|
|
|
Предполагаемые изменения законодательства, регулирующего деятельность в сфере ВИЭ
Юридическая фирма «Unicase»
Рынок возобновляемой энергетики Казахстана растет с каждым годом и требует соответствующей государственной поддержки. В этой связи, обсуждается и планируется принятие следующих НПА, направленных на содействие развитию ВИЭ в Республике Казахстан, а именно: · Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии и электроэнергетики» (далее - «Законопроект»; · Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «О внесении дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 2 марта 2015 года № 164 «Об утверждении Правил централизованной покупки и продажи расчетно-финансовым центром электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, перерасчета и перераспределения расчетно- финансовым центром соответствующей доли электрической энергии на квалифицированного условного потребителя по итогам календарного года» (далее - «Приказ». Основными целями предлагаемых законопроектов являются: · создание благоприятных условий для развития ВИЭ в Казахстане; · стимулирование строительства маневренных мощностей; · установление сквозного тарифа для поддержки ВИЭ; · продление сроков по договорам покупки (PPA). В Законе Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года[1] предлагается расширение списка основных понятий, используемых в Законе. Так, например, для определения механизма возврата вложенных инвестиций на строительство новых генерирующих установок через рынок мощности, предложены следующие изменения[2]: · Определение индивидуального тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности в инвестиционном соглашении между уполномоченным органом и энергопроизводящей организацией. · Для вновь вводимых энергопроизводящих организаций: определение тарифа по итогам тендера, проведенного уполномоченным органом на строительство новых генерирующих установок. Для установок с маневренным режимом генераций: · Определение тарифа по итогам аукционных торгов при строительстве вновь вводимых в эксплуатацию электростанций с маневренным режимом генерации. · Введение таких понятий, как «аукционные торги» и «организатор аукционных торгов» для определения инвестора на строительство новых электростанций с маневренным режимом генераций и создания конкуренции стоимости реализации проекта между потенциальными инвесторами. В части регламентации механизма «сквозного тарифа», была задана данная дефиниция: отпускная цена электрической энергии от энергопроизводящей организации - сумма цены продажи электрической энергии энергопроизводящей организации, реализующей электрическую энергию, не превышающая ее предельный тариф и надбавки на поддержку использования ВИЭ3. Помимо того, планируется внести некоторые соответствующие уточнения: · Надбавка на поддержку использования ВИЭ - цена, установленная на основании затрат на поддержку использования ВИЭ и объемов отпуска в сеть электрической энергии энергопроизводящих организаций в соответствии с зоной потребления электрической энергии. Предполагается, что такая надбавка, будет определяться расчетно- финансовым центром (РФЦ)[3]. · Обязанность участников производства и передачи электроэнергии осуществлять реализацию электроэнергии по ценам, не превышающей отпускной цены на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию, кроме случаев реализации на спот-торгах (не более 10 % от объемов вырабатываемой энергии за календарный месяц)[4]. · В случае превышения отпускной цены на электрическую энергию и/или предельного тарифа на балансирующую электроэнергию: обязанность участников возвратить субъектам оптового и/или розничного рынка сумму превышения, кроме случаев реализации на спот-торгах (не более 10 % от объемов вырабатываемой энергии за календарный месяц)[5]. · Определение предельного тарифа на электрическую энергию и балансирующую электроэнергию для вновь вводимых энергопроизводящих организаций на основании прогнозных затрат на производство электроэнергии предстоящего года и утверждения со сроками действия таких тарифов[6]. Во избежание убытков для энергопроизводящих организаций, планируется, что уполномоченным органом будут утверждаться предельные тарифы на электрическую энергию (на 7 летний период) с учетом ежегодной индексации на инфляцию[7]. Также, Законопроект предлагает законодательно закрепить обязанность гидроэлектростанций продавать паводковую электрическую энергию РФЦ, для дальнейшего распределения данной электроэнергии между всеми потребителями РК[8]. Для консолидации вышеупомянутых поправок по паводковой электроэнергии, было предложено дополнить Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 года соответствующими редакционными уточнениями[9]. На ряду с этим, в целях реализации положений протокола заседания Государственной комиссии по обеспечению режима ЧП[10], проектом Приказа предусматривается продление сроков предоставления уведомлений о начале строительно-монтажных работ и актов приемки в эксплуатацию объектов ВИЭ на один календарный год[11]. При этом, претендовать на продление смогут лишь Заявители, имеющие действующий договор покупки, заключенный до 31 марта 2020 года. Согласно проекту Приказа, заявление (в произвольной форме) будет подаваться в РФЦ не позднее сроков предоставления вышеупомянутых документов, при условии продления срока действия финансового обеспечения исполнения условий договора покупки. Отмечаем, что такое продление является однократным.
[1] Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года [2] Подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии и электроэнергетики» (далее - «Законопроект») [3] Абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 1 Законопроекта [4] Подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Законопроекта [5] Подпункт 6) пункта 2 статьи 1 Законопроекта [6] Подпункт 7 пункта 2 статьи 1 Законопроекта [7] Подпункт 2 пункта 2 статьи 1 Законопроекта [8] Подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Законопроекта [9] Подпункты 1, 5, 6, 9 пункта 3 статьи 1 Законопроекта [10] Пункт 5.2.3 протокола заседания Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения от 17 апреля 2020 года № 13 [11] Проект Приказа Министра энергетики Республики Казахстан «О внесении дополнений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 2 марта 2015 года № 164 «Об утверждении Правил централизованной покупки и продажи расчетно-финансовым центром электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, перерасчета и перераспределения расчетно-финансовым центром соответствующей доли электрической энергии на квалифицированного условного потребителя по итогам календарного года»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |