|
|
|
Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 246-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2012 г.)
Данная редакция действовала до 1 января 2013 года
Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению. В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) Статья 1. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) социальный контракт - соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон; 2) среднедушевой доход - доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц; 3) совокупный доход - сумма видов доходов, учитываемых при назначении адресной социальной помощи; 4) государственная адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) - выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице; 5) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере занятости населения, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию; 6) уполномоченный орган - местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе, города районного значения, осуществляющий назначение адресной социальной помощи; 7) участковая комиссия - специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью; 8) центр занятости населения - государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом в районе, городе областного и республиканского значения, столице в целях реализации активных мер содействия занятости. В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); внесены изменения соответствии с Законом РК от 04.12.09 г. № 217-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.) Статья 2. Право на адресную социальную помощь 1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. 2. Адресная социальная помощь не назначается: В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 1) безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости и трудоспособным гражданам Республики Казахстан, письменно отказавшимся от участия в активных мерах содействия занятости, кроме инвалидов и лиц, в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 2) безработным, без уважительных причин отказавшимся от предложенного уполномоченными органами трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, самовольно прекратившим участие в таких работах и обучении. Адресная социальная помощь безработному восстанавливается со дня его трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, а трудоспособным гражданам Республики Казахстан со дня участия в активных мерах содействия занятости.
Статья 3. Обращение за назначением адресной социальной помощи В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 224-III (введены в действие с 1 января 2012 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 1. Лицо (далее - заявитель) от себя лично или от имени семьи обращается за назначением адресной социальной помощи в уполномоченный орган по местожительству, а в сельской местности — к акиму поселка, аула (села), аульного (сельского) округа с заявлением установленного образца с указанием номера социального индивидуального кода. К заявлению прилагаются следующие документы: 1) сведения о составе семьи; В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 2) сведения о полученных доходах лица (членов семьи заявителя); 3) сведения о наличии личного подсобного хозяйства; Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) 4) копия социального контракта в случае участия в активных мерах содействия занятости; Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с 3аконом РК от 22.07.11 г. № 478-IV 5) копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства заявителя (членов семьи). Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2. Исключен в соответствии с Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 3. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с законами Республики Казахстан. 4. Право на получение адресной социальной помощи ежеквартально подтверждается представлением документов о доходах. Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи 1. Назначение адресной социальной помощи осуществляется уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной социальной помощи. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 2. Уполномоченный орган или аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа регистрирует документы и выдает заявителю подтверждение о принятии документов. Уполномоченный орган или аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа после принятия документов в течение трех рабочих дней передает их участковым комиссиям для подготовки заключения. Аким поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в случае принятия документов от заявителя передает их не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения с приложением заключения участковой комиссии в уполномоченный орган. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 3. Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа на основании принятых документов и заключения участковой комиссии принимает решение о назначении адресной социальной помощи или об отказе в назначении, о чем письменно уведомляет заявителя, в случае отказа — с указанием его причины. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 4. Исключен в соответствии с Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 5. Уполномоченный орган вправе запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для назначения адресной социальной помощи документов. 6. Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение. В состав семьи не включаются: 1) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении; 2) престарелые и инвалиды, постоянно проживающие в домах-интернатах; В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 22.05.07 г. № 255-III (см. стар. ред.) 3) лица, находящиеся на срочной воинской службе; 4) лица, находящиеся в местах лишения свободы, на принудительном лечении. Адресная социальная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно. В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 7. Заявитель и получатель имеют право обжаловать действия акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа и решения уполномоченного органа и его должностных лиц в вышестоящих местных исполнительных органах, а также в судебном порядке. В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 8. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность за правильность назначения и организацию выплаты адресной социальной помощи в соответствии с законами Республики Казахстан. 9. Уполномоченный орган обязан информировать население через средства массовой информации о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи. В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 1. Участковые комиссии содействуют уполномоченным органам и акимам поселка, аула (села), аульного (сельского) округа в деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению. Участковые комиссии готовят заключения о необходимости предоставления адресной социальной помощи или ее отсутствии. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2. Участковые комиссии могут состоять из представителей органов местного государственного управления, общественных объединений, кооперативов собственников помещений (квартир), населения, организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, работников правоохранительных органов. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 3. Участковые комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об участковых комиссиях, согласованными с местными представительными органами и утверждаемыми областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами. Типовое положение об участковых комиссиях утверждается центральным исполнительным органом. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 27.04.12 г. № 15-V (см. стар. ред.) 4. Участковые комиссии в течение пяти рабочих дней со дня получения документов от уполномоченного органа или акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа готовят заключение на основании представленных документов и (или) результатов обследования материального положения заявителя и передают его в уполномоченный орган или акиму поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. 5. Участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований. Статья 6. Исчисление среднедушевого дохода Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 1. Определение совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью. В совокупный доход семьи включаются все виды доходов, кроме жилищной и адресной социальной помощи, а также мер государственной поддержки в рамках участия в активных мерах содействия занятости, фактически полученных в денежной или натуральной форме за установленный период времени. Местные исполнительные органы района (города областного значения) с учетом особенностей регионов вправе определять домашний скот, птицу и земельный участок (земельную долю) как не дающие доход. Порядок исчисления совокупного дохода определяется центральным исполнительным органом. 2. Среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением адресной социальной помощи, на число членов семьи и на три месяца. Статья 7. Определение размера адресной социальной помощи В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 1. Размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях (городе республиканского значения, столице) чертой бедности из расчета на каждого члена семьи. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.) 2. Получатель адресной социальной помощи в течение десяти рабочих дней обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности - акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение. Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 3. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается. При несвоевременном извещении получателем об обстоятельствах, влияющих на размер адресной социальной помощи, размер помощи пересчитывается с момента наступления указанных обстоятельств, но не ранее дня ее назначения, а в случае выявления представления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение адресной социальной помощи, выплата адресной социальной помощи лицу (семье) прекращается на период ее назначения. Излишне выплаченные суммы подлежат возврату в добровольном порядке, а в случае отказа — в судебном порядке. 4. Назначение и выплата адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Статья 8. Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи осуществляется в рамках контроля за исполнением соответствующего бюджета. Статья 9. Исключена в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.)
Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |