|
|
|
Источник: Аким г. Астана
26.02.2001 Аппарат Акима города Астаны. Перечень употребляемых сокращений. 1. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О государственной службе" - Закон о госслужбе; 2. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года "О труде в Республике Казахстан" - Закон о труде; 3. Положение о порядке прохождения государственной службы, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан № 357 от 10 марта 2000 года - Положение; 4. Правила проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности, утвержденные Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы N А-202 от 24 ноября 1999 года - Правила; 5. Административный государственный служащий - госслужащий; 6. Государственный орган - госорган; 7. Стаж государственной службы - стаж. 8. Реестр должностей административных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 года № 318 - Реестр. 1. Во исполнение пп. 4 п.1 ст. 9 ЗРК "О государственной службе" работники осуществляют полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями. При этом на них распространяется действие п.2 ст. 91 ЗРК "О труде в Республики Казахстан", который гласит, что на работника возложена полная материальная ответственность за вред, причиненный работодателю при исполнении трудовых обязанностей. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 ЗРК "О государственной службе" занятие административной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки. Отправляя запрос в ДКНБ на вновь поступивших работников, ответа приходится ждать 3-5 месяцев. Можно ли возлагать материальную ответственность на лиц, исполняющих обязанности данной должности, но не прошедших спецпроверку, т.е. не являющихся государственными служащими? 1. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о госслужбе занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки. До получения результатов специальной проверки кандидат, получивший положительное заключение конкурсной комиссии, не может быть назначен на вакантную административную должность, но в целях урегулирования данного вопроса, полагаем возможным заключить с кандидатом трудовое соглашение сроком до 3 месяцев на условиях пункта 7 Положения. Поскольку отношения с этими лицами регулируются Законом о труде, соответственно материальную ответственность, предусмотренную этим законом можно возлагать на эту категорию работников. 2. По пункту 4 статьи 24 Закона о госслужбе. 2.1. Охватывает ли понятие "стаж работы в государственных органах" работу в государственных органах на должностях, которые не отнесены к должностям государственных служащих (тех. персонал, временное исполнение обязанностей, предусмотренной вакантной должности)? 2.1. Пункт 4 статьи 24 Закона о госслужбе распространяется на госслужащих, имеющих стаж работы в госорганах не менее трех лет. В этот период может быть включена работа на должностях по осуществлению технического обслуживания и обеспечению функционирования госорганов и их аппаратов, если эти должности отнесены к должностям госслужащих в соответствии с законодательством. Периоды временного исполнения обязанностей госслужащего, предусмотренные пунктом 7 Положения, или работ на технических должностях не могут быть включены в стаж, поскольку данные лица в эти периоды не обладали статусом госслужащего. 2.2. Обеспечиваются ли государственные служащие, стаж работы в которых государственных органах менее трех лет, работой во вновь образованном государственном органе без прохождения конкурсных процедур, в случае реорганизации без фактического сокращения численности? 2.2. В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 24 Закона о госслужбе госслужащие в случае ликвидации или реорганизации госоргана, в котором они работали, только при условии наличия стажа работы в госорганах не менее трех лет и соответствия их квалификации обеспечиваются работой во вновь образованном либо в другом госоргане, либо по их выбору производится выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат. Поэтому при реорганизации (присоединении) госоргана без фактического сокращения численности госслужащие только при наличии вышеуказанных условий должны обеспечиваться работой в том госоргане, к которому был присоединен реорганизуемый госорган, в котором они работали. 2.3. Применима ли в этом случае статья 24 Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан", согласно которой реорганизация организации не прекращает действия трудовых отношений? 2.3. Данный вопрос подробно регламентирован в Законе о госслужбе, поэтому нормы статьи 24 Закона о труде в данном случае не могут быть применимы. 2.4. В связи с этим, как руководствоваться пунктом 8 Положения о порядке прохождения государственной службы, согласно которому лица, указанные в пункте 4 статьи 24 Закона, имеют право на занятие вакантных административных должностей на внеконкурсной основе? 2.4. В соответствии с пунктом 8 Положения лица, указанные в пункте 4 статьи 24 Закона о госслужбе, имеют право на занятие вакантных административных должностей на внеконкурсной основе. Норма пункта 8 Положения не может применяться в отношении лиц, уволившихся из реорганизованных госорганов с выплатой четырехмесячного выходного пособия и отказавшихся от обеспечения работой. 3. По пункту 1 статьи 22 Закона о госслужбе. 3.1. Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 61 ЗРК "О труде в Республики Казахстан" в трудовой стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск включается время, фактически проработанные в течение года. Причем трудовой отпуск за первый год работы предоставляется по истечении первого года работы по индивидуальному трудовому договору (п.4 ст. 61 Закона РК "О труде в Республики Казахстан"). Включается ли в стаж работы госслужащего, дающий право на трудовой отпуск (как на ежегодный, так и за первый год работы), время, фактически проработанное в том же государственном органе на должностях, не отнесенных к должностям государственных служащих (например, осуществление техобслуживания, временное исполнение обязанностей)? 3.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о госслужбе госслужащим предоставляется оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов. Согласно пункту 4 статьи 61 Закона о труде трудовой отпуск за первый год работы предоставляется по истечении первого года работы по индивидуальному трудовому договору, то есть с момента назначения на соответствующую должность госслужащего. Поэтому полагаем, что в этот период не может включаться время работы в данном госоргане на других должностях, не отнесенных к должностям государственной службы. Поскольку условия индивидуального трудового договора существенно изменились и предоставление более продолжительного отпуска, чем предусмотрено в Законе о труде и с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов, является одной из льгот и преимуществ обеспечения, предназначенных для госслужащих. 4. По подпункту 8) пункта 27 Положения. 4.1. По отношению к какой специальности устанавливается "идентичность": - специальности государственной службы вообще; - специальности, по которой работает государственный служащий на государственной должности в данный момент; - другое? 4.1. При исчислении стажа Комиссия по исчислению стажа должна определить "идентичность" специальности той государственной должности, которую занимает госслужащий в соответствии с квалификационными требованиями, установленными к данной должности на момент определения стажа. 5. По подпунктам 2) и 3) пункта 27 Положения. 5.1. Законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, проходящие службу в них лица отнесены либо в рядовой состав, либо в начальствующий состав, в зависимости от чего им присваиваются соответствующие специальные звания. Наряду с этим, в системе органов внутренних дел предусмотрена работа на должностях, являющихся "гражданскими". В связи с этим, правомерно ли считать, что рассматриваемыми подпунктами 2) и 3) Положения служба в органах внутренних дел лицами рядового состава в стаж государственной службы, дающего право на установление должностного оклада не включается? Служба в органах внутренних дел лицами рядового состава на должностях дающих право на получение надбавки за выслугу лет, включается в стаж в соответствии с подпунктом 3) пункта 27 Положения и пунктом 33 Положения о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 1996 года № 1644. Работа на "гражданских" должностях в органах внутренних дел не включается в стаж. 6. По пункту 32 Положения. 6.1. Вправе ли "технический" работник занять без прохождения конкурсного отбора должность административного государственного служащего, если при изменении структуры управления "техническая должность" государственным органом была отнесена к должности государственной службы? Гарантии, предусмотренные пунктом 32 Положения, распространяются только на госслужащих. Перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование госорганов и не являющихся госслужащими ("технические должности") согласно статье 4 Закона о госслужбе устанавливается Правительством Республики Казахстан. Другие госорганы не вправе относить эти должности к должностям госслужащих. Согласно норме пункта 1 статьи 12 Закона о госслужбе занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе. 7. По подпунктам 1) и 2) пункта 27 Положения. 7.1. Какой срок подлежит включению в стаж госслужбы, в случае, когда специальными нормативными правовыми актами время прохождения службы сроком в 1 год приравнено к большему сроку, например к 1.5 годам? 7.1. Исчисление срока военной службы (1 год за 1,5 года и т.п.), предусмотренное специальным законодательством, носило льготный характер. Действующее законодательство Республики Казахстан (глава 7 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть), пункт 28 Положения) определяет сроки (стаж) в календарном исчислении. В связи с чем, при исчислении стажа необходимо включать фактическое время пребывания на военной службе. 7.2. Подлежит ли включению в стаж госслужбы время учебы в военном учебном заведении, если какими-либо специальными нормативными правовыми актами эта учеба приравнена к прохождению действительной военной службы? 7.2. Если учеба в военном учебном заведении приравнена к прохождению действительной военной службы, то этот период может быть включен в стаж согласно подпункту 1) пункта 27 Положения при условии, если курсанты (слушатели) являлись офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы. 8. По пункту 7 статьи 8 Закона о госслужбе. 8.1. Предусматривается ли введение классных чинов внутри одной категории, что послужит стимулированию и оплате труда в зависимости от опыта и качества работы? Введение классных чинов внутри одной категории для стимулирования и оплаты труда госслужащих не предусматривается. В настоящее время разработан и апробируется в нескольких госорганах метод факторно-бальной оценки должностей госслужащих, который позволит дифференцировать оплату труда на одинаковых должностях с учетом конкретного вклада госслужащего. 9. По пункту 3 статьи 24 Закона о госслужбе (медицинское обслуживание). Пользование в установленном порядке медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях кто и каким образом устанавливает такой порядок? Порядок пользования госслужащими и членами их семей, проживающих совместно с ними, медицинским обслуживанием определяется Правительством республики или уполномоченным органом по делам здравоохранения. Функциональными обязанностями специалистов комитета спорта и физической культуры предусмотрено обслуживание соревнований в соответствии с присвоенной судейской категорией. Однако оплата судейских не производится со ссылкой на п.2 ст.10 Закона РК "О государственной службе". Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 10 Закона о госслужбе госслужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. В случае, если обслуживание соревнований в соответствии с присвоенной судейской категорией включено в функциональные обязанности специалистов комитета спорта и физической культуры, следовательно, зарплату он должен получать в размере определенной для этой государственной должности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1997 г. № 3436 "О единой системе оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета (с внесенными изменениями и дополнениями). 17. Будет ли пересмотрен в ближайшее время реестр должностей административных государственных служащих? Многие должности не включены в реестр, в частности, заместитель заведующего отделом, заведующий сектором, хотя есть управления, где эти должности имеются, а численность и объем работы почти одинаковы. 17. Дополнение Реестра должностями заместителя заведующего Отделом и заведующего сектором в группе категорий D не предусматривается, поскольку исключение указанных должностей было произведено в целях унификации и уменьшения многозвенности управления. Однако, в связи с происходящими упразднениями отдельных госорганов и реорганизациями, возникла необходимость внесения отдельных изменений. 19. Имеет ли право конкурсант, прошедший конкурсный отбор, занять вакантную административную должность, в случае, когда имеется судимость, погашенная в установленном порядке и указанная конкурсантом в анкетных данных? При проведении спецпроверки органами лишь подтверждается факт судимости. 19. В соответствии подпунктом 7) пункта 4 статьи 10 Закона о госслужбе на государственную службу не может быть принято лицо, имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке. Основания, по которым судимость погашается, перечислены в пункте 3 статьи 77 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК). Согласно пункту 7 статьи 77 УК РК погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Таким образом, конкурсант, получивший положительный результат конкурсной комиссии, ранее имеющий судимость, но которая погашена в установленным законом порядке, имеет право занять вакантную административную должность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |