|
|
|
Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс в 2004 году
А. Кожабергенова, и.о. начальника отдела методологии косвенных налогов Управления методологии НК МФ РК.
Изменения в пункт 1 статьи 207 Налогового кодекса внесены в целях конкретизации лиц, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость. В связи с изменениями, внесенными в пункт 1 статьи 207 Налогового кодекса, уточняющие поправки внесены в статьи 208 и 210 Налогового кодекса. В соответствии с дополнением, внесенным в пункт 3 статьи 211 Налогового кодекса не является облагаемым оборотом по налогу на добавленную стоимость передача недропользователем при заключении контрактов о разделе продукции в собственность Республики Казахстан вновь созданного или приобретенного недропользователем имущества, использовавшегося для выполнения операций по недропользованию и подлежащего передаче Республике Казахстан в соответствии с условиями заключенного контракта на недропользование (подпункт 6) пункта 3 статьи 211 Налогового кодекса). Ряд изменений, внесенных в Налоговый кодекс, касается экспорта товаров. Так, с 1 января 2005 года экспорт лома цветных и черных металлов облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. (Пункт 1 статьи 222 Налогового кодекса). Кроме того, из Налогового кодекса исключена норма, предусматривающая предоставление копии импортной ГТД, являвшейся согласно пункту 2 статьи 223 Налогового кодекса документом, подтверждающим экспорт товаров в страны-участницы СНГ. Необходимо отметить, что получение подтверждения из страны импорта о фактическом ввозе товаров, вывезенных из Республики Казахстан, является мерой администрирования. Учитывая, что данная информация должна быть получена официально от государственных органов стран СНГ, налоговыми органами во избежание возмещения НДС из бюджета по лжеэкспортным операциям должны осуществляться запросы в соответствующие органы стран-импортеров о подтверждении фактического ввоза товаров, вывезенных из Республики Казахстан, на их территорию. При этом, направление запросов о подтверждении фактического ввоза товаров, вывезенных из Республики Казахстан, производится в рамках заключенных Республикой Казахстан международных договоров, например, таких как Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества, а также Соглашений о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства, заключенных Республикой Казахстан с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Правительством Туркменистана, Республикой Узбекистан. Введена норма, в соответствии с которой возврат товара в режиме реимпорта, вывезенного ранее в режиме экспорта, является облагаемым оборотом (подпункт 7) пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса). С целью предоставления возможности возврата НДС экспортеру по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, по внешнеторговым товарообменным (барьерным операциям), внесено дополнение в пункт 4 статьи 251 Налогового кодекса в соответствии с которым при определении суммы НДС, подлежащего возврату, по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям учитывается осуществление фактического ввоза товаров на территорию Республики Казахстан, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров. Кроме того, в целях сокращения времени проведения встречных проверок поставщиков плательщика НДС, подлежащих мониторингу налогоплательщиков, внесено дополнение в пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса, в соответствии с которым органы налоговой службы имеют право подтвердить достоверность предъявленных к возврату сумм налога на добавленную стоимость на основании налоговой отчетности, представляемой поставщиками, подлежащими мониторингу налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом. В целях приведения в соответствие со статьями 39 и 252 Налогового кодекса, согласно которым налоговое обязательство по уплате налогов может быть исполнено путем проведения зачетов, документом, подтверждающим уплату НДС за нерезидента в бюджет, будет также являться документ, выданный налоговым органом по форме, установленной уполномоченным государственным органом (Дополнение в пункте 5 статьи 221 Налогового кодекса). При этом, в случае уплаты НДС за нерезидента путем проведения зачетов в соответствии со статьями 39 и 252 Налогового кодекса, уплаченный налог подлежит отнесению в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость. (Изменение в пункте 4 статьи 235 Налогового кодекса). С целью стимулирования производства конкурентоспособных отечественных товаров в Налоговый кодекс введена норма в соответствии с которой обороты по реализации на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан казахстанских товаров, определенных в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, произведенных на территории, на которой действует таможенный режим «Свободный склад», освобождаются от налога на добавленную стоимость. Перечень указанных товаров утверждается Правительством Республики Казахстан (подпункт 17) статьи 225 Налогового кодекса). Кроме того, для создания равных условий как для импортируемых основных средств, так и для основных средств, произведенных в Республике Казахстан, при передаче их в финансовый лизинг, внесено дополнение в пункт 2 статьи 228 Налогового кодекса, в соответствии с которым передача имущества в финансовый лизинг освобождается от налога на добавленную стоимость при соблюдении условий, перечисленных в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса, а также если передаваемое имущество - казахстанские товары (согласно Перечню товаров, утвержденному Правительством Республики Казахстан), произведены на территории, на которой действует таможенный режим «Свободный склад». Также, в целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей, продукция которых может передаваться в финансовый лизинг, введено дополнение в подпункт 12) пункта 1 статьи 234 Налогового кодекса в соответствии с которым Правительством Республики Казахстан будет утверждаться не только перечень имущества, ввезенного лизингодателем в целях передачи в финансовый лизинг, но и порядок его формирования. При этом в указанный перечень подлежат включению только товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или его производство не обеспечивает внутренние потребности Республики Казахстан. С целью освобождения от НДС операций, осуществляемых банком, уполномоченным в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики, внесены дополнения в статью 227 Налогового кодекса, в соответствии с которыми к финансовым услугам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость относятся банковские операции и операции с ценными бумагами, осуществляемые без лицензии банком, уполномоченным в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики. В целях создания благоприятных условий для развития сети банкоматов и точек для обслуживания платежными карточками, что является одним из путей расширения безналичного оборота и способствует выводу средств из нелегального оборота, от налога на добавленную стоимость освобождается импорт оборудования для обслуживания платежными карточками, программное обеспечение и запасные части к нему, ввозимые для собственных производственных нужд. Внесена уточняющая поправка с целью конкретизации права налогоплательщика в определении налогового периода - месяц или квартал - самостоятельно, в случае, если за месяц складывается превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога. (Статья 246 Налогового кодекса). Изменение в подпункт 4) пункта 2 статьи 235 Налогового кодекса позволит плательщикам НДС указывать сумму налога на добавленную стоимость, выделенную отдельной строкой в проездном билете, выдаваемом на железнодорожном и авиационном транспорте, с указанием РНН налогоплательщика перевозчика, в реестре счетов-фактур. В целях эффективной поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей в реализации конкурентоспособной по цене и качеству продукции, а также для оказания помощи по широкомасштабной работе по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, пестициды (ядохимикаты) включены в перечень товаров, НДС по которым при импорте уплачивается методом зачета (подпункт 5) пункта 1 статьи 250 Налогового кодекса). Кроме того, из Налогового кодекса исключена норма, в соответствии с которой первая реализация построенного здания (части здания) жилищного фонда облагается налогом на добавленную стоимость (подпункт 1 пункта 1 статьи 226 налогового кодекса). Таким образом, с 1 января 2005 года реализация здания (части здания) жилищного фонда освобождается от налога на добавленную стоимость, за исключением реализации или аренды здания (части здания), используемого в целях предоставления гостиничных услуг, а также предоставления услуг по проживанию в гостинице. Что касается льгот, установленных для СМИ Законом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Закон), то необходимо отметить, что освобождение от НДС оборотов по производству, включая предоставление рекламных услуг и (или) реализации газетной и журнальной продукции отечественного производства, за исключением периодических печатных изданий, в которых реклама составляет более 2/3 площади печатного материала, а также обложение по нулевой ставке НДС оборотов по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг, осуществляемые телевизионными и радиовещательными организациями, применялись СМИ с 1 июля 2001 года до 1 января 2005 года. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) подпункт 17) статьи 57 и статья 61-1 Закона утратили силу с 1 января 2005 года. Таким образом, с 1 января 2005 года обороты по производству, включая предоставление рекламных услуг и (или) реализации газетной и журнальной продукции отечественного производства, а также обороты по производству и (или) распространению теле- и радиопродукции собственного производства, а также рекламных услуг, осуществляемые телевизионными и радиовещательными организациями Республики Казахстан, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |