|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
2 июня 2023 года состоялось заседание Общественной палаты при Мажилисе Парламента Республики Казахстан VIII созыва. Члены Общественной палаты обсудили основные положения проекта Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Как отметили члены ОП, законопроект, разработанный по поручению Главы государства, необходим народу и государству, его общественная актуальность неоспорима, прежде всего - с точки зрения восстановления социальной справедливости. Концептуально он был поддержан большинством выступавших экспертов. В то же время по его некоторым нормам, механизму реализации и процедурным моментам был озвучен ряд замечаний и предложений. Общественная палата при Мажилисе Парламента Республики Казахстан считает целесообразным РЕКОМЕНДОВАТЬ: Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе (головному): - изменить принципы приоритета стимулирования добровольного возврата и приоритета защиты прав, свобод и интересов участников процесса на принцип неотвратимости наказания; - установить квалификационные критерии понятия «необоснованное богатство» в целях исключения злоупотреблений и перегибов при возврате государству незаконно приобретенных активов; здесь отсутствуют ссылки на нормы Уголовного (УК) и Уголовно-процессуального (УПК) кодексов, определяющих, что речь идет об имуществе преступного, коррупционного происхождения, что противоречит статье 26 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которой каждый может иметь в собственности без ограничений любое законно приобретенное имущество. При этом понятие «сверхдоходы» в законопроекте раскрыто без связи с экономическим смыслом доходов и нуждается в смысловой и редакционной доработке; - конкретизировать нормы законопроекта, касающиеся прозрачности и публичности деятельности Комиссии, ведения реестра; - рассмотреть целесообразность создания Специального государственного фонда и управляющей компании (возможно зачисление средств в уже существующие внебюджетные фонды); в целом, создание Специального государственного фонда требует его разграничения как с Фондом поддержки инфраструктуры образования, так и с иными фондами; - внести в преамбулу закона указание группы общественных отношений, на регулирование которых он направлен, а также его объектов и субъектов; - рассмотреть предложение о дополнении функций Комиссии полномочиями по определению объектов, которые подлежат возврату и способов реализации этого возврата, чтобы Комиссия имела право работать не только через субъекты, а также и по объектам («установление перечня объектов, подлежащих возврату государству, законность перехода в частную собственность которых вызывает разумные сомнения»); - привести функции Комиссии в соответствие с Конституционным законом «О прокуратуре», УПК РК, Законами «Об органах внутренних дел РК», «О специальных государственных органах РК», «Об оперативно-розыскной деятельности». - вносить в реестр все активы, которые подлежат возврату, во избежание возможной коррупции; - изменить статью 17 законопроекта («Проверка законности источников приобретения (происхождения) актива») с тем, чтобы внести в нее нормы о проверке законности самой сделки, по которой приобретался тот или иной объект; - доработать статью 6 законопроекта («Компетенция уполномоченного органа по возврату активов») в целях определения статуса создаваемого ведомства Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в части устранения противоречий с Конституцией Республики Казахстан, Конституционными законами «О Президенте», «О прокуратуре», УК РК, УПК РК, ГК РК, ГПК РК и иными законами и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |