|
|
|
Приложение 9
Упрощенный стандартизированный подход156
I. Кредитный риск – общие правила по оценке риска
1. При оценке рисков потенциальных убытков, специальные провизии не должны учитываться.
(i) Требования к государствам и центральным банкам
2. Оценка рисков по требованиям к государствам и центральным банкам будет проводиться на основе согласованных количественных показателей по страновому риску экспортных кредитных агентств (ЭКА), участвующих в «Соглашении о принципах, применяемых к официально финансируемым экспортным кредитам». Эти количественные показатели можно найти на веб-странице ОЭСР.157 Методология устанавливает семь категорий количественных показателей риска, связанных с минимальными экспортными страховыми премиями. Как указано ниже, каждый количественный показатель риска ЭКА соответствует отдельной категории оценки риска.
3. По усмотрению надзорных органов отдельной страны, более низкая оценка риска может применяться к кредитным линиям банков, выданным государствам их регистрации (или центральным банкам), выраженным в местной валюте и финансируемым158 в данной валюте.159 В тех случае, когда такое решение принимается, другие надзорные органы страны также могут позволить своим банкам применять такую же оценку риска к кредитным линиям в местной валюте к данному государству (или центральному банку), финансируемым в той же валюте.
(ii) Требования к другим официальным органам
4. Требования к Банку Международных Расчетов, Международному Валютному Фонду и Европейскому сообществу получать 0%-ную оценку риска.
5. Следующие Международные банки развития (МБР) будут соответствовать требованиям по 0%-ной оценке риски:
· Группа Всемирного Банка, состоящая из Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) и Международной финансовой корпорации (МФС),
· Азиатский банк развития (АБР),
· Африканский банк развития (АфБР),
· Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР),
· Межамериканский банк развития (МАБР),
· Европейский инвестиционный банк (ЕИБ),
· Инвестиционный банк Северной Европы (ИБСЕ),
· Карибский банк развития (КБР),
· Исламский банк развития (ИБР),
· Совет Евпропейского банка развития (СЕБР).
6. Стандартная оценка риска по требованиям к другим МБР составит 100%.
7. Требования к местным учреждениям государственного сектора (УГС) взвешены по риску в соответствии с механизмом оценки риска по требований к банкам данной страны.160 В зависимости от решения надзорных органов определенной страны, требования к местным УГС могут рассматриваться аналогично требованиям к государству, в юрисдикции которого учреждены такие БО. Если такое решение было принято, другие надзорные органы страны также могут позволить своим банкам осуществлять оценку рисков по требования к таким УГС аналогичным образом.
(iii) Требования к банкам и фирмам, осуществляющим операции с ценными бумагами
8. Банкам будет присваиваться оценка риска на основе взвешивания требований к стране, в которой они зарегистрированы в качестве юридических лиц (см. параграф 2). Краткий обзор подхода приводится ниже в таблице:
9. Когда надзорные органы страны принимают решение о применении льготных условий в отношении требованиям к государству как описано в параграфе 3, они также могут присваивать оценку риска, которая на одну категорию менее благоприятная, чем оценка, присваиваемая по требованиям к государству с соблюдением 20%-го минимума, требованиям к банкам с первоначальным сроком погашения 3 месяца или меньше, выраженным и финансируемым в национальной валюте.
10. Требования к фирмам, осуществляющим операции с ценными бумагами, могут рассматриваться как требования к банкам, при условии, что такие фирмы обязаны соблюдать надзорные и регуляторные требования аналогичные требованиям согласно Новому соглашению (включая, в частности, требования по капиталу на основе риска).161 Иначе к таким требованиям будут применяться правила по требованиям к юридическим лицам.
(iv) Требования к юридическим лицам
11. Стандартная оценка риска по требованиям к юридическим лицам, включая требования к страховым компаниям, будет составлять 100%.
(v) Требования, включенные в регуляторные розничные портфели
12. Требования, удовлетворяющие критериям, указанным в параграфе 13, могут рассматриваться как розничные требования для целей регуляторного капитала и включаться в регуляторный розничный портфель. Требованиям, включенным в такой портфель, может быть присвоена оценка риска в размере 75%, за исключением случаев, предусмотренных в параграфе 17 по просроченным розничным требованиям.
13. Для того, чтобы требования могли быть включены в регуляторный розничный портфель, они должны удовлетворять следующим четырем критериям:
· Критерий потребительского назначения – требования к отдельному лицу или лицам или мелкому предприятию;
· Критерий продукта – потенциальные риски убытков принимают одну из следующих форм: возобновляемые кредиты и кредитные линии, (включая кредитные карточки и овердрафты), персональные срочные займы и лизинги (например, ссуда с погашением в рассрочку, займы на покупку автомобиля и лизинги), ссуды студентам и на образование, потребительские кредиты) и кредиты мелким предприятиям и обязательства. Ценные бумаги (такие как бонды и обыкновенные акции), независимо от того, включены ли они в перечень или нет, специально исключены из данной категории. Ипотечные кредиты исключены в той степени, в которой они удовлетворяют критериям подхода, применяемого в отношении требований, обеспеченных жилищной собственностью (см. параграф 14).
· Критерий «неоднородности» – надзорный орган должен убедиться, что регуляторный розничный портфель в достаточной степени диверсифицирован с целью снижения рисков в портфеле, что подтверждает 75%-ную оценку риска. Один из способов, с помощью которого можно этого достичь, заключается в том, чтобы установить количественный предельный уровень, при котором никакая совокупная кредитная линия одному контрагенту162 не может превышать 0,2% общего объема регуляторного розничного портфеля.
· Низкая стоимость отдельных кредитов. Максимальный совокупный розничный кредит одному партнеру не может превышать абсолютный предел, составляющий 1 миллион Евро.
(vi) Требования, обеспеченные жилищной собственностью
14. Кредитование, полностью обеспеченное закладной на жилищную собственность, которая занята или будет занята заемщиком, или которая сдается в аренду, получит оценку риска на уровне 35%. Применяя 35%-ную оценку, надзорные органы должны убедиться, что в соответствии с их национальными механизмами предоставления финансирования на жилье, такая льготная оценка применяется исключительно для жилищных целей и в соответствии со строгими пруденциальными критериями, такими как наличие существенного запаса дополнительного обеспечения сверх суммы кредита на основе строгих правил оценки стоимости. Надзорные органы должны увеличить стандартную оценку риска в тех случаях, когда, по их мнению, критерии не были удовлетворены.
15. Надзорные органы страны должны проанализировать, соответствут ли льготные оценки риска в параграфах 13 и 14 их условиям. Надзорные органы могут потребовать от банков увеличить свои льготные оценки риска в случае необходимости.
(vii) Требования, обеспеченные недвижимостью
16. Оценка риска по залогу коммерческой недвижимости будет составлять 100%.
(viii) Подход к просроченным кредитам
17. Оценка риска по необеспеченной части какого-либо кредита (за исключением отвечающего требованиям жилищного ипотечного кредита), который является просроченным на более, чем 90 дней, за вычетом специальных провизий, будет следующей:163
· Оценка риска 150%, если провизии составляют менее 20% от суммы задолженности по кредиту;
· Оценка риска 100%, когда специальные провизии составляют не менее 20% от суммы задолженности по кредиту; и
· Оценка риска 100%, когда специальные провизии составляют не менее 50% от суммы задолженности по кредиту, но на усмотрение органов надзора, она может быть снижена до 50%.
18. Для целей определения обеспеченной части просроченного кредита, приемлемый залог и гарантии будут такими же, как и для целей снижения кредитного риска (см. раздел II).164 Просроченные розничные кредиты должны быть исключены из общего объма регуляторного розничного портфеля при проведении оценки критерия неоднородности, определенного в параграфе 13, для целей оценки риска.
19. В дополнение к условиям, описанным в параграфе 17, когда просроченный кредит полностью обеспечен такими видами залога, которые не признаются в параграфе 46, может применяться 100%-ная оценка риска, когда специальные провизии достигают 15% суммы задолженности по кредиту. Данные виды залога нигде больше не признаются при упрощенном стандартизированном подходе. Надзорные органы должны установить жесткие операционные критерии для обеспечения качества залога.
20. В случае наличия удовлетворяющих требованиям жилищных ипотечных кредитов, когда такие кредиты являются просроченными на более, чем 90 дней, им будет присвоена 100%-ная оценка риска, за минусом специальных провизий. Если такие кредиты являются просроченными, но специальные провизии составляют не менее 50% от сумм задолженности по таким кредитам, оценка риска, применяемая к оставшейся части кредита может быть снижена до 50% по решению надзорных органов страны.
(ix) Категории повышенного риска
21. Надзорные органы страны могут принять решение о применении 150%-ной оценки риска, отражающей повышенный риск, связанный с некоторыми другими активами, такими как капитал, вложенный с риском, и частные долевые инвестиции.
(x) Прочие активы
22. Подход к рискам потенциальных убытков отдельно представлен в разделе III. Стандартная оценка риска для всех других активов будет составлять 100%.165 Инвестиции в инструменты собственного или регуляторного капитала, выпущенные банками или фирмами, осуществляющими операции с ценными бумагами, получат оценку риска в размере 100%, если только они не являются отчислениями из собственных средств банка в соответствии с частью I настоящего документа.
(xi) Забалансовые статьи
23. Согласно стандартизированному подходу, забалансовые статьи будут конвертироваться в эквиваленты кредитных рисков посредством использования факторов кредитной конверсии, как определено в настояшей редакции Соглашения, за исключением случаев, указанных ниже. К оценкам риска контрагента по транзакциям внебиржевых производных инструментов не будет применяться какой-либо специальный максимальный лимит.
24. К обязательствам с первоначальным сроком погашения до одного года и к обязательствам с первоначальным сроком погашения свыше одного года будет применяться фактор кредитной конверсии в размере 20% и 50% соотвественно. Однако, любые обязательства, которые аннулируются банком в безоговорочном порядке в любое время без предварительного уведомления, или которые фактически предусматривают автоматическое аннулирование по причине ухудшения кредитоспособности заемщика, получат 0%-ный фактор кредитной конверсии.166
25. Фактор кредитной конверсии в размере 100% будет применяться к кредитованию банковскими ценными бумагами или использованию ценных бумаг в качестве залога банками, включая случаи, когда это является результатом операций РЕПО (т.е. выкуп/обратный выкуп и операции по кредитованию/заимствованию ценных бумаг). См. минимизация кредитного риска (раздел II) для расчета активов, взвешенных по степени риска, где сумма риска потенциальных убытков, к которой был применена кредитная конверсия, обеспечена приемлемым залогом.
26. По краткосрочным самоликвидирующимся торговым аккредитивам, возникающим в результате движения товаров (например, документарные аккредитивы, обеспеченные сопуствующеей партией отправленного товара), 20%-ный фактор кредитной конверсии будет применяться как к банкам, открывающим аккредитив, так и к банкам, подверждающим такой аккредитив.
27. В случае взятого обязательства предоставить кредит, банки должны применять более низкий из двух применяемых факторов кредитной конверсии.
II. СНИЖЕНИЕ КРЕДИТНОГО РИСКА
1. Общие вопросы
(i) Введение
28. Банки используют ряд методов для снижения кредитных рисков, которым они подвержены. Кредиты могут быть обеспечены полностью или частично наличными или ценными бумагами, или же ссуды могут быть гарантированы третьим лицом.
29. В тех случаяхх, когда такие различные методы удовлетворяют операционным требованиям, представленным ниже, снижение кредитного риска (СКР) может быть признано.
(ii) Общие замечания
30. Условия, определенные в настоящем разделе, могут применяться к рискам потенциальных убытков, отражаемых в банковских книгах, в соответствии со упрощенным стандартизированным подходом.
31. Ни к каким транзакциям, при которых используется методы СКР, не должны применяться более высокие требования к капиталу, чем требования капитала, применяемые к таким же транзакциям, при которых такие методы не используются.
32. Результаты СКР дважды учитываться не будут. Поэтому, в отношении требований, по которым используется постатейный рейтинг, который уже отражает СКР, надзорные органы не будут учитывать его дополнительно для целей регуляторного капитала. Рейтинг, используемый в отношении основной суммы долга, также не разрешен в рамках СКР.
33. Хотя банки используют методы СКР для снижения своего кредитного риска, такого рода методы порождают риски (остаточные риски), которые могут привести к менее эффективному снижению общего риска. В тех случаях, когда в отношении таких рисков не осуществляется надлежащий контроль, органы надзоры могут ввести дополнительные отчисления на капитал или предпринять другие надзорные действия, как подробно описано в Составляющей 2.
34. Несмотря на то, что методы СКР способствуют снижению или переводу кредитного риска, одновременно могут увеличиться другие риски банка такие, как правовой, операционный, риск ликвидности и рыночные риски. Поэтому, необходимо, чтобы банки применяли четкие процедуры и процессы для контроля таких рисков, включая стратегию; принятие во внимание основного риска; оценку; политики и процедуры; системы; контроль рисков спада; а также управление риском концентрации, возникающим в результате использования банком методов СКР и его взаимосвязь со структурой общего кредитного риска банка.
35. Требования Составной 3 должны также соблюдаться банками для получения снижения требований к капиталу в отношении каких-либо методов СКР.
(iii) Правовое обеспечение
36. Для того, чтобы банки могли получить снижения требований к капиталу, вся документация, используемая в транзакциях под обеспечение, а также для документирования гарантий, должна быть обязательной для всех сторон и хорошо обоснованной с юридической точки зрения во всех соответствующих юрисдикциях. Банки должны иметь соответствующее юридическое заключение в отношении обоснованности такой документации, и при необходимости вносить изменения для обеспечения соблюдения.
(iv) Пропорциональное покрытие
37. В тех случаях, когда сумма, обеспеченная залогом или гарантией (или по которой предоставлено кредитное обеспечение), меньше суммы риска потенциальных убытков, и обеспеченная и необеспеченная части равны, т.е. банк и гарант несут убытки на пропорциональной основе, снижение требований к капиталу может быть разрешено на пропорциональной основе, т.е. к обеспеченной части суммы риска потенциальных убытков будет применяться подход, используемый в отношении залога или контрагента, а оставшаяся часть рассматривается как необеспеченная.
2. Обеспеченные залогом транзакции
38. Обеспеченная залогом транзакция представляет собой такую транзакцию, при которой:
· банки имеют кредитный риск или потенциальный кредитный риск в отношении контрагента,167 и
· такой кредитный риск или потенциальный кредитный риск хеджируется полностью или частично залогом, предоставляемым контрагентом или третьей стороной от имени контрагента.
39. Согласно упрощенному стандартизированному подходу, будет применяться только простой подход на основе стандартизированного подхода, который, аналогично действующему Соглашению, заменяет оценку риска залога на оценку риска контрагента по обеспеченной залогом части кредита (обычно при минимуме 20%). Частиное обеспечение залогом признается. Несовпадение сроков погашения или валюты основного кредита и залога не допускается.
(i) Минимальные условия
40. В дополнение к общим требованиям по правовому обеспечению, определенному в параграфе 36, должны соблюдаться следующие операционные требования.
41. Залог должен предоставляться как минимум на срок кредита и должен соответствовать рыночным ценам и переоцениваться с периодичностью в шесть месяцев как минимум.
42. Для того, чтобы залог обеспечивал защиту, качество кредита контрагента и стоимость залога должны составлять положительное соотношение. Например, ценные бумаги, выпущенные контрагентом – или любой другой компанией группы, связанной с таким контрагентом – не обеспечат надежной защиты кредита и, поэтому, не подходят для залога.
43. Банк должен иметь четкие и ясные процедуры для проведения своевременной ликвидации залога.
44. В случае, когда залог хранится у кастодиана, банки должны предпринять необходимые меры для обеспечения того, что кастодиан отделяет залог от своих активов.
45. Когда банк, выступающий в качестве агента, организует транзакцию репо (т.е. выкуп/обратный выкуп и транзакции по кредитованию/заимствованию с ценными бумагами) между клиентом и третьей стороной и предоставляет гарантию клиенту в отношении того, что третья сторона выполнит свои обязательства, риск банка будет таким же, как если бы банк вступил в транзакцию в качестве основного участника. В таком случае банки будут обязаны рассчитывать требования к капиталу, как если бы они сами являлись основными участниками.
(ii) Приемлемый залог
46. Следующие залоговые инструменты могут быть признаны:
· Наличность на депозите в банке, который несет риск контрагента, включая депозитные сертификаты или аналогичные инструменты, выпущенные кредитующим банком,168,169
· Золото, и
· Долговые ценные бумаги, выпущенные государствами, и относимые к категории 4 или более высокой категории170, или выпущенные УГС, которые рассматриваются как государственные надзорным органом страны.
(iii) Оценки риска
47. Часть требований, обеспеченная приемлемым залогом по рыночной стоимости, получают оценку риска, применяемую к залоговым инструментам. Оценка риска по обеспеченной части требований подлежит минимальному лимиту в 20%. Оставшейся части требований присваивается оценка риска, подходящая для контрагента. Требование к капиталу будет применяться к банкам на любой стороне обеспеченной залогом транзакции: например, как транзакция репо, так и транзакция обратного репо будут подлежать требованиям к капиталу.
48. Минимальный уровень, равный 20%, будет применяться для оценке риска по обеспеченной залогом транзакции, и 0%-ная оценка риска может быть присвоена в тех случаях, когда сумма кредита и залог выражены в одной и той же валюте, и либо:
· Залогом является наличность на депозите; либо
· Залог представлен в форме государственных ценных бумаг/ценных бумаг УГС, которым может быть присвоена 0%-ная оценка риска, и его рыночная стоимость была дисконтирована на 20%.
3. Гарантированные транзакции
49. Когда используются гарантии, и надзорные органы удовлетворены выполнением банками минимальных операционных условий, определенных ниже, они могут позволить банкам учитывать такую защиту по кредиту при расчете требований.
(i) Минимальные условия
50. Гарантия должна представлять собой прямое требование к организации, предоставляющей защиту по кредиту, и должны быть четко указаны определенные кредитные линии, по которым выдается данная гарантия так, чтобы степень покрытия была четко определена и не вызывала сомнений. За исключением случая неуплаты приобретателем защиты по кредиту денег, причитающихся по контракту об обеспечении кредита, гарантия должна быть безотзывной; контракт не должен содержать пункт, который бы увеличивал реальную стоимость покрытия как результат ухудшения качества кредита в застрахованной кредитной линии. Она также должна быть безусловной; контракт об обеспечении не должен содержать пункта вне контроля банка, который мог бы помешать организации, предоставляющей защиту по кредиту, выполнить свои обязателсьтва в отношении своевременной выплаты в случае, если основной контрагент не сможет осуществить причитающиеся выплаты.
51. В дополнение к требованиям по правовому обеспечению в параграфе 36 выше, необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
(а) в случае определения невыполнения обязательств/неуплыты со стороны контрагента, банк должен своевременно обратиться к гаранту в отношении денежной суммы, причитающейся к уплате согласно документации по транзакции, а не продолжать преследовать контрагента. Осуществляя выплату по гарантии, гарант должен приобрести право по предъявлению требований к дебитору в отношении денежных сумм, причитающихся к уплате согласно документации по транзакции.
(б) Гарантия представляеет собой документально зафиксированное в явной форме обязательство, взятое на себя гарантом.
(в) Гарант обеспечивает охват всех видов выплат, которые должен осуществить основной дебитор согласно документации транзакции, например, условную сумму, маргинальные платежи и т.д.
(ii) Гаранты, удовлетворяющие критериям
52. Обеспечение по кредиту, предоставляемое следующими компаниями, будет признаваться: государственными организациями171, УГС и другими организациями с оценкой риска, составляющей 20% или более высокой, а также с более низкой оценкой риска, чем у контрагента.
(iii) Оценка риска
53. Обеспеченной части кредита присваивается оценка риска, применяемая к гаранту. Необеспеченной части кредита присваивается оценка риска основного контрагента.
54. Как определено в параграфе 3, более низкая оценка риска может применяться по усмотрению надзорных органов страны в отношении суммы требований банка к государству (или центральному банку), когда банк зарегистрирован в качестве юридического лица, и требование выражено в национальной валюте, и финансирование также осуществляется в этой валюте. Надзорные органы страны могут применять данный подход также и к суммам требований, гарантированных государством (или центральным банком), когда гарантия выражена в национальной валюте, и кредит также финансируется в этой валюте.
55. Лимиты «существенности» по платежам, ниже которых никакие платежи не будут осуществляться в случае убытков, соответствуют позициям нераспределенных первых убытков и должны полностью вычитаться из капитала банка, приобретающего гарантию по кредиту.
4. Прочие статьи, относящиеся к трактовке методов СКР
Трактовка методов СКР
56. В случае, когда банк использует ряд инструментов СКР, охватывающих единую кредитную линию (например, банк имеет как залог, так и гарантию, которые частично покрывают кредит), банк должен будет разделить кредитную линию на части по каждому типу инструмента СКР (например, часть, обеспеченную залогом, часть, обеспеченную гарантией), и активы, взвешенные по степени риска, должны рассчитываться раздельно. В случае, когда защита по кредиту, предоставленная одной организацией, имеет различные сроки исполнения обязательств, они также должны подразделяться на одельные виды обеспечения.
III. Кредитный риск – Концептуальные рамки секьюритизации
(i) Транзакции, охваченные концептуальными рамками секьюритизации
57. Традиционная секьюритизация представляет собой структуру, при которой денежный поток из основного пула кредитных линий используется для обслуживания как минимум двух различных разграниченных позиций риска или траншей, отражающих различные степени кредитного риска. Выплаты инвесторам зависят от качества определенных основных кредитных линий, а не вычитаются из обязательств учреждения, которое выдало такие кредитные линии. Разграниченные/долевые структуры, характеризующие секьюритизацию, отличаются от обычных «старших»/субординированных долговых инструментов в том смысле, что «младшие» транши секьюритизации могут поглащать убытки без прерывания контрактных выплат по более «старшим» траншам, принимая во внимание, что субординирование в структуре «старшего»/субординированного долга является предметом приоритетности прав на поступления от ликвидации.
58. Сумма рисков потенциальных убытков банка в результате секьюритизации называется «потенциальными рисками по секьюритизации».
(ii) Допускаемая роль банков
59. Банк, осуществляющий свою деятельность согласно упрощенному стандартизированному подходу, может только играть роль инвестирующего банка при осуществлении традиционной секьюритизации. Инвестирующий банк не является учреждением, выдающим кредиты или обслуживающим учреждением, которое принимает экономический риск секьюритизации.
60. Банк рассматривается в качестве учреждения, выдающего кредиты, если он прямо или косвенно несет риск потенциальных убытков по кредитам, включенный в секьюритизацию. Обслуживающий банк – это тот банк, который осуществляет ежедневное управление сопутствующими кредитными рисками потенциальных убытков по секьюритизации в плане взимания основной суммы долга и процентов, которые впоследствии передаются инвесторам в потенциальные риски по секьюритизации. Согласно упрощеному стандартизированному подходу банк не должен предлагать увеличение кредита, средства повышения ликвидности или прочую финансовую поддержку секьюритизации.
(iii) Трактовка потенциальных рисков по секьюритизации
61. Банки, использующие упрощенный стандартизированный подход к кредитному риску по типу сопутствующего риска секьюритизированных потенциальных убытков, могут применять упрощенный вариант стандартизированного подхода в пределах концептуальных рамок по секьюритизации.
62. Стандартная оценка риска в отношении риска потенциальных убытков по секьюритизации для инвестирующего банка будет равна 100%. По приобретенным позициям первых убытков будет требоваться вычет из капитала банка. Вычет будет осуществлен в размере 50% из капитала первого уровня и 50% из капитала второго уровня.
IV. Операционный риск
63. Упрощенный стандартизированный подход по операционнному риску представляет собой базовый метод показателей, согласно которому банки должны иметь объем капитал, равный фиксированному процентному отношению (15%) среднего валового годового дохода за последние три года.
64. Валовый доход определяется как чистый процентный доход плюс чистый непроцентный доход.172 Предполагается, что данная оценка должна (i) быть суммой любых провизий (например, неуплаченных процентов); (ii) исключать реализованную прибыль/убытки из статьи продаж ценных бумаг в банковских книгах;173 и (iii) исключать непредвиденные и нерегулярные статьи, а также доход, полученный от страхования.
65. Банкам, использующим данный подход, рекомендуется соблюдать директиву Комитета по Надежным методам управления и надзора за операционным риском (февраль 2003 года).
156 Данный подход не должен рассматриваться как еще один подход для определения регуляторного капитала. Скорее в нем собраны наиболее простые варианты расчета активов, взвешенных по степени риска. 157 Согласованная классификация странового риска доступна на веб-странице ОЭСР (http://www.oecd.org) на странице Соглашения об экспортных кредитах Дирекции по торговле. 158 Это означает, что банк также имеет обязательства, выраженные в местной валюте. 159 Данная более низкая оценка риска может распространяться и на оценку риска залога и гарантий. 160 В следующих примерах кратко описывается то, каким образом УГС могут быть разбиты на категории, если основное внимание уделяется наличию полномочий по извлечению доходов. Однако, могут существовать дргуие способы определения различных подходов, применимых к различным видам УГС, например, когда основное внимание направляется на объем гарантий, выданных центральным правительством:
- К региональной администрации или местным органам власти может применяться тот же подход, как и к требованиям к их государству или центральному правительству, если такая администрация или местные органы власти наделены определенными полномочиями по извлечению доходов и осуществляют специальные организационные мероприятия, результатом которых является снижение их рисков невыполнения обязательств.
- Административные органы, подотчетные центральному правительству, региональным администрациям или местным органам власти, а также другие некоммерческие предприятия, принадлежащие правительствам или местным органам власти, могут не иметь права применять тот же подход, применяемый к требованиям к их государству, если такие учреждения не имеют полномочий по извлечению доходов или не осуществляют другие мероприятия, указанные выше. Если строгие правила кредитования применяются к данным учреждениям, и объявление о банкротстве невозможно в силу их особого государственного статуса, может быть целесообразно рассматривать данные требования аналогично требованиям к банкам.
- Коммерческие предприятия, принадлежащие центральным правительствам, региональным администрациям или местным органам власти, могут рассматриваться как обычные коммерческие предприятия. Однако, если данные учреждения функционируют как юридические лица на рынках свободной конкуренции, даже если государственный, региональный или местный орган власти является основным акционером данных учреждений, надзорные органы должны принять решение рассматривать их как юридических лиц и, поэтому, применять к ним соответствующие оценки риска. 161 Это представляет собой требования по капиталу, аналогичные тем, которые применяются к банкам в Новом соглашении. Слово «аналогичные» подразумевает, что фирма, осуществляющая операции с ценными бумагами (но не обязательно ее родительская компания), подлежит консолидированному регулированию и надзору в отношении нижестоящих филиалов. 162 Совокупная кредитная линия означает общую сумму (т.е. не учитывающую какое-либо снижение кредитного риска) всех видов задолженностей (например, займов или обязательств), которые в отдельности отвечают трем другим критериям. Кроме этого, выражение «одному контрагенту» означает одно или несколько учреждений, которые могут рассматриваться как единый бенефициарий (например, в случае малого предприятия, являющегося филиалом другого малого предприятия, лимит будет применяться к совокупной кредитной линии банка в отношении обоих предприятий). 163 На свое усмотрение надзорные органы страны могут разрешить банкам рассматривать просроченные кредиты, выданные контрагентам, подлежащим 150%-ной оценке риска, так же, как и просроченные кредиты, описанные в параграфах с 17 по 19. 164 В течение переходного периода, который составит три года, может быть определен более широкий диапозон залогов на усмотрение надзорных органов страны. 165 Однако, на усмотрение надзорных органов страны, золотой слиток, находящийся в собственных хранилищах или владение которым осуществляется на пропорциональной основе в той степени, в которой он обеспечен обязательствами по слитку, может рассматриваться как наличность и, поэтому, оценка риска по нему составит 0%. 166 В некоторых странах роззничные обязательства рассматриваются аннулируемыми в безусловном порядке, если сроки позволяют банку аннулировать их в допустимых максимальных пределах в соответствии с законом о защите прав потребителя или с другим соответствующим законом. 167 В данном разделе термин «контрагент» используется для обозначения стороны, по отношению к которой у банка есть балансовый или забалансовый кредитный риск или потенциальный кредитный риск. Такого рода риск может, например, принимать форму ссуды наличности или ценных бумаг (где контрагент традиционно называется заемщик), ценных бумаг, предоставленных в качестве залога, обязательства или кредита в соответствии с контрактом по внебиржевым производным инструментам. 168 Когда банк выпускает кредитные векселя по кредитам, отраженным в банковских книгах, такие кредиты будут рассматриваться как кредиты, обеспеченные наличными.
169 Когда наличность на депозите, депозитные сертификаты или аналогичные инструменты, выпущенные кредитующим банком, удерживаются в качестве залога в третьем банке, если они открыто заложены/переданы кредитующему банку, и если такой залог/передача не ограничены условиями и безотзывны, то сумме кредита, обеспеченной залогом (после каких-либо необходимых «стрижек» на валютный риск), будет присвоена оценка риска третьего банка.
170 Рейтинговая категория относится к количественным показателям странового риска ЭКА, как описано в параграфе 2. 171 Они включают Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк и Европейское Сообщество. 172 Как определено надзорными органами страны и/или национальми стандартами бухучета. 173 Реализованная прибыль/убытки от ценных бумаг, классифицированные как «удерживаемые до мсрока погашения» и «пригодные для продажи», которые, как правило, составляют статьи банковской книги (например, согласно стандартам бухучета США и МСУ), также исключаются из определения валового дохода.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |