|
|
|
Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2016 года № КГД-07-1/2777-И
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) в связи с изменениями и дополнениями в Налоговый и Таможенный кодексы, внесенными Законами Республики Казахстан: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (далее - Закон), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования специальных экономических зон», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных услуг», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственной кооперации», доводит до сведения следующее.
1. Корпоративный подоходный налог
1.1 В статью 96 Налогового кодекса внесено дополнение, согласно которому стоимость безвозмездно полученного имущества в виде квоты на выбросы парниковых газов, полученного в соответствии с Национальным планом распределения квот на выбросы парниковых газов в порядке, установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, признается равной нулю; 1.2 Внесены изменения в пункт 1 статьи 99 Налогового кодекса, согласно которым из совокупного годового дохода государственной исламской специальной финансовой компании подлежат исключению доходы, полученные от сдачи в аренду и (или) при реализации недвижимого имущества, указанного в подпункте 6) пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса, и земельных участков, занятых таким имуществом. Также такие доходы специальной финансовой компании не учитываются при определении совокупного годового дохода для исчисления и уплаты авансовых платежей; 1.3. Пункт 1 статьи 99 Налогового кодекса дополнен подпунктом 17), в соответствии с которым из совокупного годового дохода автономного кластерного фонда, определенного законодательством Республики Казахстан об инновационном кластере, подлежит исключению доход, полученный из бюджета в виде целевого перечисления исключительно для создания совместного предприятия с участием транснациональных корпораций, а также для долевого участия в зарубежных инвестиционных фондах; 1.4. Уточнена редакция статьи 111-1 Налогового кодекса в части определения затрат (расходов), подлежащих вычету, а также определения порядка отнесения на вычеты расходов на подготовительные работы к добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания после начала добычи после коммерческого обнаружения; 1.5 В целях развития судовой и морской отрасли Налоговый кодекс дополнен новой статьей 135-4, предусматривающей введение особого порядка налогообложения для морских судов, зарегистрированных в международном судовом реестре Республики Казахстан и осуществляющих деятельность по перевозке международных грузов. В соответствии со статьей 135-4 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает корпоративный подоходный налог по деятельности от перевозки грузов морским судном, зарегистрированным в международном судовом реестре Республики Казахстан, исчисленный в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса, на 100 процентов. При этом доходы такого налогоплательщика от осуществления другой деятельности подлежат обложению корпоративным подоходным налогом в общеустановленном порядке; Налогоплательщик, осуществляющий перевозку груза морским судном, зарегистрированным в международном судовом реестре Республики Казахстан, ведет раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по такому виду деятельности, и иной деятельности, а также не вправе применять по такой деятельности другие положения Налогового кодекса, предусматривающие уменьшение корпоративного подоходного налога, исчисленного в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса, на 100 процентов; 1.6. Внесено изменение в пункт 1 статьи 133 Налогового кодекса, в соответствии с которым с 3 процентов до 4 процентов увеличен размер корректировки налогооблагаемого дохода в сторону уменьшения для налогоплательщиков, кроме налогоплательщиков, состоявших в налоговом периоде на мониторинге крупных налогоплательщиков.
2. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС)
2.1 Зачет НДС при сегментации земельного участка статья 256 Налогового кодекса дополнена новым пунктом 4-3, предусматривающим корректировку НДС, относимого в зачет, в случае если оборот по реализации по передаче права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения части делимого земельного участка, по которому до совершения такого оборота по реализации сумма налога на добавленную стоимость была отнесена в зачет, является освобожденным от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. При этом предусмотрена формула для определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего исключению из зачета; 2.2 в целях уточнения порядка обложения НДС и выписки счетов-фактур по договорам комиссии, транспортной экспедиции, поручения и доверительного управления внесено ряд изменений в статьи 233, 233-1, 233-2, 238, 257, 263 и 264-1 Налогового кодекса; 2.3 Выписка счетов-фактур в электронном форме, в том числе поэтапный переход на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме внесены изменения в части установления поэтапного перехода на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме, а именно: с 1 января 2016 года - обязательна выписка электронных счетов-фактур уполномоченными экономическими операторами; с 1 июля 2016 года - обязательна выписка электронных счетов-фактур таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов; с 1 января 2017 года - обязательна выписка электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС; 2.4 Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» дополнен статьей 280-1, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка выписки счетов-фактур; 2.5 В пункт 7 статьи 263 Налогового кодекса внесены изменения в части увеличения срока выписки счета-фактуры в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта; так, с 1 января 2016 года установлены следующие сроки по выписке счетов-фактур в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта: на бумажном носителе - не позднее даты совершения оборота по реализации; в электронной форме - не позднее семи календарных дней после даты совершения оборота по реализации; 2.6 в статьи 263 и 265 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие, что получатель товаров, работ в случае выписки в его адрес дополнительного или исправленного счета-фактуры вправе в течение десяти календарных дней со дня получения дополнительного или исправленного счета-фактуры указать на несогласие с выпиской такого счета-фактуры. Несогласие получателя товаров, работ, услуг в принятии дополнительного или исправленного счета-фактуры выполняется в информационной системе электронных счетов-фактур путем отклонения такого счета-фактуры, который становится не легитимным.
3. НДС в рамках Таможенного союза
3.1 С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., согласно подпункту 3) пункта 6 статьи 72 Раздела XVII «Налоги и налогообложение» которого косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров). Учитывая данную норму, пункт 3 статьи 231 Налогового кодекса дополнен подпунктом 23), согласно которому не является оборотом по реализации вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Таможенного союза в связи с их передачей (перемещением) в пределах одного юридического лица; 3.2 абзац двенадцатый подпункта 2) статьи 276-2 Налогового кодекса изложен в редакции, согласно которой плательщиком НДС в Таможенном союзе является физическое лицо, импортирующее товары на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза в целях предпринимательской деятельности. При этом с 1 января 2016 года статья 276-2 Налогового кодекса дополнена нормой по установлению уполномоченным органом критериев отнесения товаров к импортируемым в целях предпринимательской деятельности; 3.3 с 1 января 2016 года согласно подпункту 2) части второй пункта 4 статьи 276-4 Налогового кодекса временный ввоз товаров распространяется на выставки и ярмарки; в целях приведения норм главы 37-1 Налогового кодекса с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 г. статья 276-4 Налогового кодекса дополнена пунктом 5, согласно которому косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию Республики Казахстан: 1) товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности; 2) товаров, ввозимых с территории государства-члена Таможенного союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица. Налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы при ввозе (вывозе) таких товаров в связи с их передачей в пределах одного юридического лица по форме, в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 276-4 Налогового кодекса; 3.4 в пункт 6 статьи 276-13 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым в случае осуществления ввоза (вывоза) давальческого сырья на переработку налогоплательщиком Республики Казахстан представляется обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки, а также его исполнение в порядке, по форме и в сроки, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию. С учетом указанного изменения в Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015 г. № 240 «Об утверждении Правил представления обязательства о вывозе (ввозе) товаров переработки и его исполнения, формы представления обязательства о вывозе (ввоз) продуктов переработки» Приказом Министра финансов от 24.12.2015 г. № 683 внесены соответствующие изменения и дополнения. При этом постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1712 «Об утверждении Правил и форм представления обязательства о вывозе (ввозе) продуктов переработки и его исполнения» поставлено на утрату; 3.5 уплата НДС методом зачета, предусмотренная статьей 250 Кодекса Республики Казахстан от 12.06.2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), срок действия которой продлен статьями 49 и 49-1 Закона Республики Казахстан от 10.12.2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», продлена до 1 января 2022 года; с 1 января 2016 года положения названных статей распространяются также на запасные части, используемые в производстве сельскохозяйственной техники, включенной в перечень, установленный уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
4.1 Налоговый кодекс дополнен статьей 273-1, регламентирующей особенности возврата превышения НДС, в случаях превышения НДС: - накопленного до начала экспортных операций, в период геологоразведочных работ и обустройства месторождения, налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование; - образованного в период строительства зданий и сооружений производственного назначения, впервые вводимых в эксплуатацию организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ или вновь образованными организациями, реализующими инвестиционный приоритетный проект; 4.2 внесено уточнение в редакцию пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса, которое позволит получить экспортоориентированным компаниям возврат всего превышения НДС, накопленного на конец налогового периода, при одновременном соблюдении установленных условий по постоянной реализации и наличию в общем облагаемом обороте не менее 70 процентов оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке; 4.3 в пункт 2 статьи 627 внесены изменения, предусматривающие основанием для проведения внеплановой налоговой проверки заявление налогоплательщика, представляемое в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 273-1 Налогового кодекса (для подтверждения достоверности превышения НДС). При этом указанные заявления могут быть поданы до даты принятия в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения либо начала экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.
5.1 В подпункт 1) пункта 4 статьи 280 Налогового кодекса внесено изменение, предусматривающее увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка) с 1 января 2016 года до 1380 тенге/литр 100% спирта; 5.2 в связи с введением контрольных приборов учета производства этилового спирта и алкогольной продукции через оператора, подпунктами 7), 24) и 25) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» даны определения понятиям «контрольные приборы учета», «данные контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции», а также «оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции». 5.3 подпунктами 4), 24-1) и 24-2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» даны определения понятиям «данные контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов» и «оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов».
6. Индивидуальный подоходный налог
6.1 Подпунктом 24) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса уточнены расходы, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица при имущественном найме (аренде) жилища, жилого помещения (квартиры); 6.2 в подпункте 29) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от обложения ИПН доходов социально-уязвимых слоев населения от прекращения обязательств по кредитам, выданным не только банками, но и микрофинансовыми организациями; 6.3 пункт 3 статьи 155 Налогового кодекса дополнен подпунктом 29-2), которым установлено, что не рассматривается в качестве дохода физического лица прощение задолженности по вознаграждению, неустойке (пени, штрафы), образовавшейся по ипотечному жилищному займу (ипотечному займу), полученному в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года, который подлежит рефинансированию в рамках программы рефинансирования ипотечных жилищных займов, утвержденной Национальным Банком Республики Казахстан. При этом, положения данного подпункта носят временный характер с 01.01.2015 года по 01.07.2016 года; 6.4 подпунктом 13) и 13-2) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса уточнен порядок применения корректировки дохода для лиц, имеющих несколько оснований для применения такой корректировки. При этом, увеличен предел размера необлагаемого дохода с 55 до 75 минимальных размеров заработных плат; 6.5 в целях приведения в соответствие с законодательством о дорожном движении в подпункте 19) пункта 3 статьи 155, подпункте 7) пункта 1 статьи 180-1 и подпункте 7) пункта 1 статьи 180-2 Налогового кодекса исключены слова «с даты регистрации права собственности», поскольку право собственности по транспортным средствам не регистрируется. При этом, право собственности на транспортные средства возникает в соответствии с гражданским законодательством; 6.6 в подпункте 3) статьи 165 Налогового кодекса уточнена редакция в части того, что доходом работника в виде материальной выгоды признаются расходы работодателя на уплату страховых премий по договорам страхования своих работников, заключенным не только работниками, но и работодателями.
7. Специальные экономические зоны (СЭЗ)
7.1 Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования специальных экономических зон» внесены изменения в пункт 1 статьи 150 Налогового кодекса, согласно которым Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанным в статьях 151-1 - 151-10 Налогового кодекса, и перечень объектов, строительство которых предназначено для осуществления данных видов деятельности, а также порядок включения приоритетных видов деятельности и объектов строительства в указанные перечни будет определяться постановлением Правительства Республики Казахстан. При этом определение приоритетных видов деятельности будет осуществляться в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом в области технического регулирования; 7.2 соответственно внесены изменения в статьи 151-1 - 151-10 Налогового кодекса, в части определения отраслевой направленности для каждой специальной экономической зоны и установлением перечня видов деятельности, не относящихся к приоритетным; 7.3 СЭЗ «Астана-новый город», «Морпорт Актау», «Оңтүстік», «Сарыарқа», «Хоргос - Восточные ворота», «Павлодар» дополнены приоритетным видом деятельности по строительству и вводу в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления приоритетных видов деятельности, в пределах проектно-сметной документации; 7.4 редакция подпункта 4) пункта 3 статьи 150 Налогового кодекса уточнена в части того, что к организациям, осуществляющим деятельность на территории специальных экономических зон, не относятся организации, применяющие (применившие) инвестиционные налоговые преференции, по инвестиционным контрактам, заключенным до 01.01.2009 года; 7.5 пункт 3 статьи 150 Налогового кодекса дополнен новым подпунктом 4-1), предусматривающим, что к организациям, осуществляющим деятельность на территории специальных экономических зон, не относятся организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект и инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях; 7.5 исключен пункт 4 статьи 150 Налогового кодекса, предусматривавший необходимость выдачи местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, а также автономным кластерным фондом, подтверждения об отнесении полученных доходов к доходам от приоритетных видов деятельности, для признания организации организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ; 7.6 статья 150 Налогового кодекса дополнена пунктом 6, предусматривающим гарантию стабильности налогового законодательства в отношении коэффициентов и (или) ставок, применяемых при исчислении земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками, размера уменьшения при исчислении корпоративного подоходного налога, в случае внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство после даты внесения сведений об организации, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в единый реестр участников специальной экономической зоны.
8. Налогообложение организации, реализующей инвестиционный стратегический проект
Раздел 5 Налогового кодекса дополнен Главой 17-2 «Налогообложение организации, реализующей инвестиционный стратегический проект», предусматривающей, особый порядок налогообложения организации, реализующей инвестиционный стратегический проект, заключившей до 1 января 2015 года инвестиционный контракт на осуществление инвестиций, а также дополнительное соглашение к указанному инвестиционному контракту, предусматривающее преференции по налогам. При этом для организаций, реализующей инвестиционный стратегический проект и не применяющей специальный налоговый режим, предусмотрено уменьшение по корпоративному подоходному налогу на 100 процентов, исчисление амортизационных отчислений в размере не менее 50 процентов от предельных норм амортизации, установленных Налоговым кодексом, применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога, исчисление налога на имущество по ставке 0% к налоговой базе, а также гарантию стабильности налогового законодательства (в случае если изменения и (или) дополнения налогового законодательства Республики Казахстан предусматривают увеличение ставок налогов, сборов и плат, организация, реализующая инвестиционный стратегический проект, определяет налоговые обязательства по ставкам, которые действовали на дату заключения дополнительного соглашения к инвестиционному контракту, предусматривающего инвестиционные преференции для инвестиционного стратегического проекта).
9. Международное налогообложение
9.1 В целях приведения в соответствие со статьей 219 Налогового кодекса, которая на практике предусматривает возможность принятия налоговыми органами от нерезидента как оригинала документа, подтверждающего резидентство, так и его нотариально засвидетельствованной копии, для полного или частичного освобождения доходов нерезидента от налогообложения на территории Республики Казахстан в соответствии с положениями действующих Налоговых конвенций и упрощения администрирования по применению положений Налоговых конвенций внесены редакционные поправки в пункты 3 и 6 статьи 212 Налогового кодекса. Изменены сроки представления документа, подтверждающего резидентство с 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или выплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты, на 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. Данная норма введена с 01.01.2015 года. Соответственно, в целях применения положений Налоговых конвенций по доходам, начисленным в 2015 году нерезидент вправе представить налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство, до 31 марта 2016 года. 9.2 в пункте 6 статьи 212 Налогового кодекса увеличены сроки представления копии документа, подтверждающего резидентство, с 3 до 5 календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности за четвертый квартал. Аналогичные изменения внесены в пункт 3 статьи 212-1 и пункт 2 статьи 212-2 Налогового кодекса. 9.3 в пункте 5 статьи 219 Налогового кодекса установлено, что иной порядок взаимного признания документов, подтверждающих резидентство, отличный от порядка, установленного настоящим пунктом статьи 219 Налогового кодекса, может устанавливаться также решением Евразийского экономического союза.
10. Налогообложение недропользователей
10.1 В целях исключения спорных вопросов по уплате рентного налога на экспорт внесены следующие уточнения в раздел 10 Налогового кодекса: уточнен объект обложения рентным налогом на экспорт - нефть сырая и нефтепродукты сырые, под которыми понимаются товары, классифицируемые в субпозиции 2709 00 единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. При этом необходимо обратить внимание, что к таким товарам, помимо сырой нефти и газового конденсата, относится смесь нефтяных отходов; для определения мировой цены сырой нефти установлен порядок перевода единиц измерения из барреля в метрическую тонну, который определяется исходя из коэффициента баррелизации, указанного в паспорте качества каждой партии нефти сырой и нефтепродуктов сырых, реализуемых на экспорт. При этом используется паспорт качества, оформленный на основании данных прибора учета пункта сдачи и приема нефти сырой и нефтепродуктов сырых транспортной организации в начале маршрута на территории Республики Казахстан; 10.2 в подпункт 6) пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса внесено уточнение в понятие «производственная себестоимость добычи и первичной переработки (обогащения)», согласно которому в производственную себестоимость не включаются затраты по займам; 10.3 в целях исключения спорных вопросов в пункт 10 статьи 310 Налогового кодекса внесено уточнение по порядку определения производственной себестоимости добычи природного газа, добываемого попутно с сырой нефтью и использованного на собственные производственные нужды; 10.4 в пункте 5 статьи 314 Налогового кодекса изменен порядок определения суммы подписного бонуса при расширении контрактной территории для контрактов по минеральному сырью, общераспространенным полезным ископаемым, подземным водам и лечебным грязям. Сумма такого подписного бонуса определяется в минимальных размерах, установленных подпунктами 2) и 3) пункта 1 данной статьи для соответствующих видов полезных ископаемых; 10.5 в статьи 332 и 334 Налогового кодекса внесено дополнение по исчислению налога на добычу полезных ископаемых недропользователем - субъектом индустриально-инновационной деятельности. Налог на добычу полезных ископаемых по природному газу, использованному недропользователем - субъектом индустриально-инновационной деятельности для реализации индустриально-инновационного проекта, осуществляемого в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, определяется исходя из производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов; 10.6 статья 339 Налогового кодекса дополнена нормой о том, что в случае реализации полезных ископаемых и минерального сырья, извлекаемых из состава забалансовых запасов, в том числе после первичной переработки (обогащения), ставка налога на добычу в размере 0 процентов не применяется, то есть недропользователи обязаны уплачивать по ним налог на добычу полезных ископаемых в общеустановленном порядке; 10.7 в статьи 341 и 342 Налогового кодекса внесены изменения по порядку исчисления налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды; ставка налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды установлена в размере одного минимального расчетного показателя за 1 кубический метр добытой подземной воды; при этом предусмотрено снижение размера ставки налога на добычу полезных ископаемых в следующих случаях: 1) налог на добычу полезных ископаемых исчисляется в размере 0,1 процента от установленной ставки по объемам подземных вод: добытых субъектом естественных монополий в сфере водохозяйственной системы и предназначенных непосредственно для этой деятельности; добытых недропользователем и реализованных им субъекту естественных монополий в сфере водохозяйственной системы и предназначенных непосредственно для этой деятельности; 2) налог на добычу полезных ископаемых исчисляется в размере 0,3 процента от установленной ставки по добытым недропользователем объемам: подземных вод, используемых для технологических и производственных нужд при добыче и переработке других видов полезных ископаемых, включая использование подземных вод в процессе получения продукции из таких полезных ископаемых или их отходов и для обеспечения объектов социальной сферы, находящихся на его балансе, или реализованных им другомунедропользователю на эти цели; подземных вод для производства и (или) переработки сельскохозяйственного сырья; производственно-технических подземных вод; хозяйственно-питьевых подземных вод, используемых исключительно для хозяйственно-бытовых нужд; при этом под хозяйственно-бытовыми нуждами понимается использование хозяйственно-питьевой воды для обеспечения условий гигиены труда и питания работников, в том числе водоснабжение вахтовых поселков; 3) налог на добычу полезных ископаемых исчисляется в размере 25 процентов от установленной ставки по добытым недропользователем объемам минеральных подземных вод, хозяйственно-питьевых подземных вод, используемым для производства алкогольной и пищевой продукции и безалкогольных напитков.
11. Специальные налоговые режимы (СНР)
11.1 с1 января 2016 года исключен подпункт 8) пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса, предусматривающий запрет применения СНР для субъектов малого бизнеса - юридических лиц, получающих доходы из источников за пределами Республики Казахстан; 11.2 внесены изменения в статью 427 Налогового кодекса в части включения в доход налогоплательщика при применении СНР для субъектов малого бизнеса дохода, полученного за пределами территории РК; 11.3 в статью 427 Налогового кодекса внесено уточнение порядка определения размеров доходов, а также исчисления, уплаты соответствующих налогов и представления налоговой отчетности по ним налогоплательщиками, применяющими СНР на основе патента и упрощенной декларации; 11.4 внесены изменения в статьи 427, 438 Налогового Кодекса, согласно которым для налогоплательщиков, применяющих СНР для СМБ, с 2017 года установлена норма по исчислению, уплате и представлению налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, в общеустановленном порядке, то есть с ежемесячной их уплатой и ежеквартальным представлением налоговой отчетности по ним; 11.5 внесены изменения в статью 439 Налогового кодекса в части увеличения предельных размеров пастбищ крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР на основе ЕЗН, установления ограничения по земельным участкам, расположенным на территориях гг. Астана и Алматы; 11.6 Законом Республики Казахстан от 29.10.15г. №373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственной кооперации» крестьянским или фермерским хозяйствам предоставлено право применения СНР для сельхозтоваропроизводителей с 70 %-ным льготированием налогов при соответствии условиям, установленным статьей 448 Налогового кодекса. С целью проведения соответствующей работы по извещению крестьянских или фермерских хозяйств о внесенных изменениях, Департаментам государственных доходов по городам Астана, Алматы и областям, было направлено письмо от 16.11.2015 года № КГД-07-1/25550-И; 11.7 статья 448 Налогового кодекса дополнена нормой, предусматривающей увеличение видов деятельности для сельскохозяйственных кооперативов (ранее - сельские потребительские кооперативы), на которые распространяется СНР для СХТП: 1) производство и реализация сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства); 2) переработка сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства и (или) произведенной членами такого кооператива, а также реализация продукции, полученной в результате такой переработки; 3) хранение сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства, произведенной членами такого кооператива, и продукции, полученной в результате переработки, предусмотренной подпунктом 2); 4) выполнение вспомогательных видов деятельности в области сельского хозяйства, аквакультуры (рыбоводства) для членов такого кооператива; 5) выполнение (оказание) работ (услуг) по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральными уполномоченными органами по государственному и бюджетному планированию, членам такого кооператива в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпунктах 1)-3); 6) реализация товаров по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральными уполномоченными органами по государственному и бюджетному планированию, членам такого кооператива в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпунктах 1)-4); 11.8 внесены изменения в пункт 3 статьи 448 Налогового кодекса в части отмены положений, запрещающих применение СНР для СХТП сельскохозяйственными кооперативами, имеющими структурные подразделения и являющимися аффилиированным лицом других юридических лиц, применяющих такой СНР.
12.1 Пункт 3 статьи 365 Налогового кодекса дополнен подпунктом 3-1), в соответствии с которым общественные объединения инвалидов с 1 января 2016 года освобождаются от уплаты налога на транспортные средства - по одному легковому автотранспорту с объемом двигателя не более 3000 куб.см. и одному автобусу; 12.2 статья 365 Налогового кодекса дополнена новым подпунктом 7), которым уточнен порядок исчисления налога при возникновении и при прекращении права на применение льгот; 12.3 уточнена редакция пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса в части признания в качестве объектов обложения налогом только зарегистрированные транспортные средства и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан; 12.4 отменена обязанность по уплате налога покупателем при регистрации транспорта (исключен пункт 3 статьи 368 Налогового кодекса). При этом каждая сторона договора купли-продажи транспортного средства будет исполнять налоговые обязательства за свой период владения транспортом; 12.5 статья 368 Налогового кодекса дополнена пунктом 7, в соответствии с которым с 1 января 2017 года в целях определения сальдо расчетов по налогу на транспортные средства физических лиц за отчетный налоговый период налоговые органы будут производить исчисление налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, на основании сведений, представляемых в автоматизированном режиме уполномоченными органами, осуществляющими учет и регистрацию транспортных средств; 12.6 в статью 369 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2016 года налог на транспортные средства физическими лицами будет уплачиваться по месту жительства, а не по месту регистрации транспортного средства.
13.1 В пункт 5 статьи 388 Налогового кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми уточнен порядок исчисления и уплаты земельного налога с физических лиц при изменениях категории населенного пункта и границ административно-территориальной единицы; 13.2 статья 391 Налогового кодекса дополнена новым пунктом 8, предусматривающим период начала и прекращения применения льгот по земельному налогу.
14. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
14.1 Внесены дополнения в статью 395 Налогового кодекса и пункт 1 статьи 396 Налогового кодекса, в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 января 2017 года будут облагаться налогом на имущество по фактически эксплуатируемым объектам, на которые отсутствует государственная регистрация права собственности (далее - фактически эксплуатируемые незарегистрированные объекты).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |