Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Каковы правила хранения и уничтожения учетной документации? (Г. Шахворостова, специалист по вопросам бухгалтерского и налогового учета, 19 февраля 2020 г.)
Первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, книги учета покупок-продаж, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, счета-фактуры, накладные и авансовые отчеты, переписка и другие документы) хранятся в организации 5 лет при условии проведения проверки (ревизии). Если в течение этого периода проверка не проводилась, то такие документы не подлежат уничтожению. Кем должна проводиться такая проверка (ревизия)?
Порядок хранения бухгалтерской документации определен статьей 11 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», согласно которому индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан. При этом согласно статье 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Учетная документация налогового учета включает в себя бухгалтерскую документацию, порядок ведения которой устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно пункту 3 статьи 193 Налогового кодекса учетная документация, относящаяся к объектам налогообложения или объектам, связанным с налогообложением, хранится налогоплательщиком (налоговым агентом) до истечения срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса для каждого вида налога или платежа в бюджет, но не менее пяти лет. На основании статьи 48 Налогового кодекса с 1 января 2020 года срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет три года. При этом исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого: 1) налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет; 2) налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность; 3) налогоплательщик, (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени. Вместе с тем, статьей 48 Налогового кодекса для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрен другой срок исковой давности - пять лет, а также определены случаи, при которых срок исковой давности может продлеваться. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 1200 тг
|