|
|
|
Разновидность структуры органов управления
Александр Тё Старший юрист, Юридическая фирма CENTIL Магистр права
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, наиболее привлекательной организационно-правовой формой ведения предпринимательской деятельности в Республике Казахстан является товарищество с ограниченной ответственностью («Товарищество»).
Под Товариществом подразумевается коммерческая организация, учрежденная одним или несколькими лицами, с разделенным на доли участия уставным капиталом, преследующая в качестве основной цели извлечение прибыли. В рамках данной формы, участники Товарищества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение Товарищества, порядок его создания и осуществления деятельности, права и обязанности участников и его органов определяются положениями Гражданского кодекса[1] и Закона о товариществах[2]. Как показывает наш опыт и правоприменительная практика, при создании Товарищества, особое внимание необходимо уделять организационной структуре органов управления ввиду непосредственной ее связи с компетенцией создаваемых органов, управлением деятельностью Товарищества и т.д. Основными органами управления Товарищества являются общее собрание участников («ОСУ») и исполнительный орган.[3] Также могут быть созданы иные органы, в том числе наблюдательный совет («НС») и (или) ревизионная комиссия. Вопросы организационной структуры собственникам Товарищества предстоит решать самостоятельно, но с учетом ниже приведенных особенностей правового регулирования.
ОСУ
Высшим органом Товарищества, также как в любой другой корпоративной структуре, является ОСУ. Непосредственное участие участников в операционной деятельности Товарищества не предполагается. Следовательно, ОСУ не является постоянно действующим органом и может быть созван в формате очередного либо внеочередного собрания участников. При этом, очередное ОСУ созывается исполнительным органом Товарищества не реже одного раза в год, в то время как внеочередное (на практике именуемое также как - чрезвычайное) ОСУ может созываться в случаях, определенных законодательством, уставом и иными внутренними документами Товарищества либо по требованию самого Товарищества или его участников. Все вопросы, связанные с текущим руководством деятельности Товарищества и ведением его дел, относятся к компетенции исполнительного органа. При этом, Законом о товариществах определены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции ОСУ, которые могут быть разрешены исключительно ОСУ и не могут быть переданы на рассмотрение другим органам.[4] Также ОСУ вправе принять решение по любому вопросу, связанному с деятельностью Товарищества, равно как и отменить любое решение органов Товарищества в рамках его внутренней деятельности.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
По общему правилу, исполнительным органом Товарищества признается физическое лицо, осуществляющее текущее руководство деятельностью и ведение дел Товарищества, т.е. наделенное полномочиями по управлению Товариществом и избранное на срок не более пяти лет.[5] Вопрос формирования исполнительного органа Товарищества является императивной нормой и относится к компетенции ОСУ. Исполнительный орган может быть образован следующим образом:[6] · ОСУ - Единоличный исполнительный орган (директор) · ОСУ - Коллегиальный исполнительный орган (дирекция) · ОСУ - Два директора, не объединенных в коллегиальный исполнительный орган · ОСУ - Единоличный (директор) и коллегиальный исполнительный орган (дирекция)
Следовательно, исполнительный орган подчиняется непосредственно ОСУ Товарищества. Директор может быть привлечен к ответственности по требованию участника Товарищества по возмещению убытков, причиненных им Товариществу. Коллегиальный исполнительный орган несет солидарную ответственность за убытки, вызванные совместным осуществлением директорами ненадлежащего управления Товариществом. Кроме того, исполнительный орган может быть привлечен к субсидиарной ответственности с Товариществом перед третьими лицами за убытки, которые они понесли вследствие несостоятельности Товарищества, вызванной ненадлежащим осуществлением исполнительным органом обязанностей по управлению Товариществом.[7]
Единоличный исполнительный орган (директор)
Наиболее распространенной формой образования исполнительного органа является единоличный исполнительный орган Товарищества. Единоличный исполнительный орган, подразумевает, что текущее руководство деятельностью Товарищества и ведение его дел будет закреплено за одним лицом - директором, управляющим, генеральным директором и т.д. (далее по тексту - директор). Порядок деятельности и объем полномочий единоличного исполнительного органа Товарищества определяется Законом о товариществах, уставом и иными внутренними документами Товарищества. Согласно Закону о товариществах, директор имеет право действовать от имени Товарищества без доверенности и выдавать доверенности на право представлять Товарищество. [8] В отношении работников Товарищества, директор издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет систему оплаты труда, устанавливает размер должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Кроме того, директор вправе принимать решения по любым вопросам текущей деятельности Товарищества, за исключением вопросов, относящихся к компетенции ОСУ или наблюдательного органа, определенных законодательством, уставом и иными внутренними документами Товарищества. В отношениях с третьими лицами, Товарищество не вправе ссылаться на установленные им ограничения полномочий исполнительного органа.[9] При этом, Товарищество вправе оспаривать действительность сделки, совершенной его исполнительным органом с третьим лицом, с нарушением установленных ограничений, если докажет, что в момент заключения сделки третье лицо знало о таких ограничениях. В рамках данной модели управления, единоличный исполнительный орган Товарищества осуществляет функции по управлению Товариществом самостоятельно. Коллегиальный исполнительный орган (дирекция) Коллегиальный исполнительный орган Товарищества является наиболее востребованным форматом органа управления среди компаний с иностранным участием. В рамках коллегиального органа, управление деятельностью Товарищества осуществляется группой лиц, что соответствует внутренним политикам международных компаний. Коллегиальный исполнительный орган может именоваться как дирекция, правление, совет директоров и т.д. (далее по тексту - дирекция). Члены дирекции избираются ОСУ, и как правило, в количестве не более семи членов. Руководитель дирекции избирается ОСУ либо членами дирекции, который обеспечивает функционирование коллегиального органа и руководит его заседаниями. Руководитель дирекции обладает правами, которые принадлежат единоличному исполнительному органу. Остальные директора, члены дирекции, подчиняются непосредственно руководителю дирекции. Порядок деятельности дирекции и принятия им решений определяется законодательством, уставом и иными внутренними документами Товарищества. При этом, уставом и иными внутренними документами Товарищества может быть предусмотрен иной порядок формирования коллегиального органа и его деятельности. В отличие от единоличного исполнительного органа, дирекция принимает решения и руководит деятельностью Товарищества на основании коллегиального мнения, т.е. совместного управления.
Два директора, не объединенных в коллегиальный исполнительный орган
Закон о товариществах допускает передачу ведения дел одновременно двум или нескольким директорам, не объединенным в коллегиальный исполнительный орган.[10] На практике, подобная организационная структура встречается в крупных компаниях. По решению ОСУ, директора могут обладать равными полномочиями и действовать по отдельности либо совместно и с разным объемом полномочий. Следовательно, каждый из директоров вправе без доверенности действовать от имени Товарищества и быть наделенным всеми правами, которые принадлежат единоличному исполнительному органу Товарищества, либо ограниченным объемом полномочий. Данную структуру управления также называют принцип «двух ключей». Такой механизм бывает необходим в ситуациях: (а) когда требуется разграничение полномочий и ответственности в Товариществе, группе компаний; (б) в случае равного участия учредителей в юридическом лице с целью установления равного контроля в Товариществе; (в) при разграничении полномочий в управлении и т.д. Следует иметь ввиду, что, на сегодняшний день, вне зависимости от количества назначенных директоров, в государственной базе данных юридических лиц (egov.kz) будет указан только один директор. В последствии, третьи лица, включая контрагентов Товарищества, могут усомниться в полномочиях второго директора и потребовать подписания документов только первым директором Товарищества, указанным в справке о государственной регистрации юридического лица. Таким образом, необходимо изначально разрешить данный вопрос перед назначением и формированием такой структуры управления.
Единоличный и коллегиальный исполнительный орган
Исполнительный орган также может быть одновременно сформирован в виде директора и дирекции. На практике, данная структура организации управления органов Товарищества встречается довольно редко. В отношении директора и дирекции, предполагается применение положений, применяющихся к структуре, в соответствии с которой директора не объединены в коллегиальный исполнительный орган. Принимая во внимание, что законодательство не регулирует совместную деятельность такого органа, ОСУ необходимо самостоятельно распределять между ними функции, права, обязанности и ответственность. Рассматриваемую структуру возможно применить, когда директор принимает повседневные решения (например, заключает сделки, в которых сумма не превышает 1 млн. тенге), а дирекция существенно важные (например, принимает решения по сделкам, по которой сумма превышает 1 млн. тенге). Также, возможен вариант, когда единоличный директор параллельно осуществляет функции руководителя дирекции, как упоминалось с учетом разграничения компетенции двух органов.
ДРУГИЕ ОРГАНЫ
Для осуществления контроля за деятельностью исполнительного органа Товарищества может быть предусмотрено создание НС.[11] Члены НС избираются ОСУ на срок не более пяти лет. В качестве члена НС может выступать только физическое лицо, которое не может быть одновременно членом исполнительного органа Товарищества. Порядок деятельности НС и принятия им решений определяется уставом и иными внутренними документами Товарищества. Ревизионная комиссия может быть образована для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью исполнительного органа Товарищества.[12] Ревизионная комиссия образуется в составе не более пяти человек, если уставом Товарищества не предусмотрено большее количество членов, на срок, не превышающий пяти лет. Также, как и в НС, членами ревизионной комиссии не могут быть одновременно члены исполнительного органа Товарищества. Ревизионная комиссия вправе в любое время производить проверки финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа и обладает для этой цели правом безусловного доступа ко всей документации Товарищества. Создание НС и (или) ревизионной комиссии в Товариществе, в отличие от исполнительного органа Товарищества, является диспозитивной нормой и зависит от волеизъявления участников Товарищества.[13] Необходимо отметить, что в соответствии с Законом о товариществах допускается создание иных органов в Товариществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует вывод, что организационная структура органов управления Товарищества представляет собой определенную иерархию, в которой один орган управления подчинен другому, в следствии чего, оказывается взаимное влияние друг на друга в зависимости от обстоятельств и целей поставленных перед Товариществом. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы обратить внимание, что несмотря на структуру образования органов Товарищества, Закон о товариществах в большей части носит диспозитивный характер. Следовательно, их учредители (участники) вправе самостоятельно определять организационную структуру органов для наиболее эффективного управления и развития Товарищества.
[1] Гражданский кодекс Республики Казахстан, принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года [2] Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» («Закон о товариществах») [3] Статья 41 Закона о товариществах [4] Статья 43 Закона о товариществах [5] Статья 51 Закона о товариществах [6] Статья 41 Закона о товариществах [7] Статья 52 Закона о товариществах [8] Статья 53 Закона о товариществах [9] Статья 52 Закона о товариществах [10] Статья 53 Закона о товариществах [11] Статья 57 Закона о товариществах [12] Статья 58 Закона о товариществах [13] Статья 41 Закона о товариществах
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |