|
|
|
Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств" от 11 декабря 2001 г. № 20/5346 Проект Закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств" (далее - проект Закона) разработан в соответствии со статьей 806 Гражданского кодека Республики Казахстан и пунктом 4.2.1. Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491. В настоящее время порядок проведения данного вида страхования определяется Положением об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 1996 года № 1319. Основной целью проекта Закона является обеспечение защиты законных интересов участников дорожного движения (граждан и организаций), которым причинен вред (жизни, здоровью и имуществу) в результате дорожно-транспортных происшествий и иных событий, связанных с эксплуатацией автотранспортного средства как источника повышенной опасности. Задачей проекта Закона является установление правовых, финансовых и иных оснований осуществления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств. Проект Закона предусматривает ряд новшеств по организации этого вида страхования с учетом международной практики и ориентирован на решение имеющихся актуальных проблем страхования ответственности владельцев автотранспортных средств. В частности, действие договора по этому виду обязательного страхования, заключенного одним лицом теперь может распространяться на всех лиц, имеющих право на управление одним автотранспортом на законном основании (существующее законодательство обязывает заключать отдельный договор в отношении каждого лица). С целью максимального охвата страхованием автовладельцев и профилактики дорожно-транспортных происшествий использованы некоторые экономические стимулы. Для страхователей - физических лиц размер страховых премий снижен в среднем на 25-30 процентов от существующих тарифных ставок, предусмотрена возможность увеличения тарифов в отношении автовладельцев, нарушающих правила дорожного движения. Сохранены льготы по уплате страховых премий для ряда социально незащищенных лиц (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и др.). Несмотря на значительное снижение размера страховых премий для населения, объем лимита ответственности страховщика (размер страховой выплаты) оставлен на прежнем уровне. Размеры страховых премий скорректированы с учетом новых территориальных коэффициентов. В настоящее время названные коэффициенты установлены исходя из данных об общем количестве автотранспортных средств и статистики дорожно-транспортных происшествий в разрезе областей. Такой подход, к сожалению, не отражает особенности дорожного движения внутри каждой области, поскольку значительная часть зарегистрированных автотранспортных средств и основной поток их движения приходится на города. Доля дорожно-транспортных происшествий в сельской местности намного меньше, что сейчас не учитывается при проведении страхования. Страховые премии, установленные для этой категории страхователей в настоящее время не соответствуют реальному объему рисков. Предлагаемая корректировка страховых тарифов представляется вполне справедливой, экономически обоснованной и учитывает законные интересы всех автовладельцев. Предусмотрено введение двух видов договора - стандартного и комплексного, что значительно снизит затраты по уплате страховой премии для страхователей - физических лиц, эксплуатирующих несколько автотранспортных средств. Конкретизированы права и обязанности сторон договора страхования, что позволит минимизировать возникновение спорных вопросов при возникновении страхового случая, существенно расширен перечень прав страхователя и обязанностей страховой организации. Введение данного Закона позволит обеспечить более высокий уровень защиты лиц, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. При разработке и обсуждении проекта участвовали страховые организации, их общественные объединения и иностранные эксперты. Принятие проекта Закона дополнительных финансовых затрат не требует.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |