|
|
|
Вычеты по страховым премиям: новые горизонты Диля Османова является менеджером отдела налогообложения "Эрнст энд Янг" в Казахстане. Она специализируется в области казахстанского и международного налогообложения для компаний нефтегазового и промышленного секторов. В ее обязанности входит консультирование клиентов по вопросам налогового планирования, подготовка налоговых обзоров в рамках аудита, а также рекомендации по вопросам международного и местного законодательства. Сертифицированный присяжный бухгалтер США (СPA). Мухтар Кажибеков - старший консультант отдела налогообложения "Эрнст энд Янг" в Казахстане, магистр администрирования по экономике Колорадского университета (США). Специализируется в вопросах налогообложения юридических лиц. Имеет опыт консультирования клиентов нефтегазового сектора и опыт участия в переговорах с налоговыми органами Казахстана по спорным вопросам налогообложения. В продолжение дискуссий относительно проекта изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 января 2005 года, сегодня мы хотели бы рассмотреть некоторые вопросы, связанные с предложенными изменениями в отношении вычетов по страховым премиям. Как ни странно, процесс усовершенствования налогового законодательства, одним из результатов которого явилось введение Налогового кодекса 2002 года, не совсем положительно затронул налогообложение страховых премий. До введения Налогового кодекса расходы по страховым премиям вычитались без каких-либо ограничений, и у налогоплательщиков не возникало вопросов по этому поводу. С 2002 года в соответствии со статьей 99.1 Налогового кодекса расходы по страховым премиям "подлежат вычету по классам страхования в пределах, установленных уполномоченным органом по регулированию и надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан". На практике вышеуказанные пределы отнесения на вычет расходов по страховым премиям были установлены уполномоченным органом лишь в январе 2003 года. Данные пределы были введены Инструкцией по установлению пределов вычетов по страховым премиям, подлежащим уплате (уплаченным) страхователем по договорам страхования (далее - инструкция), утвержденной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 31 января 2003 года за № 27 и распространялись на отношения, возникшие с 1 января 2003 года. Таким образом, на практике с момента введения в действие Налогового кодекса и до 1 января 2003 года налогоплательщики могли продолжать относить расходы по страховым премиям на вычеты в полном объеме без применения ограничений и заполнения замысловатых форм. С 2003 года у налогоплательщиков появилась еще одна "головная боль", когда стало необходимо следовать положениям инструкции, которая, к сожалению, не во всех случаях обеспечивает исчерпывающую и ясную информацию относительно правил применения пределов отнесения на вычет расходов по страховым премиям. Приведем пример. Пределы, установленные инструкцией, регулируют размер вычета по страховым премиям по классам страхования в зависимости от балансовой стоимости страхуемого актива или совокупного годового дохода страхователя. Если в связи с последним критерием у налогоплательщиков, как правило, не возникало вопросов, то в отношении применения балансовой стоимости страхуемого актива налогоплательщикам требовались дополнительные разъяснения. Так, в отношении вычетов страховых премий по классу страхования автомобильного транспорта п.3 главы 2 Инструкции устанавливает следующее ограничение: "Страхователь имеет право на вычет страховых премий, подлежащих уплате (уплаченных), в размере 100 процентов по договорам страхования имущества, используемого для получения совокупного годового дохода, но не более 5 процентов от балансовой стоимости страхуемого имущества, указанного в договоре страхования, по классу страхование автомобильного транспорта". В связи с этим у налогоплательщиков часто возникали вопросы относительно того, какая балансовая стоимость (на какую дату) должна приниматься в расчет. В ответ на запросы относительно балансовой стоимости имущества для целей определения размера вычета уполномоченным органом было дано разъяснение о том, что для целей определения размера вычета должна использоваться балансовая стоимость страхуемого имущества, отраженная в бухгалтерском балансе на дату заключения договора страхования. На данном примере видно, что положения инструкции не всегда дают однозначные и четкие указания, и налогоплательщикам приходится обращаться в уполномоченный орган за дополнительными разъяснениями. Так какие же "новые горизонты" ожидают налогоплательщиков в отношении вычетов по страховым премиям? В июле 2004 постановлением правительства была принята Государственная программа развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004-2006 годы, в которой отражены аспекты развития страхового рынка в Казахстане, в том числе необходимость совершенствования налогового законодательства с целью стимулирования заключения договоров страхования. Данная программа направлена как на развитие рынка страхования в Казахстане, так и его инвестиционного потенциала. Одним из показателей оценки развития страхового рынка является отношение страховых премий к ВВП. Для сравнения: при одинаковом совокупном доходе населения в Казахстане, к примеру, в России, данный показатель составляет, соответственно, 0,65 и 3,07 процента. В соответствии с данной программой предполагается увеличение данного показателя с 0,65 в 2003 году до 2,0 процента к 2006 году. Благодаря принятию данной программы в проекте изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 1 января 2005 года, предполагается исключение установленных пределов отнесения на вычет расходов налогоплательщика по страховым премиям. Принятие данной поправки будет означать для налогоплательщиков возможность отнесения расходов по страховым премиям на вычет в полном объеме, а также упрощение процесса составления годовых деклараций по корпоративному подоходному налогу, так как сумма расходов по страховым премиям будет подлежать на вычет без ограничений. Мы надеемся, что данная поправка будет принята и вступит в силу с 1 января 2005 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |