|
|
|
Токенизировать или нет - вот в чем вопрос Достанова Диана, LLM Старший юрист, Юридическая фирма Egen Gregory
На рынке финансовых инвестиций относительно редко появляются новые инструменты, а наиболее часто используемые довольно традиционны: акции, долговые инструменты и деривативы. Для многих компаний малого и среднего бизнеса привлечение финансирования на рынке капиталов является трудоемкой задачей, которая к тому же не всегда выполнима, в связи с зарегулированностью всего процесса. При этом, барьерами также могут стать недостаток источников фондирования, большое число посредников, высокие затраты на организацию размещения инструментов. К примеру, на подготовку компании к IPO (Initial public offering) может уйти от года до трех лет, а результаты в виде объема и стоимости привлеченных средств могут не соответствовать ожиданиям. В связи с глобальным развитием цифровых технологий и широким распространением блокчейн технологий, для многих проектов, в особенности в сфере IT, все больше рассматривается выпуск цифровых знаков (токенов и криптовалют) в качестве удобного способа привлечения частных инвестиций для финансирования запуска новых и/или финансового обеспечения текущих бизнес-проектов, применяя так называемую процедуру ICO (Initial coin offering). ICO представляет собой первичный выпуск монет (токенов) юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в целях привлечения финансирования для реализации проекта. При ICO происходит эмиссия токенов проекта, которые распределяются среди его инвесторов в цифровом поле взамен на собранные средства для реализации проекта. В Белой бумаге (White paper) проекта обычно прописываются возможности использования токенов в создаваемой цифровой экосистеме. Таким образом, ICO (токенизация активов) представляют собой очень перспективную стратегию привлечения средств, то есть финансирования проектов для эмитентов и получения доходов в рамках оборота токенов для держателей токенов. Однако, существует целый ряд вопросов в отношении правового регулирования токенов и осуществления токенизации активов, такие как: каково правовое содержание понятия «токен», какие активы могут быть токенизированы, распространяются ли регуляторные требования финансовых инструментов на выпуск и оборот токенов, а также обеспечивает ли законодательство защиту прав приобретателей токенов. В свете недавних нововведений в законодательство Республики Казахстан (далее - «РК») ниже мы рассмотрим регулирование цифровых активов (токенов), в частности практические вопросы, возникающие в связи с токенизацией активов в РК. Токенизация и виды токенов Для того, чтобы приступить к анализу регулирования процесса токенизации и оборота токенов в РК, необходимо рассмотреть ключевые особенности токенизации, а также основные виды токенов, используемых на глобальных рынках. Токенизация активов, представляющая собой цифровое отражение реальных активов в распределенных реестрах или выпуск традиционных классов активов в токенизированной форме в цифровом поле, является частью революционного потенциала технологии блокчейн. Токен, выпускаемый в привязке к тому или иному типу актива (доле в бизнесе, праву на услугу или товар), представляет собой новый вид актива, существующий в цифровом поле. Токенизировать можно любой класс активов, как неликвидных, так и ликвидных — акции, долговые инструменты, металлы, интеллектуальную собственность, недвижимость и пр. На данный момент не существует единой системы классификации токенов. Традиционно выделяют Utility («полезные» или «продуктовые») токены и Security («инвестиционные») токены, а также Coins (Payment tokens) или криптовалюты, которые в данной статье рассматриваются в меньшей степени. Такие понятия используется, например, в терминологии Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission или SEC): Utility tokens, Security tokens и Cryptocurrencies, а также Службы по надзору за финансовыми рынками Швейцарии (FINMA): Asset tokens, Utility tokens и Payment tokens. Полезные/продуктовые токены (Utility tokens) Эта категория токенов дает доступ к товарам и услугам, которые запустятся по проекту в будущем, то есть дает право на приобретение услуг и продуктов проекта. Также эти токены могут использоваться для получения дисконта или премиального доступа к товарам и услугам проекта. Кроме того, участники экосистемы также могут вознаграждаться utility-токеном (в данном случае выступающим монетой приложения). К примеру, при регистрации в программе сервиса доставки еды Wolt в РК, можно получить три токена, которые дают возможность воспользоваться тремя бесплатными доставками сервиса. Таким образом, utility - токены — это внутренняя валюта проекта, которая дает доступ к услугам или продуктам проекта. Поскольку общий объем таких монет фиксирован, обычно это «премайн» и ограниченная эмиссия, токены могут со временем увеличиться в цене, если спрос на продукт или услугу повышается. Обычно выпуск utility - токенов осуществляется в рамках ICO, как было указано выше. Так, ICO означает эмитирование токенов при помощи технологии блокчейн с целью привлечения финансирования, осуществляемое в отношении utility-токенов, которые определенно не являются вложением непосредственно в компанию, так как пользователи не получают во владение доли компании и, соответственно, не получают сопутствующих акционерных прав. Покупая токены, выпущенные компанией при реализации определенного проекта, приобретатели рассчитывают: - получить выгоду от перепродажи токенов по более высокой цене в будущем (предполагая, что они будут пользоваться большим спросом — например, потому что проект «выстрелит»); - воспользоваться своими токенами в будущем, получив (как предполагается) услуги или товар, выпускаемый проектом; - поддержать интересный для себя проект. Инвестору выдаются токены (его эквивалентом может быть, например, доля урожая или драгоценных металлов), позже эти виртуальные монеты (токены) можно использовать на платформе проекта в качестве внутренней валюты или торговать ими на биржах, но у них может не быть долгосрочной ценности, пока выпустившая их компания не запустит свой проект (сервис или продукт). Инвестиционные токены (Security-токены) По своей экономической функции security-токены аналогичны акциям, облигациям или деривативам, то есть обладатель security-токена может рассчитывать на долю в бизнесе, в прибыли, на проценты по предоставленному кредиту и т.д. Так, security-токены являются своего рода цифровыми аналогами ценных бумаг, дающих владельцам право на реализацию их инвестиционных интересов (право на акции, получение части дивидендов, долю прибыли и т.п.). Эти права записаны в смарт-контракте, а сами токены торгуются на биржах, и их выпуск получил название STO (Security token offering) — предложение токена-ценной бумаги, при котором распространяются токены, связанные с базовым инвестиционным активом, такими как акции, облигации, паи инвестиционных фондов, доли в недвижимости и т.д. Такие токены могут подпасть под статус ценных бумаг и представлять собой финансовые инструменты, которые обладают денежной стоимостью и являются частью имущества или частью компании. По сути STO - это один из вариантов размещения ценных бумаг в цифровом поле. На текущий момент в большинстве юрисдикций регуляторы идут по пути применения к такому классу активов уже имеющегося законодательства в отношении традиционных финансовых инструментов. Такой подход влечет необходимость получения лицензий для предложения и торговли токенизированными активами. Так, оборот security-токенов происходит в соответствии с правовыми нормами финансовых регуляторов в США и Швейцарии (SEC и FINMA соответственно). Криптовалюта (Cryptocurrencies) / Платежные токены (Payment tokens) Другая категория, которую стоит выделить, обозначается как «истинная» криптовалюта (real cryptocurrencies) или «платежные» токены (Payment tokens) - этот тип токенов имеет свой собственный блокчейн и зачастую рассматривается как средство платежа в некоторых юрисдикциях. Обычно токены данной категории, то есть криптовалюты, не несут в себе дополнительных функций и не связаны с другими проектами. В целях данного обзора мы не рассматриваем вопросы оборота криптовалют и их правовой статус по законодательству РК, данные вопросы будут предметом нашего следующего обзора. Приведенные три типа токенов являются классическими. На самом деле, их разновидностей намного больше, а различия между ними достаточно размыты - практически все типы токенов можно использовать и как деньги, и как инструмент для инвестиций, и как оплату за работу. Новый закон - новые правила? 6 июля 2020 года в РК вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» № 347-VI ЗРК от 25 июня 2020 года (далее - «Закон о цифровых технологиях»), который содержит в себе 240 поправок в различные законы РК, направленные на расширение применения и дальнейшее внедрение цифровых технологий в Казахстане. Как мы отмечали ранее в своем обзоре на тему цифрового майнинга («Майнинг выходит из тени»), законодатель с принятием Закона о цифровых технологиях, кроме прочего, создает правовую основу для развития цифровых технологий блокчейна и майнинга, вводит определение цифрового актива, которое включает понятия токенов и криптовалюты, а также легализует майнинг и блокчейн технологии на территории РК. Что такое цифровые активы и «с чем их едят»? Одним из основных нововведений Закона о цифровых технологиях является закрепление понятия «цифровых активов» в законодательстве РК. В частности, с учетом изменений в статью 115 Гражданского кодекса РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (далее - «ГК РК»), цифровые активы включены в список объектов гражданских прав, наряду с другими имущественными благами и правами (имуществом). При этом, согласно новой редакции статьи 116 (пункт 3-1) понятие и виды цифровых активов, а также особенности оборота цифровых активов определяются законодательством РК и актами Международного финансового центра «Астана» (далее - «МФЦА»). Так, вопросы цифровых активов, майнинга и блокчейна урегулированы в рамках Закона РК «Об информатизации» от 24 ноября 2015 года № 418-V (далее - «Закон об информатизации»), в который внесены изменения и введен новый понятийный аппарат. В частности, «цифровой актив» определяется как имущество, созданное в электронно-цифровой форме с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся финансовым инструментом, а также электронно-цифровая форма удостоверения имущественных прав. Установлено, что цифровой актив не является средством платежа. Одним из видов цифрового актива является «цифровой токен», определенный как цифровое средство учета, обмена и удостоверения имущественных прав. Согласно Закону об информатизации предусмотрены две категории цифровых активов, которые могут использоваться c применением блокчейн технологий: 1. Обеспеченный цифровой актив (в том числе токен), используемый в сделках с токенизацией. В данном случае, токен выпускается в привязке к тому или иному типу актива, удостоверяя права на такой актив, и существует как «цифровая копия» базового актива в цифровом поле. То есть, при его выпуске на территории РК предполагается его обеспеченность реальными правами на услуги или товар или иными объектами гражданских прав (utility-токены или security-токены). 2. Необеспеченный цифровой актив (в том числе токен), к которому можно отнести цифровое средство выражения стоимости, позволяющее торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве средства обмена, расчётной денежной единицы, средства хранения стоимости. К данной категории относятся криптовалюты, которые не обеспечены реальными активами, то есть не удостоверяют право владельца на какой-либо актив в «офчейне». Необеспеченные токены могут быть получены как вознаграждение за участие в поддержании консенсуса в блокчейне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, то есть «намайненные» криптоактивы. Таким образом, согласно законодательству РК цифровой токен - это средство удостоверения обязательственных и иных прав на материальные или нематериальные (цифровые) активы, выпускаемых эмитентами посредством блокчейн платформы для представления актива в цифровой среде. Ниже мы рассмотрим правовое регулирование токенов согласно нововведениям в законодательство РК и риски, возникающие в связи с их выпуском и оборотом. Выпуск токенов (ICO/STO) и их оборот на территории РК Выпуск и оборот utility-токенов Закон об информатизации закрепляет, что к обеспеченным цифровым активам относятся цифровой токен и иные цифровые активы, являющиеся цифровым средством удостоверения имущественных прав на товары и (или) услуги, выпускаемые (предоставляемые) лицом, выпустившим обеспеченный цифровой актив. При этом, согласно новой статье 33-1 Закона об информатизации виды обеспеченных цифровых активов, а также перечень прав, удостоверяемых цифровым токеном, устанавливаются лицом, выпускающим цифровой токен, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, закрепляя их регулирование на правовом уровне. Также предусмотрено, что право на цифровой актив (токен) удостоверяется посредством записи в блокчейне лицом, выпускающим цифровой актив на распределенной платформе данных, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. При этом, внесение в информационную систему сведений о передаче цифрового актива или прав на него допускается при выполнении следующих условий: 1. лицо, осуществившее внесение сведений, обладает доступом в информационную систему лица, выпускающего цифровой актив на распределенной платформе данных, в порядке, определенном уполномоченным органом в сфере обеспечения информационной безопасности; 2. информационная система лица, выпускающего цифровой актив на распределенной платформе данных, отвечает требованиям, установленным настоящим Законом. Собственник, владелец и пользователь, обладающие доступом в информационную систему лица, выпускающего цифровой актив, владеют равными правами на внесение изменений в соответствии с заданным алгоритмом валидации. При этом изменения синхронизируются у всех пользователей информационной системы. Таким образом, вышеуказанные положения статьи 33-1 регулируют технологические аспекты выпуска токенов (цифровых активов), при этом устанавливая, что уполномоченный орган РК определяет порядок выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов, а также требования к информационной системе лица, выпускающей цифровой актив на распределенной платформе данных. Так, мы полагаем, законодатель планирует установить виды обеспеченных токенов, которые могут быть выпущены на территории РК, а также регулировать порядок их выпуска и оборота и устанавливать требования к системе эмитента токенов, в связи с чем, в ближайшем будущем стоит ожидать утверждения уполномоченным органом РК соответствующего нормативно- правового акта. Выпуск security-токенов Как было указано выше, security-токены во многих юрисдикциях — это своего рода цифровые аналоги ценных бумаг, и по своей экономической функции и правовому содержанию аналогичны акциям, облигациям или деривативам, то есть имеют признаки финансовых инструментов, ценность которых подкреплена ценными бумагами. В большинстве стран оборот security-токенов происходит в соответствии с правовыми нормами финансовых регуляторов, а это значит, что на выпускающие их компании накладываются дополнительные регулятивные требования и требования к предоставлению отчетности (KYC/AML). В отличии от этой позиции, исходя из положений нового закона, мы полагаем, что казахстанский законодатель применил другой подход в данном вопросе. Так, согласно определению, данному в пункте 55-1) статьи 1 Закона об информатизации, цифровой актив - это имущество, не являющееся финансовым инструментом. Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 33-1 Закона об информатизации цифровой актив не обеспечивает права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица. Из указанного ясно, что в отношении прав на акции и доли участия в юридических лицах РК не может быть осуществлено STO, то есть цифровые токены не могут являться цифровыми аналогами акций, долей участия и других финансовых инструментов, и следовательно, на территории РК ограничена токенизация таких активов. Согласно ГК РК понятие «финансовый инструмент» включает в себя деньги, ценные бумаги, включая производные ценные бумаги, производные финансовые инструменты и другие финансовые инструменты, в результате операций с которыми одновременно возникают финансовый актив у одного лица и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другого (статья 128-1.1). Так, законодательство РК дает вполне обширный список того, что может быть финансовым инструментом, в том числе под это определение могут попасть и цифровые токены, в случае, когда в результате выпуска токенизированного актива у приобретателя возникает финансовый актив, и одновременно у эмитента - финансовое обязательство. Однако, исходя из вышеуказанного определения цифрового актива, токен не может являться финансовым инструментом, в связи с чем полагаем, что токенизация активов, которая может попасть под регулирование финансовых инструментов, на территории РК запрещена. Таким образом, выпуск security-токенов, как цифровых аналогов ценных бумаг, удостоверяющих собственность и дающих владельцам право на реализацию их инвестиционных интересов (право на акции, дивиденды, долю прибыли и т.п.), на данный момент не предусмотрен в рамках законодательства РК. Соответственно, при приобретении security-токенов, выпущенных в отношении юридических лиц РК (прав на акции и доли участия в них) или других финансовых инструментов, права приобретателя таких токенов не защищены законодательством РК. Кроме этого, стоит отметить, что согласно сложившейся практике других стран, эмитенты обеспеченных токенов зачастую разными путями избегают признания своего продукта security-токеном, так как этот статус накладывает на него определенные обязательства и влечет регулирование как для финансовых инструментов, а в случае РК - может ограничить их выпуск. В связи с указанным, чтобы исключить вероятность «привязки» токена к правам на финансовый инструмент и признание финансовым инструментом по законодательству РК, а также избежать соответствующих рисков, необходимо внимательно относится к изучению структуры выпуска токена и актива, обеспечивающего его. При этом, стоит отметить, что среди предметных обсуждений регулирования цифровых токенов и криптовалют в РК ведутся дискуссии о включении security-токенов в определение финансовых транзакций и предоставление на этой основе льгот по налогу на прибыль в рамках МФЦА. В целом, с учетом нововведений в отношении цифровых токенов, включая криптовалюты, создается впечатление, что их выпуск и оборот может в будущем регулироваться актами МФЦА. Токенизация и секьюритизация Очень часто для объяснения токенизации активов (в частности, недвижимости) в цифровом поле используется параллель с секьюритизацией активов. Так же как и секьюритизация, являющаяся методом структурного финансирования, формирующего в качестве обеспечения пул активов и выпускающего на его основе ценные бумаги с правом требования к пулу (к денежным потокам), токенизация портфеля недвижимости объединяет активы недвижимости и предоставляет права на такой портфель посредством токена. Поскольку токены в большинстве случаев в мировой практике представляют собой цифровое представление ценных бумаг, токенизацию можно рассматривать как вариант секьюритизации на основе активов, выпущенных в сети блокчейн. В результате обоих процессов неликвидные финансовые активы превращаются в ликвидные, и могут торговаться на рынках капитала (биржах). При всей схожести этих двух методов финансирования, с точки зрения защиты инвесторов, обязанностей управляющих пулами активов, а также рисков, характерных для предложения таких продуктов частным инвесторам, секьюритизация является хоть и более сложным, но более надежным способом вложения денег. В случае токенизации, решение вопросов - как будет гарантирована сохранность базового актива (к примеру, недвижимости), и будут ли соглашения между владельцами токенов и эмитентами обязательны к исполнению в суде, будет зависеть от законодательства, применимого к токенизации. Как было отмечено выше, Законом об информатизации установлено, что цифровой актив не является финансовым инструментом и не обеспечивает права на финансовые инструменты, то есть в случае, если токен будет выпущен на территории РК «с привязкой» к базовому активу (долям в недвижимости или доходу от нее), полагаем, что существует риск признания такой токенизации активов секьюритизацией и выпущенный токен может попасть под определение «облигаций», либо эмитенты могут использовать токенизацию для того, чтобы «замаскировать» секьюритизацию активов, что в свою очередь может привести к применению регулирования секьюритизации или ограничения выпуска такого рода токенов (либо распространения на него регулирования МФЦА, которое планируется принять). Также открытым остается вопрос регистрации прав на недвижимое имущество (долей на него), в случае токенизации таких прав. Потенциальные риски, связанные с оборотом цифровых активов Токенизация становится привлекательным способом привлечения инвестиций и вложения средств, в связи с тем, что используется технология блокчейн, которая гарантирует определенный уровень прозрачности и не подконтрольности одному регулятору, и с ее помощью возможно получить, предположительно, сверхдоход, минимизировав при этом транзакционные издержки и избежав строгого регуляторного контроля. В данном обзоре мы сознательно не затрагиваем ситуаций, касающихся недобросовестных моделей эмиссии токенов и недобросовестного поведения эмитентов и других связанных лиц (мошеннических схем). Но, кроме этого, у нового механизма привлечения инвестиций есть подводные камни, в том числе связанные с надлежащим регулированием выпуска и оборота токенов в рамках применимого законодательства. Рассмотрим основные риски, на которые стоит обратить внимание при приобретении или эмиссии цифровых активов (токенов) на территории РК. 1. Риски, вытекающие из статуса и определения вида токена. Несмотря на то, что Законом о цифровых технологиях в законодательство РК введено понятие цифрового токена и определены его виды (обеспеченный и необеспеченный), данные положения имеют обобщенный характер. В каждом отдельном случае, в зависимости от того, какой базовый актив «привязан» к токену, может быть затруднительно определить его вид (utility-токены или security-токены) без достаточного количества допущений и оговорок, что может привести к неверному регулированию или его отсутствию там, где оно необходимо (как в случае с security-токенами). Потенциально неясный нормативно-правовой статус токенизированных активов представляет собой риск для участников рынка, в частности в виде необходимости обеспечения гарантии связи выпущенных токенов с объектами, существующими в реальной жизни. Для защиты инвесторов необходимо, чтобы эмитенты, выпускающие цифровые активы, раскрывали информацию о том, что именно представляют собой эти активы и каким образом будет гарантирована защита данных активов в период реализации проекта. Важно убедиться, что они действительно связаны со своими аналогами в реальном мире. В отличии от проспектов, над которыми обычно работают профессиональные эксперты, и выпуск которых регулируется требованиями конкретной биржи, Белая бумага (аналог проспекта в ICO) имеет большое значение с точки зрения контента и информированности инвестора. Так, в связи с отсутствием единых требований к содержанию Белой бумаги и посредников, которые могли бы подтвердить информацию, указанную в ней, а также неопределенностью, связанной со статусом токенов и мерами защиты прав приобретателей токенов, в случае если токенизированный проект или продукт «не выстрелит» или его эмитент обанкротиться, ICO в большей степени уступает IPO с точки зрения гарантии и защиты прав приобретателей токенов. Кроме этого, правовой статус смарт - контрактов еще предстоит определить, поскольку они по-прежнему не считаются юридическими договорами, так как данное понятие не было введено в законодательство РК. До тех пор, пока не будет выяснено, применяется ли договорное право к смарт - контрактам, вопросы исполнения обязательств по сделкам будут сохраняться. 2. Риск, вытекающий из регулирования токенов в РК Как было указано выше, законодатель установил, что уполномоченный орган РК определяет порядок выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов, а также требования к информационной системе лица, выпускающего цифровой актив на распределенной платформе данных. То есть сделан лишь первый шаг в регулировании вопросов, связанных с токенизацией активов. Предполагается, что планируемые к принятию правовые акты в данной сфере будут регулировать отношения между эмитентом и приобретателем токенов, а также устанавливать порядок выпуска и оборота токенов на территории РК. При этом, вопрос - удастся ли законодателю закрепить эффективное регулирование, которое сможет предусматривать разнообразные варианты выпуска и оборота токенов, и в то же время защищать интересы как инвесторов, так и эмитентов, остается открытым. Из вышеуказанного вытекает риск того, что до принятия необходимого регулирования выпуска и оборота цифровых активов, или в случае применения сугубо технического подхода к такому регулированию, остается не ясным правовой статус токенов, эмитированных в РК, а также отсутствуют правовые механизмы защиты прав инвесторов - приобретателей токенов. Полагаем, что правовой режим токенизированных активов и ICO должен зависеть от структуры процесса, базового актива/идеи и от объема прав, предоставляемых токенами. Внушает оптимизм то, что предполагается регулирование цифровых активов в рамках МФЦА. Так, на базе регулятивной песочницы FinTech Lab ведется разработка нормативно-правовых актов МФЦА для регулирования деятельности в сфере блокчейн и криптоактивов (токенов). 3. Риск, вытекающий из оборота и учета токенов Экстерриториальное применение законодательства о ценных бумагах и финансовых операциях к правовому положению инвестора в юрисдикциях с наиболее строгими правилами (как США и Швейцария) является одним из наиболее существенных рисков. Это нужно учитывать при приобретении токенов на ICO/STO зарубежных проектов, в том числе с базовым активом в РК. При этом, так как казахстанское законодательство на данном этапе предусматривает, что токены не могут обеспечивать права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица, полагаем, что права инвесторов в РК, которые приобретают security-токены, на данном этапе не защищены в РК. То есть полагаем, что будет довольно сложно или невозможно применить меры административной или судебной защиты прав обладателей токенов в рамках законодательства РК. 4. Риск, связанный с налогообложением оборота токенов Неопределенность казахстанского режима налогообложения операций с токенами, в основном, полагаем связана с моментом появления дохода от ICO, с выводом дохода в фиатные валюты и документарного подтверждения транзакций. В этой связи, также не исключаем определенные сложности с учетом токенов на балансе юридических лиц, определением налогооблагаемой базы и ставок, а также с отчетностью о доходах от оборота токенов. ***** На основании вышеизложенного стоит отметить, что разработчиками принятого Закона о цифровых технологиях проделана колоссальная работа по внедрению таких сложно регулируемых понятий в законодательство РК как блокчейн, цифровые токены и майнинг. Исходя из введенных новых правовых норм, можно сделать вывод, что законодатель пытался найти компромисс между необходимостью правового регулирования и сохранением технологической нейтральности в вопросах токенизации и оборота цифровых токенов на территории РК. Новым законом четко установлено, что цифровой актив (токен) не является средством платежа и финансовым инструментом, не может обеспечивать права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица, а также то, что выпуск и оборот криптовалют запрещен в рамках законодательства РК (но может быть урегулирован в рамках МФЦА). Однако, остаются открытыми вопросы обеспечения гарантий при токенизации активов («привязка» реальных активов к выпускаемым токенам), защиты прав инвесторов, применения к токенизации регулирования базового актива, а также вопросы налогообложения. Полагаем, что их решение возможно будет найдено после того, как сложится соответствующая правоприменительная практика. Принимая во внимание недостаточное законодательное урегулирование токенизации активов (ICO) на данном этапе, считаем, что любой инвестор, а также эмитент токенизированных активов на каждой стадии ICO должен действовать с разумной осторожностью и с учетом возможных ограничений в рамках законодательства РК. В зависимости от токенизируемого актива и применимого к нему регулирования, каждому эмитенту необходимо предварительно оценить правовые и финансовые риски, связанные с выпуском и оборотом токенов, и решить для себя токенизировать или нет свои актив (проект). Обращаем внимание, что при написании данной публикации мы не имели цель сделать исчерпывающий правовой анализ регулирования цифровых активов, токенов или криптовалюты в Казахстане, и некоторые вопросы остались за периметром нашего анализа. Информация, содержащаяся в данной публикации, предназначена лишь для общего ознакомления, не может быть использована как юридическая консультация, и являться основанием для принятия каких-либо решений. Юристы Egen Gregory всегда готовы предоставить необходимые консультации по вопросам, связанным с регулированием цифрового майнинга, токенов и криптовалюты в Казахстане. Связаться с нами можно по электронному адресу ddostanova@egengregory.com.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |