Ольга Фоменко. О лоббировании интересов Глубокие изменения, происшедшие в обществе за последнее десятилетие, привели к бурному формированию новых организованных, в том числе корпоративных, интересов к нарастающей практике лоббизма. В советское время несколько десятилетий исключительно негативно и зачастую поверхностно освещалась практика западного лоббизма. Поэтому у подавляющего большинства граждан нашей страны выработалось стойкое настороженно-критическое отношение к лоббизму как таковому. Между тем это явление универсально и практически существовало в Советском Союзе. Мировая практика законодательного регулирования лоббизма, несмотря на его фактическое широкое распространение, весьма ограничена и неоднозначна. Даже некоторые западные государства прямо запрещают такую деятельность. Например, во Франции она является незаконной на основании ст. ст. 23 и 79 регламента Национального собрания, а в Индии приравнена к одной из форм коррупции. Другие страны, такие, как Италия, не признают ее наличия или считают нецелесообразным принимать по этому поводу специальные законы. На 1995 год лишь США и Канада имели таковые. А Австралия и Германия имеют специальные правила регистрации юридических и физических лиц, пытающихся влиять на законодательный процесс. Из небогатого выбора существующих нормативных актов самым "авторитетным" является федеральный Закон о регулировании лоббизма США. Имеющий долголетнюю практику (закон принят в 1946 г.), неоднократно изменявшийся и дополнявшийся, он стал, по мнению специалистов, классическим для юристов и политологов. Однако этот закон создавался для американской политической и правовой системы, в то время как Казахстану ближе не американская, а европейские модели политико-государственного устройства и континентальная система права. Континентальный опыт регулирования лоббизма наиболее богато представлен в законодательных нормах ФРГ. Хотя там отсутствует единый закон о лоббизме, но принятое положение "О регистрации союзов и их представителей при бундестаге", ведомственные нормы регламентируют взаимоотношения органов законодательной и исполнительной властей с лобби-агентами. Кодекс поведения члена бундестага позволяет составить общую картину правового регулирования лоббизма в стране. В планах законотворческой деятельности нашей республики принятие уже в этом году Закона "О лоббировании", проект которого направлен на реализацию прав и свобод, предусмотренных пунктом 1 статьи 13, пунктом 3 статьи 18 и пунктом 1 статьи 33 Конституции Республики Казахстан. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|