|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 246-II
Утратил силу в соответствии с Кодексом РК от 20 апреля 2023 года № 224-VII
По всему тексту слова «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены словами «села», «сельского» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.); По всему тексту слова «оралманом» и «оралманы» заменены соответственно словами «кандасом» и «кандасы» в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введены в действие со 2 января 2021 г.) (см. стар. ред.) По всему тексту слова «инвалидов», «ребенком-инвалидом», «инвалидом», «инвалидам», «инвалидами» заменены соответственно словами «лиц с инвалидностью», «ребенком с инвалидностью», «лицом с инвалидностью», «лицам с инвалидностью», «лицами с инвалидностью» в соответствии с Законом РК от 27.06.22 г. № 129-VII (см. стар. ред.)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Право на адресную социальную помощь Статья 3. Обращение за оказанием адресной социальной помощи Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи Статья 5-1. Компетенция Государственной корпорации Статья 6. Исчисление среднедушевого дохода Статья 7. Определение размера адресной социальной помощи Статья 8. Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощи Статья 8-1. Переходные положения Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 27.06.11 г. № 444-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.); Законом РК от 17.03.15 г. № 293-V (см. стар. ред.); Законом РК от 19.05.15 г. № 315-V (см. стар. ред.) Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 421-V (см. стар. ред.); Закона РК от 06.04.16 г. № 483-V (см. стар. ред.); Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация) - юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения; Статья дополнена подпунктами 1-1 - 1-3 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 1-1) ассистент - работник центра занятости населения, выполняющий функции по оказанию содействия консультанту по социальной работе и акиму поселка, села, сельского округа в проведении консультации, собеседования, а также мониторинга выполнения обязательств по социальному контракту; Подпункт 1-2 изложен в редакции Закона РК от 26.12.18 г. № 203-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 1-2) консультант по социальной работе - работник центра занятости населения, осуществляющий содействие в назначении адресной социальной помощи и выходе малообеспеченного лица (семьи) из ситуации, обусловленной нахождением его (их) за чертой бедности; Подпункт 1-3 изложен в редакции Закона РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.); Закона РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 1-3) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо кандасом из числа безработных, отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О занятости населения», и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О занятости населения», с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи; Статья дополнена подпунктом 1-4 в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII 1-4) трудоспособное лицо (трудоспособный член семьи) - лицо или член семьи в возрасте с шестнадцати лет до возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», за исключением лиц с инвалидностью первой или второй группы и (или) лиц, имеющих заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев; 2) среднедушевой доход - доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц; 3) совокупный доход - сумма видов доходов, учитываемых при назначении адресной социальной помощи; 3-1) черта бедности - предельная минимальная величина денежного дохода на одного человека, устанавливаемая в качестве критерия для определения размера адресной социальной помощи; 3-2) исключен в соответствии с Законом РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 4) государственная адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) - помощь, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице; 5) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения; Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 5-1) индивидуальный план помощи лицу (семье) (далее - индивидуальный план) - план мероприятий по содействию занятости и (или) социальной адаптации, составленный центром занятости населения совместно с лицом, обратившимся за оказанием адресной социальной помощи, и (или) членами его семьи; Статья дополнена подпунктом 5-2 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) 5-2) малообеспеченные лица (семьи) - лица (семьи), имеющие среднедушевые доходы в месяц ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице; 6) уполномоченный орган - местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, района в городе, города районного значения, осуществляющий назначение адресной социальной помощи; 7) участковая комиссия - специальная комиссия, создаваемая решением акимов соответствующих административно-территориальных единиц для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью; Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 483-V (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.17 г. № 76-VI (см. стар. ред.); Законом РК от 16.04.18 г. № 147-VI (см. стар. ред.) 8) центр занятости населения - юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости и организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения»; Статья дополнена подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.20 г. № 397-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 9) безусловная денежная помощь - вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячных денежных выплат, в том числе электронными деньгами на электронные кошельки электронных денег, малообеспеченным лицам (семьям) с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости; Статья дополнена подпунктом 10 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.20 г. № 397-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 10) обусловленная денежная помощь - вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячной и (или) единовременной денежной выплаты, в том числе электронными деньгами на электронные кошельки электронных денег, малообеспеченным лицам (семьям) при условии их обязательного участия в мерах содействия занятости и (или), при необходимости, мерах социальной адаптации.
В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); внесены изменения соответствии с Законом РК от 04.12.09 г. № 217-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.) Статья 2. Право на адресную социальную помощь 1. Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.05.15 г. № 315-V; изложен в редакции Закона РК от 20.06.17 г. № 76-VI (см. стар. ред.) 1-1. Размер черты бедности по Республике Казахстан определяется центральным исполнительным органом на основе величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в процентном выражении в зависимости от экономических возможностей государства. Статья дополнена пунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 19.05.15 г. № 315-V 1-2. Черта бедности по областям, городам республиканского значения, столице ежеквартально рассчитывается местными исполнительными органами. В средствах массовой информации публикуются сведения о: 1) исключен в соответствии с Законом РК от 20.06.17 г. № 76-VI (см. стар. ред.) 2) черте бедности - ежеквартально местными исполнительными органами; 3) доле населения, имеющего доходы ниже черты бедности, по республике, областям, городам республиканского значения, столице - ежегодно уполномоченным органом в области государственной статистики. Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 2. Адресная социальная помощь не назначается: 1) лицам (семьям), не являющимся малообеспеченными; 2) семье, трудоспособный член которой, за исключением лиц, указанных в пункте 6 настоящей статьи, отказался от участия в мерах содействия занятости, - в течение шести месяцев со дня отказа от участия в мерах содействия занятости; 3) лицу (семье) в случаях расторжения ранее заключенного социального контракта и (или) неисполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по вине получателя - в течение шести месяцев, предшествующих обращению за назначением адресной социальной помощи; 4) лицам (семьям), представившим заведомо ложные сведения и (или) недостоверные документы для назначения адресной социальной помощи, - в течение шести месяцев со дня их представления; 5) лицам (семьям), которые согласно заключению участковой комиссии, подготовленному по результатам обследования их материального положения, не нуждаются в предоставлении адресной социальной помощи. Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) 3. Адресная социальная помощь оказывается в виде безусловной денежной помощи и обусловленной денежной помощи. Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) 4. Безусловная денежная помощь оказывается: 1) одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи с: достижением пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; инвалидностью первой или второй группы; наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 2) малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком с инвалидностью, лицом с инвалидностью первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи. Статья дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.); изложен в редакции Закона РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введено в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.) 5. Обусловленная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), в том числе физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации, за исключением лиц (семей), указанных в пункте 4 настоящей статьи. Статья дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) 6. Заключение социального контракта является обязательным условием для назначения обусловленной денежной помощи. Участие в мерах содействия занятости не является обязательным условием для выплаты обусловленной денежной помощи: 1) лицам с инвалидностью первой и второй групп; 2) учащимся, студентам, слушателям, курсантам и магистрантам очной формы обучения; 3) лицам, имеющим заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 4) одному из родителей, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до трех лет, лицам, осуществляющим уход за ребенком с инвалидностью, лицами с инвалидностью первой и второй групп, престарелыми старше восьмидесяти лет, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи. К осуществляющему уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком с инвалидностью, лицами с инвалидностью первой и второй групп, престарелыми старше восьмидесяти лет, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи, может быть отнесен только один трудоспособный член семьи; 5) лицам, имеющим постоянную работу. 7. Исключен в соответствии с Законом РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)
Заголовок статьи 3 изложен в редакции Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.) Статья 3. Обращение за оказанием адресной социальной помощи В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 224-III (введены в действие с 1 января 2012 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V (см. стар. ред.); Закона РК от 17.11.15 г. № 408-V (см. стар. ред.); Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введено в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 14.07.22 г. № 141-VII (см. стар. ред.) 1. Лицо (далее - заявитель) от себя лично или от имени семьи обращается за оказанием адресной социальной помощи в центр занятости населения по месту жительства, а в сельской местности - к акиму поселка, села, сельского округа с заявлением установленного образца и документом, удостоверяющим личность для идентификации. Заявители вправе обратиться за назначением адресной социальной помощи через веб-портал «электронного правительства». Сбор необходимых документов согласно перечню, определяемому центральным исполнительным органом, будет осуществляться центром занятости населения по месту жительства, в сельской местности - акимом поселка, села, сельского округа через информационные системы государственных органов и (или) организаций. Назначение адресной социальной помощи осуществляется на основании электронных копий документов, получаемых из информационных систем государственных органов и (или) организаций. В случае отсутствия электронных копий документов в информационных системах государственных органов и (или) организаций заявитель представляет документы, подтверждающие сведения, отсутствующие в соответствующих информационных системах государственных органов и (или) организаций, а при отсутствии у заявителя такой возможности центром занятости населения по месту жительства, в сельской местности - акимом оформляется письменный запрос в соответствующие государственный орган и (или) организацию. Статья дополнена пунктами 1-1 и 1-2 в соответствии с Законом РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) 1-1. Представление заявления о назначении адресной социальной помощи не требуется при ее назначении через проактивную услугу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах». При назначении адресной социальной помощи в проактивном формате днем обращения считается день получения согласия лица (семьи) на проведение обследования материального положения лица (семьи). 1-2. Для оказания адресной социальной помощи с согласия лица (семьи) участковой комиссией проводится обследование материального положения лица (семьи). Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.) 2. Исключен в соответствии с Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.) 3. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений в соответствии с законами Республики Казахстан. Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.); Закона РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введено в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.); Закона РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 4. Право на получение адресной социальной помощи подтверждается ежеквартально в порядке, определяемом центральным исполнительным органом.
Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.) Статья 4. Порядок назначения адресной социальной помощи В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 1. Назначение адресной социальной помощи осуществляется уполномоченным органом в пределах сумм, предусмотренных соответствующим бюджетом на оказание адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение. В состав семьи для целей настоящего Закона включаются совместно проживающие члены семьи, связанные имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание, а также совместно проживающие лица, фактически сожительствующие, но не состоящие в браке, за исключением лиц: 1) находящихся на полном государственном обеспечении; 2) находящихся на срочной воинской службе; 3) находящихся в местах лишения свободы, на принудительном лечении. Факт совместного проживания не требуется: трудоспособным членам семьи, осуществляющим трудовую деятельность вне места жительства семьи; детям, обучающимся в интернатных организациях, кроме находящихся на полном государственном обеспечении, а также обучающимся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования Республики Казахстан, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста). Примечание. Для целей настоящего Закона в состав семьи включаются дети, проживающие в семье и имеющие регистрацию в другом населенном пункте по месту обучения в организациях среднего образования в связи с отсутствием по месту жительства семьи организации образования такого уровня. См.: Правила назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введено в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.) 2. Центр занятости населения или аким поселка, села, сельского округа регистрирует заявление на назначение адресной социальной помощи и выдает заявителю подтверждение о принятии заявления. Центр занятости населения или аким поселка, села, сельского округа после принятия заявления в течение одного рабочего дня передает его участковым комиссиям для подготовки заключения. Аким поселка, села, сельского округа не позднее трех рабочих дней со дня получения заключения участковой комиссии передает пакет документов в центр занятости населения. 1) обеспечивает деятельность районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения; 2) осуществляет мониторинг хода реализации мероприятий индивидуального плана и оценивает эффективность реализации социального контракта; 3) посредством консультантов по социальной работе и ассистентов оказывает содействие получателям адресной социальной помощи в реализации индивидуального плана и выполнении ими обязательств по социальному контракту. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введено в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.) 4. В процессе приема заявления на назначение адресной социальной помощи с заявителем и (или) членами его семьи проводится собеседование, в ходе которого определяются: 1) основания получения безусловной или обусловленной денежной помощи; 2) нуждаемость в мерах содействия занятости; 3) меры социальной адаптации, которые включают меры социальной реабилитации лиц с инвалидностью, определенные статьей 21 Закона Республики Казахстан «О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан», специальные социальные услуги, оказываемые лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», а также иные меры государственной поддержки, оказываемые в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); Законом РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введены в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 5. В случае потребности заявителя и (или) членов его семьи в мерах по содействию занятости и (или) социальной адаптации, решение о предоставлении которых выходит за рамки компетенции уполномоченного органа, заявление с приложением сведений, полученных из информационных систем для назначения адресной социальной помощи, в письменной форме из соответствующих государственных органов и (или) организаций, а также документов, представленных заявителем в связи с отсутствием сведений в соответствующих информационных системах государственных органов и (или) организаций, направляется центром на рассмотрение районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения. В задачи районных (городских) и региональных комиссий по вопросам занятости населения входят: координация деятельности заинтересованных органов и организаций при назначении адресной социальной помощи; выработка рекомендаций о предоставлении мер по содействию занятости и социальной адаптации; рассмотрение вопросов о предоставлении единовременной выплаты обусловленной денежной помощи; мониторинг хода реализации заключенных социальных контрактов. 6. Центр занятости населения после получения заключения участковой комиссии или документов с заключением участковой комиссии от акима поселка, села, сельского округа, а также, при необходимости, рекомендации районной (городской) или региональной комиссии по вопросам занятости населения в течение трех рабочих дней составляет индивидуальный план, в котором указывается перечень мероприятий по содействию занятости и социальной адаптации семьи (лица), и заключает с заявителем социальный контракт. Формы социального контракта, индивидуального плана и типовой перечень мероприятий по содействию занятости и социальной адаптации семьи (лица) утверждаются центральным исполнительным органом. В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 7. Центр занятости населения в течение одного рабочего дня со дня заключения социального контракта направляет заявление с приложением сведений, полученных из информационных систем для назначения адресной социальной помощи, в письменной форме из соответствующих государственных органов и (или) организаций, а также документов, представленных заявителем в связи с отсутствием сведений в соответствующих информационных системах государственных органов и (или) организаций, проект решения о назначении адресной социальной помощи и подписанный сторонами социальный контракт в уполномоченный орган для назначения адресной социальной помощи. 8. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, принимает решение о назначении адресной социальной помощи или отказе в ее назначении, о чем письменно через центр занятости населения или акима поселка, села, сельского округа уведомляет заявителя, в случае отказа - с указанием его причины. 9. Уполномоченный орган вправе запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для назначения адресной социальной помощи документов. Пункт 10 изложен в редакции Закона РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введено в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 10. Социальный контракт с получателями обусловленной денежной помощи заключается на период назначения обусловленной денежной помощи. Статья дополнена пунктом 10-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 165-VI 10-1. В случае изменения условий участия в мерах содействия занятости и (или) условий оказания мер социальной адаптации в социальный контракт вносятся изменения и дополнения по соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения к социальному контракту. В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); Законом РК от 03.04.19 г. № 243-VI (введены в действие с 1 апреля 2019 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 11. Безусловная денежная помощь назначается на текущий квартал с месяца обращения и выплачивается ежемесячно. Обусловленная денежная помощь назначается на текущий квартал с месяца обращения и выплачивается ежемесячно или единовременно за период, установленный в социальном контракте. Сумма единовременной выплаты обусловленной денежной помощи используется исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту, развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности (кроме затрат на погашение предыдущих займов, приобретение жилой недвижимости). В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 165-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 12. Социальный контракт с получателями обусловленной денежной помощи расторгается при невыполнении в полном объеме малообеспеченным лицом (семьей) условий социального контракта и мероприятий индивидуального плана, в том числе по участию в мерах содействия занятости и трудоустройству, а также представлении ложных сведений и (или) недостоверных документов, повлекших за собой незаконные назначение и (или) выплату обусловленной денежной помощи. Расторжение социального контракта является основанием для прекращения выплаты обусловленной денежной помощи лицу (семье). Пункт 13 изложен в редакции Закона РК от 29.06.20 г № 351-VI (введено в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 13. Заявитель и получатель имеют право обжаловать действия (бездействие) акима поселка, села, сельского округа и решения уполномоченного органа и его должностных лиц в порядке, установленном законами Республики Казахстан. 14. Должностные лица уполномоченного органа и центра занятости населения несут ответственность за правильность назначения и организацию выплаты адресной социальной помощи в соответствии с законами Республики Казахстан. 15. Уполномоченный орган и центр занятости населения обязаны информировать население через средства массовой информации о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи.
Статьи 4-1, 4-2. Исключены в соответствии с Законом РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.)
Статья 5. Участковые комиссии В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.) 1. Участковые комиссии содействуют уполномоченным органам и акимам поселка, села, сельского округа в деятельности по оказанию адресной социальной помощи населению. Участковые комиссии готовят заключения о материальном положении лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью. В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.) 2. Участковые комиссии могут состоять из представителей органов местного государственного управления, общественных объединений, кооперативов собственников помещений (квартир), населения, организаций и уполномоченных органов образования, здравоохранения и социального развития, работников правоохранительных органов. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 28.12.18 г. № 210-VI (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 3. Участковые комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об участковых комиссиях, утверждаемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с местными представительными органами, а также критериями определения нуждаемости в адресной социальной помощи по результатам обследования материального положения заявителя. Типовое положение об участковых комиссиях, а также критерии определения нуждаемости в адресной социальной помощи по результатам обследования материального положения заявителя утверждаются центральным исполнительным органом. В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 1 января 2005 года) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 16.01.09 г. № 121-IV (см. стар. ред.); Закона РК от 27.04.12 г. № 15-V (см. стар. ред.); Закона РК от 17.03.15 г. № 293-V (см. стар. ред.); Закона РК от 28.10.15 г. № 369-V (введен в действие с 1 января 2018 г.) (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 26.12.19 г. № 287-VI (введено в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.) 4. Участковые комиссии в течение семи рабочих дней со дня получения от центра занятости населения или акима поселка, села, сельского округа заявления на назначение адресной социальной помощи, электронных копий документов, копий документов, представленных заявителем в связи с их отсутствием в информационных системах государственных органов и (или) организаций, готовят заключение на основании представленных документов и (или) результатов обследования материального положения заявителя и передают его в центр занятости населения или акиму поселка, села, сельского округа. 5. Участковые комиссии имеют право запрашивать в соответствующих органах сведения, необходимые для проведения обследований.
Закон дополнен статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.22 г. № 168-VII (введены в действие с 1 января 2023 г.) Статья 5-1. Компетенция Государственной корпорации Государственная корпорация: 1) обеспечивает своевременную выплату адресной социальной помощи; 2) формирует ежемесячную потребность выплат и графики выплат адресной социальной помощи, направляет в соответствующий уполномоченный государственный орган заявки о потребности средств на выплату адресной социальной помощи.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Право на адресную социальную помощьСтатья 3. Обращение за оказанием адресной социальной помощиСтатья 4. Порядок назначения адресной социальной помощиСтатья 4-1, 4-2. ИсключеныСтатья 5. Участковые комиссииСтатья 5-1. Компетенция Государственной корпорацииСтатья 6. Исчисление среднедушевого доходаСтатья 7. Определение размера адресной социальной помощиСтатья 8. Контроль за правильностью назначения и выплаты адресной социальной помощиСтатья 8-1. Переходные положенияСтатья 9. ИсключенаСтатья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона |