|
|
|
Казахстану нужен Национальный доклад о труде
Хасенов Муслим Ханатович, PhD по юриспруденции, adjunct assistant professor Университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева, ведущий научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, директор Научно-исследовательского института трудового и корпоративного права, член Национального научного совета
Введение
В Стратегии «Казахстан-2050» поставлена цель - сформировать принципиально новую модель трудовых отношений, сочетающую поддержку предпринимательства с учетом интересов работников. Вместе с тем, на практике сформированная модель трудовых отношений основана преимущественно на интересах работодателей. В 2015 году была проведена беспрецедентная реформа по либерализации трудового законодательства - был принят новый Трудовой кодекс, который существенно ограничил права и интересы работников. В основу Трудового кодекса были заложены две основные идеи: с одной стороны, это дерегулирование трудовых отношений, т.е. сокращение сфер и вопросов, устанавливаемых государством на законодательном уровне (с целью обеспечения гибкости рынка труда), с другой стороны, расширение коллективно-договорного, т.е. локального регулирования, направленного на развитие социального партнерства в отношениях между работниками и работодателями. Таким образом, предполагалось, что работодатели и работники будут без привлечения государства решать свои вопросы и споры, не доводя до конфликтной ситуации. Вместе с тем, статистика судебных дел по трудовым спорам за период действия Трудового кодекса РК свидетельствует о достаточно высоком конфликтном потенциале трудовых отношений: количество трудовых споров находится приблизительно на одном уровне - в диапазоне от 8000 до 8500 исковых заявлений ежегодно. Учитывая количество действующих юридических лиц и наличие обязательной досудебной процедуры разрешения трудовых споров, приведенные цифры подтверждают необходимость пересмотра государственной политики в области труда и реформирования трудового законодательства.
1. Государственная политика в области труда
В Трудовом кодексе РК употребляется понятие государственной политики в области труда в нескольких аспектах. Во-первых, Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда (ст.15 ТК РК). Во-вторых, реализацию государственной политики в области труда осуществляют уполномоченный государственный орган по труду и местные исполнительные органы (ст.16, 18 ТК РК). В-третьих, одной из задач социального партнерства в РК является выработка предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений (ст.147 ТК РК)[1]. Вместе с тем, возникает вопрос о содержании и форме государственной политики в области труда (социально-трудовых отношений). Что представляет собой это понятие на практике? Одни авторы понимают «государственную политику» как «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых государством»[2]. Другие авторы рассматривают государственную политику как совокупность статических и динамических средств (правовых, информационных, экономических, социальных, организационных и иных), осуществляемых органами государственной власти для достижения поставленных целей. В статических средствах проявляется стратегический, концептуальный аспект государственной политики (идеи, принципы, направления, цель, задачи), а в динамических — деятельность органов по реализации своих полномочий[3]. Таким образом, государственная политика включает не только нормативные правовые акты, но и стратегии, концепции, программы, выражающие основные направления деятельности государства в определенной области общественных отношений. Согласно Правилам разработки концепции, доктрины, концепция - документ идеологического характера, разрабатываемый в сферах общественной жизни (социальная, политическая, духовная) на долгосрочный период и отражающий видение развития соответствующей сферы, а также обоснование соответствующей государственной политики, включая основные принципы и общие подходы этой политики. Концепция реализуется через документы Системы государственного планирования и законы[4]. Стратегические ориентиры государственной политики в области труда установлены в Конституции РК, Стратегии «Казахстан-2050», Стратегическом плане развития РК до 2025 года, Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, а также программной статье Главы Государства «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 года. Однако указанные документы не содержат механизма и детального плана мер, предусматривающего перспективы регулирования социально-трудовых отношений. Серьезной проблемой в трудовых отношениях является отсутствие внятной государственной политики в сфере труда. В сфере социально-трудовых отношений отсутствует программный документ, определяющий долгосрочное планирование развития данной сферы. Всего за последние 5 лет было принято 13 государственных программ и 12 концепций. И ни один из 25 программных документов не предусматривает механизм регулирования социально-трудовых отношений. Одним из последствий отсутствия программного документа в области труда является нестабильность трудового законодательства. Трудовой кодекс РК, разработанный и принятый в 2015 году в рекордные сроки, вступивший в силу с 1 января 2016 года, всего за 3 года был изменен 13 законами, вносящими 55 поправок. В настоящее время разработан законопроект, состоящий из 163 поправок. Такой тренд в нормотворчестве свидетельствует об отсутствии у государства видения развития социально-трудовых отношений.
2. Система национальных докладов как инструмент государственной политики и реализации права граждан на доступ к информации
Ускорение обмена информацией, продвижение знаний стали неотъемлемым условием развития конкурентоспособности государств в международном сообществе[5]. Как справедливо отмечается в науке, сегодня информация играет центральную роль, как в принятии решений, так и в моделях ведения бизнеса в различных отраслях промышленности[6]. Доступ к информации - составная часть демократического управления, он способствует развитию участия общества в делах государства. Такое участие обеспечивает контроль над деятельностью государственных органов и иных организаций, наделенных публично-властными полномочиями, а также способствует их транспарентности и подотчетности[7]. В этой связи высокую значимость имеет практика формирования источников консолидированной информации (национальных докладов) по отдельным сферам и отраслям, которые бы выступали неотъемлемым базовым элементом и инструментом государственной политики. Так, в Казахстане на протяжении нескольких лет ведется практика подготовки национальных докладов. Сегодня насчитывается 9 таких сфер: - Национальный доклад о состоянии предпринимательской активности; - Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования; - Национальный доклад по науке; - Национальный энергетический доклад; - Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов; - Национальный доклад о состоянии государственной службы; - Национальный доклад по противодействию коррупции; - Национальный доклад «Молодежь Казахстана»; - Национальный доклад «Молодежь Казахстана»; - Национальный доклад о состоянии судейских кадров в Республике Казахстан. Кроме того, Министерство образования и науки Республики Казахстан публикует ежегодный доклад о положении детей в Республике Казахстан Вместе с тем, не стоит ограничиваться данным перечнем и необходимо дополнить его докладами по таким важнейшим институтам, как рынок труда и доступ к информации. Более подробно остановимсся на Национальном докладе о труде.
3. Национальный доклад о труде как инструмент государственной политики в области труда
Согласно статье 16 Трудового кодекса РК, уполномоченный государственный орган по труду реализует государственную политику в области труда. Согласно статье 7 Закона Казахстана о занятости населения, уполномоченный орган по вопросам занятости населения анализирует, прогнозирует спрос и предложение рабочей силы, информирует Правительство Казахстана о состоянии рынка труда. Во-первых, состояние рынка труда затрагивает не только компетенцию Правительства, но и касается интересов всего гражданского общества в целом. И правильней информировать общество о состоянии рынка труда. Даже более того, о труде в целом. Во-вторых, в нашей стране так и не сложилась практика формирования единого консолидированного документа, который бы выражал государственную политику в области труда и содержал детальный анализ состояния рынка труда. Рынок труда - один из основополагающих столпов социально-экономического развития любого государства. В этой связи в настоящее время обоснована необходимость упорядочивания системы государственного планирования и инструментов государственной политики в области труда, в том числе, посредством практики формирования Национального доклада о труде, который должен содержать детальный анализ текущего состояния рынка труда, ключевые показатели и статистику в области труда труде, информацию о состоянии индивидуальных и коллективных трудовых отношений, о соблюдении трудового законодательства; формирования независимой системы оценки состояния социальных и трудовых отношений - «социально-трудового барометра», основанного как на количественных, так и качественных показателях, включая анализ законодательства, судебной практики и правоприменения, социологические исследования и технологическое прогнозирование[8]. Данный всеобъемлющий документ должен стать совместным результатом работы ключевых социальных партнеров страны: государства в лице Правительства Республики Казахстан и профильного министерства, работодателей - в лице республиканских объединений работодателей; и работников - в лице республиканских объединений профсоюзов. Национальный доклад о труде должен презентоваться ежегодно на расширенном заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений с участием Президента Республики Казахстан и депутатов Парламента Республики Казахстан. Общество имеет право знать реальную картину на рынке труда, вся информация должны быть объективная и достоверная. Национальный доклад должен стать главным источником для принятия решений в сфере трудовых отношений, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Представляем Вашему вниманию проект структуры Национального доклада о труде, который может быть взят за основу при внедрении данного инструмента государственной политики в области труда.
Введение Глава 1. Глобальные тенденции на рынке труда 1.1. Состояние мирового рынка труда и трудовой миграции 1.2. Институциональная структура мирового рынка труда 1.3. Прекаризация занятости и нестандартные трудовые отношения 1.4. Оценка рынка труда по методологии Всемирного экономического форума 1.5. Концепции достойного труда и качества трудовой жизни
Глава 2. Состояние рынка труда Казахстана 2.1. Демографическая структура рынка труда Казахстана 2.2. Статистика занятости и безработицы 2.3. Состояние трудовой миграции в Казахстане 2.4. Анализ рынка труда Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума
Глава 3. Государственная политика в области труда 3.1. Государственное планирование в сфере трудовых отношений 3.2. Трудовое законодательство Республики Казахстан 3.3. Имплементация Республикой Казахстан международных стандартов в области труда 3.4. Реализация Концепции достойного труда и качества трудовой жизни в Казахстане
Глава 4. Государственная политика в области занятости и трудоустройства 4.1. Развитие инфраструктуры сферы занятости 4.2. Развитие инструментов занятости 4.3. Законодательство Республики Казахстан в области занятости населения
Глава 5. Государственная политика в области трудовой миграции 5.1. Реализация Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы в части трудовой миграции 5.2. Законодательство Республики Казахстан в области трудовой миграции 5.3. Состояние трудовой миграции в рамках ЕАЭС
Глава 6. Национальная система прогнозирования рынка труда 6.1. Прогнозная карта перспективных отраслей и профессий Казахстана 6.2. Атлас новых профессий 6.3. Система регулируемых профессий Казахстана
Глава 7. Национальная система квалификации 7.1. Национальный классификатор занятий 7.2. Национальная и отраслевые рамки квалификаций 7.3. Профессиональные стандарты 7.4. Система обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации 7.5. Система сертификации и подтверждения квалификаций
Глава 8. Защита трудовых прав работников 8.1. Судебная защита трудовых прав работников 8.2. Внесудебная защита трудовых прав работников 8.3. Профсоюзная защита прав работников 8.4. Защита от дискриминации в трудовых отношениях 8.5. Защита прав социально уязвимых категорий работников
Глава 9. Состояние индивидуальных трудовых отношений 9.1. Реализация прав работников на вознаграждение за труд 9.2. Реализация прав работников на отдых 9.3. Реализация прав работников на информацию и защиту персональных данных
Глава 10. Состояние коллективных трудовых отношений 10.1. Реализация права на свободу объединения 10.2. Развитие социального партнерства на республиканском, отраслевом и региональном уровнях 10.3. Состояние коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на локальном уровне 10.4. Разрешение коллективных трудовых споров
Глава 11. Безопасность и охрана труда 11.1. Состояние организации безопасности и охраны труда на предприятиях республики 11.2. Реализация прав работников на охрану здоровья 11.3. Расследование и учет несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью
Глава 12. Контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости и трудовой миграции 12.1. Состояние контроля за соблюдением трудового законодательства 12.2. Состояние контроля за соблюдением законодательства в области занятости 12.3. Состояние контроля за соблюдением законодательства в области занятости
Глава 13. Цифровизация в области труда 13.1. Развитие цифровой инфраструктуры в области труда 13.2. Электронная биржа труда 13.2. Единая система учета трудовых договоров (E-hr)
Глава 14. Развитие науки в области труда 14.1. Наука трудового права в Казахстане 14.2. Наука экономики труда в Казахстане 14.3. Проведение междисциплинарных исследований в области труда
Рекомендации Заключение
[1] Трудовой кодекс РК от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК // Ведомости Парламента РК 2015 г., № 22-IV, cт. 151. [2] Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов, 2003. - с.318. [3] Воронцов Д.Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права, 2011, №3. - с. 12-18. [4] Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 июня 2018 года № 211 «Об утверждении Правил разработки концепции, доктрины». [5] Прав на доступ к информации. Доступ к открытой информации: [монография] / Отв.ред. И.Ю. Богдановская. М.: ЗАО «Юстиционформ», 2009. - с.5. [6] Сулейменов М.К. Гражданское право Казахстана в современном мире: влияние на развитие национального права. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zakon.kz/4920831-grazhdanskoe-pravo-kazahstana-v.html [7] Прав на доступ к информации. Доступ к открытой информации: [монография] / Отв.ред. И.Ю. Богдановская. М.: ЗАО «Юстиционформ», 2009. - с.5-6. [8] Хасенов М.Х. Правовой механизм социального партнерства в сфере труда: проблемы теории и практики // Диссертация на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D) по специальности «Юриспруденция. Астана: ЕНУ им.Л.Н.Гумилева. - 234 с.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |