|
|
|
ЗАКОН
См.: перечень правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Закона Республики Казахстан от 26 июня 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования»
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»: 1) в статье 1: подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) специальные условия для получения образования - условия, включающие специальные учебные и индивидуально развивающие программы, методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями;»; дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: «4-1) диагностика - комплекс медицинских услуг, направленных на установление факта наличия или отсутствия заболевания у детей;»; в подпункте 8) слова «медицинскую психолого-педагогическую» исключить; подпункт 12) исключить; дополнить подпунктом 13-1) следующего содержания: «13-1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями - деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;»; подпункты 14) и 16) исключить; подпункт 17) после слова «консультирования,» дополнить словами «психолого-педагогической поддержки,»; подпункт 18) исключить; 2) подпункт 4) статьи 4 исключить; 3) подпункт 1) статьи 5 изложить в следующей редакции: «1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы «риска» в субъектах (объектах) здравоохранения, оказывающих услуги родовспоможения, организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и (или) консультативно-диагностическую помощь, и направления результатов скрининга и детей группы «риска» в психолого-медико-педагогические консультации;»; 4) в статье 6: подпункт 1) исключить; подпункт 2) изложить в следующей редакции: «2) определяет единые принципы и нормативы специальных условий для получения образования;»; подпункт 3) исключить; 5) подпункты 3) и 4) пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции: «3) организуют скрининг в субъектах (объектах) здравоохранения, оказывающих услуги родовспоможения, организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и (или) консультативно-диагностическую помощь; 4) обеспечивают с согласия родителей или иных законных представителей направление результатов скрининга и детей группы «риска» в психолого-медико-педагогические консультации;»; 6) в статье 9: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Медицинские услуги оказываются субъектами здравоохранения, имеющими профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность.»; в пункте 3 слова «специальные коррекционные организации» заменить словами «организации образования»; пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. К специальным образовательным услугам относятся: 1) углубленное и комплексное обследование детей с целью оценки особых образовательных потребностей; 2) специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями; 3) обучение и воспитание по специальным учебным программам; 4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.»; 7) в статье 10: часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции: «1. Психолого-медико-педагогическая консультация является организацией образования, осуществляющей обследование и консультирование детей, оценку особых образовательных потребностей и специальных условий для получения образования, определение образовательной программы, а также направляющей на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями.»; в пункте 2 слово «коррекционные» заменить словами «организации образования»; 8) в статье 11: пункт 1 исключить; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Специальные организации образования создают специальные условия для получения образования детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и (или) слуха, и (или) речи, с использованием жестового языка, азбуки Брайля, других альтернативных шрифтов и методов общения.»; 9) в пункте 3 статьи 14 слова «, специальных коррекционных организациях» исключить; 10) в пункте 1 статьи 15: в подпункте 2) слова «государственных медицинских организациях» заменить словами «субъектах здравоохранения»; в подпункте 5) слова «общеобразовательных учебных заведениях» заменить словами «организациях образования»; в подпункте 6) слова «учебных заведениях» заменить словами «организациях образования». 2. В Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан»: пункт 3 статьи 15 после слова «подходах» дополнить словами «в соответствии с оценкой особых образовательных потребностей». 3. В Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»: 1) подпункт 3) статьи 9 исключить; 2) пункт 5 статьи 29 исключить. 4. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»: 1) в статье 1: подпункты 7-4), 19-2) и 19-3) изложить в следующей редакции: «7-4) специальные условия для получения образования - условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями;»; «19-2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями - лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования; 19-3) оценка особых образовательных потребностей - определение необходимых специальных условий для получения образования;»; дополнить подпунктом 19-4) следующего содержания: «19-4) особый статус - статус организации высшего и (или) послевузовского образования, присваиваемый Президентом Республики Казахстан за внесение выдающегося вклада в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, обеспечение стабильно высокого уровня высшего и (или) послевузовского образования;»; подпункт 21) изложить в следующей редакции: «21) общеобразовательная школа - организация образования, реализующая программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, специальные учебные и индивидуально развивающие программы, а также образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;»; подпункт 42-1) дополнить словами «, индивидуально развивающие программы»; подпункт 45) после слов «среднему образованию,» дополнить словами «специальной психолого-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями,»; дополнить подпунктом 45-3) следующего содержания: «45-3) специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями - комплекс услуг и мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию способностей к выполнению того или иного вида деятельности;»; подпункт 49-2) после слов «общеобразовательные учебные программы» дополнить словами «дошкольного воспитания и обучения,»; подпункт 50-3) изложить в следующей редакции: «50-3) психолого-педагогическое сопровождение - системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития лиц (детей) с особыми образовательными потребностями на основе оценки особых образовательных потребностей;»; дополнить подпунктом 50-4) следующего содержания: «50-4) врач-резидент - врач, обучающийся в рамках образовательной программы резидентуры и работающий в медицинской организации под надзором наставника;»; 2) в статье 5: в части первой: подпункт 11) после слова «реализующие» дополнить словами «программы дошкольного воспитания и обучения,»; дополнить подпунктами 11-3) и 11-4) следующего содержания: «11-3) разрабатывает и утверждает правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования; 11-4) разрабатывает и утверждает правила оценки особых образовательных потребностей;»; в подпункте 19-1) слова «общеобразовательные учебные программы дошкольного,» заменить словами «программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы»; в подпункте 35) слово «конкурсного» исключить; дополнить подпунктом 43-4) следующего содержания: «43-4) разрабатывает и утверждает правила размещения государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями;»; часть вторую: после цифр «11-1),» дополнить цифрами «11-3), 11-4),»; после цифр «43-2),» дополнить цифрами «43-4),»; 3) в статье 6: в пункте 2: подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) обеспечивает обучение лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, создание им специальных условий для получения образования в организациях образования, доступности зданий, сооружений и помещений организаций образования в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами с учетом принципов универсального дизайна и (или) разумного приспособления;»; Абзацы пятый и шестой подпункта 3 пункта 4 введены в действие с 1 сентября 2022 г. дополнить подпунктом 8-5) следующего содержания: «8-5) утверждает и размещает государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями в пределах объемов бюджетных средств, утвержденных в местных бюджетах на соответствующий финансовый год;»; подпункт 24-11) исключить; Абзацы девятый и десятый подпункта 3 пункта 4 введены в действие с 1 сентября 2022 г. дополнить подпунктом 7-5) следующего содержания: «7-5) утверждает и размещает государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями в пределах объемов бюджетных средств, утвержденных в местных бюджетах на соответствующий финансовый год;»; подпункт 13) изложить в следующей редакции: «13) обеспечивает обучение лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, создание им специальных условий для получения образования в организациях образования, доступности зданий, сооружений и помещений организаций образования в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами с учетом принципов универсального дизайна и (или) разумного приспособления;»; 4) статью 8 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. Государство создает лицам (детям) с особыми образовательными потребностями условия для их самосовершенствования, продолжения обучения в течение всей жизни на всех уровнях образования, свободного развития их способностей, включая предоставление права выбора формы получения образования в пределах, предоставленных системой образования, с учетом их индивидуальных особенностей развития.»; 5) подпункт 14) статьи 11 изложить в следующей редакции: «14) создание специальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников.»; 6) в статье 14: часть четвертую пункта 2 изложить в следующей редакции: «Для детей с ограниченными возможностями разрабатываются специальные учебные программы.»; пункт 9 дополнить частью второй следующего содержания: «Организации образования для обучения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями адаптируют образовательные программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития и потенциальными возможностями обучающихся и воспитанников.»; 7) в статье 19: в пункте 1: после слова «дошкольного» дополнить словами «воспитания и обучения»; слова «лиц (детей) с особыми образовательными потребностями» заменить словами «детей с ограниченными возможностями»; пункт 2 исключить; пункт 3 после слов «Республики Казахстан, в» дополнить словами «дошкольных организациях,»; 8) пункт 2 статьи 26 изложить в следующей редакции: «2. Порядок приема на обучение в дошкольные организации и организации среднего образования, обеспечивающий прием всех детей, в том числе лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, проживающих на территории обслуживания организации образования, определяется типовыми правилами приема на обучение в организации образования соответствующего типа.»; 9) пункт 1 статьи 31 изложить в следующей редакции: «1. На обучение в 1 класс принимаются дети с шести лет. Для получения среднего образования дети с ограниченными возможностями могут приниматься в организации образования с шести - десяти лет. Обучение детей с ограниченными возможностями осуществляется с учетом оценки особых образовательных потребностей. При этом продолжительность получения начального и основного среднего образования в соответствии с образовательными программами должна быть не менее десяти лет.»; Подпункт 10 пункта 4 введен в действие с 28 августа 2021 г. 10) в статье 43: пункт 3 дополнить подпунктами 2-3), 2-4) и 13-1) следующего содержания: «2-3) адаптация и реализация образовательных программ; 2-4) разработка и реализация индивидуально развивающих программ для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;»; «13-1) создание специальных условий для получения образования;»; дополнить пунктами 6-2 и 6-3 следующего содержания: «6-2. Психолого-медико-педагогические консультации реализуют программы психолого-медико-педагогического обследования и консультирования. 6-3. Кабинеты психолого-педагогической коррекции и реабилитационные центры разрабатывают и реализуют коррекционно-развивающие программы.»; 11) в статье 44: дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: «5-1. Ротация первых руководителей государственных организаций образования осуществляется в целях обеспечения более эффективного использования их профессионального потенциала. Ротация первых руководителей государственных организаций образования осуществляется в пределах одного населенного пункта. Сроки и условия проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования определяются правилами проведения ротации первых руководителей государственных организаций образования.»; пункт 9-3 исключить; Подпункт 12 пункта 4 введен в действие с 28 августа 2021 г. 12) пункт 3 статьи 45 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания: «4-1) нарушение типовых правил приема на обучение в организации образования или несоздание специальных условий для получения образования;»; Подпункт 13 пункта 4 введен в действие с 1 сентября 2022 г. 13) статью 62 дополнить пунктом 6-3 следующего содержания: «6-3. Государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями должен содержать количество обучающихся и (или) воспитанников и среднюю стоимость расходов на одного обучающегося и (или) воспитанника.»; 14) в статье 64: заголовок изложить в следующей редакции: «Статья 64. Развитие материально-технической базы организаций образования, отчуждение организаций образования»; дополнить пунктом 3-1 следующего содержания: «3-1. Государственные организации высшего и (или) послевузовского образования и акции организации высшего и (или) послевузовского образования со стопроцентным участием государства не подлежат отчуждению.». Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением: 1) подпунктов 10) и 12) пункта 4 статьи 1, которые вводятся в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования; 2) абзацев пятого, шестого, девятого и десятого подпункта 3) и подпункта 13) пункта 4 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 сентября 2022 года.
Президент Республики Казахстан
К. ТОКАЕВ
Нур-Султан, Акорда, 26 июня 2021 года № 56-VII ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |