|
|
|
О снижении налоговой нагрузки
В 2004 г. в Налоговый кодекс был внесен ряд изменений и дополнений по индивидуальному подоходному и социальному налогам, земельному налогу, налогу на транспортные средства и налогу на имущество, вступающие в силу 01.01.2005 г., которые можно условно разделить на следующие группы: 1) поправки, направленные на снижение налоговой нагрузки; 2) уточняющие поправки, приведение в соответствие с иными законодательными актами; 3) поправки для дальнейшего совершенствования налогового администрирования. К поправкам, направленным на снижение налоговой нагрузки относится, в первую очередь, изменение срока уплаты индивидуального подоходного налога, по доходам, облагаемым у источника выплаты с 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода на 15 число месяца, следующего за месяцем выплаты дохода. Значительно расширен перечень доходов, не подлежащих обложению индивидуальным подоходным налогом, определенных в статье 144 Налогового кодекса и налоговых вычетов, установленных в статье 152 Налогового кодекса. Ни для кого не секрет, что в настоящее время получило широкое развитие приобретение жилья в кредит (ипотека). Однако высокие ставки вознаграждений банков при незначительных доходах у большинства трудоспособного населения практически не дает возможности оставить средства на достойное существование. В целях стимулирования вложения средств физическим лицами в строительство и приобретение жилья, суммы, направленные на погашение вознаграждения по жилищным займам, полученным физическим лицом-резидентом Республики Казахстан в жилищных строительных сберегательных банках на ремонт, строительство или приобретение жилища на территории Республики Казахстан, вычитаются при исчислении индивидуального подоходного налога. Кроме того, подлежат освобождению от индивидуального подоходного налога дивиденды по паям паевых и акциям акционерных инвестиционных фондов, а также доходы по паям паевых инвестиционных фондов при их выкупе управляющей компанией данного фонда. А также наряду с имуществом, полученным в виде гуманитарной, благотворительной помощи с 01.01.2005 г. не подлежит налогообложению индивидуальным подоходным налогом стоимость имущества, полученного в виде спонсорской помощи. Снято ограничение по доходам участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов I и II групп, одного из родителя с детства в пределах которого доход, полученный указанными лицами за налоговый год, не будет подлежать налогообложению (пп. 12) ст. 144 Налогового кодекса). То есть, все доходы участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов I и II групп, а также одного из родителей инвалида с детства, вне зависимости от источника выплаты, подлежат налогообложению. Кроме того, страховые премии, вносимые в свою пользу физическими лицами, согласно подпункту 6) статьи 152 Налогового кодекса, вычитаются при исчислении индивидуального подоходного налога без ограничения предела их размеров. С целью стимулирования осуществления физическими лицами жилищного строительства из Налогового кодекса исключено обязательство по представлению декларации по индивидуальному подоходному налогу лицами, совершившими в течение года разовое крупное приобретение стоимостью свыше двух тысяч месячных расчетных показателей. А также, исключено обязательство по представлению индивидуальными предпринимателями расчета текущих платежей и декларации по налогу на транспортные средства. С 01.01.2005 г. организации, в которых работают инвалиды и чья деятельность отвечает условиям, определенным в п. 2 ст. 121 Налогового кодекса при исчислении земельного налога применяют нулевой коэффициент. Кроме того, увеличена стоимость недвижимого имущества до одной тысячи пятисот месячных расчетных показателей, которая в соответствии со ст. 361 Налогового кодекса, не является объектом обложения налогом на имущество физических лиц - Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, лиц, удостоенных звания «Халык ка?арманы», награжденных орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетных матерей, удостоенных звания «Мать-героиня», награжденных подвеской «Алтын алка», инвалидов I и II групп, отдельно проживающих пенсионеров. К уточняющим поправкам относится внесение изменений в ст. 155 Налогового кодекса. А именно, норма, устанавливающая уменьшение размера дохода, полученного физическими лицами в виде разовых выплат по договорам гражданско-правового характера, согласно ст. 154 Налогового кодекса, на сумму обязательных пенсионных взносов при определении индивидуального подоходного налога. Согласно действующему пенсионному законодательству Республики Казахстан обязательные пенсионные взносы удерживается с доходов работника. Введение данной поправки позволит избежать противоречия, сложившегося между двумя законодательными актами. К поправкам, направленным на улучшение налогового администрирования, относится определение порядка исчисления социального налога в ст. 318 Налогового кодекса с нарастающим итогом. 01.01.2005 г. вступает в силу Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», принятый с целью создания дополнительной формы социальной защиты граждан при наступлении случая социального риска по таким видам обязательного социального страхования, как: утрата трудоспособности, потеря кормильца и потеря работы. В этой связи, исчисление социального налога осуществляется по ставкам, установленным в пунктах 1, 2 и 4 статьи 317 Налогового кодекса, уменьшенным на размер социальных отчислений, исчисленных в соответствии с вышеназванным Законом. Индивидуальные предприниматели при уплате социального налога уменьшают его сумму на сумму исчисленных социальных отчислений Кроме того, в Налоговом кодексе установлен порядок уплаты индивидуального подоходного налога путем внесения авансовых платежей физическими лицами, получающими доходы от лиц, не признанных в целях налогообложения налоговыми агентами. К последним относятся: иностранные дипломатические миссии, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, адвокатами или частными нотариусами, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения. В целях осуществления контроля за физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и получающими доходы от реализации транспортных средств, в ст. 166 Налогового кодекса определен имущественный доход в виде прироста стоимости при реализации механических транспортных средств и прицепов, подлежащих государственной регистрации и находящихся менее одного года на праве собственности или полученных на основании доверенности на управление механическим транспортным средством с правом отчуждения. Иными словами, положительный прирост при реализации вышеназванного имущества относится к имущественному доходу, не облагаемому у источника выплаты, по которому физические лица самостоятельно исчисляют индивидуальный подоходный налог, по ставкам п. 1 ст. 145 Налогового кодекса и представляют декларацию в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса. С целью дальнейшего совершенствования налогового администрирования, в статьях 325 и 345 Налогового кодекса плательщиком земельного налога и налога на транспортные средства определен лизингополучатель.
А. Адильбекова, и.о. начальника отдела Управления методологии
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |