|
|
|
Источник: Прочие
25.01.2000 Методические рекомендации о нормах представления налоговой декларации Изучение налоговой практики показывает, что при выяснении правильности подачи налоговой декларации некоторыми категориями государственных служащих зачастую возникают спорные ситуации, основными причинами которых являются преувеличение требований нормативных правовых актов, игнорирование или неправильное их понимание. Нужно отметить, что государственная служба в Республике Казахстан это профессиональная деятельность граждан в государственных органах и их аппаратах, осуществляемая на конституционной основе и направленная на осуществление государственного управления, реализацию иных задач и функций государства. Государственным служащим является гражданин РК, занимающий оплачиваемую государственную должность и в соответствии с законодательством осуществляющий должностные полномочия от имени государственного органа в целях реализации задач и функций государства. Государственная должность - структурная единица государственного органа и его аппарата, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. По отчетным данным местных органов в течение 1998 года за нарушение порядка подачи деклараций и сведений о доходах и имуществе к административной ответственности привлечены 879 государственных служащих, на которых наложено штрафных санкций на общую сумму более 6,5 млн. тенге. На наш взгляд, основным и имеющим преимущество над другими нормативными правовыми актами, определяющими условия и иные правила подачи деклараций о доходах и сведений о доходах и имуществе является Закон РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее Закон "О налогах..."), где в п. 2 ст. 1 говорится: "Законодательные и иные акты, противоречащие положениям настоящего Закона, не имеют юридической силы." В этой связи на депутатов Парламента РК и маслихатов, государственных служащих, в том числе на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, полностью распространяется действие п. 1 и п.2 ст. 49 (Подача деклараций о доходах и сведений о доходах и имуществе) Закона РК "О налогах ...", в которых сказано: "1. Декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах представляют органам налоговой службы по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным, следующие налогоплательщики: 1) юридические лица; 2) физические лица, имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты в Республике Казахстан; 3) физические лица, совершившие в налоговом году строительство или крупное приобретение на сумму свыше 500 месячных расчетных показателей, за исключением строительства жилища и крупных приобретений строительных материалов для такого строительства; 4) физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан; 5) физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан; 6) депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также лица, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу; 7) нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. 2. Депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов при избрании, а также лица, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, при поступлении на государственную службу, при назначении на государственные должности, при продвижении по государственной службе, представляют в органы налоговой службы сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения". В п. 7 ст. 49 Закона "О налогах..." также говорится, что "Декларация о доходах и сведения о доходах и имуществе подаются в форме и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан". Следует отметить, что в ст. 144 (Подача налоговых деклараций и сведений о доходах и имуществе) Закона "О налогах..." уточняется порядок подачи налоговых деклараций: "1. Налогоплательщики, представляют органам налоговой службы налоговую декларацию в сроки, определенные настоящим Законом (в рассматриваемом случае до 31 марта года, следующего за отчетным), и по форме, установленной Налоговым комитетом Министерства государственных доходов РК. 2. Налоговая декларация и сведения о доходах и имуществе должны быть подписаны налогоплательщиком или, в случае отсутствия или недееспособности налогоплательщика, его законным представителем. 3. Аудитор, оказывающий услуги по составлению налоговой декларации и сведений о доходах и имуществе налогоплательщика, обязан подписать указанную декларацию и сведения о доходах и имуществе, проставить печать и указать свой регистрационный номер налогоплательщика. 4. Налоговая декларация представляется органам налоговой службы в явочном порядке или по почте заказным письмом с уведомлением". Из вышеизложенного следует, что на депутатов Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также на лиц, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, Законом "О налогах..." в определенных случаях возлагается представление в органы налоговой службы двух видов заявлений: 1) декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах; 2) сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения. В п. 4 ч.1 ст. 165 КоАП говорится о налоговой декларации вообще. Следовательно, приводимые в предыдущем абзаце оба заявления так же нужно рассматривать, как налоговые декларации. Такой вывод следует из того, что французское слово declaration переводится как заявление. В этой связи п.4 ч.1 ст. 165 КоАП под представлением налоговой декларации подразумевает заявление в установленной законодательством форме, налоговому органу сведений о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах либо сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения. Таким образом, в п.п. 4 ч.1 ст. 165 КоАП под понятием налоговая декларация подразумевается декларация о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах либо сведения о доходах и имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности, являющихся объектом налогообложения. Если для представления декларации о совокупном годовом доходе определен единый порядок, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным, то представление сведений о доходах и имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, предусматриваются в трех случаях: 1) при поступлении на государственную службу; 2) при назначении на государственные должности; 3) при продвижении по государственной службе. Конституция РК в части представления в органы налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, ни для кого не делает исключения. Вместе с тем в зависимости от нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность депутатов Парламента РК и маслихатов, а также различных категорий государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, порядок их представления требует уточнения в каждом случае. Для того чтобы разобраться в порядке представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем указанным выше налогоплательщикам на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, необходимо привести положения соответствующих нормативных правовых актов. Депутаты Кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента РК, в соответствии с п.1 ст.51 Конституции РК, сдают сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента, то есть до выборов депутатов. Кандидаты в депутаты Сената Парламента РК, в соответствии с п. 2 ст. 51 Конституции РК, сдают сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующих депутатов Сената Парламента. Кандидаты в маслихаты-собрания, в соответствии с ч.1 ст. 22 Закона РК от 10 декабря 1993 года "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан", сдают сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, до прекращения срока полномочий действующего созыва маслихата-собрания. Государственные служащие Сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, государственными служащими представляются в трех случаях, и этот порядок в соответствии с законодательством является одинаковым для всех государственных служащих. Под государственными служащими в данном пункте понимаются: - военнослужащие, то есть лица, состоящие на государственной военной службе в Вооруженных Силах, органах национальной безопасности, Республиканской гвардии Республики Казахстан, за исключением военнослужащих, проходящих срочную службу; - в действующем законодательстве отсутствует понятие "правоохранительные органы". Сложившееся на практике и употребляемое в различных документах нормативного и ненормативного характера это понятие является обобщающим для государственных органов, ведущих борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Традиционно к ним принято относить суд, прокуратуру, органы внутренних дел, национальной безопасности, юстиции, таможни, военной полиции, государственной противопожарной службы и с июня 1994 года - налоговой полиции; - иные лица, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих. Под случаями, при которых предоставляются сведения о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, в соответствии с законодательством подразумеваются: 1. Характеризуя понятие "поступление на государственную службу", необходимо отметить, что в нормативных правовых актах не существует определенного толкования. На наш взгляд, под этим понятием подразумевается период согласования условий принятия на работу между работодателем и лицом, поступающим на работу, то есть составление трудового договора. Так, согласно частям 1 и 3 ст. 20 Кодекса законов о труде КазССР трудовой договор может быть заключен в устной или письменной форме и фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Согласно законодательству о государственной службе под поступлением на государственную службу подразумевается период выяснения работодателем гражданства, уровня образования и профессиональной подготовки, соответствующим квалификационным требованиям, а также в предусмотренных законодательством случаях стажа работы по специальности, производства предварительной проверки в республиканском центре данных о кадрах госслужащих и прохождении гражданами обязательной специальной проверки. 2. Назначение на государственную должность, в соответствии с п. 2 ст. 16 Указа Президента РК "О государственной службе", осуществляется замещением государственной должности в порядке назначения либо на условиях контракта, который заключается на срок не более пяти лет и может быть перезаключен по его истечении. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Кодекса законов о труде КазССР прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации предприятия, учреждения, организации. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку. Таким образом, под назначением на государственную должность понимается замещение государственной должности в порядке назначения либо заключения контракта и оформление их приказом (распоряжением). 3. Под продвижением по государственной службе, в соответствии с п. 1 ст. 20 Указа Президента РК "О государственной службе", понимается занятие государственным служащим вышестоящей должности или присвоения ему более высокого квалификационного класса. Административная ответственность депутатов Парламента РК и маслихатов, а также лиц, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации либо за включение в налоговую декларацию искаженных данных, наступает на общих основаниях В соответствии с п.п. 4) ст. 165 КоАП за нарушение налогового законодательства непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации либо включение в налоговую декларацию искаженных данных налагается штраф на граждан в сумме от 10 до 20 минимальных размеров заработной платы и на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров заработной платы. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, влекут штраф на граждан в сумме от 20 до 40 минимальных размеров заработной платы и на должностных лиц - от 50 до 70 минимальных размеров заработной платы. Применение данной статьи требует нескольких уточнений: 1. В соответствии с ч. 5 ст. 26 КоАП минимальный размер заработной платы необходимо исчислять исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством . 2. В соответствии со ст. 15 Закона РК от 16 декабря 1998 года № 318-1 "О республиканском бюджете на 1999 год" размер месячного расчетного показателя на 1 января 1999 г. составляет 660 тенге, на 1 апреля - 715 и на 1 октября - 725. 3. При привлечении к административной ответственности депутатов Парламента РК и маслихатов, а также лиц, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, возникает вопрос, в качестве кого их рассматривать: как граждан или как должностных лиц? На наш взгляд, в п. 2 ст. 49 Закона "О налогах...", где говорится: "депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов при избрании, а также лица, на которых распространяются нормы законодательства, предусмотренные для государственных служащих, за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу" под депутатами при избрании (которых еще не избрали) и лицами подразумеваются граждане, так как данные депутаты и лица при представлении деклараций о совокупном годовом доходе либо сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектом налогообложения, являют собой граждан, декларирующих сведения только о своей собственности (собственности гражданина) и никак не организации или предприятия (даже если они являются руководителями). Поэтому законодательство в данном случае рассматривает их как граждан. Органы, налагающие административные взыскания на депутатов за нарушения налогового законодательства В соответствии с п. 4 ст. 52 Конституции РК депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Аналогично, согласно ст. 14-1 КоАП, народные депутаты КазССР не могут быть подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а депутат областного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского, аульного Совета народных депутатов на территории соответствующего Совета без согласия Верховного Совета КазССР, соответствующего Совета народных депутатов. В этой связи привлечение указанных выше депутатов к административной ответственности за нарушение правил подачи налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 165 КоАП, производится органами налоговой службы на общих основаниях, так как данная норма предусматривает несудебный порядок возложения административной ответственности. Административная ответственность судей, сотрудников прокуратуры, таможенных органов, налоговой полиции, государственной противопожарной службы В ч. 2 ст. 15 КоАП о вышеуказанных сотрудниках сказано: "другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи (Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность) лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях". Поэтому, исходя из того, что ни в одном из приводимых правовых источников: "О судах и статусе судей в Республике Казахстан", "О прокуратуре в Республике Казахстан", "О таможенном деле в Республике Казахстан", "Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции", "О пожарной безопасности в Республике Казахстан" не упоминается о налоговых правонарушениях или административно-налоговых правонарушениях и дисциплинарной ответственности за них, сотрудники, деятельность которых определяется вышеуказанными нормативными правовыми актами, привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства на общих основаниях. Таким образом, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 165 КоАП судьи, сотрудники прокуратуры, таможенных органов, налоговой полиции и государственной противопожарной службы за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации либо включение в налоговую декларацию искаженных данных могут быть подвергнуты административному взысканию в виде штрафа на сумму от 10 до 20 месячных расчетных показателей, а в случае, если вышеуказанные сотрудники правоохранительных органов в течение года подвергались административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 165 КоАП, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 20 до 40 месячных расчетных показателей. Вместе с тем, в соответствии с нормативными правовыми актами, порядок привлечения к административной ответственности сотрудников правоохранительных органов имеет свои особенности. Например, в п. 3 ст. 50 (Правовая защита сотрудников органов прокуратуры) Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 21 декабря 1995 года "О прокуратуре Республики Казахстан" сказано: "Любая проверка сообщения о факте административного правонарушения, совершенного прокурором, осуществляется с участием органов прокуратуры". Представители органов прокуратуры участвуют только при проверке, то есть при выяснении и определении причин и условий непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации, либо включения в налоговую декларацию искаженных данных сотрудником прокуратуры. При этом слово "проверка" не включает в себя понятия вынесения решения по результатам проверки (например, постановление о наложении административного взыскания) и полномочия по последнему на основании ст.ст. 165 и 237-7 КоАП предоставляются органам налоговой службы (без участия представителей органов прокуратуры). В ч.1 ст. 41 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 20 декабря 1995 года № 2694 "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" говорится, что "...судья не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке". Для органов налоговой службы, следовательно, в указанной ситуации нет нормативных ограничений в привлечении судей к административной ответственности во внесудебном порядке за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации либо включение в налоговую декларацию искаженных данных. В Указе Президента РК от 21 декабря 1995 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" отсутствуют нормы, противоречащие или дополняющие порядок привлечения к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации либо включение в налоговую декларацию искаженных данных, что дает органам налоговой службы право привлекать сотрудников органов внутренних дел к административной ответственности на общих основаниях. Новое представление о порядке наступления юридической ответственности лиц, занимающих государственные должности, за нарушение правил подачи налоговой декларации вносится в налоговые отношения Законом РК от 2 июля 1998 г. № 267-1 "О борьбе с коррупцией". При подаче декларации государственными служащими должны учитываться также требования ст. 9 названного Закона, в соответствии с которой: 1) Лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо на должность, связанную с применением государственных или приравненных к ним функций, представляют в налоговый орган по месту жительства: декларацию о доходах; декларацию об имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием оценочной стоимости и местонахождения указанного имущества; сведения о: вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами; своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций; трастах и о государствах, где они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов; названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или его супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя. 2) Лица, занимающие государственную должность, ежегодно в период своих полномочий, а также лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, в течение трех лет после увольнения в порядке, установленном налоговым законодательством, представляют в налоговый орган по месту жительства декларацию. 3) Супруг (супруга) лица, указанного в ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 9 представляет в налоговый орган по месту жительства декларации о доходах и имуществе, являющихся объектом налогообложения и находящихся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами. 4) Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи лица представляют соответственно в орган, на занятие должности в котором они претендуют, либо по месту работы справку из налогового органа о получении ими декларации и сведений, перечисленных в пунктах 1-3 настоящей статьи. 5) Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в настоящей статье, лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (за исключением лиц, уволенных с государственной службы по отрицательным мотивам), если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет увольнение или иное освобождение его от выполнения государственных и приравненных к ним функций в предусмотренном законом порядке.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |