|
|
|
Правовое регулирование взаимоотношений политической партии с депутатами, представленными в Парламенте
Габдуалиев Мереке Тлекович кандидат юридических наук, Научный руководитель ресурсного центра «Свободный Институт законодательства Республики Казахстан» Фонда развития парламентаризма в Казахстане mereke2014@gmail.com
Как известно, первый заместитель председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек пригласил казахстанцев принять участие в праймериз: «Лидер партии «Nur Otan» Нурсултан Назарбаев подписал Постановление о проведении с 17 августа по 3 октября т.г. внутрипартийного отбора - праймериз. Это один из современных механизмов внутрипартийной демократии, являющийся важнейшим элементом объявленной Елбасы «перезагрузки» партии «Nur Otan». Основная цель праймериз - выявление на основе конкурентной борьбы новых лидеров для дальнейшего формирования партийных списков на предстоящих выборах в Мажилис и маслихаты всех уровней» [1]. Очевидно, что сильный парламент предполагает соответствующий депутатский корпус - с профессионалами, не аффилированными с различными организациями и бизнес-структурами, не раздражающими общественность, умеющими выражать публично свои мысли. Лидеры политических партий, представленных в Мажилисе, должны понимать, что именно от депутатов, от их профессионализма зависит эффективность реализации конституционных полномочий. Политический инфантилизм в парламенте недопустим, поэтому партийное руководство должно оперативно принимать кадровые решения, чтобы законодательная ветвь могла успешно, своевременно пользоваться этими полномочиями [2]. В социальных сетях граждане активно проявляют гражданскую позицию, задают вопросы депутатам, выражают мнение к публичным действиям парламентариев [3]. В соответствии с п.1 ст.34 Конституционного закона РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и депутатских групп» [4]. В Регламенте Мажилиса Парламента РК, утвержденном Постановлением Мажилиса Парламента РК от 8 февраля 1996 года, указано, что минимальная численность фракции политической партии должна составлять не менее семи депутатов Мажилиса Парламента (п.157), в составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента 157-1 [5]. В Регламенте Мажилиса закреплены основные полномочия фракций политических партий: 1) выражение интересов политической партии в законодательной и иной деятельности Парламента РК; 2) участие в проводимых Президентом РК консультациях по кандидатуре Премьер-Министра Республики; 3) иные направления деятельности фракции политической партии, осуществляемые в целях реализации полномочий депутатов Парламента и Мажилиса Парламента (п.162). Положительным моментом правового регулирования деятельности фракции политической партии является то, что фракция имеет связь с самой политической партией. Так, согласно Регламенту Мажилиса [6], во-первых, деятельность фракций политических партий может быть досрочно прекращена по решению высших и (или) руководящих органов политической партии в порядке, установленном законодательством РК (п. 162-1), во-вторых, фракция политической партии в своей деятельности взаимодействует с руководящими органами политической партии, а также участвует в работе общественной приемной политической партии (п.162-2), в-третьих, член фракции политической партии может быть исключен из нее по решению руководящего органа политической партии в соответствии с уставом политической партии и положением о фракции политической партии (п.162-4). Также, Конституционный закон РК «О Парламенте РК и статусе его депутатов» содержит норму, согласно которой, «депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при: 1) выходе или исключении его из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран; 2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран» (п.7 ст.24) [7]. Действие данной нормы вызвало в свое время дебаты в течение нескольких дней в Мажилисе Парламента об отзыве мандата одного из депутатов за то, что он выходит из той партии, по списку которой был избран. Тогда академик С.З. Зиманов высказал мнение, что «это еще одно свидетельство слабости Парламента, хотя качественный состав и уровень подготовленности депутатского корпуса достаточно высокий. Нельзя идти Мажилису на поводу какой бы то ни было партии, партийной фракции, чтобы последние могли отлучить кого-то из депутатов из состава Парламента. Партийные законы, не являющиеся правовыми по своей форме, не могут быть распространены на внутреннюю парламентскую деятельность. Парламент ничего общего не имеет с церковью или клубом полномочных представителей фракций от партий, чтобы депутата можно было бы исключить за веру или расхождение его взглядов с партией» [8]. Для сравнения, в Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (п.3 ст.4), «полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае … выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит…» [9]. «Прочная привязка депутата к фракции, - по мнению Е.А. Волковой, - означает также установление отношений подчиненности внутри самой фракции, и тем самым окончательно выхолащивает отношения депутатов с избирателями, лишая их возможности выражения независимого мнения граждан, которые не относятся к каким-либо политическим партиям» [10]. Подобная строгая партийная дисциплина депутатов Парламента вызвана сложившейся пропорциональной избирательной системой в наших странах и ставит на повестку дня вопрос о необходимости законодательного определения статуса оппозиции в парламенте [11], гарантиях прав политической оппозиции в парламенте и за его пределами [12].Конституционным законом РК от 2 июня 2020 года № 339-VІ ЗРК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» было введено понятие «парламентская оппозиция», под которой понимается «политическая партия или политические партии, представленные в Мажилисе Парламента и не входящие в парламентское большинство, выступающие, как правило, с иной, чем парламентское большинство, позицией по социально-экономическим и (или) общественно-политическим вопросам» (п. 2 ст. 34-1). Данные поправки в Конституционный закон вводятся в действие с 1 января 2021 года [13]. Однако, данные поправки в конституционный закон носят косметический характер и существенно не влияют на развитие института парламентской оппозиции. А.В. Теперик в своем диссертационном исследовании обосновал, что роль и место многопартийных выборов в становлении конституционного строя состоит в том, что они являются: во-первых, гарантией от узурпации политической власти кем бы то ни было путем периодического ее обновления; во-вторых, ведущим элементом механизма народовластия, с помощью которого достигается адекватное воплощение в органах власти наиболее важных общественно-политических интересов; в-третьих, стимулирующим средством формирования самостоятельного самоуправляемого гражданского общества; в-четвертых, способом введения острых социально-политических конфликтов в конституционно-правовые рамки [14]. По сути, когда реальная оппозиция выводится из конституционного поля, то протестная часть населения переходит к диссидентским, нелегальным способам выражения мнения. За годы независимости в стране были сформированы социальные категории протестующих граждан: ипотечники, дольщики, работники нефтедобывающих и горнодобывающих отраслей экономики, граждане, которые не могут получить места для своих детей в дошкольных учреждениях [15] и другие. Умалчивание и невозможность решения проблем данных категорий граждан через конституционные механизмы участия политических партий в жизни общества и государства угрожает основам конституционного строя и опасны для государства с точки зрения конституционных и политических рисков. В этой связи представляется удачным опыт России, когда политические партии, не представленные в Государственной Думе Федерального Собрания, наделяются законом правом не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На пленарное заседание приглашаются представители всех политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания. Политические партии, не представленные в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На пленарное заседание приглашаются представители всех политических партий, не представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, действуют ли на территории субъекта Российской Федерации региональные отделения таких политических партий. Неучастие политической партии в соответствующем пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания с ее участием (ст. 26.2. Федерального закона «О политических партиях» [16]). Предлагаем в Республике Казахстан на уровне закона закрепить право политических партий, не представленных в Мажилисе Парламента, участвовать в пленарном заседании Мажилиса Парламента не менее одного раза в год. Аналогичное право участвовать в заседании местных представительных органов власти (маслихатов) не менее одного раза в год необходимо предоставить партиям, чьи члены не представлены в маслихатах. Новый же пункт 2-1 статьи 34 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», согласно которому «руководителям фракций политических партий, а в случае их отсутствия либо по их уполномочию представителям фракций политических партий гарантируется право выступления на совместных заседаниях Палат Парламента, пленарных заседаниях Мажилиса Парламента, заседаниях постоянных комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и иных мероприятиях», вводимый в действие 1 января 2021 года Конституционным законом Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 339-VІ ЗРК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», не решает вопроса развития конституционной оппозиции в стране [17]. Важным вопросом является государственное финансирование деятельности политических партий. В Республике Казахстан «бюджетные средства ежегодно выделяются политическим партиям, представленным в Мажилисе Парламента Республики Казахстан по итогам последних выборов» (п. 1 ст. 18-1 Закона РК «О политических партиях») [18]. Если учитывать то обстоятельство, что для избрания в Мажилис Парламента партийный список должен получить семь и более процентов голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании (п. 1 ст. 97-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» [19]), то можно сформулировать вывод о наличии законодательного ограничения для государственного финансирования деятельности партий, не способствующего развитию партийной системы. Предлагаем в Республике Казахстан на законодательном уровне установить обязательность государственного финансирования деятельности политических партий, партийный список которой получил по результатам выборов не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также политических партий, у которых хотя бы один выдвинутый кандидат в депутаты местного представительного органа (маслихат) по итогам выборов получил депутатский мандат. Предлагаем Конституционный закон РК «О Парламенте и статусе его депутатов» дополнить новой статьей 12-1 следующего содержания: «Статья 12-1. Взаимодействие Парламента Республики Казахстан с политическими партиями, не представленными в Парламенте Республики Казахстан Политические партии, не представленные в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, вправе участвовать в пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан не менее одного раза в год. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются Регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан.». Предлагаем Закон РК от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении»[20] дополнить новой статьей 11-1 следующего содержания: «Статья 11-1. Взаимодействие маслихата с политическими партиями, не представленными в маслихате Политические партии, не представленные в маслихате, вправе участвовать в пленарном заседании маслихата не менее одного раза в год. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются регламентом соответствующего маслихата.».
[1] https://yandex.kz/turbo/s/zakon.kz/5025971-baybek-priglasil-neravnodushnyh-і.html [2] https://time.kz/articles/ugol/2017/03/14/konkurencija-dvigatel-vlasti [3] https://www.facebook.com/toregozhina/posts/3376787059000522 [4] Конституционный закон РК от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» [5] Постановление Мажилиса Парламента РК от 8 февраля 1996 года «Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан» [6] Постановление Мажилиса Парламента РК от 8 февраля 1996 года «Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан» [7] Конституционный закон РК от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» [8] Зиманов С.З. Законы и критерии их эффективности //Парламентаризм в независимом Казахстане: состояние и проблемы: Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, 2002. С.18. [9] СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466; 2000. № 32. Ст. 3336; 2001. № 7. Ст. 614; 32. Ст. 3317; 2002. № 28. Ст. 2785; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; № 27. Ч. I. Ст. 2700; № 52. Ч. II. Ст. 5038; 2004. № 17. Ст. 1588; № 25. Ст. 2484; № 35. Ст. 3607; № 5128; 2005. № 19. Ст. 1749; № 30. Ч. I. Ст. 3104; 2006. № 29. Ст. 3123; № 31. Ч. I. Ст. 3427; 2007. № 1. Ч. I. Ст. 40; № 6. Ст. 683; № 10. Ст. 1151; № 16. Ст. 1828; 2008. № 13. Ст. 1186; № 44. Ст. 4996; № 52. Ч. I. Ст. 6229; 2009. № 7. Ст. 772, 789; № 20. Ст. 2391; 2010. № 31. Ст. 4181; 2011. № 1. Ст. 16. [10] Волкова Е.А. Конституционно-правовые аспекты участия политических партий в формировании и деятельности Парламента России. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М.: 2010. С.9. [11] См. напр.: Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. Учеб.пособие. - М.: Норма, 2008. С.66. [12] См. напр.: Васильева С.В. Конституционно-правовые гарантии оппозиционной деятельности //Государственная власть и местное самоуправление, 2009. № 2. С.6-11; Васильева С.В. Институционализация парламентской оппозиции как гарантия представительной демократии //Сравнительное конституционное обозрение, 2009. № 3 (70). С. 14 - 21. [13] Конституционный закон Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 339-VІ ЗРК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» [14] См.: Теперик А.В. Конституционные основы участия политических партий в избирательном процессе. Автореф. дисс… канд юрид. наук. - Саратов, 2000. С.13-14. [15] Габдуалиев М.Т. Казахстан-2014: Молодежь и государство не должны находиться в различных измерениях // http://www.ia-centr.ru/expert/17570/ [16] Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950 [17] Конституционный закон Республики Казахстан от 2 июня 2020 года № 339-VІ ЗРК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» [18] Закон РК от 15 июля 2002 года № 344 «О политических партиях» [19] Конституционный закон РК от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» [20] Закон РК от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |