|
|
|
К вопросу ограничения компетенции третейских судов
Грешников П.Я.
Гражданский процессуальный кодекс РК предусматривает возможность передачи споров на разрешение третейского суда. Статья 25 ГПК РК устанавливает, что подведомственный суду имущественный спор по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами. Закон РК О третейских судах ограничивает компетенцию третейских судов, как по сфере применения рамками гражданско-правовых договоров, так и по участникам третейского разбирательства. Согласно пункту 5 ст. 7 Закона третейским судам не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы государства, государственных предприятий, естественных и доминирующих монополистов, за исключением случаев, предусмотренных законами РК. Данные ограничения компетенции третейских судов не согласуются с Законом РК О международном коммерческом арбитраже, нормы которого таких ограничений не содержат. На практике это приводит к тому, что иностранные компании вправе выступать в качестве истцов и ответчиков в казахстанских арбитражах, а национальные компании лишены возможности обращения в казахстанские третейские суды в споре с местными компаниями. Такое, ничем не оправданное, ограничение компетенции третейских судов в рассмотрении внутренних споров увеличивает нагрузку на судебную систему и сдерживает развитие третейских судов. С позиции норм гражданского законодательства данное ограничение компетенции третейских судов по своей сути является ограничением волеизъявления сторон и свободы договора в гражданском обороте. Так, Гражданский кодекс РК (п.2, ст. 2) устанавливает, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Защита же гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом (ст. 9 ГК РК). Несостоятельность законодательных ограничений компетенции третейских судов ярко просматривается на примере биржевого арбитража. Так, Гражданский кодекс устанавливает, что споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевом арбитраже при соответствующей товарной бирже, решение которого может быть оспорено в суде (п. 5, ст.156 ГК РК). Поскольку специальным Законом РК О товарных биржах определено, что деятельность биржевого арбитража регулируется законодательством Республики Казахстан о третейском суде, а компетенция третейских судов ограничена указанным законом, то данную коллизию следует рассматривать с позиции требований Закона о нормативно правовых актах Республики Казахстан. Согласно ст. 6 при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений. Однако, учитывая, что при заключении биржевой сделки, связанной с государственным заказом либо с участием субъектов естественных монополий, ограничения подведомственности третейских судов ставит под сомнение законность внесения в контракт арбитражной оговорки. Если даже, такая оговорка будет внесена в текст контракта, то при возникновении спора между казахстанскими сторонами сделки, рассмотрение такого спора в биржевом арбитраже может быть оспорено. Ограничения подведомственности указанные в законе о третейских судах не действуют, если в биржевой сделке участвует иностранный клиент (юридическое или физическое лицо). В таких случаях, возникший спор будет носить международный характер и к нему применяется Закон РК «О международном коммерческом арбитраже», в нормах которого таких ограничений нет. Таким образом, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что не согласованность нормативно правовых актов в вопросе ограничения компетенции третейских судов требует соответствующей доработки. Вопрос о снятии необоснованных ограничений компетенции внутренних третейских судов, нами неоднократно ставился перед законодательными органами государства. По этому вопросу Комитет по законодательству и правовым вопросам Сената Парламента РК 16 марта 2010 года провел специальную встречу с представителями третейских судов и арбитражей по проблемам альтернативного правосудия. На заседании были вновь озвучены пробелы арбитражного законодательства. Обсуждались эти проблемы и на конференции на тему: «Независимость суда и судьи при отправлении правосудия: проблемы правоприменительной практики и перспективы законодательного регулирования», которая проводилась Сенатом Парламента РК 11 ноября 2011 года в Астане. Внесение изменений в действующее законодательство длительный процесс, а жизнь не стоит на месте. Поэтому, какие бы проблемы не возникали на практике, из затруднительного положения всегда есть приемлемый выход. По данной проблеме нами также найден временный выход. По нашему предложению казахстанские государственные предприятия, естественные монополии и компании, занимающие доминирующее положение на казахстанском рынке стали обращаться в Российский арбитражный институт «Международный третейский суд «IUS» за разрешением своих споров. Среди обратившихся в арбитраж есть крупные энергетические компании, субъекты естественных монополий, компании доминирующие на рынке товаров и услуг. В настоящее время с введением Единого экономического пространства в странах Таможенного Союза, число арбитражных разбирательств будет увеличиваться. Российский арбитражный институт МТС «IUS» (ЮС) рассматривает споры, руководствуясь международными соглашениями и конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией, а также процессуальным законодательством РФ. Ограничения полномочий третейских судов и арбитражей, предусмотренные в законодательстве Республики Казахстан, на названный арбитражный институт не распространяются. Российский арбитражный институт компетентен, разрешать споры с участием казахстанских государственных предприятий, споры, вытекающие из договоров, заключенных субъектами естественных монополий, и субъектами, занимающими доминирующее положение на казахстанском рынке. Обязательными условиями обращения казахстанских сторон в российский арбитражный институт МТС «IUS» являются: согласия сторон договора и применение к рассматриваемому спору норм материального права Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |