|
|
|
Пояснительная записка Заключение научной правовой экспертизы Справочный лист Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц" Проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц" разработан на основании поручения Главы государства, данного 18 сентября 2002 года на 10 Форуме предпринимателей. Целью законопроекта является внедрение принципа "одного окна", согласно которому государственная регистрация юридического лица и постановка его на учет будут осуществляться в пределах одной процедуры в срок до 10 дней. Согласно действующему законодательству юридическое лицо после прохождения государственной регистрации в органах юстиции обязано встать на учет в органах статистики и получить статистическую карточку, затем должно пройти государственную регистрацию в налоговых органах и получить свидетельство налогоплательщика. При этом во все регистрирующие органы представляются оригинал или нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и статистической карточки, протоколы (приказы) о создании юридического лица и назначении руководителя, доверенность, квитанция об уплате сбора за постановку на учет и т.д. То есть, практически дублируются те документы, которые необходимы для осуществления государственной регистрации в органах юстиции. Согласно законопроекту государственная регистрация налогоплательщика в налоговых органах и постановка на учет в органах статистики будут осуществляться только лишь на основании извещения органов юстиции и без представления субъектом каких-либо других дополнительных документов. Извещение органов юстиции предполагается передавать в названные государственные органы через электронную связь в течение одного рабочего дня со дня осуществления регистрации. После того, как органы статистики произведут соответствующие регистрационные процедуры, статистическая карточка направляется в орган юстиции для выдачи ее субъекту. Таким образом, вся регистрационная процедура в трех регистрирующих органах должна завершиться в срок до десяти дней, а зарегистрированному юридическому лицу органом юстиции выдаются свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица, статистическая карточка и свидетельство налогоплательщика. Проектом закона также предусматривается внесение изменений и дополнений в законодательные акты "О производственном кооперативе", "О некоммерческих организациях" и "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" для уточнения учредительных документов, на основании которых они осуществляют деятельность, наименований их структурных подразделений и вопросов регистрации реорганизованных товариществ. В законопроекте также нашли отражение вопросы регистрации ликвидации юридического лица и определение оптимального пакета документов, необходимых для проверки соблюдения порядка ликвидации, исключения из единого государственного регистра ликвидированного юридического лица. В случае принятия данного законопроекта существенно будет упрощен порядок регистрации юридического лица и его обособленных структурных подразделений.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Министерство юстиции Республики Казахстан Заключение научной правовой экспертизы Наименование проекта нормативного правового акта: Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц". Назначение проекта нормативного правового акта: направлен на совершенствование процедуры государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан. Инициатор внесения проекта нормативного правового акта: Министерство юстиции Республики Казахстан. Структура проекта нормативного правового акта: 2 статьи. При проведении экспертизы рассматривались следующие вопросы: 1. Оценка качества, обоснованности и своевременности принятия проекта нормативного правового акта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц" (далее законопроект) 2. Проверка на соответствие законопроекта Конституции Республики Казахстан, нормативным правовым актам вышестоящих уровней, международным обязательствам Республики Казахстан. 3. Оценка социальных, экономических и научно-технических последствий принятия законопроекта. 4. Определение возможной эффективности законопроекта. 5. Определение наличия условий для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием законопроекта. Согласно Закону Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" все юридические лица, создаваемые на территории Республики Казахстан, независимо от целей их создания, рода и характера их деятельности, состава участников подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация включает в себя проверку соответствия учредительных и других документов, представленных на государственную регистрацию, законам Республики Казахстан, выдачу им свидетельства о государственной регистрации с присвоением регистрационного номера, занесение сведений о юридических лицах в единый Государственный регистр. После прохождения государственной регистрации в органах юстиции юридическое лицо обязано встать на учет в органах статистики и получить статистическую карточку. Затем, согласно Кодексу Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию в налоговых органах и получить свидетельство налогоплательщика. Во все регистрирующие органы юридическое лицо предоставляет оригинал или нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и статистической карточки, протоколы (приказы) о создании юридического лица и назначении руководителя, доверенность, квитанция об уплате сбора за постановку на учет. Целью законопроекта является внедрение принципа "одного окна", согласно которому государственная регистрация юридического лица и постановка его на учет будет осуществляться в пределах одной процедуры в срок до 10 дней. То есть разработчик предлагает государственную регистрацию и постановку на учет в органах статистики осуществлять только лишь на основании извещения органов юстиции и без предоставления юридическим лицом каких-либо других дополнительных документов. Таким образом, существенно будет упрощен порядок регистрации юридического лица, филиалов и представительств. Законопроектом предлагается статью 3 Закона Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" дополнить частью третьей, часть же 3 в статье 6 исключить. Этим исключением и дополнением разработчик предлагает перенести положение, предусматривающее, что территориально обособленные подразделения банков, не являющиеся филиалами и представительствами, создаются в порядке, определенном банковским законодательством, и учетной (государственной) регистрации не подлежат из статьи 6, предусматривающей порядок государственной регистрации в статью 3, предусматривающей перечень юридических лиц, филиалов и представительств, подлежащих регистрации. Предложенные изменения полагаем правомерными и обоснованными, поскольку анализируемое положение предусматривает, что территориально обособленные подразделения банков, не являющиеся филиалами и представительствами, не полежат учетной (государственной) регистрации, что логически относится к субъектам государственной регистрации, а не к порядку государственной регистрации. Законопроектом предлагается в абзаце втором статьи 5 после слова "лиц" дополнить словами "и учетную регистрацию филиалов и представительств". Статья 5 Закона Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" предусматривает компетенцию Министерства юстиции Республики Казахстан регистрировать только юридические лица. Однако статья 4 оговаривает, что Министерство юстиции Республики Казахстан осуществляет не только государственную регистрацию юридических лиц, но и учетную регистрацию филиалов и представительств. Таким образом, для устранения противоречий норм одного и того же нормативного правового акта, полагаем предложение разработчика правомерным и обоснованным. Законопроектом предлагается в части 9 статьи 6 "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" слова "его филиала или представительства" исключить. Данное исключение полагаем правомерным, поскольку статья 6 предусматривает порядок государственной регистрации, государственную же регистрацию проходят только юридические лица. Филиалы и представительства проходят учетную регистрацию, и ее порядок определяется статьей 6-1. Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты с целью уточнения учредительных документов, на основании которых юридические лица осуществляют свою деятельность, наименований их структурных подразделений и вопросов регистрации реорганизованных юридических лиц. В то же время и в действующей редакции Закона Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", и в предлагаемых разработчиком дополнениях и изменениях имеются противоречия нормам Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, к которой Республика Казахстан присоединилась 30 декабря 1999 года. На основании вышеизложенного, полагаем, что положения законопроекта своевременны и правомерны, кроме положения о требовании обязательной легализации документов, подтверждающих, что иностранное юридическое лицо создающее филиал является по законодательству иностранного государства юридическим лицом. Принятие законопроекта не повлечет негативных социальных, экономических и иных последствий, повлечет создание упрощенного механизма регистрации юридических лиц, их обособленных структурных подразделений, что будет являться фактором сокращения бюрократии в государственных органах.
Директор СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан но вопросам государственной регистрации юридических лиц" 1. Инициатор законопроекта Правительство Республики Казахстан (полное наименование государственного органа) 2. Рабочая группа по законопроекту Члены рабочей группы: Рахметов Н.К. - Руководитель: Рахимбеков Б. Г. - вице-министр финансов Республики первый вице-министр юстиции Казахстан Республики Казахстан Таймерденов М.Т. - председатель Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан Сапаров Е.А. - заместитель председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан Жолдасбаев С.И. - заместитель Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике Бекболат Р.С. - начальник управления правовой экспертизы, систематизации законодательства и правового всеобуча Департамента юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан Чикаева Е.А. - начальник управления информационных технологий Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Жанбулатова Ж.С. - начальник отдела методологии и администрирования специальных налоговых режимов Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан Турсынов Рахат - начальник отдела по разработке нормативных правовых актов и правовой экспертизе Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Тойгамбаев Р.3. - начальник отдела защиты прав предпринимателей Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан Бульдекбаева Г. А. - заместитель начальника управления координации Национального Банка Республики Казахстан 3. Головной комитет по законопроекту Комитет по законодательству и судебно- правовой реформе 4. Дата регистрации законопроекта в 10.09.2003 Парламенте Республики Казахстан 5. Заключение по законопроекту постоянных комитетов Парламента Республики Казахстан 6. Заключение по законопроекту Министерство индустрии и торговли, Правительства Республики Казахстан,Министерство финансов Республики министерств, ведомств, других Казахстан, Агентство Республики государственных органов, Казахстан по статистике - без замечаний; общественных объединений Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан с замечаниями (протокол разногласий прилагается) 7. Научная экспертиза законопроекта ЗАО "Институт законодательства Республики Казахстан" 8. Кому поручено выступить с Вице-Министр юстиции Республики Казахстан докладом по законопроекту - Бекбосунов С. М. 9. Наличие альтернативных проектов - нет 10. Дата вручения законопроекта Парламенту Республики Казахстан 11. Дата рассмотрения законопроекта Парламентом в первом чтении и его результаты 12. Головной комитет (комиссия), другой орган, которому поручена доработка проекта и подготовка его ко второму чтению 13. Вынесение законопроекта на народное не выносился обсуждение и его сроки 14. Заключение по законопроекту Комитета (перед вторым чтением) 15. Дата рассмотрения Парламентом законопроекта во втором чтении и его результат 16. Время вступления закона в силу 17. Прочие отметки
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |