Всякое прекращение уголовного преследования реабилитирует Возведение принципа презумпции невиновности в конституционную норму требует переосмысления содержания ч. 2 ст.13 УПК РСФСР, которая гласит: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом". Эту норму и сейчас многие работники не только правоохранительных, но и законодательного органов "в упор" не замечают. В частности, при рассмотрении гражданских дел постановления следственных органов об отказе в возбуждении или о прекращении уголовных дел по так называемым нереабилитирующим основаниям расцениваются не только как бесспорные доказательства, но и как препятствия для принятия судами решений с иными выводами. В ст.5 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г., в числе доказательств вины работодателя в причинении вреда предусмотрены и постановления прокурора, органа дознания или предварительного следствия. Но такая практика и эта норма Правил противоречат как Конституции РФ, так и уголовно-процессуальному и гражданско-процессуальному законодательству. Анализ норм Конституции РФ, УПК РСФСР и ГПК РСФСР неизбежно приводит к выводу о том, что все основания отказа в возбуждении или прекращения уголовных дел являются реабилитирующими. Этот вывод основан на следующих посылках. 1. Конституция РФ предусматривает возможность признания виновным в совершении преступления только приговором суда, а не иными процессуальными актами ни органов предварительного расследования, ни даже суда (ст.49). 2. Вывод о виновности может быть сделан судом только после рассмотрения дела по существу, а оно завершается вынесением только приговора, а не определения о прекращении дела по какому-либо основанию (ст.299 УПК). Поэтому признание виновным в совершении преступления может производиться судом только в приговоре, а не в определении о прекращении дела. 3. Органы расследования осуществляют функцию не правосудия, а предварительного расследования преступлений или, как они сами любят выражаться даже в официальных документах, уголовного преследования. В этом смысле их можно называть органами уголовного преследования. Если даже этими органами собрана совокупность доказательств виновности, они не могут принимать решение о виновности подозреваемого (обвиняемого) в связи с их некомпетентностью (в смысле отсутствия полномочий, а не недостатка профессионализма). 4. Не является судьей в своем деле и сам подозреваемый (обвиняемый, подсудимый). Поэтому признание им своей вины или согласие с прекращением дела по любым основаниям не означают доказанности вины в совершении преступления. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 150 тг
|