|
|
|
Письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 2 июня 2014 года № 2-010732-14-29487
Согласно статье 13 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации»: «Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средства массовой информации возможно по решению собственника или суда». А согласно п. 4 статьи 1 данного закона интернет-ресурсы являются средствами массовой информации. Однако, Законом Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 200-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года № 567-II «О связи» дополняется статьей 41-1, которой предусматривается, что операторы связи и (или) государственная техническая служба после получения от уполномоченного органа требования о принятии мер по выполнению указанного в пункте 1 настоящей статьи предписания об устранении нарушений закона обязаны выполнить его в течение не более трех часов путем временного приостановления работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации. Таким образом, вводится процедура внесудебного приостановления выпуска средств массовой информации либо распространения продукции средств массовой информации, являющихся интернет-ресурсами. Не противоречит ли данная внесудебная процедура прямому запрету на таковую, установленному в Законе «О средствах массовой информации»? Кроме того, в вышеупомянутой статье 41-1 говорится о таком основании для внесудебного приостановления доступа к интернет-ресурсам, как «преступные цели, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства». В связи с чем, просим сообщить, имеются ли в настоящее время разработанные методики, методические рекомендации, разъяснения по определению сообщений и материалов, как преследующих «преступные цели, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства»? Могут ли определять преступные цели владельцы интернет-ресурсов самостоятельно либо это могут делать только уполномоченные государственные органы, например, органы судебной экспертизы?
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан рассмотрено Ваше обращение о разъяснении отдельных требований законодательства о связи. По первому вопросу. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. В этой связи, не усматриваем каких-либо противоречий в том, что в Законе «О связи» затронуты те или иные вопросы, связанные с распространением продукции средств массовой информации (далее - СМИ) через/с использованием средств и сетей связи. По второму вопросу. Считаем крайне затруднительным составление какого-либо документа, позволяющего определить все возможные случаи использования СМИ в преступных целях на основании предварительно установленных единых правил и критериев. В этой связи, ответственным за это представителям/работникам СМИ необходимо самостоятельно определять подобные случаи на основании норм уголовного законодательства и исходя из правоприменительной практики. Отмечаем, что указанная Вами норма Закона «О связи» (касательно использования СМИ в преступных целях) не является новой для СМИ. Статья 2 Закона «О средствах массовой информации» с июля 2009 года содержит норму о том, что не допускается использование средства массовой информации в целях совершения административных правонарушений либо уголовно-наказуемых деяний.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |