| ||||||||||||||||||||
|
|
|
31.07.2025 Цифры и факты о семейном насилии:
Казбаева А.Г., к.ю.н., доцент кафедры Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, главный инспектор Отдела правовой и организационно-аналитической работы Национального центра по правам человека
Семейно-бытовое насилие остается одной из наиболее острых и комплексных проблем, подрывающих права человека, достоинство и физическую безопасность личности. Республика Казахстан последовательно демонстрирует приверженность принципу нулевой терпимости к насилию и предпринимает системные шаги в рамках международных обязательств по его предупреждению и искоренению. Международные правовые акты, устанавливающие основополагающие права человека, обеспечивают защиту каждого человека от проявлений насилия и иных унижающих достоинство человека видов обращений. Примечательно, что 2023 год по всему миру проходил под эгидой 75-летия Всеобщей декларации прав человека. Поэтому важно вновь обозначить ее ключевые положения: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1), никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 5). В документе подчеркивается право людей на жизнь без насилия, ценность семьи и ее особая роль. Основные принципы прав человека, впервые изложенные во Всеобщей декларации, нашли отражение в многочисленных конвенциях, декларациях и резолюциях по правам человека. Важнейшее значение имеет Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), к которой Казахстан присоединился в 1998 году, а также ее Факультативный протокол (ратифицирован в 2001 году). Конвенция требует от государств устранения дискриминации и насилия в отношении женщин, включая домашнее насилие, а также обеспечения правовой и социальной защиты пострадавших. Дополнительно международные стандарты закреплены в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993), Модельном законодательстве ООН (1996), Конвенции о правах ребенка (ратифицирована РК в 1994 году), Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. В 2017 году Комитет CEDAW выпустил Общую рекомендацию № 35, в которой подчеркивается, что гендерное насилие может приравниваться к пыткам. Казахстан также ориентируется на положения Стамбульской конвенции Совета Европы и межамериканских стандартов (Конвенция Белем-ду-Пара), несмотря на отсутствие формального присоединения. Эти документы определяют домашнее насилие как системное нарушение прав человека, устанавливают обязанность государства принимать всесторонние меры защиты, профилактики и уголовного преследования агрессоров. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан (ст. 17), никто не должен подвергаться насилию. Базовым актом, регулирующим противодействие насилию в семье, является Закон «О профилактике бытового насилия» от 2009 года. Он впервые дал определение понятия «бытовое насилие» и закрепил виды насилия - физическое, психологическое, сексуальное и экономическое, а также компетенции уполномоченных субъектов. В течение следующих лет закон неоднократно совершенствовался, однако наиболее масштабные изменения пришлись на последние пять лет. Ответственность за деяния в сфере СБН закрепляется в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе. Законодательство эволюционировало: начиная с УК 1998 года и изменений в КоАП, вплоть до современных поправок. Были периоды декриминализации побоев и легкого вреда здоровью (2004 - 2011), административного преследования (2017 - 2019), а затем их повторной криминализации в 2024 году (ст. 108-1, 109-1 УК). К другим составам, квалифицируемым в контексте СБН, относятся: убийство (ст. 99 УК), причинение вреда здоровью (ст. 106, 107 УК), доведение до самоубийства (ст. 105 УК), истязание (ст. 110 УК), угроза (ст. 115 УК), а также ряд статей, касающихся сексуального насилия (ст. 120 - 124 УК). С июля 2023 года по инициативе МВД: - введен выявительный характер учета правонарушений; - устранена возможность многократного примирения сторон; - ужесточены сроки административных арестов. Следовательно, в 2020 - 2024 годах государственная политика в этой сфере была сосредоточена на усилении превентивных мер и просветительской работе. Начали внедряться модели межведомственного взаимодействия на местном уровне, расширялись функции участковых инспекторов, а также проводились регулярные информационные кампании. Решающий нормативный сдвиг произошел в 2024 году. Принят Закон № 72-VIII от 15 апреля 2024 года, который стал результатом широкого общественного обсуждения, экспертной оценки и правозащитной инициативы. Закон комплексно усилил меры уголовной, административной, социальной и институциональной защиты жертв насилия. Кроме того устранена административная преюдиция, усилена уголовная ответственность, запрещено совместное проживание с жертвой, введены обязательные меры коррекции. Эти меры существенно повлияли на структуру выявлений и стимулировали рост обращаемости пострадавших. Так, принятые новеллы охватывают уголовно-правовую, административную, социальную, трудовую и институциональную плоскости. 1. Уголовно-правовые меры 1) Побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью переквалифицированы из административных в уголовные правонарушения. 2) Ужесточены санкции по статьям 106 УК РК (тяжкий вред здоровью), 107 (средней тяжести вред), 110 (истязание), 120 (изнасилование). 3) Введена уголовная ответственность за: - сексуальные домогательства в отношении лиц младше 16 лет; - склонение и содействие самоубийству; - насильственные действия, совершенные с особой жестокостью. 4) Закреплен перечень преступлений, квалифицируемых как сопряженные с насилием в отношении несовершеннолетних. 5) Ограничено применение ареста к уязвимым категориям: беременным, одиноким родителям малолетних детей, пожилым лицам и лицам с инвалидностью. 2. Административные меры 1) Введена административная ответственность за буллинг и кибербуллинг несовершеннолетних (ст. 127-2 КоАП РК). 2) Закреплен запрет на повторное примирение сторон — оно допускается единожды и только на стадии судебного разбирательства. 3) Установлены обязательные требования к поведению правонарушителей: - прохождение психологической помощи; - запрет на контакт с потерпевшим; - временное отстранение от совместного проживания (до 30 суток); - ограничения на хранение оружия и употребление алкоголя. 3. Социальные и профилактические меры 1) Образовательные и медицинские организации обязаны незамедлительно сообщать в правоохранительные органы о фактах насилия над детьми. 2) Установлен запрет на принудительную высадку несовершеннолетних из общественного транспорта при отсутствии оплаты. 3) Закреплено понятие «трудной жизненной ситуации» в Социальном кодексе и механизмы ее раннего выявления. 4) Существенно расширены полномочия местных исполнительных органов в сфере профилактики, кризисного реагирования и социальной поддержки. 5) Развита сеть центров поддержки семьи и мобильных групп раннего реагирования. 6) Создан и нормативно закреплен контакт-центр «111» по вопросам семьи, женщин и детей. 7) Внедрена система проактивной поддержки: полицией созданы следственно-оперативные группы с участием более 260 следователей-женщин. 4. Трудовые гарантии В Трудовой кодекс введена норма, обязывающая работодателей предоставлять пострадавшим от насилия до 30 дней отпуска без сохранения заработной платы, если они временно находятся в кризисных центрах. Закон от 15 апреля 2024 года (№ 72-VIII) стал системным сдвигом: устранена административная преюдиция, усилена уголовная ответственность, запрещено совместное проживание с жертвой, введены обязательные меры коррекции. Данные меры существенно повлияли на структуру выявлений и стимулировали рост обращаемости пострадавших в семейно-бытовой сфере. Побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью стали уголовно наказуемыми деяниями по статьям 108-1 и 109-1 Уголовного кодекса. Реформа была призвана устранить барьеры заявительного порядка, повысить гарантии для потерпевших и обеспечить неотвратимость наказания. Помимо правовых изменений, были приняты меры по усилению инфраструктуры поддержки и профилактики, что позволило проанализировать первые итоги на основе официальной статистики. По данным за январь-май 2025 года возбуждено 1 370 уголовных дел в семейно-бытовой сфере. Для сравнения, за тот же период 2024 года их было 406. Рост составил 238%, что объясняется переквалификацией из административной плоскости в уголовную. Особенно заметным стало снижение тяжких форм насилия. Количество убийств в семейно-бытовой среде уменьшилось с 50 (2024 год) до 32 (2025) случаев, что составляет снижение на 36 %. По статье 106 УК о причинении тяжкого вреда здоровью наблюдается спад с 122 до 86 эпизодов, то есть на 29%. По статье 107 УК, предусматривающей средний вред здоровью, зафиксировано 97 дел вместо 146, снижение составило 34%. Число особо тяжких преступлений в семейной сфере сократилось с 94 до 53, что эквивалентно уменьшению на 44 %. Введенные новые составы преступлений по статьям 108-1 и 109-1 УК РК, включающие побои и легкий вред здоровью, позволили правоохранительным органам регистрировать факты насилия без подачи заявления от потерпевших. За 5 месяцев 2025 года по статье 108-1 возбуждено 1 465 дел, из которых 319 случаев в семейной среде. По статье 109-1 составило 2 475 дел, из которых 781 также относятся к семейному насилию. Такие данные демонстрируют реальную масштабность ранее скрытой латентной преступности. По административной линии также произошли структурные сдвиги. Статья 73 КоАП, ранее широко применяемая, в 2024 году охватывала 30 301 случай. В 2025 году их количество снизилось до 14 346, что составляет уменьшение на 53 %. Это напрямую связано с переквалификацией проступков в уголовные дела. При этом количество вынесенных защитных предписаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло с 41 465 до 41 982. Судебные решения о применении особых требований составили 9 936 в 2025 году против 9 858 в 2024 году. Запрет на употребление алкоголя как превентивная мера назначался в 7 249 случаях в 2025 году по сравнению с 6 156 в 2024 году, рост составил 18 %. Количество нарушений ограничений также увеличилось на 9 % (с 9 754 до 10 595). Новая мера временного выселения агрессора начала применяться в 2025 году за полгода была использована 11 раз. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, объем финансирования специальных социальных услуг в 2023 году составил 2,282 млрд тенге, в 2024 году - 2,966 млрд тенге, а в 2025 году предусмотрено 2,944 млрд тенге, из которых на 1 июня 2025 года освоено 857,4 млн тенге, что составляет 30 % от годового лимита. Это позволило расширить сеть кризисных центров с 42 объектов в 2020 году до 74 в 2025 году, из которых 61 имеют приюты. За 5 месяцев 2025 года в них получили помощь 2 898 человек, в том числе 986 женщин и 1 912 детей. Горячая линия 111 приняла 1 459 звонков, что на 42 % больше, чем в аналогичном периоде 2024 года. В связи с вступлением в силу Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года № 72-VIII, предусматривающего комплексные меры по защите от семейно-бытового насилия, было проведено существенное усиление кадрового потенциала подразделений МВД, специализирующихся на защите женщин и детей. До законодательных изменений в штате числилось 256 единиц. После перераспределения ресурсов и нормативного расширения штат увеличен до 991 должности. По состоянию на июнь 2025 года фактически заняты 912 ставок, из которых 734 приходятся на женщин, что составляет 80%. Вакантными остаются 79 единиц. Благодаря этому обеспечен круглосуточный отклик в большинстве районов и городов, что значительно повысило доступность и оперативность реагирования со стороны административной полиции. Существенным шагом в направлении индивидуализированной профилактики стало внедрение методики оценки риска повторного насилия, основанной на научно обоснованных критериях. Она позволяет полицейским и специалистам социальных служб системно анализировать поведенческие и социальные факторы, указывающие на потенциальную опасность для пострадавшего. Стандартизированные анкеты включают такие параметры, как история насилия, наличие угроз, зависимость, ревность и элементы контроля. Их применение помогает заранее выявить высокий риск рецидива и принять меры еще до наступления нового инцидента. Данное повышает эффективность защитных предписаний, позволяет сосредоточить ресурсы на наиболее уязвимых случаях и выбрать оптимальную тактику вмешательства. В числе применяемых инструментов адаптированная методика ODARA (Канада), предназначенная для оценки склонности к повторному насилию. В 2023 году пилотное применение в Алматинской и Костанайской областях позволило снизить долю повторных обращений с 15 % до 7,9 %. По результатам анализа рисков 52 агрессора были направлены на обязательные курсы психокоррекции, рецидивы в этих случаях не зафиксированы. В рамках пилотного проекта выявлено 58 склонных к насилию лиц, однако только 35 из них прошли тренинг по сдерживанию агрессии. Вопрос дальнейшего масштабирования этой практики, включая ее нормативное и финансовое обеспечение, остается открытым. Система помощи жертвам и работы с агрессорами формируется в рамках социальной политики. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане функционируют 74 кризисных центров, из которых 15 - государственные. Объем финансирования за 2023 год составил свыше 2,2 млрд тенге, при этом оказано помощь более 4 тыс. человек, включая медицинскую, правовую и социально-бытовую поддержку. Однако покрытие нуждающихся в помощи остается низким, особенно в отдаленных регионах. Жертвы получают специальные социальные услуги на основе оценки состояния и последующей идентификации. Действует балльная система для признания статуса пострадавшего. Услуги охватывают широкий спектр от социально-психологических до трудовых и культурных. В то же время в стране отсутствуют четкие индикаторы качества таких услуг и единый мониторинг их предоставления. Необходимо отметить, что цифровая карта семьи, запущенная с 2023 года, аккумулирует информацию о 6,3 миллионах семей и позволяет проактивно назначать социальную поддержку. Однако в большинстве регионов не обеспечивается долгосрочное социальное сопровождение жертвы, отсутствует единый реестр кризисных центров в онлайн-формате. Первые итоги реформы показывают не рост насилия, а снижение его латентности. Об этом свидетельствует рост числа уголовных дел при одновременном сокращении тяжких и особо тяжких форм насилия. Убийства сократились на 36 %, средний вред на 34 %, тяжкий вред на 29 %, особо тяжкие случаи на 44 %. При этом выросло количество жертв, обратившихся за помощью, увеличилось число защитных мер и была расширена сеть кризисных центров. В условиях устойчивого финансирования и цифровизации учета риск повторных случаев может быть снижен до уровня менее 5 % к 2026 году. Казахстан уверенно движется в сторону модели нулевой терпимости к семейному насилию, опираясь на законодательные гарантии, институциональные меры и грамотную профилактику. С учетом важности темы предупреждения насилия и обеспечения гендерного равенства, Казахстан реализует ключевые стратегические документы. Один из них План действий Правительства Республики Казахстан по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин на 2024 - 2027 годы, утвержденный в развитие обязательств Казахстана по достижению Целей устойчивого развития ООН. План включает 46 мероприятий в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и семейной политики. Особое внимание уделяется профилактике насилия, обеспечению защиты жертв и продвижению институциональных механизмов равенства. Законодательная база продолжает совершенствоваться. Принятый в 2024 году Закон № 72-VIII направлен на ужесточение ответственности за насилие, расширение механизмов правовой и социальной защиты, внедрение межведомственной модели реагирования. Этот закон дополнил уже действующую нормативную базу и создал основу для интеграции уголовно-правовых, превентивных и социальных мер. В 2023 году был опубликован специальный доклад, посвященный вопросам противодействия семейно-бытовому насилию. В документе представлены оценка правоприменительной практики, результаты социологических исследований, международные стандарты, национальные меры, а также выявлены существующие правовые и институциональные дефициты. Доклад был направлен в Парламент с конкретными предложениями по их устранению. Кроме того, Казахстан выступил с инициативой разработки модельного закона о противодействии семейно-бытовому насилию для стран СНГ, что отражает стремление к региональному сотрудничеству и обмену эффективными практиками. Завершившееся в 2024 году трехлетнее членство страны в Совете по правам человека ООН ознаменовалось принятием предложенной Казахстаном резолюции «Искоренение домашнего насилия», единогласно поддержанной на 57-й сессии СПЧ ООН. Этот документ получил широкую международную поддержку и стал важным подтверждением внутренней готовности к трансформации системы защиты прав женщин и детей. Таким образом, предпринимаемые меры являются частью комплексной государственной стратегии, ориентированной на устойчивое снижение латентности, повышение доступности помощи, развитие профилактики и межведомственного реагирования. Казахстан демонстрирует последовательную приверженность международным стандартам и нацелен на создание эффективной системы предупреждения и пресечения насилия, обеспечивающей защиту и восстановление прав жертв.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |