Арбитражные (третейские) суды. Реальный правовой статус. Традиционно государство признает право участников гражданско-правовых договоров по взаимному согласию обращаться к негосударственному арбитражному (третейскому) суду; и в этих случаях спор между ними не подлежит рассмотрению государственным судом. Роль арбитражного (третейского) суда в системе органов защиты нарушенных гражданских прав во всем мире повышается по мере развития торгового, особенно внешнеторгового, оборота. Соответственно перекраивается законодательство. Но в Казахстане, к сожалению, наблюдается явное замедление этого процесса, даже определенный регресс, чему содействуют некоторые нормы нового Гражданского процессуального кодекса. Так, английская фирма-покупатель заключила с казахстанским поставщиком контракт на поставку металла, но, получив таковой, уклонилась от его оплаты. Поскольку контрактом было предусмотрено, что споры по его ненадлежащему исполнению подлежат разрешению арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан, поставщик предъявил иск в арбитражную комиссию. Покупатель отказался от рассмотрения спора в арбитражной комиссии, сославшись на статью 7 вновь принятого ГПК, которая предусматривает, что "правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством... Решения чрезвычайных, а также иных незаконно учрежденных судов юридической силы не имеют и исполнению не подлежат". Ответчик поэтому требовал, чтобы дело рассматривалось государственным судом, избранным по правилам определения подсудности. Поскольку же статья 31 ГПК устанавливает, что иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения органа юридического лица, дело должно рассматриваться в Англии. Доводы ответчика были отвергнуты арбитражной комиссией, но, поскольку статья 7 ГПК действительно содержит приведенное выше правило, оно требует однозначного истолкования, ибо, как видим, уже вызывает отрицание самой возможности существования негосударственных, в том числе арбитражных (третейских), судов. Сторонники такого мнения ссылаются на статью 75 Конституции Республики Казахстан, где сказано, что "правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом". Но следует учитывать, что Конституция этим определением говорит о суде и правосудии как о деятельности специальной ветви государственной власти (пункт 4 статьи 3 Конституции), и суд рассматривается в качестве государственного органа, который использует переданную ему огромную власть и мощные средства принуждения для защиты общественного и государственного строя, защиты прав, свобод, правомерных интересов граждан и их различных законных объединений от всевозможных нарушений, в том числе и от действий других ветвей власти. Вот в чем цель и суть правосудия, которое может осуществляться только судом. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|