|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года № 2340
Утратил силу в соответствии с Законом РК от 12 января 2007 года № 221-III
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" и в целях определения обращений граждан как важного средства осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов личности, установления единого порядка их рассмотрения в государственных органах, а также в организациях издаю настоящий Указ. Статья 1. Законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Указом, другим законодательством Республики Казахстан. Статья 2. Понятие основных видов обращений В настоящем Указе используемые понятия означают следующее: 1. Предложение - это вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, а также организаций (далее - органы), рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных перед ними задач. 2. Заявление - официальное обращение граждан в органы или к их руководителям и иным должностным лицам (далее - должностные лица), посредством которого реализуются субъективные права, не связанные с нарушением их прав и законных интересов. 3. Жалоба - обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, невыполнении решений, принятых по обращениям, неправомерных действиях должностных лиц. 4. Отклик - вид обращения, посредством которого граждане реализуют свое отношение к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также явлениям и событиям общественной значимости. 5. Запрос - обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера. Статья 3. Право граждан на обращения В целях защиты своих прав и законных интересов, а также защиты законных интересов других физических и юридических лиц, общества или государства граждане вправе обращаться в органы и к их должностным лицам. Статья 4. Пределы действия настоящего Указа Обращения граждан на действия государственных органов и организаций, не имеющих своих вышестоящих органов, разрешаются в судебном порядке. Не подлежат рассмотрению обращения граждан, порядок разрешения которых установлен законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным законодательством, а также анонимные обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество, нет подписи, данных о месте жительства, работы или учебы.
Статья 5. Процедура и форма подачи обращения Обращения, поданные в установленном настоящим Указом порядке, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Отказ в приеме обращения запрещается. В обращениях указываются фамилия, имя, отчество, данные о местожительстве, работе или учебе обратившегося, наименование органов или должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения, свои требования. Обращение должно быть подписано заявителем. Обращения могут быть индивидуальными или коллективными и вноситься в устной или письменной форме. Гражданин вправе уполномочить другое лицо на подачу обращения. В интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц обращение подается их законными представителями. Обращения адресуются органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Граждане вправе обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, откликами и запросами на государственном языке, языке межнационального общения, родном языке или на любом другом языке, которым они владеют. Ответы даются на государственном языке или языке межнационального общения. Статья 6. Сроки рассмотрения обращений Обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до одного месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, о чем сообщается заявителю. Обращения, поступившие в органы, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее 5 дней направляются в соответствующие органы с сообщением об этом гражданину. Жалоба на действия должностных лиц или решения органов подается вышестоящему должностному лицу или органу в порядке подчиненности с момента, но не позднее одного года, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается органом, рассматривающим жалобу. Статья 7. Прекращение производства по обращениям Обращения граждан считаются разрешенными, когда рассмотрены поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям. Если решение вопросов переносится на длительный срок, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения. Повторные обращения, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подлежат, если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и авторам в установленном порядке давались ответы. Решение о прекращении производства по обращениям в органах вправе принимать руководитель органа или его заместитель. Статья 8. Личный прием граждан Должностные лица государственных органов, а также организаций обязаны проводить личный прием граждан не реже одного раза в месяц. Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы по месту работы или жительства. Если заявление или жалоба не могут быть разрешены должностным лицом во время приема, они излагаются в письменной форме и с ними ведется работа как с письменными обращениями. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 2002 года № 974 "Об организации приема граждан в центральных и местных исполнительных органах Республики Казахстан"
Статья 9. Делопроизводство по обращениям граждан Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от других видов делопроизводства в установленном законодательством порядке. Личную ответственность за организацию работы с обращениями граждан, состояние делопроизводства несут руководители органов.
Статья 10. Права граждан при рассмотрении обращения Гражданин, подавший обращение, имеет право: лично изложить доводы лицу, проверявшему жалобу, заявление; представлять дополнительный материал; получить мотивированный ответ в устной или письменной форме о принятом решении; обжаловать решение, принятое по обращению, в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу; обращаться в установленном законом порядке в суд на решения и действия органов и должностных лиц, совершенные с нарушением закона. Статья 11. Права и обязанности государственных органов, организаций и их должностных лиц Государственные органы, организации, их должностные лица имеют право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию; информировать население, трудовые коллективы и средства массовой информации о состоянии работы с обращениями граждан; взыскивать с гражданина по решению суда расходы, понесенные в связи с проверкой сообщений, содержащих заведомо ложные сведения. Органы и должностные лица обязаны: принимать и рассматривать обращения граждан, относящиеся к их компетенции, в порядке и сроки, установленные настоящим Указом; принимать законные и обоснованные решения; обеспечить контроль за исполнением принятых решений; сообщать гражданам о принятых решениях в письменной или устной форме; не допускать обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или в интересах которого она была подана; не направлять жалобы должностным лицам, действия которых обжалуются; исключать случаи возложения проверок на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса; пресекать преследования граждан и членов их семей в связи с подачей обращения; не разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия или сведения, составляющие государственную либо иную, охраняемую законом, тайну, и другую информацию. Не допускается также установление данных о личности гражданина, не относящихся к обращению; анализировать и обобщать обращения граждан, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение с целью совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы граждан; систематически проверять состояние работы по рассмотрению обращений граждан. Статья 12. Обращения иностранных граждан и лиц без гражданства Обращения иностранных граждан и лиц без гражданства как имеющих, так не имеющих право на постоянное проживание в Республике Казахстан, рассматриваются в установленным настоящим Указом порядке, если международными договорами Республики Казахстан не предусмотрены иные правила их рассмотрения. Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Указа Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |