Землю в аренду или в собственность? В Послании Президента народу Казахстана в качестве первоочередных мер по продвижению страны к цивилизованному аграрному рынку названа дальнейшая реформа земельных отношений, предусматривающая переход к частной собственности на землю. По этой кардинальной проблеме как в политических, так и в научных кругах звучат самые противоречивые мнения. Одни предлагают повсеместно ввести частную собственность на земли сельхозназначения, другие - сохранить действующее законодательство по долгосрочной аренде. Решение этого вопроса без достаточно четкой научной экспертизы, как начальных этапов земельной реформы и оценки их последствий, так и введения нового механизма земельных отношений, основанных на частной собственности, обладает чрезвычайно высокой степенью риска. В теоретическом аспекте земля, вовлеченная в рыночный оборот как вид недвижимого имущества, остается, с одной стороны, объектом природной среды, с другой - объектом хозяйственной деятельности и обустройства территории. Для любого собственника характерно наличие различного рода законодательных ограничений, устанавливаемых государством. Во всех странах с развитой рыночной экономикой давно уже нет абсолютной частной собственности на землю. Существуют различные механизмы по ограничению прав собственности в интересах всего общества. Сроки аренды земли также законодательно регулируются. И земельный налог, и арендная плата - категории рыночные, поэтому методология их определения невозможна без увязки со стоимостью земли, которая колеблется в зависимости от спроса и предложения. Это обусловлено экономическими циклами производства, влияющими на стоимость, которая, в свою очередь, зависит от величины ссудного процента, размера инфляции, нормативной цены участков и других факторов. При этом в условиях частной собственности на землю в странах с рыночной экономикой созданы действенные механизмы по поддержке села, чего необходимо добиться и в нашей республике. В действующем земельном законодательстве право собственности и право землепользования допускает продажу права землепользования, аренду и субаренду, наследование, дарение, ипотеку. Однако сегодня в стране отсутствуют реальные условия для коммерциализации земель сельскохозяйственного назначения. Для этого нет определенных экономических условий, к которым прежде всего относится значительный удельный вес рентабельно действующих сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. Ситуация складывается прямо противоположная: 80 процентов всех сельхозформирований нерентабельны. При таком положении земля может в действительности приобретаться с целью спекуляции или чрезмерной концентрации в руках имущих лиц, в том числе не связанных непосредственно с аграрным производством, не имеющих навыков деятельности в сельском хозяйстве. Кроме того, земля может быть приобретена и иностранными гражданами. Реализация такой перспективы способна попросту дискредитировать саму идею земельного рынка. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|