Самостийность суда недопустима 22 июля "ЮГ" опубликовала проект концепции развития судебной системы Республики Казахстан. Ее авторы справедливо считают, что разработка механизмов обратной связи позволит оперативно оценивать состояние судебной системы и своевременно исправлять положение дел. Своим мнением об этом и других положениях проекта, призванных обеспечить действие эффективного правосудия, делится Булат ТОХМЕТОВ, почетный судья, судья надзорной коллегии Алматинского городского суда. - Проект концепции развития судебной системы Республики Казахстан предлагает продолжение судебно-правовой реформы. Но документ этот получит действительно историческое значение, если будет найдено оперативное и конкретное решение существующих проблем, заострено внимание на возможных их негативных последствиях для самой судебной системы, а значит, и общества в целом. В связи с этим в своей оценке документа выделяю не столько его сильные стороны, сколько очевидно неприемлемые, недопустимые в сфере высокопрофессионального правоприменения. Я категорически против смещения акцентов в самом трактовании судебной власти. В концепции явно проступает крен в сторону утверждения ее именно как самостоятельной власти, а не одной из ветвей государственной. Обратим внимание - исполнительная, законодательная ветви государственной власти не позволяют себе говорить о них, как об автономных властях. Их представители полностью отдают себе отчет в том, что на них возложены задачи реализации государственной политики в различных сферах деятельности. Конституция утверждает, что в нашей унитарной республике государственная власть едина и потому никто не имеет права присвоить ее себе, а Президенту, парламенту, судам она предоставляет только право выступать от имени государства, народа в пределах делегированных им полномочий. Разделение единой государственной власти на три ветви создает необходимый механизм сдержек и противовесов в их конструктивном взаимодействии. Законодательная ветвь власти разрабатывает законы, принимает их, исполнительная - обеспечивает их выполнение, а судебная истолковывает и разъясняет законы, вынося решения по конкретным делам. Настойчивое же стремление вывести судебную систему на уровень самостоятельной судебной власти, чтобы тем самым обеспечить ей якобы полную независимость, противоречит Конституции, так как она не допускает абсолютной автономности ни одной из ветвей власти. Поэтому попытки судейского корпуса присвоить себе самостоятельную власть недопустимы, иначе создается почва для выхода из системы сдержек. Здесь кроется большая опасность нарастания судебного произвола. В этом мнении нет преувеличения. Мы можем получить ситуацию, когда судебная система так или иначе станет определяться и личностью, стоящей во главе ее. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|