изменений в данную статью Закона большой вклад внесли юристы системы ДЗО АО «НК «КазМунайГаз» в период с 2006 по 2009 гг. До законодательного введения указанного приоритета сделок (договоров) по поставке товаров, работ или услуг, заключаемых с победителями конкурсных, тендерных и иных закупочных процедур по итогам отбора, в период с 2005 по 2006 гг. корпоративные юристы были вынуждены затягивать оформление многих договоров по государственным закупкам с уже определенными, признанными и объявленными победителями конкурсов (тендеров, процедур), дожидаясь решений советов директоров, в случае, если победителем оказывалось одно из ДЗО единой системы предприятий Фонда «Самрук-Казына». Советы директоров организатора закупа ТРУ находились в еще более двусмысленной ситуации. Они были вынуждены по факту вступившего в силу и оглашенного протокола итогов проведенных конкурсов де-факто одобрять сделки без проведения анализа сути самой совершенной сделки. Советы директоров организатора торгов выносить решения об отказе в утверждении или совершении сделки не имели права, так как объявленные в печати победители закупочных процедур подавали иски и однозначно выигрывали судебные процессы; «5) заключение обществом со своим аффилированным лицом договора, типовая форма которого установлена законодательством Республики Казахстан». Комментарий. В данной ситуации для ДЗО КМГ подразумевается типовой договор на закуп ТРУ, утвержденный решениями уполномоченного органа — Правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Такой типовой договор является приложением к основному ведомственному нормативному акту для ДЗО Холдинга «Самрук-Казына» и КМГ, регулирующему вопросы заключения договоров в расходную часть бюджетов нефтегазовых компаний с участием государства в уставном капитале. Это всеобъемлющий документ, именуемый «Правила закупок товаров, работ и услуг акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и его дочерними и зависимыми организациями, 50% акций или долей участия принадлежат Фонду на праве собственности или оперативного управления». Статья 72 Закона оговаривает порядок обнародования информации о заинтересованности в совершении обществом сделки. Статья определяет, что лица, указанные в п. 1 ст. 71 Закона об АО, в порядке, установленном уставом общества, обязаны довести до сведения совета директоров информацию: «1) о том, что они являются стороной сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника, в течение трех рабочих дней; 2) о юридических лицах, с которыми они аффилированы, в том числе о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами десятью и более процентами голосующих акций (долей, паев), и о юридических лицах, в органах которых они занимают должности; 3) об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами». Комментарий. Положения этой статьи закона предельно ясны и не требуют детального разъяснения. Единственный комментарий относится к форме, в которой аффилированные лица обязаны довести до сведения совета директоров информацию о своей аффилированности или заинтересованности. Здесь надо руководствоваться принципом общепринятости, разумности и общедоступности. Полагаем, что информация должна быть доведена до сведения председателя или хотя бы одного из членов совета директоров (СД), секретаря СД или, в отсутствие такового, корпоративного секретаря специальным письменным сообщением по почте. Для юридических лиц — через канцелярии отправителя и получателя, с присвоенными исходящими и входящими номерами корреспонденции. Альтернатива направление сообщения по электронной почте или иным образом, когда сообщение фиксируется и можно определить дату отправления и получения и способ коммуникаций.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |