|
|
|
Правовое регулирование гражданских прав и обязанностей: новые положения в контексте разработки проекта новой редакции Гражданского Кодекса
Собиров Шохрухбек начальник отдела Исследовательского Института правовой политики при Министерстве Юстиции Республики Узбекистан
Ввиду глобальности и стремительности происходящих изменений формирование действенной системы юридических средств, образующих механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей, представляется особенно актуальным. Для достижения практического результата наиболее значимым является совершенствование системы правовых средств и правовых связей, которые обеспечили бы эффективное осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей в условиях рыночной экономики. Требуется формирование единого универсального понимания (концепции) процесса гарантированного осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Вопросы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей в той или иной степени затрагивает каждый цивилист, в том числе по проблемам, которые, на первый взгляд, имеют довольно отдаленное отношение к представленной теме. Это объясняется тем, что тема осуществления прав и исполнения обязанностей является по объективным причинам центральной, стержневой. Она фактически пронизывает все институты гражданского права. В Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан определено, что для совершенствование основных гражданско-правовых институтов необходим, пересмотр используемых и введение новых понятий (терминов) в целях придания кодексу статуса основного документа в определении важных понятий и институтов гражданского законодательства. Раскрывая механизм правового регулирования возникновения, осуществления и защиты гражданских прав и обязанностей важно выявить их единство, взаимодействие и отразить это в научном понятии гражданского правоотношения в проекте новой редакции Гражданского Кодекса. Первое. В статье 8 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей» ГК определен ряд основание возникновения гражданских прав и обязанностей, но целесообразно было бы в проект статьи включить и такое основание возникновения как из решений собрания, предусмотренных законом. Включение данного дополнения объясняется тем, что пунктом 4 раздела III Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан, предусмотрено включение в предмет регулирования кодекса корпоративных отношений, в том числе закрепление особенностей деятельности публичных акционерных обществ. В связи с включением корпоративных отношений в предмет ГК возникает необходимость определить юридическую природу решения собраний как основы для установления прав и обязанностей. На практике решения собраний различных организаций создают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности. Однако, это является пробелом в законодательстве, и поэтому целесообразно в статью 8 проекта новой редакции Гражданского кодекса включить решения собрания в качестве основы для возникновения гражданских прав и обязанностей. Так же необходимо внести дополнение и в положение относительно того, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено настоящим кодексом и другими законами. Второе. В статье 9 «Осуществление гражданских прав» ГК определен порядок осуществления своих прав субъектами гражданского права. На наш взгляд, логичным является перенос положения относительно предположительности добросовестности, разумности и справедливости действий участников гражданских правоотношений в заключительную часть статьи, а так же дополнение данной статьи следующими положениями, что «Не допускается использование гражданских прав в целях неправомерного ограничения конкуренции, злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также недобросовестная конкуренция. При несоблюдении лицом при осуществлении своих прав требований, предусмотренных частями третьей - шестой настоящей статьи, суд может обязать лицо прекратить злоупотребление своими правами, а также применить другие последствия, установленные законом. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.» Включение данных дополнений в проект новой редакции ГК определяется тем, что в Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан предусмотрено совершенствование имеющихся и введение новых принципов гражданских правоотношений, в том числе с учетом моральных принципов и нравственных норм общества и международных стандартов (принципы «добросовестности», «справедливости», «разумности» и другие). Однако действующее гражданское законодательство не предусматривает таких правил, как предотвращение злоупотреблений, ограничение конкуренции и злоупотребление привилегированным положением. Третье. Включить в проект новой редакции ГК статью «Независимость гражданских прав от политических прав. Императивные нормы гражданского права», в которой определить, что «Осуществление гражданских прав не зависит от политических прав, определенных Конституцией или другими законами публичного права. Участники гражданских отношений могут осуществлять не запрещенные законом действия, в том числе и прямо не предусмотренные законом. Защите свободы других лиц от злоупотребления правами служат императивные нормы гражданских законов. Действия, противоречащие этим нормам, недействительны, кроме тех случаев, когда закон прямо указывает на иные последствия. Отдельные вмешательства посредством административных актов запрещаются, если эти акты не применены на основании конкретного закона.» Включение данной статьи в проект новой редакции ГК можно аргументировать тем, что в пункте 1 раздела I Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан предусмотрено приведение ГК Республики Узбекистан в соответствие с международными стандартами и лучшими зарубежными практиками. Более того, гражданские права должны осуществляться независимо от политических прав. Это оговорено законодательством многих развитых зарубежных стран. В связи с этим целесообразно включить в проект новой редакции ГК такие нормы, как отделение гражданских прав от политических прав, чтобы участники гражданско-правовых отношений могли осуществлять любые действия, не запрещенные законом, и не злоупотреблять императивными нормами. Четвертое. Логичным является и включение в проект новой редакции ГК статьи под названием «Предпринимательская деятельность» следующего содержания «Предпринимательской является деятельность, осуществляемая лицом независимым образом, основная цель которой заключается в извлечении прибыли от пользования имуществом, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.» Данная статья предлагается в целях определения понятия «предпринимательская деятельность» именно в Гражданском кодексе, в целях его применения для урегулирования гражданско-правовых отношений. Пятое. Уместным является включение проект новой редакции ГК статьи под названием «Выполнение гражданских обязанностей» следующего содержания «Гражданские обязанности выполняются в границах, установленных договором или актом гражданского законодательства.