|
|
|
Без лица?! Изображение лица, как персональные данные
Турысбекулы Мади, Ведущий юрист АО «Mega Center Management»
Предыдущая публикация «Консьюмеризм: как не злоупотребить правами потребителя?» вызвала у некоторых читателей вопросы, на которые я отвечу в настоящей публикации. Кроме того, я затрону еще одну тему, - отнесение к персональным данным изображения лица человека. Первый вопрос, заданный читателями, касался изображений лиц людей, находящихся в публичных местах: допустимо ли обнародовать (размещать, распространять) в публичном пространстве (в том числе, в процессе телевещания (показ по телевизору), размещение в Интернете и т.д.) материалы, содержащие изображения лиц людей, которые находятся в публичном месте? Во-первых, отмечу, что многое зависит от различных факторов и обстоятельств, при которых ведется такая фото- и/или видеосъемка: произведена она работником СМИ или простым гражданином; ведется в месте, где проводится публичное мероприятие или нет; является ли лицо человека, изображенного на фото и/или видео основным (центральным) объектом использования (видео материала, репортажа) или нет, а также многое другое. В каждом отдельно взятом случае необходимо детально изучать обстоятельства такой фото- и/или видеосъемки, и только после этого можно будет делать вывод, - имеет место нарушение прав или нет? Для примера: если человек производит фото- и/или видеосъемку в местах, открытых для свободного посещения (парки, скверы, пешеходные зоны и др.), такие действия не признаются незаконными, но, только при условии, что изображение лица одного или нескольких людей на отснятом материале, не является основным объектом использования. Если ведется запись (на видеокамеры) на улице или иных местах общего пользования, то такая запись осуществляется, как правило, в целях обеспечения общественной безопасности, а не для использования (в том числе, обнародования) отснятого материала в публичном пространстве (к примеру, в Интернете). Очень важно понимать, что не всякое публичное место может быть признано местом, открытым для свободного посещения. К примеру, территория (в том числе, здания) школ, детских садов и тому подобных объектов, доступ на которые не является свободным. Съемка в таких местах не может быть произведена без согласия людей, находящихся в них. Во-вторых, когда вопрос касается участия человека в видеоконференции или ином способе видеосвязи (посредством специальных программ и приложений), в том числе, при дистанционном проведении уроков, то последовательные действия каждого участника такой видеосвязи (вход в конкретную конференцию посредством учетной записи), по умолчанию может быть признано согласием на использование изображения лица. Однако если участник видеосвязи не желает, чтобы изображение его лица было видно другим, то он вправе отключить такую функцию (видеокамеру) либо вместо собственного лица использовать другую картинку (не изображение третьего лица), которая не нарушает прав третьих лиц или не запрещена к размещению действующим законодательством РК. В-третьих, даже находясь на территории мест/объектов, открытых для свободного посещения (к примеру, торговые объекты, рынки, кафе, рестораны и др.), необходимо помнить, что собственник объекта вправе устанавливать правила посещения таких мест/объектов, поскольку такие места/объекты являются частной собственностью, и, как следствие, собственник может определять некоторые ограничения для посетителей. В числе таких ограничений, - осуществление фото- и/или видеосъемки посетителей. Собственник торгового объекта (к примеру, торговый дом или рынок), устанавливая ограничения (не полный запрет) на осуществление фото- и/или видеосъемки, не нарушает прав потребителей, по следующей причине: как правило торговые объекты (многофункциональные) не реализуют (самостоятельно) товары (работы, услуги) конечным покупателям, а ограничиваются сдачей помещений в аренду, - предпринимателям, которые выступают в правоотношениях с потребителями от своего имени. Очевидно, никого не удивляет запрет на посещение торгового объекта в обнаженном виде, либо запрет в посещении ресторана без галстука (если это прописано в правилах посещения), или иной аналогичный запрет. В связи с чем, считаю, что ограничения, установленные на осуществление фото- и/или видеосъемки в местах, свободных для посещения, являются разумными и правомерными: администрация таких мест старается, чтобы посетители не испытывали дискомфорта, находясь на их территории. К тому же, как уже упоминалось ранее, статьей 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), право на изображение - защищается законом. Еще один вопрос, которым задавались некоторые читатели, это возможность запрета на использование изображения лица человека в видеохостинге (YouTube, RuTube, Vimeo и др.), социальных сетях (Facebook, Twitter, Инстаграм и др.) и прочих сервисах. Почему-то у некоторых людей сложилось впечатление, что если тот или иной фото- и/или видеоматериал, нарушающий права третьих лиц, был выложен в сети Интернет, то его уже нельзя удалить. Однако, это не так. В первую очередь, рекомендуется напрямую обратиться к владельцу аккаунта и попросить его удалить размещенный материал, в виду отсутствия согласия на использование изображения. Если это не помогло, тогда лучше обратиться в службу поддержки видеохостинга или социальной сети, с изложением всей ситуации. В исключительных случаях, когда ничего не помогло, может быть подано исковое заявление в суд. Теперь перейдем к основной теме настоящей публикации - изображение лица человека, как персональные данные. В соответствии с подпунктом 1) статьи 1 Закона РК «О персональных данных и их защите»: «биометрические данные - персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность». К биометрическим данным относятся дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес, а также иные физиологические и биологические характеристики человека, которые позволяют его идентифицировать, то есть, установить его личность. В числе таких характеристик - изображение лица человека (на фото, видео). Следует отметить, что на мировом рынке биометрических систем активно применяются технологии, основанные на распознавании и использовании следующих биометрических данных: 1. Отпечатки пальцев (более 50% от всего рынка); 2. Изображение лица (21,6%); 3. Изображение радужной оболочки глаз (10,2%); 4. Голос (4%); 5. Рисунок век (3%); 6. Геометрия ладони, ДНК и иное (около 7%)[1]. Здесь очень важно понимать, что само по себе фото или видеоизображение лица человека не может быть отнесено к персональным данным, если такие изображения не позволяют произвести идентификацию (установление личности) человека. Поскольку основная цель любой идентификации (в том числе, биометрической) человека, - установление его личности, следовательно, изображение лица человека может быть признано персональными данными, только при условии, что изображение преследует цель - установить личность. К таким выводам можно прийти после изучения положений Закона РК «О документах, удостоверяющих личность» и Приказа Министра внутренних дел РК от 30.03.2020 г. № 267 «Об утверждении Правил оказания государственных услуг по вопросам документирования и регистрации населения Республики Казахстан» (далее - Приказ). Так, в частности подпунктом 3) статьи 1 Закона РК «О документах, удостоверяющих личность» установлено, что «документ, удостоверяющий личность, - материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца в целях идентификации личности». В приложении 2 к Правилам оказания государственной услуги «Выдача паспортов, удостоверений личности гражданам Республики Казахстан» (далее - Правила) указано, что для обеспечения надлежащего качества печати документов, удостоверяющих личность и идентификации по биометрическим данным фотоизображения документируемого лица, фотографии, необходимо чтобы предоставляемые для документирования фотографии соответствовали определенным требованиям, содержащимся в таких Правилах. Приведем примеры. Ситуация 1. Для заключения договора на оказание рекламных услуг (продвижение товара), заказчику требуется определенная категория людей (молодые люди мужского и женского пола, в возрасте от 20 до 25 лет), которые будут изображены на рекламных материалах (фото и видео). Исполнитель, в рамках условий договора, предоставляет заказчику на утверждение фотографии потенциальных участников рекламы, без указания их ФИО и других данных, которые позволили бы идентифицировать таких людей. В этом случае, фотографии не могут быть признаны персональными данными, поскольку не позволяют установить личность каждого человека, изображенного на фото. Ситуация 2. При приеме на работу нового работника, для оформления и выдачи ему пропуска на территорию объекта (здания), где размещается офис работодателя, а также в целях внесения персональных данных работника в электронную систему (базу) пропусков и допуска, у работника запрашивают фото (либо самостоятельно фотографируют). В данном случае, такое фотоизображение работника будет признано персональными данными, поскольку позволяет установить, принадлежит ли конкретный пропуск данному работнику; установить личность работника путем сравнения его фото, изображенном на пропуске, с лицом работника, предъявившим пропуск, а также сопоставить иные персональные данные, закрепленные в пропуске с персональными данными, содержащимися в электронной системе (базе) пропусков и допуска. Поскольку Закон РК «О персональных данных и их защите» требует обязательное получение письменного согласия на сбор и обработку персональных данных от субъекта персональных данных, следовательно, для того, чтобы осуществлять сбор и обработку фото и видеоматериалов, содержащих изображение лица человека и отнесенных к персональным данным, требуется получение такого согласия. Не требуется получение такого согласия в случаях, прямо предусмотренных статьей 9 Закона РК «О персональных данных и их защите». В числе таких случаев, когда сбор и обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных, значатся: 1. Осуществление деятельности правоохранительных органов и судов, исполнительного производства; 2. Осуществление государственной статистической деятельности; 3. В иных случаях, установленных законами Республики Казахстан. Следует отметить, что аналогичный подход по отнесению фото изображения лица к персональным данным, содержится и в Генеральном регламенте о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR). Так, в GDPR дано следующее определение термину «биометрические данные»: «персональные данные после специфической технической обработки, относящиеся к физическим, физиологическим или поведенческим признакам физического лица, которые позволяют провести или подтвердить уникальную идентификацию указанного физического лица, например, изображение человеческого лица или дактилоскопические данные»[2]. В заключение подведем итоги: 1. Не любое фото или видеоизображение лица может быть отнесено к персональным данным. Если цель сбора фото или видеоизображения лица - установление личности (идентификация) человека, - такое изображение признается персональными данными; 2. Если фото и/или видеоизображение лица человека признано персональными данными, тогда сбор и обработка таких изображений возможны только при условии получения соответствующего письменного согласия в соответствии с Законом РК «О персональных данных и их защите»; 3. В случаях, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан, фото или видеоизображение лица, признанное персональными данными, может быть использовано без согласия человека, чье лицо изображено на фото или видео.
[1] Биометрические технологии и перспективы их использования в финансовой сфере. Антон Подрез. «Банковский вестник», ноябрь 2018 г. [2] General Data Protection Regulation https://gdpr-info.eu/art-4-gdpr/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |