|
|
|
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "Об охране атмосферного воздуха" Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Для придания организованного характера выполнения работ по сохранению чистоты атмосферного воздуха, улучшения его качества, предотвращения и снижения уровня вредного химического, биологического, радиоактивного, физического и иного воздействия на атмосферу, приводящего к негативным последствиям для населения и окружающей среды, необходим закон, регулирующий эти процессы. Цель настоящего Закона - установление правовых основ охраны атмосферного воздуха. Закон направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Более экологически эффективный и экономически выгодный подход при подготовке Закона - это создание общей регулятивной структуры, основой деятельности которой будет определение ясных и измеримых задач по сохранению чистоты атмосферного воздуха в республике в области охраны окружающей среды. Что касается загрязняющих веществ, выброс которых в атмосферу и концентрация их в воздухе возрастает и вызывает беспокойство в экологическом плане и в плане вредного воздействия на здоровье человека, эти задачи сосредоточены на установлении предельно допустимого содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, что приводит к отсутствию (прекращению) вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. По Закону должны быть определены лимиты выбросов по каждому загрязняющему веществу, оказывающему вредное воздействие на здоровье и окружающую среду. Закон предоставляет экономические стимулы для реализации стремлений следовать этим нормам и разрешает установление штрафов за превышение предельно допустимых норм выбросов. С учетом оценки состояния окружающей среды и защиты здоровья человека поставленные задачи, предельно допустимые нормы и прогнозы выбросов могут регулярно пересматриваться. Такой подход обеспечивает более эффективную охрану атмосферного воздуха и в целях совершенствования мероприятий по охране окружающей среды в пределах республики предусматривает возможность реального участия Казахстана в международных договорах по загрязнению атмосферного воздуха. События последних лет показывают, что нет гарантии от последствий в результате аварии ракет на территории республики и соседствующих территории, вследствие чего происходит выброс в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ. Решение проблем восполнения потерь, взыскания штрафов и других выплат требует законодательного урегулирования охраны атмосферного воздуха. Тщательно разработанная регулятивная структура, подкрепленная системой мер ответственности за случайные или катастрофические выбросы, будет гораздо более эффективна, чем, если бы действовала только система мер ответственности. Закон регулирует деятельность физических и юридических лиц, независимо от формы собственности, которая прямо или косвенно ухудшает или может ухудшить качество атмосферного воздуха. При подготовке проекта использовались положения модельного Закона Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ "Об охране атмосферного воздуха", принятого 8 декабря 1998 года, также были использованы Законы Республики Армения, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Узбекистан. Проект закона предварительно направлен в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство энергетики, индустрии и торговли, Казахойл, Испат Кармет, Шелл, Эксон мобил, АЭС, КЕГОК, Казахмыс, Шеврон, Аджип, Караганда Пауэр, Аксесс энерго, ССГПО, ОАО Алюминий Казахстана, АФЗ Феррохром, Евроазиатскую энергетическую корпорацию, ЗАО Экибастузский Энергоцентр, КазНИПИЭнергопром, ассоциацию электроэнергетиков Казахстана, Союз предпринимателей Казахстана, Казахстанскую экологическую ассоциацию, экспертам-экологам Д. Байдильдинову, И. Кубасовой, К.Елкину и другим. С учетом их замечании и предложении законопроект значительно доработан и усовершенствован. Принятие данного закона повлечет за собой признание утратившим силу Закона Казахской ССР "Об охране атмосферного воздуха" от 12 июня 1981 года. Проект Закона не предусматривает внесение изменений и дополнений в другие действующие законодательные акты. Настоящий проект также не предусматривает дополнительных расходов из бюджета и не требует увеличения штатов органов государственного управления вопросов охраны окружающей среды. Председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан Туякбаю Ж.А. О представлении проекта Закона Республики Казахстан "Об охране атмосферного воздуха В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан и пунктом 2 статьи 15 Конституционного закона Республики Казахстан от 16 октября 1995 года, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", а также пунктами 25, 26 и 27 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан, вносим на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об охране атмосферного воздуха".
М. Кемел К. Тулеметов Т. Сыздыков Ф. Унгарсынова СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ к проекту Закона Республики Казахстан "Об охране атмосферного воздуха" 1. Инициаторы законопроекта Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан 2. Состав рабочей группы по подготовке законопроекта 1. Байгарин К. - руководитель Центра по изменению климата 2. Кемел М. - депутат, секретарь Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента 3. Литвак В.- Советник ЮСАИД по изменению климата 4. Петсонк А. - независимый эксперт по экологии 3. Головной Комитет по законопроекту 4. Дата регистрации законопроекта в Парламенте РК 5. Заключение по законопроекту постоянных Комитетов Парламента РК 6. Заключение по законопроекту Правительства РК, министерств, ведомств и других государственных органов и общественных объединений 7. Научная экспертиза законопроекта не проводилась 8. Кому поручено выступить с докладом С. Даукееву - Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды 9. Наличие альтернативных проектов нет 10. Дата вручения законопроекта Парламенту РК 11. Дата рассмотрения законопроекта Парламентом РК в первом чтении и его результаты 12. Головной Комитет (комиссия), другой орган, которому поручена доработка проекта и подготовка его ко второму чтению 13. Вынесение законопроекта на всенародное обсуждение и его сроки не выносился 14.Заключение по законопроекту Комитета (перед вторым чтением) 15. Дата рассмотрения Парламентом законопроекта во втором чтении и результат 16. Время вступления Закона в силу 17. Прочие отметки
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |