Конституционный контроль и практика правоприменения Конституционный Суд Республики Беларусь, как и специализированные органы конституционного контроля других стран, - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия (конституционного правосудия) и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов. Правовое положение Конституционного Суда Республики Беларусь закреплено в главе "Суд" Конституции Республики Беларусь, что фиксирует принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти. Хотя можно спорить по данному поводу и утверждать, что предпочтительнее было бы относить его к особой совокупности государственных структур - контрольно-надзорным органам. Каков же статус Конституционного Суда и есть ли правовые основания для его развития? Прежде всего я хотел бы обратить внимание на формулировку, содержащуюся в ч.1 ст.116 Конституции: контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. В этой связи можно сделать следующие выводы: 1) эта норма предполагает активное воздействие Конституционного Суда на правотворческий процесс, и прежде всего на его результат - принятые нормативные акты; 2) реагирование на обнаруженные недостатки, противоречия между Конституцией и всеми иными подконституционными нормативными актами возможно в допустимых для Конституционного Суда формах: путем принятия не только заключений, но и иных его решений; 3) часть 1, как, впрочем, и ч.7 ст.116 Конституции, является базой для развития компетенции Конституционного Суда, пределы которой определяются не только Конституцией, но и законом; 4) в силу того, что Конституционный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции и иерархической соподчиненности всех нормативных актов, правовая позиция Конституционного Суда должна быть решающей при рассмотрении подобного рода споров, в том числе и в случаях осуществления Министерством юстиции, Министерством иностранных дел правовой экспертизы о соответствии Конституции ведомственных нормативных актов, подлежащих регистрации, при ратификации международных договоров. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 2400 тг
|