|
|
|
На вопросы отвечают специалисты управления непроизводственных платежей
Подлежат ли налогообложению доходы от оказания медицинских услуг и реализации медпрепаратов (аптека), получаемые негосударственными медицинскими центрами? В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 121 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, помимо прочих относятся организации, не менее 90% совокупного годового дохода которых составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от оказания медицинских услуг, за исключением косметологических. Согласно положениям ст. 12 Закона РК "Об охране здоровья граждан в РК" предоставлением медицинских услуг в РК занимаются как государственные, так и частные медицинские организации только при наличии государственной лицензии на избранный вид деятельности. Порядок и условия выдачи лицензии определены Правилами лицензирования медицинской и врачебной деятельности (Правила), утвержденными постановлением Правительства РК от 07.06.01 г. № 767 в соответствии с положениями Закона РК "О лицензировании". Перечень медицинских услуг определен правилами. При этом реализация медицинских препаратов не относится к медицинским услугам. Пункт 3 ст. 121 Налогового кодекса предусматривает освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая средства, полученные в виде гранта, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе при направлении их на осуществление указанных видов деятельности. Таким образом, доходы негосударственных медицинских центров, полученные от оказания медицинских услуг, за исключением косметологических и реализации медицинских препаратов, при соблюдении вышеуказанных условий освобождаются от обложения корпоративным подоходным налогом. TOO состоит на учете в Налоговом комитете Алматинского района г. Астаны по контролю за начислением и перечислением обязательных пенсионных взносов. В соответствии со свидетельством о государственной перерегистрации юридического лица в связи с изменением местонахождения предприятия просим дать разрешение на открепление РНН в г. Алматы для последующей регистрации РНН в г. Астане. Просим разъяснить, в соответствии с какими нормативно-правовыми актами осуществляется присвоение РНН юридическим лицам Республики Казахстан, и в каких случаях (РНН) подлежит перерегистрации. Порядок регистрации налогоплательщиков регламентирован ст.ст. 520-523 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и Правилами государственной регистрации и регистрационного учета налогоплательщиков Республики Казахстан, утвержденными приказом министра государственных доходов Республики Казахстан от 22 февраля 2002 года № 279. Согласно п. 4 правил для снятия с регистрационного учета налогоплательщик представляет в соответствующий налоговый орган заявление о снятии с регистрационного учета по форме 008.00 - заявление о снятии с учета налогоплательщика - юридического лица, филиала, представительства, структурного подразделения. Согласно пунктам 6, 7 ст. 524 Налогового кодекса налогоплательщик обязан подать заявление о регистрации в налоговый орган по месту регистрационного учета: 1) для постановки на регистрационный учет - в течение десяти рабочих дней с момента возникновения требований по постановке на регистрационный учет; 2) для внесения изменений регистрационных данных - в течение десяти рабочих дней с момента возникновения таких изменений. При этом регистрационный учет производится без изменения ранее присвоенного регистрационного номера налогоплательщика. Таким образом, для снятия с регистрационного учета необходимо подать соответствующее заявление по месту регистрационного учета и встать на учет по месту осуществления деятельности с сохранением прежнего регистрационного номера налогоплательщика. Разъясните вопрос о государственной регистрации структурных подразделений. Структурное подразделение ОАО предоставило заявление о регистрации по формам 004.00, 006.00 в налоговый комитет по месту нахождения. В свою очередь, налоговый комитет потребовал зарегистрировать структурное подразделение ОАО в органах юстиции. Согласно пп. 29 п. 1 ст. 10 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" структурным подразделением юридического лица является филиал, представительство и иное обособленное структурное подразделение. В соответствии со статьей 43 п. 3 Гражданского кодекса РК филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Исходя из вышеизложенного, структурное подразделение ОАО подлежит государственной регистрации в качестве налогоплательщика в налоговом комитете по месту нахождения, но не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции РК, так как не является юридическим лицом и действует на основании положения. В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 522 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" с изменениями и дополнениями, введенными с 01.01.03 г. (Налоговый кодекс), юридические лица, их филиалы и представительства обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика в течение десяти рабочих дней со дня их государственной (учетной) регистрации в органах юстиции Республики Казахстан. Иные обособленные структурные подразделения обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и присвоения регистрационного номера налогоплательщика в течение десяти рабочих дней со дня создания иного обособленного структурного подразделения. При этом согласно ст. 3 Закона Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" филиалы и представительства юридических лиц, расположенные на территории Республики Казахстан, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица. Таким образом, структурные подразделения юридических лиц - филиалы и представительства, за исключением иных обособленных структурных подразделений - перед государственной регистрацией в налоговых органах и получением регистрационного номера налогоплательщика обязаны пройти учетную регистрацию в органах юстиции Республики Казахстан. Мы - потребительский гаражный кооператив инвалидов и участников войны, не ведущий коммерческой деятельности, имеем в штате сотрудников более 51% с зарплатой более 51%. 1) Относимся ли мы к организациям, соответствующим п. 2 ст. 121 НК, для которых возможна корректировка ставки земельного налога (ст. 338, п. 2); 2) Кооператив является арендатором земельного участка у города, который расположен под ЛЭП-500. Имеем ли мы льготы по снижению аренды земли из-за расположения под ЛЭП-500? 3) Освобождаются ли от уплаты за землю инвалиды и участники ВОВ, имеющие гаражи на территории кооператива? На основании п. 1 ст. 445 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) за предоставление государством земельных участков во временное возмездное землепользование (аренду) взимается плата за пользование земельными участками (плата). На основании ст. 446 Налогового кодекса плательщиками платы являются физические и юридические лица, получающие земельный участок во временное возмездное землепользование. Порядок исчисления и уплаты платы за пользование земельными участками регламентируется главой 81 Налогового кодекса. Таким образом, льготы, предусмотренные при исчислении земельного налога, не применяются при исчислении платы за пользование земельными участками. Просим дать разъяснение по начислению налогов в соответствии с Законом РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" № 2235 от 24.04.95 г. и предоставление расчетов и деклараций в порядке и форме, установленных уполномоченным государственным органом. Профсоюз работников РГП является некоммерческой организацией и имеет 18 филиалов по Республике Казахстан, которые ведут самостоятельный финансовый учет и отчитываются по месту нахождения. Данные филиалы получают 2% ежемесячных членских взносов, удержанных с заработной платы работников РГП. Профсоюз предоставляет расчеты и декларации в порядке и форме, установленном уполномоченным государственным органом: - ОФ.130.00 - декларация по КПП; - ОФ.201.00 - расчет по ИПН по выплаченным доходам, облагаемым у источника выплат; - ОФ.600.00 - декларация по социальному налогу; - ОФ.101.01 - расчет сумм авансовых платежей по КПН, подлежащих уплате до сдачи декларации; - ОФ.101.03 - расчет сумм авансовых платежей по КПН, подлежащих уплате после сдачи декларации. Доходы некоммерческих организаций не подлежат обложению корпоративным подоходным налогом при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса. Необходимо ли сдавать отчеты по формам ОФ 101.07, ОФ 101.08 и ОФ.601.00? Согласно п. 1 ст. 120 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с гражданским законодательством РК, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: 1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового; 2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками. Пункт 2 ст. 120 Налогового кодекса предусматривает освобождение доходов данных организаций от налогообложения, полученных в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, при соблюдении условий, указанных в пункте 1 данной статьи. Согласно Правилам составления расчета сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу (формы 101.01-101.04), утвержденных приказом Министерства финансов РК от 10.12.02 г. № 608, данные формы предназначены для исчисления корпоративного подоходного налога юридическими лицами, представляющими форму 100.00, 110.00 и 120.00. Кроме того, согласно Правилам составления расчета сумм авансовых платежей и корпоративного подоходного налога по итогам налогового периода, по структурным подразделениям юридического лица (формы 101.07 и 101.08), утвержденным приказом Министерства финансов РК от 10.12.02 г. № 608, данные формы предназначены для распределения сумм авансовых платежей и корпоративного подоходного налога по итогам налогового периода, по структурным подразделениям, юридическими лицами, представляющими формы 100.00, 110.00, 120.00. Таким образом, некоммерческие организации, представляющие декларацию по корпоративному подоходному налогу только по форме 130.00, не представляют формы 101.01, 101.03, 101.07 и 101.08. В соответствии с Правилами расчета социального налога по структурным подразделениям форма 601.00 определяет порядок исчисления социального налога по структурным подразделениям юридическими лицами, имеющими структурные подразделения, в соответствии со ст. 321 Налогового кодекса. В состав доходов по государственным ценным бумагам входят прирост стоимости при реализации государственных ценных бумаг, вознаграждения в виде купона и дисконта либо премии и курсовая разница при изменении рыночного курса валюты