<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Справка документа
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Казахский
Русский и казахский
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Обращение группы ученых к Президенту РК Назарбаеву Н.А. (2003 год)

Источник: Прочие
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

24.10.2003

Обращение группы ученых к Президенту РК Назарбаеву Н.А.

Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!

Каждое государство претендует на исключительную роль в истории развития цивилизации, но возможности каждой страны обусловлены его экономической мощью, эффективностью взаимодействия различных отраслей, групп и слоев общества, отдельных граждан, что выстраивается в понятия целеустремленности общества или, наоборот, нарастания неэффективных процессов, неразрешимых трудностей и т. д.

Сам факт наличия в Казахстане долгосрочной Стратегии "Казахстан-2030", реальная ситуация социально-экономического развития страны за последние 10 лет говорят о консолидированности и целеустремленности казахстанского общества и его лидера.

Научная сфера и научные отношения адекватно отражают состояние общества и его настроение. В силу своей профессиональной специфики ученые должны более остро чувствовать и реагировать на тенденции развития, иначе говоря, на предвестники перемен, а не только на текущее положение или ситуацию.

Указанный феномен является чрезвычайно важным для процесса технического обновления и прогресса в экономике страны, а также для развития общественных отношений, т.к. из научной сферы системные оценки и обоснованные выводы должны быстро распространяться в обществе и давать результатам желаемый ритм перемен.

Однако если научная система недостаточно развита и уровень исследований очень низкий, то отмеченную отдачу науки или положительную реакцию научного сообщества ожидать не следует. Тогда на первый план в жизни общества выходят малообразованные лжеученые. Результатом становится распад научной системы страны и полная научно-техническая деградация.

С другой стороны, создание достаточно сильной научной сферы и учет властными структурами научных рекомендаций ученых является фактором организованности государства, способом включения механизма обратной связи в деле управления страной и возможностью позитивного влияния на общественные процессы.

В переходный период становления и развития государства наша страна смогла сформировать и динамично реализовать многие реформы. Результатом этого явилось то, что развитие экономики за последние 10 лет позволяет говорить о том, что этап восстановления индустрии, агропромышленного комплекса, создание малого и среднего предпринимательства преодолен. Дальнейшее развитие экономики на нынешнем и будущем этапах возможно только интенсивным путем на основе развития науки и новых технологий.

За все годы независимости многочисленные реформы системы управления наукой, и в т. ч. Национальной академии наук, не нашли своей оптимальной, соответствующей данному периоду формы, равно как и роль и место HAH PK в этом процессе оказались неадекватными современным условиям.

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Вы являетесь лидером нашего государства. Ваша обеспокоенность за судьбу страны, в т. ч. за судьбу науки, понятна и импонирует нам. Но Вы являетесь и членом нашей академии, судьба которой в современных условиях должна быть определена ее членами и Вами как Президентом страны. Поэтому мы, члены Национальной академии наук Республики Казахстан, обеспокоенные судьбой науки, ролью и местом Национальной академии наук в обществе, решили обратиться к Вам со следующими предложениями:

1. Преобразовать Национальную академию наук PK из республиканского государственного учреждения в общественное объединение "Национальная академия наук Республики Казахстан".

2. Учитывая особую значимости науки для развития общества, определить HAH PK как общественную академию, консолидирующую другие общественные академии, учреждаемую и патронируемую Президентом страны (по типу Ассамблеи народов Казахстана), и разместить в здании НАН PK.

3. Определить для НАН задачи:

- пропаганду науки;

- организацию конференций, симпозиумов и публикацию научных трудов;

- содействие международным контактам в сфере науки;

- консультации Правительства РК по научно-техническим вопросам и проведение научно-технической экспертизы;

- признание научных достижений путем присуждения премий и медалей.

4. Источник финансирования НАН РК - взносы, пожертвования, спонсорство, научно-экспертные услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам, дотации и государственные заказы.

5. Присвоение академических званий от имени государства осуществлять Президентом страны по представлению общего собрания НАН (по примеру Франции), а по кандидатурам, выдвинутым Президентом РК, - по представлению президиума НАН.

Таким образом, полностью "демонтируется" академия советского типа и закладывается основа Президентской академии, где избранные и утвержденные Президентом страны члены академии будут являться научной элитой общества и главными научными консультантами и сторонниками Главы государства.

6. Создать Совет при Президенте РК по научно-технологическому развитию Республики Казахстан. Учитывая необходимость усиления инновационной политики в науке и технологиях, а также занятость в этом процессе не только министерств и ведомств, а также широких слоев индустрии и бизнеса, в т.ч. малого и среднего, на ближайший период и перспективу необходим наивысший уровень координации усилий всего общества в развитии науки и обновлении технологий, что, безусловно, возможно только на уровне Главы государства. Кроме того, это будет иметь и политический эффект консолидации научной и инженерной элиты вокруг Главы государства.

Господин Президент!

Мы вручаем судьбу нашей науки в Ваши руки, ибо Вы, как никто другой, понимаете и призываете нас осознавать то, что будущее любого государства зависит не от сырьевых ресурсов, которые рано или поздно будут исчерпаны, а от качества интеллектуального потенциала страны. А оно в первую очередь определяется уровнем развития науки и образования и своевременностью и правильностью реформ.

Академики НАН РК:

Абугалиев И.А.

Кабдулов З.К.

 

Айталиев Ш.М.

Кайдаров А.Т.

 

Алиев М.А.

Кирабаев С.С.

 

Аубакиров Я.А.

Кошанов А.К.

 

Баймаханов М.Т.

Лукьянов А.Т.

 

Балмуханов С.Б.

Мукашев Б.Н.

 

Даукеев С.Ж.

Ни Л.П.

 

Ергожин Е.Е.

Ормантаев К.С.

 

Жубанов Б.А.

Султангазин У.М.

 

Журинов М.Ж.

Сыдыков Ж.С.

 

Закумбаева Г.Д.

Такибаев Ж.С.

 

Зиманов С.З.

Ташенов К.Т.

 

Илялетдинов A.Н.

Тулепбаев Б.А.

 

Асанов К.А.

Шарманов Т.Ш.

 

Уразалиев Р.А.

Шайхутдинов Е.М.

 

Байзаков С.Б.

Грибановский А.П.

 

Госсен Э.Ф.

Сейтбеков Л.С.

 

Елешев Р.Е.

Калиев Г.А.

 

Надиров Н.К.

Куватов Р.Ю.

Кожебеков З.К.