Лицо не может быть принуждено к действиям, совершение которых не является для него обязательным.Выполнение гражданских обязанностей обеспечивается средствами поощрения и ответственностью, которые установлены договором или актом гражданского законодательства.Лицо может быть освобождено от гражданской обязанности или ее выполнения в случаях, установленных договором или актами гражданского законодательства.» Объяснением включения данной статьи является то, что действующий ГК не имеет конкретного положения об осуществлении гражданских прав, хотя в нем действительно указаны положения об осуществлении и условиях гражданских прав. Плэтому в связи с отсутствием в ГК традиционных институтов гражданского права, таких как «невыполнение договорных обязательств», и исходя из таких задач как «совершенствование мер по обеспечению добросовестного и достойного исполнения гражданских прав и гражданских обязательств», установленных в Концепции, необходимо внести отдельную статью об исполнении гражданских обязательств. Шестое. Включение в проект новой редакции ГК статьи под названием «Право на защиту гражданских прав и интересов» объясняется тем, что в пункте 5 раздела I Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан предусмотрено устранение правовых пробелов и коллизий в гражданском законодательстве, препятствующих эффективной защите прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.Данную статью целесообразно изложить в следующей редакции «Каждое лицо имеет право на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнания или оспаривания.Каждое лицо имеет право на защиту своего интереса, который не противоречит общим основам гражданского законодательства.»Наличие права на защиту своих прав и интересов должно характеризоваться обстоятельствами, при которых необходима правовая защита. Эти случаи включают случаи нарушения прав, не признания и конфликта прав. Седьмое. Статью 10 «Судебная защита гражданских прав» проекта новой редакции ГК уместно дополнить следующим положением, что «Каждое лицо имеет право обращаться в суд за защитой своих неимущественных или имущественных прав и интересов. » Такое дополнение объясняеися тем, что право обращения в суд за защитой своих гражданских прав и интересов является субъективным правом каждого лица. В связи с этим отражение нормы в ГК, регулирующей право лица обращаться за защитой в суд своих гражданских прав и интересов является обоснованной. Восьмое. В статью 11 «Способы защиты гражданских прав» проекта новой редакции включить уточняющее дополнение относительно того, что защита гражданских прав осуществляется так же путем: «признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий недействительности сделки; применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; возврата имущества вследствие неосновательного обогащения. » Целесообразность такого дополнения можно объяснить тем, что пунктом 2 раздела III Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан предусмотрено совершенствование института сделок, в том числе конкретизацию оснований и случаев признания сделок недействительными. Одним из способов защиты гражданских прав является недействительность сделки и ее последствия. Но, в этом случае наличие двух типов недействительных сделок: оспоримых и ничтожных сделок гражданское право должно предусматривать способы защиты прав. Способ, изложенный в ГК, должен предусматривать спорные соглашения. Кроме того, недействительные сделки не обязательно должны быть признаны не действительными судами, и наоборот, оспоримые сделки могут быть признаны судом недействительными. В связи с этим необходимо указать в ГК два вида недействительных сделок и правила применения их последствий. Как указано выше, в связи с введением корпоративных отношений в рамках субъекта гражданско-правового регулирования возникает необходимость определения правовой природы решения суда. Поэтому целесообразно включить решение собрания как недействительное в качестве одного из способов защиты гражданских прав. Введение в ГК, специального института по защите гражданских прав, «возврат имущества вследствие неосновательного обогащения», заполнит этот пробел. Девятое. В часть 2 статьи 18 « Признание недействительным акта государственного органа или органа самоуправления граждан» ГК целесообразно внести уточнение, предусматривающее, что «В случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит защите способами, предусмотренными настоящим кодексом и другими законами», а не просто положением, что «в случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит защите способами, предусмотренными статьей 11 настоящего Кодекса.» Цель включения такого дополнения объясняется возможностью защиты гражданских прав способами, предусмотренными или которые будут предусмотрены в будущем в законах Республики Узбекистан. Десятое. В статью 19 «Самозащита гражданских прав» проекта новой редакции включить уточняющее дополнение относительно того, что «Способы самозащиты могут выбираться самим лицом или устанавливаться договором или актами гражданского законодательства. Не считаются противоправными действия лица, которое в целях самозащиты отнимет, уничтожит или повредит вещь или с той же целью задержит обязанное лицо, которое может скрыться, или пресечет противодействие обязанного лица в отношении действий, которые он должен был выполнить, если помощь компетентных органов вовремя не поступает и без срочного вмешательства существует опасность того, что осуществление права станет невозможным или существенно осложнится.» Основанием для такого дополнения яв ляется то, что действующий ГК не предусматривает нормы по защите гражданских прав самим лицом, правила о границах и характере такой защиты, о выборе способа защиты либо того, как лицо может защищать свои гражданские права, как выбрать защиту, или как определяется такая защита. Поэтому в ГК необходимо внести такие нормы. Защита своих прав требует ряда действий. Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает арест имущества, принадлежащего должнику, предотвращение побега должника и своевременное уведомление соответствующих органов. Одиннадцатое. В статью 20 « Возмещение убытков» ГК логично внести дополнение относительно размера возмещения убытков. В частности верным будет предусмотреть возмещение убытков не только в меньшем, но и в большем размере. Поэтому часть 1 статьи 20 «Возмещение убытков» ГК изложить в следующей редакции «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем или большем размере.» Закон может предусматривать возмещение убытков как в меньшем, так и в большем размере. Так же целесообразно дополнить часть 3 указанной статьи обстоятельствами, которые необходимо доказать для возмещения упущенной выгоды. Поэтому предлагается изложить часть 3 статьи 20 « Возмещение убытков» ГК в следующей редакции «Для возмещения упущенной выгоды должны быть доказаны следующие обстоятельства: вина другого лица в наступившем нарушении права; причинно-следственная связь между виновными действиями другого лица и наступившим нарушением прав; размер неполученных доходов; возможность получения установленного размера дохода при обычных условиях гражданского оборота, если бы истца не было нарушено.» Включение указанного дополнения объясняется тем, что факт нарушения прав лица не должно давать ему возможность неосновательного обогащения. Поэтому, истец, который претендует на упущенную выгоду, должен предоставить суду полные и достоверные, подтвержденные документально доказательства причинения убытков в виде упущенной выгоды. Также пунктом 4 раздела II Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан предусмотрено усиление компенсаторной функции гражданского законодательства путем введения правил исчисления морального, материального ущерба и убытков. Двенадцатое. Статью 15 « Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами самоуправления граждан» ГК целесообразно изложить в следующей редакции «Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов самоуправления граждан или должностных лиц этих органов, других лиц, которым переданы полномочия государственной власти, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа самоуправления граждан, подлежат возмещению государством или органом самоуправления граждан.» В предложенной редакции нет определения «незаконных действий (бездействия)». Это объясняется тем, что убытки могут быть вызваны не только противоправными действиями, но и законными действиями. В связи с этим, из первой части исключается слово «незаконных». Так же в предложенной редакции данной статьи вводится определение, дополняющее, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов самоуправления граждан или должностных лиц этих органов, других лиц, которым переданы полномочия государственной власти, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа самоуправления граждан, подлежат возмещению государством или органом самоуправления граждан. Внесение данного дополнения обусловлено тем, что лицо с соответствующими полномочиями всегда действует от имени государственных органов и органов самоуправления граждан. Потому, что решения, принимаемые должностным лицом, также принимаются от имени соответствующего государственного органа. В случае если действия должностного лица осуществляются от имени соответствующего органа, ущерб, понесенный в результате этого действия, должен нести тот же государственный орган, а точнее - государство. Исключение положения о том, что «Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, органов самоуправления граждан, по вине которых причинены убытки» объясняется тем, что возложение обязанности на должностного лица возместить ущерб на практике приводит к невозможности взыскания суммы убытка от этого лица в связи с его неплатежоспособностью. Тринадцатое. Главу 2 ГК, регулирующую возникновение, осуществление и защиту гражданских прав и обязанностей целесообразно дополнить статьей, определяющей состав, критерии и размер морального вреда. Поэтому логично включить в проект новой редакции ГК статью «Возмещение морального вреда» следующего содержания «Лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав. Моральный вред состоит: в физической боли и страданиях, которые физическое лицо испытывает в связи с увечьем или другим повреждением здоровья; в душевных страданиях, которые физическое лицо испытывает в связи с противоправным поведением относительно его самого, членов его семьи или близких родственников; в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества; в унижении чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического или юридического лица. Моральный вред возмещается деньгами, другим имуществом или другим способом. Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения способностей потерпевшего или лишение его возможности их реализации, степени вины лица, которое нанесло моральный вред, если вина является основанием для возмещения, а также с учетом других обстоятельств, которые имеют существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости. Моральный вред возмещается независимо от убытка, который подлежит возмещению, и не связан с размером этого возмещения. Моральный вред возмещается единоразово, если другое не установлено договором или законом.» Включение данной статьи в проект новой редакции ГК обусловлен тем, что пунктом 4 раздела II Концепции совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан предусмотрено усиление компенсаторной функции гражданского законодательства путем введения правил исчисления морального, материального ущерба и убытков. Согласно положениям ГК, одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда. В связи с этим, предлагается определить порядок возмещения морального вреда.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |