|
|
|
Правовое положение граждан, их ответственность в случае заболевания инфекциями, опасными для окружающих (на примере, коронавируса)
Кожахмет Руслан Маликович, Адвокат адвокатской конторы «International Major Lawyers»
Содержание:
Текущая ситуация с заболеванием COVID 19 или коронавирусом в мире вызывает у большинства переживания относительно своей безопасности и близких. Данная озабоченность присуща не только обычным гражданам, но государствам. Однако насколько разнообразны культура, законодательства, политические режимы в различных странах настолько и отличаются предпринимаемые ими меры для недопущения безконтрольного распространения заболевания. В Китае правительство приняло решение о запрете въезда и выезда в мегаполис, ограничении передвижения внутри его горожан граждан, построило за две недели временную больницу, ввело запрет на повышение цен на продовольственные товары, а в отдельных случая забаррикадировало двери заразившихся горожан внутри домов и предприняла иные меры по карантину целого мегаполиса. Италия также ввела запреты на въезд и выезд граждан с определенных территорий в целях локализации очагов заболевания. В отличие от них, в Южной Корее правительство не стало принимать подобных мер по изоляции города и провинции ставшей основным очагом коронавируса, а ограничилось отменой массовых мероприятий, призывом к работодателям прекратить работы, переносом начала учебного года на поздний срок и направлением в домашний карантин граждан контактировавших с заболевшими гражданами. Схожие меры приняты в других странах мира с большим количеством заболевших. Казахстан в самом начале объявления Китаем об обнаружении нового заболевания на своей территории осуществил ряд мер, которые позволили на два с половиной месяца продержаться от завоза этого заболевания на свою территорию. Были эвакуированы граждане РК и стран СНГ с территории города Ухань, закрыты приграничные центры торговли, приостановлена возможность безвизового посещения гражданами КНР Казахстана при транзитном рейсе, обеспечение помещения всех прибывших с территорий КНР, а затем других стран с наибольшим количеством заболевших на карантин в медицинские учреждения, введение запрета на въезд иностранных граждан из стран с наибольшим количеством заболевших. Министерство здравоохранения РК в ускоренном порядке внесло коронавирус перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих внеся дополнение в Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Для Казахстана впервые принимающего такие меры для обеспечения безопасности здоровья населения это хорошие достижения. При этом все же отставания в информационной обеспечении граждан в отношении их прав и обязанностей заметно по жалобам освещаемым в средствах массовой информации и социальных сетях. В этой связи осуществлена подготовка данной работы для оказания посильной помощи государственным органам и недопущения нарушения прав граждан в развивающейся неблагоприятно общемировой ситуации связанной с эпидемией коронавируса. В настоящей работе проводится анализ законодательства Республики Казахстан с целью выяснения допустимости и правомерности для Казахстана мер, которые были приняты в странах мира и собственных мер принятых в Казахстане, определения их недостатков, проблем в их реализации, наличие соответствующих процедур и порядков, установлению полномочий должностных лиц, юридической ответственности граждан и юридических лиц, недостатков, а также для выработки рекомендаций для совершенствования законодательства РК. По мере подготовки соответствующих частей, настоящая работа будет дополняться и уточняться.
1. Административная и уголовная ответственность граждан в условиях ограничительных мер и чрезвычайного положения в Республики Казахстан
В отдельных публикациях средств массовой информации должностные лица предупреждают граждан об уголовной ответственности граждан за уклонение от лечения или карантина. Сразу предварительно оговоримся, что исследование демонстрирует совершенно другую картину. Граждане в Республики Казахстан могут быть привлечены только к административной ответственности. Причины по которым они не могут быть привлечены к уголовной ответственности указаны ниже. И это первый выявленный пробел в уголовном законодательстве РК в области охраны здоровья населения. Итак, статьей 430 Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. предусмотрена административная ответственность физических лиц (граждан РК, иностранных граждан) за уклонение от лечения лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Такие действия лиц как отказ от приема лекарственных средств и иное уклонение от лечения лиц с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, находившихся в контакте с ними и нуждающихся в профилактическом лечении, продолжающиеся после письменного предупреждения, сделанного учреждением здравоохранения, влекут штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. Аналогичные действия родителей или лиц, их заменяющих, от лечения несовершеннолетних детей с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, влечет штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей. Кроме этого, предусмотрена административная ответственность за сокрытие лицами с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, источника заражения и лиц, находившихся с ними в контакте в статье 431 КоАП РК. Сокрытие лицами с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, источника заражения и лиц, находившихся с ними в контакте, создающее опасность заражения этими болезнями других лиц, влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. К ответственности по обеим статьям КоАП РК могут быть привлечены физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства) как заболевшие КВИ, так и имевшие контакт с такими лицами. На лиц, вернувшихся из стран перечисленных в приложении 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 4 марта 2020 года № 12-ПГВр «О дальнейшем усилении мер профилактики коронавирусной инфекции в Республике Казахстан» и уклонившихся от карантина также может быть наложено административное взыскание. Следует обратить внимание, что до принятия 14.03.2020 г. Главным государственным санитарным врачом РК постановления «О введении дополнительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан» определить лиц, которые считались находившимися в контакте с заболевшими было затруднительно. Контакты подразделяются на близкий и потенциальный контакт. Близкий контакт подтвержденного случая определяется как: - лицо, проживающее совместно в одном жилище; - лицо, имевшее прямой физический контакт (например, рукопожатие) - лицо, имеющее незащищенный прямой контакт с инфекционными выделениями (например, при кашле); - лицо, находившееся лицом к лицу ближе 2 метров и более 15 минут; - лицо, находившееся в закрытом помещении (например, в классе, комнате для совещаний, комнате ожидания в больнице и т.д.) вместе в течение 15 минут или более и на расстоянии менее 2 метров; - медицинский работник или другое лицо, обеспечивающее непосредственный уход, или лабораторные специалисты, работавшие с биообразцами без рекомендованных СИЗ или с возможным нарушением применения СИЗ; - контакт в самолете, автобусе междугороднего сообщения, поезде, который находился на расстоянии двух сидений в любом направлении либо в одном купе (в поезде), а также члены экипажа, которые обслуживали секцию самолета, где летел. Потенциальный контакт: - это лицо, прибывшее из страны/территории отнесенной к категория 1А или 1Б; - лица находившееся со случаем COVID-19 в самолете, поезде, автобусе, но не имевшие близкий контакт с ним. Никаких других взысканий кроме штрафа на лиц, уклонившихся от лечения или карантина возложены не могут быть. Такое может продолжаться до момента пока медицинское учреждение не обратится в суд и судом не будет принято решение о принудительной госпитализации такого лица. Основание и порядок рассмотрения таких дел будут рассмотрены ниже. Если лицо, в отношении которого судом принято решение о его принудительной госпитализации уклоняется от пребывания в медицинском учреждении, то оно может быть привлечено к административной ответственности по статье 669 КоАП РК за неисполнение решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа, может повлечь штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пяти суток. Эти же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, могут повлечь административный арест на срок до десяти суток. При анализируемых обстоятельствах на лицо, уклоняющееся от лечения, суд с большой вероятностью наложит административный арест. Данная мера взыскания обеспечивает изоляцию больного и предоставляет возможность организовать его лечение в условиях учреждения его содержания на период ареста. Разумеется, срок ареста при необходимых сроках лечения или карантина от 14 дней недостаточен, но с учетом того, что лицо может быть снова возвращено в медицинское учреждение это позволит минимизировать риск распространения безответственным лицом инфекционного заболевания. Здесь следует отметить, что административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, инвалидам 1 и 2 групп, а также женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет, мужчинам свыше шестидесяти трех лет и мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста. На этих лиц налагается штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей. Но они все равно могут быть снова возвращены в медицинское учреждение при наличии решения суда. Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 г. в статье 304 предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарных правил или гигиенических нормативов. Здесь мы ее процитируем полностью. «1. Нарушение санитарных правил или гигиенических нормативов, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, заражение, облучение или отравление людей, - наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Для понимания последующего вывода обратимся к определениям, раскрывающим содержание санитарные правила и гигиенические нормативы за нарушение, которых могут быть привлечены лица к уголовной ответственности при наступлении указанных неблагоприятных последствий. Статьи 144 и 145 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г. (далее по тексту - Кодекс РК о здоровье народа) позволяют определить их содержание. Так, санитарными правилами являются нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, предпринимательской и иной деятельности, продукции, работ и услуг для человека), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к объектам, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, и содержат требования к: 1) выбору земельного участка под строительство объекта; 2) проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и вводу в эксплуатацию объектов; 3) содержанию и эксплуатации производственных, общественных, жилых и других помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств; 4) водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, освещению, вентиляции, кондиционированию объектов; 5) приему, хранению, переработке (обработке) сырья; 6) условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения пищевой продукции; 7) йодированию поваренной пищевой соли и обогащению (фортификации) пищевых продуктов; 8) условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения иммунологических лекарственных препаратов (иммунобиологических лекарственных препаратов); 9) применению и использованию потенциально опасных химических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов), утилизации, транспортировке, хранению, захоронению и условиям работы с ними; 10) условиям работы с источниками физических факторов, оказывающих воздействие на человека; 11) условиям промышленного производства лекарственных средств; 12) продукции производственно-технического назначения; 13) товарам хозяйственно-бытового и гигиенического назначения и технологиям их производства; 14) условиям воспитания, обучения, проживания и производственной практики, физического развития, труда, отдыха, питания, водоснабжения и медицинского обслуживания различных групп населения; 15) учебно-трудовой нагрузке и режиму занятий в организациях образования; 16) условиям проведения стерилизации и дезинфекции медицинских изделий; 17) организации специализированного (детского, диетического лечебного и диетического профилактического), лечебно-профилактического, общественного питания населения; 18) водоисточникам (местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей), хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов; 19) сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления; 20) организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, изготовление, производство, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, оборудования, материалов, содержание и эксплуатацию объектов дезинфекционной деятельности, а также контроль эффективности и безопасности работ и услуг; 21) условиям перевозки пассажиров; 22) ликвидации, консервации, перепрофилированию объектов; 23) осуществлению производственного контроля; 24) условиям труда, бытового обслуживания, медицинского обеспечения, специализированного диетического лечебного и диетического профилактического питания; 25) гигиеническому воспитанию и обучению населения; 26) организации и проведению санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий, в том числе осуществлению санитарной охраны территории Республики Казахстан, введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина, в отношении больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок населения; 27) зонам санитарной охраны и санитарно-защитным зонам. Гигиенический норматив определен как установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности и (или) безвредности для человека. Гигиенические нормативы устанавливают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий, допустимых уровней радиационного воздействия, соблюдение которых обеспечивает человеку благоприятные для жизни и безопасные для здоровья условия жизнедеятельности. Гигиенические нормативы устанавливаются к: 1) микроклимату, воздухообмену, воздуху рабочей зоны, физическим факторам производственных, жилых и других помещений, территории жилой застройки; 2) радиационной, химической, микробиологической, токсикологической, паразитологической безопасности продукции (товаров) и окружающей среды; 3) атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных организаций; 4) физическим факторам, предельно допустимым выбросам и предельно допустимым сбросам вредных веществ в окружающую среду; 5) новым видам продукции, технологического оборудования, процессам. Исходя из приведенного можно сделать вывод, что санитарные правила и гигиенические нормативы не устанавливают никаких требований к поведению граждан во время заболевания, при подозрении на наличие заболевания, в условиях карантина и иных условиях. Их действие распространяется на процессы, продукцию, услуги, работы, выполняемые и выпускаемые индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющие частную практику, юридическими лицами и занимаемые ими помещения, территории. Они устанавливают также обязанности работников, обеспечивающие безопасность работ, услуг, товаров для населения. Обязанности граждан установлены только статьями 90 и 92 Кодекса РК о здоровье народа. Эти обязанности граждан прописанные в законодательном акте не считаются санитарными правилами или гигиеническими нормативами. Принятое 14.03.2020 г. Постановление Главного государственного санитарного врача РК «О введении дополнительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан» и его приложения не относятся к санитарным правилам и гигиеническим нормативам в том юридическом значении и по силе, которое необходимо для отнесения их таковым. Санитарные правила и гигиенические нормативы вводятся в действие приказами министра здравоохранения РК. В целом принятые Главным государственным санитарным врачом РК постановления в течении трехмесячного периода вызывают определенные вопросы в части наличия оснований, полномочий и их правовой природы. Это также планируется к изучению отдельно. Таким образом, граждане уклоняющиеся от лечения или карантина в связи подозрением или наличием у них опасного инфекционного заболевания не являются субъектами данного уголовного правонарушения и не могут нести уголовную ответственность по статье 304 УК РК. К уголовной ответственности за ее нарушение могут привлечь только физических лиц, ответственных за соблюдение тех санитарно-эпидемиологических требований, которые относятся к их деятельности по выпуску товаров, оказанию услуг, выполнению работ и их помещениям, средствам и иным объектам используемых при этом. Отметим, что данная статья УК РК неприменима в настоящее время, к случаям даже при заражении лицом кого-либо коронавирусом или иным заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем. Законодательство РК не предусматривает ответственности за умышленное или неосторожное заражение опасными инфекциями одним лицом другого или других, при отсутствии признака массовости. Это обусловлено тем, что отсутствует возможность доказать прямую причинно-следственную связь заболевания одного лица вследствие заражения его другим и идентифицировать уникальные особенности этого заболевания с заболеванием источника заражения. Не имеется такой судебной экспертизы или методики исследования. Можно только объективно вменить, что недопустимо согласно УК РК. Другая причина затруднительности привлечения к уголовной ответственности это отсутствия определения «массовости» в законодательстве РК. Можно предположить, что заражение двух и более человек может повлечь за собой начало досудебного расследования, однако презумпция невиновности уголовно-процессуального законодательства РК включает также в свое содержание норму о том, что все сомнения в применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства РК толкуются в пользу подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Она не допускает возможности в отсутствие четкого критерия определения массовости осудить лиц, заразивших других лиц. Конечно, такая ситуация не исключается в стране в условиях пандемии, но это будет очередным примером игнорирования собственных законов и демонстрации, что на страже закона стоят служащие с низким уровнем профессионализма, юридической подготовки, отсутствием собственного мнения, но отлично выполняющие административные указания своих начальников. Во избежание такого проведен настоящий анализ законодательства, чтобы предупредить такое в Казахстане. Для обеспечения защиты здоровья населения необходимо признать свою ответственность за очередной пробел в законодательстве и принять соответствующие изменения или дополнения в Уголовный кодекс РК. В связи с введением Президентом РК с 16 марта 2020 г. чрезвычайного положения, то появилось дополнительное основание для привлечения граждан к административной ответственности. При введении чрезвычайного положения граждане дополнительно могут привлекаться к административной ответственности по статье 476 КоАП РК за нарушение режима чрезвычайного положения. Нарушение режима или невыполнение требований, установленных государственным органом в связи с объявлением чрезвычайного положения, а также неисполнение законных приказов и распоряжений коменданта местности, в части: 1) особого режима въезда и выезда; 2) запрещения для определенных физических лиц покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом); 3) запрещения на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий; 4) запрещения на проведение забастовок; 5) ограничения или запрещения на торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и спиртосодержащими веществами; 6) карантина и проведения других обязательных санитарно-противоэпидемических мероприятий; 7) ограничения или запрещения использования множительной техники, а также радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники; предписаний об изъятии звукоусиливающих технических средств; мер по обеспечению контроля за средствами массовой информации; 8) особых правил пользования связью; 9) ограничения движения транспортных средств и проведения их досмотра; 10) запрещения нахождения физических лиц во время комендантского часа без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих их личность, на улицах или в иных общественных местах либо пребывания вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность, - влекут предупреждение или штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Уголовная ответственность за подобные действия граждан не предусмотрена, за исключением связанных с руководством в забастовке либо воспрепятствованием организациям в их деятельности во время введения чрезвычайного положения по статье 401 УК РК.
2. Обеспечение прав и свобод граждан при принятии в отношении них ограничительных мер в целях недопущения распространения коронавируса
Согласно пункту 1 статьи 16 Конституции Казахстана каждый имеет право на личную свободу. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Лишение свободы либо ее ограничение предполагается как правило по приговору или постановлению суда за совершение уголовного или административного правонарушения соответственно. Однако как быть если лицо необходимо изолировать, госпитализировать когда его заболевание представляет опасность для окружающих? И одновременно возникает вопрос подлежит ли такое лицо принудительной госпитализации при его нежелании получать лечение? Согласно пункту 1 статьи 90 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г. (далее - Кодекс РК о здоровье народа) в случае уклонения от обследования и лечения граждане, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, подвергаются освидетельствованию и лечению в принудительном порядке в соответствии с законами Республики Казахстан. Хотя статья 93 Кодекса РК о здоровье народа предусматривает право граждан отказаться от оказания ему медицинской помощи, статья 94 этого же кодекса допускает оказание медицинской помощи без его согласия при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, к которым отнесен коронавирус. Для коронавируса и иных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, кроме туберкулеза действующее законодательство РК не предусматривает отдельного принудительного порядка для освидетельствования и лечения. Как было отмечено вначале настоящей статьи согласно Конституции РК и Международному Пакту никто не может быть лишен свободы иначе как по решению суда. Исходя из этого в таких случаях вступают в действие нормы Гражданско-процессуального кодекса РК. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан не предусматривает отдельного порядка принудительной госпитализации граждан по решению суда при коронавирусе. Однако это не означает невозможность его принудительной госпитализации по решению суда. Решение суда при уклонении гражданина от госпитализации является как гарантией соблюдения прав и свобод самого гражданина, так и механизмом обеспечения безопасности окружающих от самонадеянного и безответственного лица, если его болезнь представляет таковую опасность. Для обеспечение соблюдения прав граждан от незаконной и необоснованной госпитализации в медицинское учреждение на наш взгляд будет верным применение по аналогии закона, норм главы 40 ГПК РК, которые представляются более подходящими как по предмету производства так и по порядку принятия решения. Глава 40 закрепляет особое производство по делам о принудительном лечении гражданина, больного туберкулезом и уклоняющегося от лечения. Часть 4 статьи 6 ГПК РК предусматривает, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законодательства Республики Казахстан. Аналогичную возможность применения аналогии процессуального закона закрепляет статья 13 ЗРК «О правовых актах» от 6 апреля 2016 г. Сам ГПК РК не запрещает прямо применение аналогии закона. Более того, статья 8 ГПК РК устанавливает, что каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Данный процессуальный принцип применим не только к гражданам, но и к учреждениям, государственным органам. Отметим также, что туберкулез также относится к заболеванию, представляющего опасность для окружающих и наряду с коронавирусом содержится в перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного приказом МЗиСР РК от 21 мая 2015 г. Статьи 346-348 ГПК РК закрепляют следующих порядок принудительного лечения гражданина, больного и уклоняющегося от лечения. Заявление о принудительном лечении гражданина, больного, без его согласия подается представителем органов (организаций) здравоохранения по месту нахождения учреждения, осуществляющего медицинское (диспансерное) наблюдение за этим больным, или в суд по месту жительства больного. К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для лечения гражданина, больного, без его согласия, прилагаются заключение организации здравоохранения о признании больным, а также документы, подтверждающие отказ больного от лечения, назначенного врачом. Заявление о принудительном лечении гражданина, больного и уклоняющегося от лечения, судья рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня принятия заявления к производству суда. Дело рассматривается с участием гражданина, направляемого на принудительное лечение в зале судебного заседания, либо по месту нахождения учреждения, осуществляющего медицинское (диспансерное) наблюдение за этим больным. В случае, когда по данным специализированной организации, представителя организации здравоохранения, внесших представление о направлении на принудительное лечение, и прокурора лицо представляет опасность для окружающих в связи с угрозой распространения болезни, дело может быть рассмотрено в отсутствие лица либо с использованием средств видеоконференцсвязи при ее наличии. Рассмотрев заявление по существу, суд выносит решение, которым отклоняет либо удовлетворяет заявление. Решение об удовлетворении заявления является основанием для направления гражданина, больного, на принудительное лечение в специализированную организацию на установленный законом срок. Исполнение решения суда о направлении гражданина, больного, на принудительное лечение возлагается на органы исполнительного производства. Возложение обязанности исполнение решения на органы исполнительного производства конечно вызывает определенное недоумение, но это скорее вопрос времени когда он будет надлежащим образом урегулирован законодателем. Следует обратить внимание на то, что принятое решение судом в указанном порядке по аналогии процессуального закона не предусматривает вступления его в законную силу со дня оглашения, а также не отнесено к решениям подлежащим немедленному исполнению. Тем не менее, статья 244 ГПК РК предусматривает право суда вследствие особых обстоятельств (к которым можно отнести опасность заражения коронавирусом окружающих) обратить свое решение к немедленному исполнению. После проведенного исследования законодательства РК касающихся принудительной госпитализации граждан с опасными инфекционными заболеваниями выглядит необъяснимым по какой причине законодатель установил судебный порядок для обеспечения принудительного лечения лишь для больных одним из заболеваний и не предусмотрел для возможных больных болезнями из того же перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
3. Права и обязанности граждан (пациентов) при нахождении их в медицинских учреждениях в связи с карантином либо лечением от коронавируса
В соответствии со статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированного Законом Республики Казахстан 21 ноября 2005 года № 87-III, вступившего в силу для РК 24 апреля 2006 года Казахстан как ее участник признает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В качестве мер, которые должны быть приняты для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды, предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Статья 29 Конституции РК закрепляет право граждан на охрану здоровья и устанавливает, что граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Более подробные правомочия граждан в этой сфере определены в Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 г. Указанный кодекс разделяет права граждан на две категории. Первая категория это права граждан в сфере здравоохранения до получения лечения. Вторая категория наряду с общими правам гражданина из первой категории предусматривает дополнения в правах в случае их лечения как пациентов. В соответствии со статьей 88 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» граждане имеют право на: 1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан; 2) обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне в соответствии с перечнем, утверждаемым уполномоченным органом; 3) выбор медицинской организации, в том числе на условиях, установленных Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», качественную и своевременную медицинскую помощь; 4) дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования за счет собственных средств, средств самих организаций, системы добровольного медицинского страхования и иных незапрещенных источников; 5) сооплату; 6) получение медицинской помощи за рубежом за счет бюджетных средств при наличии показаний в порядке, определяемом уполномоченным органом; 7) возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным назначением и применением медицинскими работниками лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 8) удостоверение факта временной нетрудоспособности с выдачей листа временной нетрудоспособности или справки о временной нетрудоспособности; 9) безвозмездное получение от государственных органов, организаций и лечащего врача в пределах их компетенции достоверной информации о методах профилактики, диагностики, лечения заболевания и медицинской реабилитации, клинических исследованиях, факторах, влияющих на здоровье, включая состояние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха, здоровом питании и безопасности пищевых продуктов, в том числе заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы; 10) получение от государственных органов, независимых экспертных организаций и субъектов в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники информации о безопасности, эффективности и качестве реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 11) обжалование действий (бездействия) медицинских и фармацевтических работников в организацию здравоохранения, вышестоящий орган и (или) в судебном порядке; 12) ходатайство о привлечении независимых экспертов в случае несогласия с выводами государственной медицинской экспертизы. Статья 91 Кодекса РК о здоровье народа дополняет права граждан при нахождении их на лечении в медицинском учреждении. Они имеют право на:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |