<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Сравнение редакций
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) ЗАКОН РК ОТ 23.07.1999 № 451-I

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I
О средствах массовой информации

изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.2007 г.)

 

Данная редакция действовала до внесения изменений от 6 февраля 2009 г.

 

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 4)

  • Показать изменения

Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации (статьи 4-1 - 4-5)

Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации (статьи 5 - 13)

Глава 3. Распространение средств массовой информации (статьи 14 - 16)

Глава 4. Отношение средств массовой информации с гражданами и организациями (статьи 17 - 19)

Глава 5. Права и обязанности журналиста (статьи 20 - 21)

Глава 6. Аккредитация журналистов (статьи 22 - 24)

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации (статьи 25 - 26)

 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  • Показать изменения

В настоящем Законе используются следующие понятия:

  • Показать изменения

1) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 2) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.01 г. № 181-II (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2) средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 3) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 4) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в полугодие;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В подпункт 6) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

6) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на WEB-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) официальное сообщение - информация, предоставляемая государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

8) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

9) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

10) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

11) журналист (представитель средства массовой информации) - физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

13) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

14) продукция эротического характера - печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 15 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

  • Показать изменения

15) WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

16) ретрансляция - прием и одновременное либо в записи независимо от использования технических средств полное и неизменяемое распространение теле- или радиопрограмм (совокупность теле- или радиопередач) другого средства массовой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

17) комплекс - совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 18 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

18) аккредитация - процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена подпунктом 19 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II; изложен в редакции Закона РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

19) уполномоченный орган в области средств массовой информации - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области средств массовой информации (далее - уполномоченный орган).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.)

Статья 2. Свобода слова, получения и распространения информации

1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан.

Цензура запрещается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Не допускаются разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также порнографии.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 08.07.05 г. № 67-III (введен в действие с 1 января 2006 г.) (см. стар. ред.)

Статья 3. Язык средств массовой информации

1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государство обеспечивает право каждого на использование родного языка при получении и распространении средств массовой информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм средства массовой информации на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.

  • Показать изменения

Распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно в течение всего периода их выхода в эфир.

  • Показать изменения

Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного телевидения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации

1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен главой 1-1 в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введено в действие с 01.01.2006 г.)

  • Показать изменения

Глава 1-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

 

Статья 4-1. Государственное регулирование в области средств массовой информации

  • Показать изменения

1. Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания, контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4-2. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области средств массовой информации

  • Показать изменения

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области средств массовой информации;

  • Показать изменения

2) определяет порядок осуществления учета иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан;

  • Показать изменения

3) утверждает порядок лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4-3. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

  • Показать изменения

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области средств массовой информации;

  • Показать изменения

2) осуществляет постановку на учет средств массовой информации;

  • Показать изменения

3) утверждает правила проведения конкурсов на получение права на телерадиовещание;

  • Показать изменения

4) организует проведение открытых конкурсов по распределению номиналов радиочастот для телевизионного и (или) радиовещания;

  • Показать изменения

5) осуществляет лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

  • Показать изменения

6) осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом условий, указанных в лицензии, и принимает решение о приостановлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Показать изменения

7) формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Показать изменения

8) осуществляет международное сотрудничество в области средств массовой информации;

  • Показать изменения

9) ведет Единый реестр учета иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан;

  • Показать изменения

10) разрабатывает и реализует государственные и отраслевые (секторальные) программы в области средств массовой информации;

  • Показать изменения

11) определяет порядок хранения записей, имеющих историческую и (или) культурную ценность;

  • Показать изменения

12) утверждает правила аккредитации журналистов;

  • Показать изменения

13) координирует деятельность местных исполнительных органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации;

  • Показать изменения

14) координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов по вопросам средств массовой информации.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 4-4. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы)

  • Показать изменения

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

1) реализуют государственную информационную политику через региональные средства массовой информации;

  • Показать изменения

2) осуществляют учет иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории области (города республиканского значения, столицы);

  • Показать изменения

3) утверждают порядок расположения специальных стационарных помещений и правила реализации в них периодической печатной продукции, публикующей материалы эротического характера;

4) формируют, размещают и контролируют осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Показать изменения

5) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан средствами массовой информации на соответствующей административно-территориальной единице;

  • Показать изменения

6) предоставляют в уполномоченный орган статистические данные, информацию по учету иностранных средств массовой информации, а также сведения по соблюдению законодательства Республики Казахстан.

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Закон дополнен статьей 4-5 в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III 

  • Показать изменения

Статья 4-5. Государственный контроль

  • Показать изменения

1. Целью государственного контроля является обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации.

  • Показать изменения

2. Государственный контроль в области средств массовой информации осуществляется местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), включает в себя:

  • Показать изменения

1) контроль по соблюдению требований, предусмотренных настоящим Законом;

  • Показать изменения

2) контроль в отношении рекламы, распространяемой через средства массовой информации.

  • Показать изменения

3. Государственный контроль в области средств массовой информации, осуществляемый уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), выполняется в форме проверок.

  • Показать изменения

4. Виды проверок:

  • Показать изменения

плановая — запланированная государственным органом проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;

  • Показать изменения

внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного реагирования на обращения физических и юридических лиц;

  • Показать изменения

рейдовая — проверка на предмет наличия лицензии, регистрационных и иных разрешительных документов, а также правильности применения контрольного оборудования, являющегося объектом контроля государственного органа.

  • Показать изменения

5. Срок проведения проверок не должен превышать пятнадцать календарных дней с момента вручения предписания.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 2. Организация деятельности средств

массовой информации

Статья 5. Право на создание средства массовой информации

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица.

  • Показать изменения

Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации является основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера. Данное требование не распространяется на WEB-сайты.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Собственник средства массовой информации

1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Редакция средства массовой информации

1. Редакция осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) средства массовой информации по поручению собственника.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Редакцией руководит главный редактор (редактор).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III

  • Показать изменения

2-1. Главным редактором (редактором) не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;

2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;

3) иностранцы либо лица без гражданства;

Пункт дополнен подпунктом 4) в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III

  • Показать изменения

4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Информационное агентство

1. Информационное агентство - это зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. На информационное агентство распространяется действие статей 2, 10 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Издатель средства массовой информации

1. Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Статья 10. Постановка на учет, переучет средства массовой информации

  • Показать изменения

1. Средства массовой информации, кроме web-сайтов, распространяемые на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.

Письмо Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 27 февраля 2001 года № 524 о постановке на учет организаций кабельного телевидения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Для постановки на учет, переучет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. При постановке на учет средства массовой информации, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку на учет средства массовой информации, взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Заявление об учете, переучете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям:

  • Показать изменения

1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на той же территории либо сходным до степени его смешения с названием ранее созданного средства массовой информации;

2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона;

  • Показать изменения

3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о запрещении выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации;

  • Показать изменения

4) если не уплачен сбор за постановку на учет средства массовой информации;

  • Показать изменения

5) если к заявлению о переучете средства массовой информации ввиду смены собственника не приложена нотариально удостоверенная выписка из договора, подтверждающая передачу прав собственности на средство массовой информации другому лицу;

  • Показать изменения

6) если к постановке на учет заявлено средство массовой информации с тем же названием (частью названия) и тематической направленностью или дублирующее название и тематическую направленность средства массовой информации, выпуск (выход в эфир) которого ранее прекращен судом, а также в случае подачи заявления собственником либо главным редактором (редактором) средства массовой информации, выпуск (выход в эфир) которого был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение трех месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.

  • Показать изменения

Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.

  • Показать изменения

Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае пропуска срока выпуска продукции средства массовой информации, а также прекращения выпуска продукции средства массовой информации в течение трех месяцев, за исключением случаев приостановления судом выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6. Средство массовой информации подлежит переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска.

 

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Статья 11. Заявление о постановке на учет средства массовой информации

  • Показать изменения

1. В заявлении о постановке на учет средства массовой информации должны быть указаны:

  • Показать изменения

1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации;

  • Показать изменения

2) язык (языки) средства массовой информации;

3) предполагаемая периодичность выпуска;

4) основная тематическая направленность;

5) территория распространения;

Пункт дополнен подпунктом 6) в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III

  • Показать изменения

6) фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора);

Пункт дополнен подпунктом 7) в соответствии с Законом РК от 05.07.06 г. № 156-III

7) адрес редакции.

  • Показать изменения

К заявлению прилагаются:

См. проект Закона о внесении изменений

  • Показать изменения

для физических лиц - нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающий право на занятие предпринимательской деятельностью;

  • Показать изменения

для юридических лиц — нотариально удостоверенные копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, учредительных документов;

  • Показать изменения

документ, подтверждающий оплату в бюджет сбора за постановку на учет средства массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Предъявление иных требований при постановке на учет средства массовой информации запрещается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

Статья 12. Освобождение от постановки на учет средства массовой информации

Не требуется постановки на учет периодических печатных изданий:

тиражом менее ста экземпляров;

официальных, нормативных и иных актов;

бюллетеней судебной практики;

  • Показать изменения

теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 08.07.05 г. № 67-III (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации

  • Показать изменения

1. Приостановление либо прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, а также выхода в эфир радио- и телепрограмм, выпуска иных средств массовой информации. Приостановление выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Основаниями для приостановления выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в установленном законом порядке являются: разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, нарушение требований, предусмотренных статьей 3, пунктом 3-2 статьи 10, а также повторное нарушение в течение года требований пункта 3-1 статьи 14, статей 15 и 16 настоящего Закона.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Основаниями для прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации являются: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма, а также неустранение причин приостановления выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации в установленный срок.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

5. В случае приостановления либо прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган направляется уведомление.

  • Показать изменения

Прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 3. Распространение средств массовой информации

  • Показать изменения

Статья 14. Распространение средства массовой информации

  • Показать изменения

1. Распространение средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами.

  • Показать изменения

Выход в эфир радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещаются.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 3 изложена в редакции Закона РК от 19.12.03 г. № 509-II (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.06.07 г. № 264-III (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

3. Реклама алкогольной продукции запрещается с 1 января 2004 года.

  • Показать изменения

Реклама табака и табачных изделий запрещается.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

  • Показать изменения

3-1. Ретрансляция теле- и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать с 1 января 2002 года пятидесяти процентов, с 1 января 2003 года - двадцати процентов от общего объема передач по телерадиовещательным каналам.

  • Показать изменения

Данное требование не распространяется на вещание кабельного и эфирно-кабельного телевидения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Воспрепятствование осуществляемому на законных основаниях распространению средства массовой информации со стороны физических или юридических лиц, а равно должностных лиц государственных органов, незаконная конфискация, а также уничтожение тиража или его части не допускаются, иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 15. Выходные данные

1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

  • Показать изменения

1) название средства массовой информации;

  • Показать изменения

2) собственник средства массовой информации;

3) фамилия и инициалы главного редактора (редактора);

  • Показать изменения

4) номер и дата свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа;

5) периодичность издания;

  • Показать изменения

6) порядковый номер и дата выхода в свет средства массовой информации;

  • Показать изменения

7) тираж;

  • Показать изменения

8) наименование типографии, ее адрес и адрес редакции.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

2. При каждом выходе в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырех раз в сутки, средство массовой информации обязано объявлять свое наименование.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 16. Обязательные экземпляры периодических изданий и хранение материалов теле- и радиопередач

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)

  • Показать изменения

1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических изданий, в том числе и освобожденных от постановки на учет в силу статьи 12 настоящего Закона, в день их изготовления направляются собственником средства массовой информации либо по его поручению третьим лицом в Национальную государственную книжную палату, Национальную библиотеку, библиотеку Парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Редакции средств массовой информации (теле-, радиовещания) обязаны в течение одного месяца сохранять записи собственных передач, вышедших в эфир, а также фиксировать их в регистрационном журнале своей эфирной работы и хранить его не менее одного года с момента последней записи в нем. Записи, имеющие историческую или культурную ценность, сохраняются в порядке, определяемом уполномоченным органом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 4. Отношение средств массовой информации с

гражданами и организациями

Статья 17. Авторские произведения и письма

  • Показать изменения

1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские и иные права на интеллектуальную собственность.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. При публикации читательских писем допускаются сокращение и редактирование их текста, не искажающие смысла его содержания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 18. Официальные сообщения

  • Показать изменения

1. Официальные сообщения государственных органов размещаются в средства массовой информации в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

См. также: Правила предоставления и опубликования официальной информации центральными государственными органами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации, независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 3.05.2001 г. № 181-II

  • Показать изменения

2-1. Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа.

  • Показать изменения

На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления.

  • Показать изменения

В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, а затем в суде в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 19. Право на опровержение

  • Показать изменения

1. Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица распространены в средствах массовой информации они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

  • Показать изменения

В случае, если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву с обязательным сообщением адресатам о несоответствии действительности содержащихся в этом документе сведений.

  • Показать изменения

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Требование гражданина или юридического лица о публикации опровержения либо ответа в средстве массовой информации рассматривается судом в случае, если орган массовой информации отказал в такой публикации либо в течение месяца не произвел публикации, а также в случае его ликвидации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Гражданин или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

См. также: Нормативное постановление Пленума Верховного Суда РК от 18 декабря 1992 года № 6 "О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц", Нормативное постановление Верховного Суда РК от 21 июня 2001 г. № 3 "О применении судами законодательства о возмещении морального вреда".

 

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 5. Права и обязанности журналиста

Статья 20. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) проверять достоверность получаемой информации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

9) отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

10) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.