по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 91 Налогового кодекса Республики Казахстан из совокупного годового дохода подлежат исключению доходы по государственным ценным бумагам. Просим разъяснить, все ли вышеперечисленные виды доходов по государственным ценным бумагам подлежат исключению из совокупного годового дохода налогоплательщика. На основании пп. 4 п. 1 ст. 91 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 12.06.01 г. № 209-II (Налоговый кодекс) из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению доходы от операций с государственными ценными бумагами. Согласно пп. 13 п. 1 ст. 10 Налогового кодекса курсовая разница (положительная, отрицательная) - разница, возникающая по операциям, совершенным в иностранной валюте. Данная разница возникает между датой совершения операции и датой расчета по этой операции в результате отражения в бухгалтерском учете операций в национальной валюте. Таким образом, если от операций с государственными ценными бумагами возникает курсовая разница, то она должна рассматриваться в целях налогообложения как доход от операций с государственными ценными бумагами. Соответственно, при определении налогооблагаемого дохода налогоплательщика прирост стоимости при реализации государственных ценных бумаг, вознаграждения по государственным ценным бумагам и курсовая разница подлежат корректировке в соответствии со ст. 91 Налогового кодекса. ЗАО "СП Страховая Компания" по роду своей деятельности, в том числе связанной с привлечением и размещением страховых премий, имеет большие активы, которые размещает в депозиты, ценные бумаги и т.д. При выплате начисленного вознаграждения банки, в которых размещены депозиты, удерживают подоходный налог у источника выплаты, который компания, согласно статье 121 п. 2 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", относит в зачет корпоративного подоходного налога с юридических лиц. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2002 год ЗАО "СП Страховая Компания" получен налогооблагаемый доход, причем при предварительном расчете налог, удерживаемый у источника выплаты, по состоянию на 31.12.02 года уже превышал начисляемый корпоративный подоходный налог, то есть сумма налога в зачет была больше, чем предназначенная к уплате. Так как в форме 101.01 "Расчет сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, подлежащих уплате до сдачи декларации" предусмотрены только авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу и не предусмотрены те случаи, когда есть сумма налога в зачет, страховая компания не заявила предварительно о налогооблагаемом доходе, так как в этом случае ей пришлось бы оплачивать авансовые платежи по налогу. В противном случае компания могла бы заявить о доходе, не производя авансовые платежи, что, в свою очередь, повлечет за собой предъявление инкассового распоряжения на расчетный счет. В настоящее время при сдаче декларации по корпоративному подоходному налогу за 2002 год налоговый комитет вынес компании предупреждение о намерении применить штрафные санкции за незаявленный предварительно налогооблагаемый доход. В связи с тем, что компанией своевременно произведены все предусмотренные законодательством налоговые платежи, в том числе ежемесячные платежи по корпоративному подоходному налогу по основной деятельности (4% от страховых премий), а также все предусмотренные налоговым законодательством декларации и расчеты, просим дать разъяснения относительно правомерности действий налоговых органов в описанной ситуации. Поскольку поставленный вопрос относится к отчетному периоду 2002 г., вам следует руководствоваться Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) по состоянию на 01.01.02 г. Налоговым кодексом предусмотрен отдельный порядок обложения корпоративным подоходным налогом для страховых (перестраховочных) организаций. Согласно п. 1 ст. 115 Налогового кодекса объектом обложения корпоративным подоходным налогом страховых (перестраховочных) организаций в части осуществления ими деятельности по страхованию и перестрахованию, включая деятельность от размещения страховых премий, является доход в виде страховых премий, подлежащих получению (полученных) от страхователей и перестрахователей в течение налогового периода по договорам страхования (перестрахования). При этом страховые (перестраховочные) организации по доходам в виде страховых премий представляют в налоговые органы ежемесячный расчет по начисленному за месяц корпоративному подоходному налогу не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, по форме 121.00, а декларацию по корпоративному подоходному налогу в сроки, установленные ст. 137 Налогового кодекса, по форме 120.00. Кроме того, согласно Правилам составления расчета сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу (формы 101.01 - 101.04), данные формы предназначены для исчисления корпоративного подоходного налога юридическими лицами, представляющими формы 100.00 и 110.00. Следовательно, страховые (перестраховочные) организации, представляющие декларации по корпоративному подоходному налогу только по форме 120.00, не представляют расчет сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 115 Налогового кодекса объектом обложения корпоративным подоходным налогом по доходам, подлежащим получению (полученным) от иной деятельности, не указанной в п. 1 данной статьи, является налогооблагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом. На основании изложенного, в случае получения страховыми (перестраховочными) организациями дохода от иной деятельности данные доходы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. В связи с чем намерения Налогового комитета по Бостандыкскому району о применении штрафных санкций за незаявленный корпоративный подоходный налог считаем правомерными. С какой даты мы должны использовать в бухгалтерском учете рыночный курс валют? В соответствии с п. 2 ст. 65 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и письма Налогового комитета МФ РК от 25.01.03 г. N НК-УМ-07-1-21/631 в редакции, действовавшей до 01.01.03 г., любая операция в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в национальную валюту РК - тенге по официальному курсу Национального банка РК, в то время как рыночный курс обмена валют используется для целей бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности согласно Закону РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности". При этом согласно п. 3 ст. 14 указанного закона операции и события в иностранной валюте учитываются в национальной валюте РК с применением рыночного курса обмена валют в порядке, установленном законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета. Учитывая, что данный порядок определения рыночного курса обмена валют установлен приказом/постановлением Министерства финансов РК от 23.12.02 г. № 629/Правления Национального банка РК от 23.12.02 г. № 512 "Об установлении порядка определения рыночного курса обмена валют", прошедшим государственную регистрацию в Министерстве юстиции РК 28.12.02 г. № 2106, введен в действие с 1 января 2003 г., рыночный курс обмена валют будет использоваться для целей бухгалтерского учета в соответствующие сроки. Согласно статье 121, п. 1 к организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, относятся организации, исключительным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, начального, основного, среднего, дополнительного общего образования. В законодательстве Республики Казахстан от 16.01.01 г. № 142-11 в статье 8, п. 1 написано: "Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера". В пункте 2 - "в зависимости от формы собственности учреждения подразделяются на государственные и частные". Согласно ст. 121, п. 3 "доходы организаций, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи и т.д., не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности". Социально-гуманитарный институт оказывает услуги в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Какую форму отчетности по годовой декларации должен был сдать институт и облагается ли корпоративным подоходным налогом? Поскольку вопрос относится к отчетному периоду 2002 г., руководствоваться следует Налоговым кодексом по состоянию на 01.01.02 г. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 121 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, помимо прочих относятся организации, исключительным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения данных видов деятельности. Согласно ст. 12 Закона РК от 07.06.99 г. № 389-1 "Об образовании" и положениям Правил лицензирования образовательной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РК от 18.04.00 г. № 596 (правила), лицензированию подлежат организации образования, предоставляющие начальное образование, основное общее или среднее общее, а также начальное профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование. При этом согласно положениям правил и письма Налогового комитета МФ РК от 03.12.02 г. N НК-УМ-07-1-21/11357 к организациям образования предъявляются квалификационные требования в части наличия медицинского обслуживания и питания обучающихся. Следовательно, организация питания (медицинское обслуживание) обучающихся является одним из обязательных условий осуществления образовательной деятельности. Таким образом, предоставление услуг образования включает в себя комплекс услуг: обучение, организация досуга, питание и медицинское обслуживание учащихся. При этом такие услуги организациями образования могут включаться в стоимость образования, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса. На основании изложенного, в случае если в стоимость образования включается весь комплекс соответствующих образованию услуг, и учащиеся не вносят отдельную плату за услуги, сопутствующие обучению (питание, медицинское обслуживание), и при этом стоимость образования равнозначна для учащихся соответствующих групп (за исключением случаев предоставления льгот по оплате социального характера), доходы организаций образования не подлежат обложению при соблюдении условий п. 3 ст. 121 Налогового кодекса. Кроме того, Налоговым кодексом не установлены какие-либо требования в отношении организационно-правовой формы организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере. Следовательно, юридические лица, соответствующие условиям ст. 121 Налогового кодекса, вне зависимости от организационно-правовой формы (некоммерческие или коммерческие организации) в целях налогообложения признаются организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере. Согласно Правилам составления декларации по корпоративному подоходному налогу, утвержденным приказом Министерства государственных доходов РК от 18.09.01 г. № 1306, организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере (п. 1 и 3 ст. 121 Налогового кодекса), представляют декларацию по корпоративному подоходному налогу по форме 150.00. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 121 Налогового кодекса при нарушении условий, предусмотренных данной статьей, полученные доходы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Я инженер, заслуженный рационализатор и изобретатель Республики Казахстан, являюсь патентообладателем двенадцати изобретений. Согласно законам Республики Казахстан, мне принадлежит исключительное право на использование своих изобретений, в том числе их разработка, изготовление и продажа. Как показывает практика, в течение года 2-4 предприятия Казахстана покупают мои изделия по договору купли-продажи. Так как эти изделия относятся к моему имуществу, то я имею имущественный доход, который согласно Инструкции № 40 "О порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц" (пункт 16) налогом не облагается. Вопросами налогообложения изобретателей-патентообладателей руководители предприятий и районных налоговых инспекций не владеют. Каждый раз мне приходится длительное время заниматься разъяснением правовых вопросов налогообложения руководителям предприятий, юристам, бухгалтерам, а также работникам своей районной инспекции, так как они каждый год меняются. Прошу официального подтверждения, что патентообладатель при продаже своих изделий по изобретениям подоходным налогом не облагается. В соответствии с Патентным законом РК от 16 июля 1999 года за № 428-1 ЗРК и ст. 115 Гражданского кодекса РК изобретения являются запатентованными объектами промышленной собственности, на которые выданы охранные документы. Патентом удостоверяются права на изобретение. При этом патентообладателю (владельцу охранного документа) принадлежит исключительное право по своему усмотрению использовать охраняемый объект промышленной собственности, т.е. право изготовления, применения, ввоза, предложение к продаже, продажа и т.д. Имущественные права и другое имущество относятся к имущественным благам и правам (имуществу). Что касается вопросов налогообложения, то понятие "имущественный доход" регламентируется статьей 166 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), в связи с чем доход, полученный от реализации запатентованного изобретения, не может рассматриваться в целях налогообложения как "имущественный доход". При этом в соответствии с пунктом 1 ст. 10 Гражданского кодекса предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности. Согласно пункту 1 ст. 9 Закона РК "Об индивидуальном предпринимательстве" обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе; 2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан. При этом на основании пп.1) пункта 1 ст. 152 Налогового кодекса при определении дохода физического лица, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение налогового года вычету подлежит сумма в размере месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан на соответствующий месяц начисления дохода. В соответствии с Законом РК "О государственном бюджете на 2003 год" размер минимального месячного расчетного показателя в 2003 году составляет 872 тенге. Следовательно, при получении физическим лицом годового дохода свыше 10 464 тенге (872 тг. х 12 мес.) физическое лицо обязано зарегистрироваться в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. При этом следует иметь в виду, что ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах возлагается на само физическое лицо. Налоговым законодательством предусмотрено применение специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, где после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах, предприниматель самостоятельно может выбрать один из порядков исчисления и уплаты налогов: на основе патента; на основе упрощенной декларации; общеустановленный порядок. В данном случае оптимальным вариантом будет осуществление предпринимательской деятельности на основе упрощенной декларации, где определение дохода и представление отчетности производится после окончания отчетного периода (квартала). При отсутствии дохода за отчетный период в налоговые органы представляются пустые бланки. Что касается ответственности юридических лиц, выплачивающих доход физическим лицам, то по этому вопросу следует отметить, что на основании ст.ст. 154, 155 Налогового кодекса к доходу от разовых выплат относится доход налогоплательщиков по заключенным налоговыми агентами в соответствии с законодательством Республики Казахстан договорам гражданско-правового характера, а также другие разовые выплаты физическим лицам, за исключением выплат индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и адвокатам по доходам, связанным с их деятельностью. На основании ст. 147 Налогового кодекса исчисление, удержание и перечисление ИПН по доходам физических лиц, облагаемым у источника выплаты, производят налоговые агенты. Налоговыми агентами согласно пп. 20 пункта 1 ст. 10 Налогового кодекса являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты. На основании вышеизложенного доход от разовой реализации запатентованных изделий (изделия), полученный владельцем данного изделия по изобретению, незарегистрированным в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, будет рассматриваться как доход от разовых выплат и облагаться индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, установленным в соответствии с пунктом 1 ст. 145 Налогового кодекса. Предприятие работает на основе упрощенной декларации для малого бизнеса, и убытки прошлых лет не учитываются. Просим разъяснить, как быть с доходами, условия для которых образовались в прошлые годы. Должно ли предприятие показывать как доход не погашенную в течение трех лет задолженность? Согласно ст. 84 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным работникам доходам и другим выплатам, определяемым в соответствии с пунктом 2 статьи 149 настоящего кодекса, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения, признаются сомнительными и подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика, за исключением налога на добавленную стоимость, который подлежит восстановлению по взаиморасчетам с бюджетом по ставке, принятой при возникновении кредиторской задолженности. На основании пункта 2 ст. 370 Налогового кодекса специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом на субъектов малого бизнеса не распространяется порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности вышеперечисленных налогов, установленный статьями 77-140, 315-322, а также 141-174, за исключением статей 146-162 Налогового кодекса. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, не указанным в данном пункте, производятся в общеустановленном порядке. При этом объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и(или) разового талона. Не являются объектом обложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты в соответствии со статьей 163 Налогового кодекса, за исключением дохода, полученного от сдачи в аренду имущества. Налоговым периодом для субъектов малого бизнеса, осуществляющих расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, является квартал. На основании вышеизложенного доход от непогашенной в течение трех лет задолженности, т.е. доход по сомнительным обязательствам в соответствии со ст. 84 не будет являться объектом обложения по упрощенной декларации. В соответствии со статьей 546 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (далее - кодекс) предусмотрено осуществление денежных расчетов с потребителями, осуществляемых за наличный расчет посредством применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. Однако в соответствии со второй частью подпункта 2 положения данного пункта кодекса не распространяются на налогоплательщиков "...в части оказания услуг населению с выдачей квитанции, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты и других приравненных к чекам документов строгой отчетности". Организацией эпизодически оказываются автотранспортные услуги частным лицам по заявлениям, при этом выписывается приходный кассовый ордер в 2-х экземплярах (первый - в документы организации, второй с отметкой об оплате вручается лицу, оплатившему за услуги) на основании выписанного счета-фактуры, факт свершившейся операции вносится в кассовую книгу, счет-фактура регистрируется в Журнале регистрации счетов. Следует отметить, что учет кассовых операций регламентирован разработанными и утвержденными Правилами ведения кассовых операций. Контрольно-кассовый аппарат не применяется в соответствии со второй частью пункта 1 подпункта 2 статьи 546 кодекса. На основании вышеизложенного просим разъяснить необходимость применения кассового аппарата. На основании ст. 12 и 546 Кодекса "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) на территории Республики Казахстан налогоплательщики обязаны проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека потребителю. Применение контрольно-кассовых машин не распространяется на денежные расчеты налогоплательщиков, указанных в подпунктах 1)-3) пункта 1 ст. 546 Налогового кодекса, в том числе осуществляющих в части оказания услуг населению с выдачей квитанций, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным уполномоченным государственным органом на основании заключения, вносимого компетентным государственным органом. Приказом министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2002 года за № 230 "Об утверждении форм квитанций, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности, выдаваемых населению при оказании услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью", формы приходных кассовых ордеров не утверждены. На основании вышеизложенного применение контрольно-кассовых машин в вашем случае обязательно. При этом следует отметить, что на основании ст. 215 Кодекса РК "Об административных правонарушениях" нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью путем продажи товаров или оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью либо с применением неисправной, не зарегистрированной в налоговых органах машины, либо с применением контрольно-кассовой машины с фискальной памятью в нефискальном режиме влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере от пяти до двадцати пяти месячных расчетных показателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |